Вестник Образования России - Из истории Российского букваря (обзор азбук и букварей) 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
    
Версия для печати Печать...

14.07.2017

Заведующая отделом редких книг информационного центра «Библиотека имени К.Д. Ушинского» РАО Роза Ивановна ФАТЕЕВА

  1. XVI-XVII века. Азбуки как церковные поучения

С начала книгопечатания на Руси появляются первые печатные учебные книги, первое место среди которых принадлежит «Азбуке» Ивана Федорова. «Азбука» была издана в 1574 году во Львове, второе издание появилось в Остроге в 1578 году. В мире сохранилось только три экземпляра этих уникальных книг. К сожалению, ни одним из них не владеет Россия. «Азбука» 1574 года хранится в библиотеке Гарвардского университета (США), «Азбука» 1578 года хранится в Королевской библиотеке Копенгагена (Дания), и в Готском университете (Германия). В России распространены факсимильные издания «Азбуки».

ИЦ «Библиотека им К. Д. Ушинского» РАО является обладательницей факсимильного издания 1578 года. «Азбука» Ивана Федорова отражает древнюю церковнославянскую систему обучения грамоте, унаследованную от греков. Алфавит насчитывает 46 букв. «Азбука» в грамматическом разделе имеет рубрики: «По прозодии», где помещены сведения об ударениях; «По орфографии», которая включает сведения о частях речи. Упор делается на обучение чтению и письму, в конце книги следуют тексты молитв.

Таким образом, уже первая учебная книга отражает связь обучения и воспитания.

Вторым по значимости и по хронологии памятником российского просвещения является «Азбука» Василия Бурцова, изданная в 1634 году в Московском печатном дворе, где Василий Бурцов-Протопопов работал печатником. По сравнению с «Азбукой» Федорова Бурцев в своей книге уделяет больше внимания синтаксису и пунктуации. Популярность учебника в Московском государстве побудили Бурцова выпустить второе издание в 1637 году. В этом издании появилось предисловие, в котором Бурцов излагает свои взгляды на обучение грамоте. Предисловие заканчивается стихами:

Сия зримая малая книжица

По реченому алфавитица

Напечатана бысть по царскому велению

Вам младым детям к научению.

В ИЦ «Библиотека им К. Д. Ушинского» РАО имеется факсимильное воспроизведение «Азбуки» Василия Бурцова 1885 года издания.

В конце XVII в. просветитель и переводчик Карион Истомин для обучения будущего императора Петра I составил первые иллюстрированные, буквари («Малый букварь» 1694 г. и «Большой букварь» 1696 г.). Он впервые использовал принцип наглядности обучения. Каждая страница Букваря Кариона Истомина посвящена одной из букв алфавита. На странице представлены различные начертания букв, изображения предметов, названия которых начинаются на эту букву, нравоучительные стихи. Ниже, под буквами, помещены разнообразные по своей тематике иллюстрации: предметы обихода, одежда, церковная утварь, оружие, растения и животные и т.д. На каждую букву дано около десяти изображений. Всего в букваре более 400 рисунков. Для исполнения своего замысла создать иллюстрированный букварь, Истомин привлек известного гравера–печатника Леонтия Бунина. Роль Бунина в создании «Букваря» столь значительна, что Истомин на последней станице его представляет как соавтора.

В «Букваре» отсутствуют слогосочетания, нет грамматического раздела, так как с середины XVII века Московский Печатный Двор начал печатать грамматику отдельными изданиями. Примером тому может служить изданная в 1648 году знаменитая «Грамматика» Мелетия Смотрицкого.

«Грамматика Мелетия (в миру – Максима) Смотрицкого» является выдающимся памятником славянской письменности XVII века, отражает специфическое явление церковнославянского языка. Смотрицкий установил систему падежей, спряжений глаголов, определил виды глаголов, пометил лишние буквы славянской письменности, в которых она не нуждается. Им было выдвинуто пять ступеней обучения: зри (смотри), внимай (будь внимателен), разумей (осознавай), рассмотряй (анализируй), памятуй (запоминай).

Азбуки, буквари, грамматики XVI-XVII веков не только учили читать, но и прививали определенную нравственность, связанную с христианской моралью.

  1. XVIII век. Буквари для светского обучения

На пороге XVIII века был создан новый учебник, отражающий идеи просветительства, западноевропейские художественные веяния и энциклопедические представления русского человека.

В 1701 г. в Москве вышел "Букварь" Федора Поликарпова-Орлова - один из последних букварей, знакомивших учащихся с основами церковнославянского языка. В букваре впервые было введено сопоставительное изложение учебного материала на церковнославянском, греческом и латинском языках. Букварь Ф.Поликарпова содержал также трёхъязычный тематический словарь, в котором систематизирована специально отобранная лексика: слова, дающие сведения о земле, людях, их занятиях и потребностях. Здесь помещены сообщения о различных морях, планетах, звездах. Особое место отводится человеку, частям его тела, одежде, питанию, а также животному и растительному миру, который его окружает. Книга напечатана двумя красками: черной и красной. Издание украшают иллюстрированные заставки, концовки, которые интересно орнаментированы.

«Букварь» Поликарпова носит на себе печать двух эпох – допетровской и петровской. В период петровских преобразований, когда ощущалась нужда в образованных, знающих иностранные языки людях, потребность в данном пособии была велика. Книга переиздавалась много раз. Данный букварь вышел из печати накануне введения в России гражданского шрифта.

С именем Михаила Ломоносова и его учителя В. Ададурова связано формирование в России литературного языка и создание «Русской грамматики». Ломоносов написал «Российскую грамматику» в 1755 году, и в течение 50 лет она была лучшим учебным руководством русской общеобразовательной школы.

«Азбука Святого пророка Наума» издана предположительно в конце XVIII века, автор неизвестен. Св. пр. Наум жил в VII веке до нашей эры, прославился своим пророчеством, предвещая правосудие Божие Ассириянам. Автор Азбуки обращает внимание детей на помощь святого пророка Наума в учении. Начинали обучать грамоте словами «Пророк Наум наставь на ум». Художественное оформление Азбуки отличается оригинальностью. Страницы украшены растительным орнаментом. Изящные и удлиненные готические с характерным изгибом буквы, витиевато оформленные заголовки, поля книги как бы охватывают текст растительным орнаментом. Краски сочные и яркие - они сохранили чистоту и свежесть до наших дней, несмотря на пролетевшие столетия.

  1. XIX век. Буквари для народных школ

В XIX веке лучшими пособиями для детей, осваивающих русский алфавит, считались "Родное слово" К. Д. Ушинского, "Букварь для совместного обучения чтению и письму" Д.И.Тихомирова и Е.Н.Тихомировой и "Азбука" Л.Н. Толстого.

«Уметь читать, писать и считать - большое счастье», - говорил К.Д. Ушинский.

Букварь К.Д. Ушинского имел целью "упражнять все способности дитяти вместе с ученьем грамоте, развивать, укреплять, давать полезный навык и, как бы мимоходом, достигать обучения чтению и письму". Впервые изучение родного языка начиналось с анализа звуков. Вместе с учителем дети анализировали слова, сопоставляли звуки и писали по азбуке элементы букв и их соединений. Затем, отыскивая знакомые им буквы в коротких словах, дети читали слова и предложения. Такой способ обучения грамоте получил название "метод письма-чтения". В учебнике К.Д. Ушинского были предусмотрено также чтение текстов в "Первой после азбуки книге".

В практике школы всегда выживают пособия, дающие высокие практические результаты. Так «Родное слово» К.Д. Ушинского, вышедшее впервые в 1864 году, царило в детской литературе в течение полувека. Учебники Ушинского переиздавались 164 раза. «Родное слово» было выпущено тиражом 10 миллионов и разошлось по всей России. Не случайно современники называли его «народной детской книгой». Действительно, книга К.Д.Ушинского – это и хороший букварь, и занимательная книга для детского чтения, и мини-энциклопедия русской жизни.

Идеи Ушинского были положены в основу "Букваря для совместного обучения чтению и письму" (1873) Д.И.Тихомирова и Е.Н.Тихомировой. Проверенный многими поколениями (он издавался более ста шестидесяти раз), букварь Тихомировых до настоящего времени считается лучшим пособием для детей, изучающих русских алфавит, и используется сейчас в некоторых школах. Букварь содержит элементы прописи - в нём даются образцы письменных букв и тексты для списывания письменными буквами.

«Азбука» Л.Н. Толстого была любимым детищем писателя. В письме своей родственнице он признавался: «Азбуку» мою, пожалуй, не смотрите. Вы не учили маленьких детей, вы далеко стоите от народа и ничего не увидите в ней. Я же положил на неё труда и любви больше, чем на всё, что я делал, и знаю, что это одно дело моей жизни важное. Ее оценят лет через 10 те дети, которые по ней выучатся". В "Азбуку", помимо собственно букваря, Толстой включил сочинённые им самим рассказы и сказки, переложенные им басни Эзопа, а также пословицы и поговорки, загадки. Многие рассказы из "Азбуки" Толстого до сих пор используются для обучения детей чтению. «Азбука» Л.Н. Толстова впервые вышла в Москве в 1875 году тиражом 50 тысяч экземпляров, и только при жизни писателя переиздавалась 28 раз! Легче всего было бы назвать «Азбуку» учебной книжкой для самых маленьких. Но это была скорее настоящая, причем, уникальная энциклопедия в 4-х томах, в которую, помимо букваря, было включено множество рассказов, сказок, басен и научно-познавательных статей. О своем любимом детище Лев Николаевич писал и говорил охотно и много. «Рассказать, что для меня этот труд многих лет – азбука, очень трудно. Гордые мои мечты об этой азбуке вот какие: по этой азбуке только будут учиться два поколения всех русских детей, от царских до мужицких, и первые впечатления поэтические получат из нее». Так писал Лев Николаевич в 1872 году.

  1. XX век. Буквари для ликвидации неграмотности и буквари советской школы

По декрету СНК «О ликвидации неграмотности» (декабрь 1919 г.) все население республики в возрасте от 8 до 50, не умевшее читать или писать, обязывалось учиться грамоте на родном или русском языке. Предусматривалась также организация обучения детей школьного возраста, не охваченных школами. Были созданы школы для переростков, школы при детских домах, колониях, организовывалось обучение грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов.

В 1920–1924-е гг. изданы специальные буквари для взрослых (Д.Ю. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской; В.В. Смушкова; Е.Я. Голанта). Было налажено издание массовых букварей и других учебных пособий для взрослых на украинском, белорусском, киргизском, татарском, чувашском и других языках.

В 1934 г. ВКП (б) и Совет Народных Комиссаров СССР приняли постановление об унификации учебной литературы, и все многообразие учебников было сведено к единственному варианту по каждой учебной дисциплине. Единственным издательством, имевшим право выпускать учебную литературу в РСФСР, был «Учпедгиз», впоследствии переименованный в «Просвещение».

В 60–80-е гг. XX в. таким пособием был Букварь, в создании которого принимали участие знаменитый детский поэт С. В. Михалков и известный художник В. А. Серов. Как и предшествующие советские буквари, он отличался излишней идеологизированностью, образы Ленина и великой Страны Советов были его обязательным атрибутом.

  1. XXI век. Современные буквари

С распадом СССР, в начале 90-х гг. в системе образования произошли существенные изменения. Было принято решение об отмене единой системы учебников; по каждому предмету для каждого уровня образования могло быть выпущено несколько версий. Государство осуществляет контроль качества учебников, присваивая гриф «Рекомендовано» или «Допущено», и только в этом случае он может использоваться в школе или высшем учебном заведении.

В настоящее время начальная школа располагает целой серией азбук и букварей разных авторов. Это учебники Бетенькова Н.М., Горецкого В.Г. и Фонина Д.С. 2001 г.; Букварь Бохорского Е.М., Быстрицкой С.В. 2001 г.; Азбука Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Пронина О.В. 1999 г.

 «Но среди многих других первое место в рейтинге вот уже в течение нескольких десятков лет занимают азбуки, называемые учителями «азбуками Горецкого». 60 % современных российских школьников обучаются по «Русской азбуке»!»

Чем же объясняется такая популярность и такая высокая продолжительность жизни «азбук Горецкого»? Во-первых, очень высокой эффективностью пособий. Обучение грамоте по этим учебникам давало и дает хорошие результаты. По данным азбукам массово обучаются грамоте дети, не умевшие до школы читать и даже не знавшие ни одной буквы.

Во-вторых, долголетие «азбуки Горецкого» объясняется тем, что она, как и азбуки создателей первых учебных книг для чтения, не только учила детей читать, но и ставила перед собой задачу научить детей трудиться.

Сейчас вариантов букварей множество, и каждая школа выбирает свою книгу, по которой дети начинают учиться читать. И в современных азбуках прослеживается идея уважения к учебе, к труду, к человеку, который трудится, так же как и в самых первых азбуках К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого. В современных русских букварях уживаются герои сказок, популярных детских телепередач, мультфильмов.

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017