Вестник Образования России - «УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ НАПРЯМУЮ ЗАВИСИТ ОТ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ» 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
  ГЛАВНАЯ arrow ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ arrow «УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ НАПРЯМУЮ ЗАВИСИТ ОТ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ»
    
Версия для печати Печать...

14.07.2017

Интервью с Натальей Владимировной ПАРШИКОВОЙ - статс-секретарем – заместителем министра спорта Российской Федерации профессором, доктором педагогических наук.

Уважаемая Наталья Владимировна, в России развитие физической культуры и спорта - в числе национальных приоритетов. Это еще раз было подчеркнуто на заседании Совета по развитию физкультуры и спорта, прошедшего в Краснодаре. Вопрос чрезвычайно важный, касающийся практически каждой российской семьи. И задачи стоят очень большие. Нужно ликвидировать кадровый дефицит, обновить методическую базу, решить проблемы материально-технического обеспечения. Сделать так, чтобы занятия физкультурой и спортом стали модным.

Стратегия развития физической культуры и спорта до 2020 года предусматривает, что доля граждан, систематически занимающихся в России физической культурой и спортом, к 2020 году составит уже 40% от общей численности нашего населения.

Скажите, пожалуйста, какими мерами и способами Министерство спорта осуществляет выполнение таких высоких количественных показателей?

Минспорт России осуществляет планомерную работу по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта Российской Федерации на период до 2020 года, Государственной программы Российской Федерации и Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта», которыми выстроена система достижения основных показателей развития отрасли.

Минспорт России ориентирует свою деятельность на все социально-демографические группы населения: обучающиеся, экономически активное население, граждане старшего возраста; лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды.

Осуществляется пропаганда физической культуры, спорта, здорового образа жизни.

В регионах ведется строительство спортивных объектов, занятия физической культурой и спортом организуются в учреждениях и организациях различной направленности.

Создана система физкультурных и спортивных мероприятий.

Утвержден Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), являющийся программной и нормативной основой системы физического воспитания населения, нацеленный на укрепление здоровья и всестороннее развитие личности средствами физической культуры и спорта.

Сегодня в стране наблюдается устойчивое повышение интереса граждан к занятиям спортом и в настоящее время 46,6 млн человек или 34,2% населения Российской Федерации систематически занимаются физической культурой и спортом.

Минспорт России прогнозирует достижение в 2020 году основных показателей, запланированных стратегическими документами.

Закон об образовании четко говорит, что подготовка олимпийского резерва и подготовка олимпийский чемпионов - не задача школ. По линии Минобрнауки России предусмотрены только «оздоровительные и спортивные программы и предпрофессиональные программы спортивной направленности».

Каково взаимодействие двух Министерств? В чем основное отличие программ, которые Вы предлагаете для общеобразовательных школ, от программ для спортивных школ?

Одним из основных направлений межведомственного взаимодействия является совместно проводимая политика Минобрнауки России и Минспорта России, направленная на удовлетворение потребности каждого ребенка в занятиях физической культурой и спортом.

Минспорт России является соисполнителем Концепции развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.

По дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта занимается наибольшая доля детей из числа всех занимающихся по дополнительным образовательным программам.

В настоящее время в Российской Федерации (по данным федерального статистического наблюдения по форме № 5-ФК за 2016 год) осуществляют подготовку спортивного резерва 979 специализированных спортивных школ олимпийского резерва, из них 958 находятся в ведомственном подчинении органов управления в сфере физической культуры и спорта, при этом 741 являются организациями дополнительного образования.

Также подготовку спортивного резерва осуществляют 3592 спортивные школы, из которых 1796 школ находятся в ведомственном подчинении органов управления в сфере физической культуры и спорта, 1715 школ – в ведомственном подчинении органов управления в сфере образования, 81 школа – в другой ведомственной подчиненности, при этом 3365 являются организациями дополнительного образования.

Деятельность организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности – это целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности, предполагающий свободу выбора и дающий возможность для личностного развития детей.

Дополнительное образование физкультурно-спортивной направленности является не только средством формирования культуры здорового образа жизни, но и условием для личностного развития и реализации физических и творческих способностей детей, готовых далее продолжить свою тренировочную и соревновательную деятельность.

Таким образом, деятельность организаций дополнительного образования направлена на подготовку спортивного резерва по средствам реализации общеразвивающих и предпрофессиональных программ, реализуемых в детско-юношеских спортивных школах и специализированных детско-юношеских спортивных школах на этапах спортивной подготовки: спортивно-оздоровительном, начальной подготовки и тренировочном этапе (этапе спортивной специализации). Основной задачей деятельности указанных образовательных организаций является массовое вовлечение обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом, участие в официальных соревнованиях по видам спорта, присвоение юношеских спортивных и спортивных разрядов, отбор одаренных детей для дальнейшего спортивного совершенствования, в том числе по программам спортивной подготовки.

Спортивная подготовка осуществляется организациями на основе программ спортивной подготовки в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки.

При этом федеральные стандарты спортивной подготовки включают в себя требования к условиям реализации программ спортивной подготовки, в том числе кадрам, материально-технической базе и инфраструктуре организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и иным условиям.

Образовательные организации дополнительного образования для реализации программ спортивной подготовки вправе создавать структурные подразделения по спортивной подготовке, в рамках которых осуществляется подготовка спортивного резерва за счет средств предусмотренных государственными программами «Развитие физической культуры и спорта в субъекте Российской Федерации (или муниципального образования».

Во исполнение указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в части увеличения числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70–75%, приказом Росстата России от 13 сентября 2016 № 501 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за дополнительным образованием и спортивной подготовкой детей» утверждена форма 1-ДОП, которая в том числе, отражает численность детей, занимающихся по программам спортивной подготовки.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации, данному по итогам заседания Совета по развитию физической культуры и спорта, состоявшегося 23 мая 2017 года, дети, занимающиеся по программам спортивной подготовки, будут учитываться в статистических показателях числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам.

Реализация программ спортивной подготовки, в отличие от дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта, направлена в первую очередь на подготовку лиц, проявивших свою одаренность в избранном виде спорта, и имеет целью пополнение резерва спортивных сборных команд Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Данный подход позволяет осуществлять концентрацию усилий регионов и муниципалитетов совместно с мерами федеральной поддержки для отбора и подготовки талантливых спортсменов, создания условий для работы их тренеров.

В соответствии с упомянутым поручением Президента Российской Федерации в настоящее время готовятся предложения о порядке проведения государственной аккредитации организаций на получение права осуществления деятельности по реализации федеральных стандартов спортивной подготовки и установлению соответствующего контроля (надзора) за качеством и полнотой услуг, оказываемых аккредитованными организациями.

На сегодняшний день Минспорт России организует и проводит крупнейшие комплексные спортивные мероприятия такие как: всероссийские спартакиады спортивных школ, спартакиады учащихся России, спартакиады молодежи России, которые являются неотъемлемой частью системы подготовки спортивного резерва.

По сложившейся практике проведения данных спортивных мероприятий, к участию допускаются спортсмены, вне зависимости от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы организаций, в которых они проходят спортивную подготовку или обучение по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта.

Деятельность Минспорта России и Минобрнауки России и в дальнейшем направлена на совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы межведомственного взаимодействия двух ведомств, при котором каждый ребенок может удовлетворить свои потребности в самореализации, в физическом развитии и совершенствовании.

Президент России Владимир Владимирович Путин на заседании Совета по развитию физкультуры и спорта в Краснодаре выразил недоумение в связи с обилием аббревиатур, обозначающих названия различных видов детско-юношеских спортивных школ, и призвал их унифицировать.

Если видение у Минспорта России как должны называться спортивные школы?

Перечень поручений Президента Российской Федерации, данный по итогам заседания Совета по развитию физической культуры и спорта, состоявшегося 23 мая 2017 года, содержит поручение Правительству Российской Федерации об утверждении Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, предусмотрев в том числе определение организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, их статуса и наименований.

Также одно из поручений предусматривает внесение предложений о порядке проведения государственной аккредитации организаций, независимо от типа и формы собственности, на получение права осуществления деятельности по реализации федеральных стандартов спортивной подготовки и установлению соответствующего контроля (надзора) за качеством и полнотой услуг, оказываемых аккредитованными организациями.

Всего указанный перечень поручений включает 19 поручений и имеет комплексный и системный характер. Его исполнение во многом требует пересмотра сложившихся методик и подходов в подготовке спортивного резерва с учетом современных тенденций мирового спорта, новых возможностей науки и технологии, а также новых вызовов последнего времени.

Определение статуса и наименований организаций осуществляющих подготовку спортивного резерва будет отражено в проекте Концепции подготовки спортивного резерва, представленного в Правительство Российской Федерации с учетом исполнения указанных поручений.

Вместе с тем, полагаем, что названия организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, должны содержать традиционные, укоренившиеся в отечественной практике слова и словосочетания, такие как «детско-юношеская спортивная школа», «спортивная школа олимпийского резерва».

Елена Исинбаева на том же заседании отметила в своем выступлении, что растут торговые центры, рестораны, но не строят спортивные площадки во дворах жилых домов, что необходимо принять меры по развитию уличных видов спорта.

Каким образом у нас сегодня обстоит дело с детским спортом и каковы перспективы развития в рамках постолимпийского наследия? Над какими направлениями в детском спорте еще следовало бы поработать?

В соответствии с Программой постолимпийского использования олимпийских объектов предусмотрена передача 15 спортивных и

6 туристических олимпийских объектов в ведение органов исполнительной власти и организаций.

По целевому назначению используются все олимпийские спортивные объекты – Ледовый дворец спорта для фигурного катания и соревнований по шорт-треку («Айсберг»), Тренировочный центр для фигурного катания и шорт-трека, Комплекс трамплинов К-125, К-95 («Русские горки») и трасса для лыжного двоеборья, входящие в состав ФГБУ »Южный федеральный центр спортивной подготовки» Минспорта России, Санно-бобслейная трасса (центр санного спорта «Санки») в составе ФГБУ «Центр спортивной подготовки сборных команд России» Минспорта России, Ледовая арена для кёрлинга («Ледяной куб») ООО »Инвестиционно-строительная компания «Славобласть», Большая ледовая арена для хоккея с шайбой (ледовый дворец «Большой») Краснодарского края, Малая ледовая арена для хоккея с шайбой («Шайба») и Тренировочная ледовая арена для хоккея, входящие в структуру образовательного центра «Сириус» (далее - Центр), созданного в городе Сочи образовательным Фондом «Талант и успех», Совмещенный комплекс для проведения соревнований по лыжным гонкам и биатлону («Лаура») ПАО «Газпром», Горнолыжный центр «Роза Хутор», сноуборд-парк и фристайл-центр («Экстрим») ООО «Роза Хутор», Крытый конькобежный центр «Адлер-Арена» и Сочи Автодром НАО »Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края «Омега» (далее – центр «Омега»).

Круглогодичную загрузку олимпийских спортивных объектов обеспечивают спортивные соревнования международного, всероссийского, регионального и муниципального уровней, тренировочные мероприятия основного и молодежного состава сборных команд Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также культурно-массовые мероприятия, включая конгрессы и форумы международного уровня.

В 2014 году на базе тренировочной арены для фигурного катания и шорт-трека открыт Центр спортивной подготовки по фигурному катанию на коньках Т. Волосожар и М. Транькова. Ежегодно в школе обучаются до 200 спортсменов в возрасте от 6 до 18 лет.

На базе Крытого конькобежного центра «Адлер-Арена» открыты региональная академия тенниса с двумя грунтовыми кортами и тремя кортами с твердым покрытием, Центр гимнастики Юлии Барсуковой и хоккейный тренировочный центр «Буллит».

Малая ледовая арена для хоккея с шайбой («Шайба») на 7 тыс. зрителей и Тренировочная ледовая арена для хоккея в 2014-2015 гг. принадлежали Минспорту России. В указанный период на них проводились соревнования по хоккею, в том числе Международный турнир по хоккею «Кубок Черного моря», Всероссийские соревнования юных хоккеистов «Золотая шайба» имени А.В.Тарасова, товарищеские матчи ХК «Сочи» и ХК «Кубань», кубок Евразии по хоккею среди детских команд «Хоккейная Сказка», турнир по хоккею в рамках Всероссийского слета «Хоккей собирает друзей», фестиваль любительских хоккейных команд «Ночная хоккейная лига», а также тренировочные мероприятия спортивной сборной команды Российской Федерации по фигурному катанию на коньках.

С 2016 года ледовая и тренировочная арены входят в структуру образовательного центра «Сириус» (далее - Центр), созданного в городе Сочи образовательным Фондом «Талант и успех».

Спортивные дополнительные предпрофессиональные программы Центра разработаны для работы с детьми, показывающими высокие спортивные результаты в хоккее и фигурном катании на коньках. Центр работает круглый год. Проезд и пребывание в Центре для детей бесплатное.

В 2016 году в Центре проведено 12 спортивных смен по 24 дня (с 1 по 24 число каждого месяца), 2437 спортсменов в возрасте от 10 до 17 лет прошли обучение по дополнительным предпрофессиональным программам, в том числе: хоккей - 1734 человека (из 34 регионов), фигурное катание на коньках - 623 человека (из 41 региона), шахматы - 80 человек (из 30 регионов).

Большая ледовая арена для хоккея с шайбой (ледовый дворец «Большой») Краснодарского края стала домашней ледовой ареной для клуба Континентальной хоккейной лиги - ХК «Сочи».

В решении задач по развитию физической культуры и спорта особая роль отводится общеобразовательным организациям. Вы являетесь членом коллегии Минобрауки России.

Как Вы считаете, обстоят дела в современной школе, в каком состоянии сегодня находится школьная спортивная база?

В государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2013 года № 402-р, предусмотрены меры по формированию здорового образа жизни граждан, развитию массового спорта, совершенствованию системы физического воспитания детей, подростков и молодежи, развитию детско-юношеского и студенческого спорта.

В Подпрограмме 1 «Развитие физической культуры и массового спорта» государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» в качестве одного из основных целевых показателей определено увеличение доли обучающихся (школьников) и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения с 34,5 % в 2009 году до 80 % в 2020 году (на 01.01.2017 г. – 74,8 %).

В рамках реализации Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Минспорта России ежегодно проводится около 200 многоэтапных соревнований для данной категории участников. На протяжении последних лет наиболее массовыми физкультурными мероприятиями среди обучающихся общеобразовательных организаций являются Всероссийские спортивные игры школьников «Президентские спортивные игры» (в 2016/17 учебном году - 6,1 млн. участников) и Всероссийские спортивные соревнования школьников «Президентские состязания» (в 2016/17 учебном году - 11,1 млн участников).

Принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.11.2015 № 2390-р «О перечне официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, подлежащих обязательному ежегодному включению в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также в планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», в том числе в него включено 22 мероприятия среди обучающихся общеобразовательных организаций.

Минспортом России совместно с Минобрнауки России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проводится системная работа по созданию условий, направленных на популяризацию здорового образа жизни, развитие массовых видов спорта, создание условий для вовлечения детей и молодежи в систематические занятия физической культурой и спортом в образовательных организациях, по месту жительства. Так, например, проводится активная работа по реализации Комплекса мер, направленного на развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом во всех образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 15 декабря 2014 года № ОГ-П8-9216.

В рамках решения вопросов доступности физкультурно-спортивной инфраструктуры для всех категорий детей, с учетом их индивидуальных потребностей за период с 2012 по 2016 годы Минспортом России совместно с Минобрнауки России утверждены следующие методические рекомендации:

- по совместному использованию спортивной инфраструктуры образовательными организациями, реализующими основные общеобразовательные программы, и организованными группами населения (коллективы спортивных школ, физкультурно-спортивные клубы по месту жительства);

- для преподавателей (тренеров) и организаторов внутришкольных и межшкольных физкультурных и спортивных мероприятий;

- по созданию и оборудованию малобюджетных спортивных площадок по месту жительства и учебы населения в субъектах Российской Федерации за счет внебюджетных источников;

- по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы.

Минспортом России совместно с общероссийскими спортивными федерациями проводится работа по разработке и внедрению учебных модулей по различным видам спорта в программу общеобразовательных организаций. В настоящее время разработаны модули «Самбо» и «Гандбол», разрабатывается модуль «Шахматы».

Вы работали в вузе по подготовке педагогических кадров по физической культуре.

Есть ли необходимость изменить систему подготовки педагогов, чтобы «физ-ра» стала самым любимым предметом? Что для этого необходимо сделать?

Изменить систему подготовки педагогов в физкультурных вузах необходимо. Во-первых, профессия «учитель физической культуры» и «тренер по виду спорта» имеют существенные различия. Если тренеру в большей мере важны медико-биологические знания, то учителю – гуманитарные. Для того чтобы физическая культура стала самым любимым предметом для школьников, учитель должен быть высокообразованным человеком. В подготовке учителей следует сделать акцент не столько на общую педагогику и психологию, сколько на культурологию, педагогический артистизм, психологию общения. Немаловажен и внешний вид: фигура, осанка, походка. То есть, необходимы также и эстетические знания. Техника выполнения различных спортивных действий, уровень развития физических способностей тоже очень важны для современного учителя, но это далеко не самое главное.

Педагоги волнуются о тех детях, которые освобождены от физкультуры по болезни. Почему в школах так много освобожденных от физкультуры? Именно освобожденных, которые во время уроков сидят на лавочках в спортзале и мирно беседуют.

Что необходимо сделать для этих детей? Нужно ли пересматривать медицинские нормы допуска до занятий физической культурой?

Освобожденных детей от уроков физической культуры по проблемам здоровья на самом деле не так уж и много. Большинство имеют «липовые» справки для того, чтобы не заниматься. Причин много, но главная – занятия физическими упражнениями для них не приносят удовольствия ни морального, ни физического. Люди избегают того, что неприятно. Они не хотят выглядеть неудачниками. И особенно это свойственно детям. Это напрямую зависит от качества преподавания предмета и личности учителя. Тем не менее, для таких школьников должны быть организованы занятия в специальных медицинских группах, где подбираются допустимые физические упражнения в соответствии с заболеванием. Но на таких занятиях обязан присутствовать медицинский работник, которого в школе нет. Учитель не хочет брать на себя ответственность за такие занятия и просто их не проводит, и школьники в таком случае только присутствуют на уроках.

Есть еще группа школьников, которая не может заниматься временно, в том числе и по причине плохого самочувствия. Учитель обязан в начале урока спросить о самочувствии. Если есть жалобы, то необходимо отправить ученика к медработнику. Но медработников в школах сейчас нет. Поэтому учитель таких детей не допускает к занятиям, но и не может их полностью освободить от урока.

То есть основная причина здесь заключается в проблемах организационных. А медицинские нормы здесь ни при чем. Необходима организация занятий физической культурой в форме специальных медицинских групп под наблюдением медработников. Полного освобождения от урока физкультуры не должно быть вообще.

Во многих школах России в школе есть только один учитель физической культуры.

Видите ли Вы варианты внедрения спортивно-ориентированного преподавания в таких школах? И в школах, в которых нет вообще спортивного зала?

Спортивно-ориентированный подход к преподаванию физической культуры в школах - идея очень хорошая, но она требует наличие квалифицированных специалистов по видам спорта и материально-технической базы. Если же нет спортивного зала и один учитель, то не следует сразу отказываться от такого подхода. Например, для того, чтобы весной и осенью заниматься легкой атлетикой, не требуется зал, а если это бег на средние и длинные дистанции, то даже и стадион. И зимой для бега на лыжах также не нужен ни зал, ни стадион. Многое зависит от учителя. Причем занятия легкой атлетикой и лыжами в большинстве случаев можно проводить в форме подвижных и ролевых игр. А есть еще и спортивное ориентирование, авиамодельный спорт и т.д.

Работа по внедрению комплекса ГТО рассчитана среди всех категорий населения страны до 1 марта 2017 года.

Каких показателей добилось Минспорта России в работе по внедрению комплекса ГТО?

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) введен в действие указом Президента Российской Федерации от 24.03.2014 № 172 с 1 сентября 2014 года.

В Федеральном законе от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» закреплены понятие комплекса ГТО как программной и нормативной основы системы физического воспитания населения, устанавливающей государственные требования к уровню его физической подготовленности, и полномочия по внедрению комплекса ГТО на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В соответствии с Положением о комплексе ГТО (постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 540) его цели заключаются в повышении эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечении преемственности в осуществлении физического воспитания населения.

Задачами комплекса ГТО являются:

увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Российской Федерации;

повышение уровня физической подготовленности населения;

формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни;

повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных информационных технологий;

модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов.

Структура комплекса ГТО состоит из 11 ступеней в соответствии с возрастными группами населения от 6 до 70 лет и старше.

Нормативно-тестирующая часть комплекса ГТО предусматривает государственные требования к уровню физической подготовленности населения на основании выполнения нормативов испытаний (тестов), рекомендаций к недельной двигательной активности.

Государственной программой предусмотрено, что доля граждан Российской Федерации, выполнивших нормативы комплекса ГТО, в общей численности населения, принявшего участие в сдаче нормативов комплекса ГТО, составит к 2020 году не менее 40%.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. № 1165-р утвержден план мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее – план).

Все субъекты Российской Федерации приняли региональные планы внедрения комплекса ГТО. Внедрение комплекса ГТО предусмотрено осуществить в три этапа. В рамках первого и второго этапов (сентябрь 2014 года – декабрь 2016 года) созданы система обучения кадров, электронная база данных с интернет-порталом комплекса ГТО, организационно-правовая и научно-методическая базы комплекса ГТО, проведена апробация государственных требований к уровню физической подготовленности населения среди обучающихся образовательных организаций в 85 субъектах Российской Федерации и в 21 субъекте среди других категорий населения.

В 2016 году была произведена корректировка нормативов испытаний (тестов) и требований к уровню физической подготовленности населения с учетом результатов тестирования с VIII по XI ступени комплекса ГТО, а также осуществлена дальнейшая интеграция комплекса в систему физического воспитания.

В рамках этапа повсеместного внедрения комплекса ГТО среди всех категорий населения Российской Федерации (с января 2017 года) показатели реализации комплекса ГТО будут включены в целевые показатели оценки социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

В настоящее время количество зарегистрированных участников на официальном Всероссийском интернет-портале комплекса ГТО составляет 5,8 млн россиян. Более 1,6 млн человек приступили к выполнению нормативов комплекса ГТО, более 470 тыс. человек (28,8% от числа приступивших) выполнили нормативы на бронзовый, серебряный или золотой знаки отличия комплекса ГТО.

Тесты комплекса ГТО легко измеряемы и объективны (на результаты не оказывают значительного влияния особенности телосложения, в частности тотальные размеры телосложения выполняющих нормы комплекса), а также не требуют дорогостоящего оборудования.

Для подготовки населения к выполнению нормативов комплекса ГТО прорабатываются комплексы и упражнения для самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ), индивидуальные занятия физическими упражнениями, средства и методы для подготовки к выполнению отдельных тестов комплекса ГТО, направленные на развитие физических способностей и двигательных навыков.

На основании утвержденных Методических рекомендаций в 2016 году была завершена разработка государственных требований к уровню физической подготовленности инвалидов в виде конкретных нормативов испытаний для всех возрастных и гендерных групп данной категории граждан.

В 2017 году предполагается провести апробацию данных нормативов в 14 субъектах Российской Федерации, а с 2018 – начать поэтапное внедрение комплекса ГТО для инвалидов.

На базе Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта создан научно-методический центр по реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов.

С целью организации медицинского сопровождения внедрения комплекса ГТО профильной комиссией по спортивной медицине Минздрава России утверждены и направлены в субъекты Российской Федерации:

Методические рекомендации «Медицинские противопоказания к учебно-тренировочному процессу и участию в спортивных соревнованиях» и «Медицинское обеспечение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся физической культурой и спортом»;

Методическое пособие для медицинских работников «Организация медицинского сопровождения выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

Установлено, что допуск к выполнению испытаний (тестов) комплекса ГТО осуществляется на основании заявки от образовательной организации, реализующей программы начального общего либо основного общего или среднего общего образования. Дополнительное медицинское заключение для допуска к выполнению испытаний (тестов) комплекса ГТО не требуется, поскольку в заявке указывается информация об отнесении учащегося к основной медицинской группе для занятий физической культурой в соответствии с приказом Минздрава России от 21 декабря 2012 года № 1346н «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них».

В рамках научно-методического сопровождения внедрения комплекса ГТО на базе Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма (СГАФКСТ) создан Научно-методический центр по реализации комплекса ГТО (далее – центр) и реализуется программа дополнительного профессионального образования «Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО): идеология, содержание и технологии внедрения».

Минспортом России и Минобрнауки России проведены обучающие семинары, в которых приняли участие более 1,3 тыс. человек из 67 регионов (руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственные за внедрение комплекса ГТО, руководители уполномоченных организаций по внедрению комплекса ГТО, представители образовательных организаций).

В 51 субъекте Российской Федерации проведены обучающие семинары, курсы повышения квалификации учителей физической культуры, работников образовательных организаций, медицинских учреждений и организаторов физкультурно-спортивной работы (в том числе волонтеров).

В субъектах Российской Федерации проведено 10 Всероссийских научно-практических конференций по проблемам внедрения комплекса ГТО. В целях кадрового обеспечения внедрения комплекса ГТО Минобрнауки России в 2014-2015 годах реализован проект «Внедрение практико-ориентированной модели повышения квалификации тьюторов - представителей региональных институтов повышения квалификации и руководящих и педагогических работников», а также ряд мероприятий, направленных на профессиональное развитие работников, вовлеченных в деятельность по развитию системы физического воспитания. Разработаны 2 образовательные программы повышения квалификации тьюторов по развитию физической культуры и спорта в сфере образования: «Профессиональная подготовка (повышение квалификации) тьюторов в области развития физической культуры и спорта» (72 часа) и «Организация и управление волонтерской деятельностью в процессе внедрения комплекса ГТО. Подготовка волонтеров в области здорового образа жизни и внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» (72 часа). В рамках представленных программ обучено 900 специалистов.

Координацию внедрения комплекса ГТО осуществляет координационная комиссия Минспорта России по введению и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», в состав которой включены представители Минобрнауки России, Минздрава России, Минтруда России, Минобороны России, Минкомсвязи России, уполномоченной организации-оператора комплекса ГТО - АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов» и иных заинтересованных организаций.

Аналогичные комиссии работали в субъектах Российской Федерации.

В настоящее время во всех 85 субъектах Российской Федерации работают 2 499 тысячи Центров тестирования населения по нормативам комплекса ГТО, порядок создания и функционирования которых утвержден приказом Минспорта России от 21 декабря 2015 г. №1219.

Центры тестирования создаются как некоммерческие организации исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, органами местного самоуправления в соответствии с федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Предусмотрена возможность наделения полномочиями центров тестирования уже существующих некоммерческих организаций, основными видами деятельности которых является деятельность в области физической культуры и спорта.

К работе в центрах тестирования привлечено более 108 тысяч человек. По данным субъектов Российской Федерации, до конца текущего года планируется открыть дополнительно еще более 300 Центров тестирования.

Количество зарегистрированных участников на официальном Всероссийском интернет-портале комплекса ГТО составляет 5,8 млн. россиян. Более 1,6 млн. человек приступили к выполнению нормативов комплекса ГТО, более 470 тыс. человек (28,8% от числа приступивших) выполнили нормативы на бронзовый, серебряный или золотой знаки отличия комплекса ГТО.

Минспортом России, Минобрнауки России, Минтрудом России и Минздравом России 22 января 2015 года утвержден «Комплекс мер по стимулированию различных возрастных групп населения к выполнению нормативов и требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) на 2015-2017 годы.

Структура комплекса предусматривает меры общего воздействия и индивидуальные меры стимулирования для молодежи и обучающихся, лиц, занятых трудовой деятельностью, а также лиц пожилого возраста.

Приказом Минобрнауки России 14 октября 2015 года № 1147 утвержден порядок приема по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам магистратуры, предусматривающий возможность начисления дополнительных баллов при поступлении на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета лицам, имеющим золотой знак отличия комплекса ГТО (пункт 8 комплекса мер).

В общеобразовательных организациях проведен первый Всероссийский урок «Готов к труду и обороне», посвященный истории создания и развития комплекса ГТО, распространению знаний о его нормативах и общей пользе занятий физической культурой (пункт 10 комплекса мер).

В рамках реализации мер по стимулированию лиц, занятых трудовой деятельностью, к выполнению нормативов комплекса ГТО приказом Минспорта России от 25 декабря 2015 года № 1248 утверждены методические рекомендации для работодателей по организации, подготовке и выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для лиц, осуществляющих трудовую деятельность (пункт 12 комплекса мер).

Кроме того, осуществлен мониторинг реализации работодателями пункта 32 Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 года № 181н (пункт 13 комплекса мер).

Для популяризации комплекса ГТО среди населения задействованы возможности ведущих средств массовой информации (ФГУП «ВГТРК», АНО «ТВ-Новости», ФГУП «МИА «Россия сегодня», ФГУП «ИТАР-ТАСС», АО «Первый канал», ОАО ООО «Национальный спортивный канал», «Телерадиокомпания «Петербург», ОАО «ТВ Центр», ОАО «Телекомпания НТВ», ФГБУ «Редакция «Российской газеты»).

Тематику Комплекса ГТО освещают телеканалы «Россия-1», «Россия-24», «Матч ТВ», радиостанции «Маяк», «Вести ФМ».

Для молодежной аудитории комплекса в профильных группах популярных социальных сетей «Вконтакте», «Инстаграм» и «Твиттер», опубликовали более 100 тыс. тематических информационных, фото- и видеоматериалов. В качестве членов виртуальных сообществ комплекса ГТО зарегистрировано свыше 45 тыс. пользователей социальных сетей.

Что Вы хотели бы сказать в заключение директорам образовательных организаций, преподавателям физической культуры - нашим читателям?

Директорам – урок физической культуры не менее значим для школьников, чем другие предметы. В здоровом теле – здоровый дух. Помнить, что умственная работоспособность напрямую зависит от физической работоспособности.

Учителям – стать примером для своих учеников, работать над собой, постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки.

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017