Вестник Образования России - «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ – ЗОНА ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ» 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
    
Версия для печати Печать...

05.07.2017

В преддверии юбилейного X Всероссийского форума школьных библиотекарей «Михайловское 2017» наш корреспондент встретился с президентом Ассоциации школьных библиотекарей русского мира Татьяной Дмитриевной ЖУКОВОЙ и поговорил с ней о новом качестве школьных библиотек и современных компетенциях библиотекарей, о проектах РШБА, направленных на повышение читательской грамотности, и внеклассном чтении

Татьяна Дмитриевна, мы понимаем, что школьная библиотека – не просто место, где перед началом учебного года школьники получают необходимые учебники и учебные пособия. Важно не забывать о ее социальной составляющей – месте, где закладываются духовные и нравственные основы. Какие действия предпринимаются, чтобы не потерять эту составляющую?

За последние несколько лет государством был принят комплекс документов, касающихся сферы детства. Среди прочих важными являются «Национальная стратегия действий в инте­ресах детей на 2012–2017 годы», «Стратегия развития воспи­тания на период до 2025 года», «Концепция развития допол­нительного образования детей на период до 2020 года» (Стратегия дополнительного образования)». И во всех правовых актах отмечена важная роль школьных библиотек.

Президент Российской Федерации В.В. Путин не раз поднимал тему духовного обнищания России, которую поможет решить, в том числе, развитие библиотек.

23 декабря 2016 года на большой пресс-конференции Владимир Владимирович отметил: «Мы пытаемся возродить библиотеки в целом, на новой базе, потому что просто так прийти и перелистывать книжки очень интересно, очень важно посмотреть иллюстрации, чтобы текст был перед глазами. Современные носители информации вытесняют, конечно, книгу, это очевидно… Нужно библиотеки превращать в новые мультимедийные центры и с книгой, и с интернетом». Именно синтез классического печатного издания и новых технологий должна предлагать современная библиотека своим посетителям.

Все помнят идею В.В. Путина по созданию проекта «100 книг» – списка произведений для самостоятельного чтения, которые должен прочитать каждый выпускник российской школы. Для современных детей, которые слышат стилистически бедную речь, искаженную сленгом, ненужными заимствованиями, надо дать возможность прикоснуться к замечательным сочинениям прошлого и настоящего, к «великому русскому слову». Наша цель, как Ассоциации, сейчас именно в этом: прикосновением к хорошей книге преодолеть косность слова, возродить его красоту, его воспитывающую силу. Именно библиотеки первыми открывают перед маленькими читателями двери в увлекательный мир хорошей литературы. А Юрий Михайлович Лотман отмечал: «Есть два главных условия развития образованного и порядочного человека: это иметь возможность разговаривать с умным человеком и читать умные книги». И в этом контексте педагог-библиотекарь – очень важный человек в жизни школьника.

Как Ассоциация пытается справиться с духовным кризисом, косностью и скудностью языка?

Ассоциацией школьных библиотекарей русского мира для разрешения духовного кризиса был выдвинут ряд конкретных задач: мобилизовать, мотивировать общество, в первую очередь подрастающее поколение, на изучение русского языка и литературы. В воспитание гуманистически всесторонне развитой личности должны быть вовлечены социальные институты детства и юношества, в том числе детские и школьные библиотеки. 2016 год стал знаковым благодаря возрождению Общества русской словесности. Главным вопросом изучения Общества стало состояние русского языка и литературы в школах. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем выступлении на пленарном заседании первого Съезда Общества русской словесности отметил: «...В том-то и заклю­чается сила и величие русской литературы, что она способна вложить в сердца читающих свет истины, добра и любви, преодолевая любые особенности идеологического контекста, включая идеологические шоры, «железные занавес» и иные вредные внешние обстоятельства».

Мне была оказана большая честь – назначение руководителем рабочей группы по разработке критериев и порядка комплектования библиотек образовательных организаций.

Неутешительные результаты старшеклассников в международном тестировании PISA по качеству чтения показывают, что подростки владеют навыками только поверхностного чтения. А ведь судьба чтения – это судьба образования, судьба страны. Эти вопросы волнуют и Министра образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильеву, которая на Форуме «Российская словесность – культурный код нации и основа воспитания уважения и любви к родному Отечеству» отметила: «Меня очень сильно волнует ситуация в начальной школе, особенно «родное чтение» и возвращение внеклассного чтения».

Наша ответственность как профессионалов – книжников – за последствия низкой культуры чтения подтолкнула нас искать эффективные механизмы для продвижения чтения. Нужны проекты, влияющие на общество, прежде всего на родителей. Набирает силу наш стратегический проект – Движение «Молодая Россия Читает». Важнейшими проектами и инициативами этого движения стали: разработка методических материалов для директоров школ «Родительское собрание по детскому чтению», создание клубов «Читаек» в детских садах и начальных классах на базе нашего детского журнала «Читайка».

И важнейшим проектом Ассоциации стал проект «Читающая мама – читающая страна», в котором мы соединили отечественные и современные зарубежные подходы. Например, в Шанхайских школах помимо учительских есть родительские комнаты, где работают клубы читающих мам. Здесь они могут пройти занятия по психологии и педагогике детского чтения. А каждую пятницу одна из подготовленных мам читает детям вслух отобранное произведение из детской классической и современной литературы. И по итогам дети определяют лучшую маму месяца. Проект стал информационным поводом для СМИ, в том числе и для телевидения, где проводится просветительское шоу. При посещении одной из школ Шанхая директор сказал, что в результате этого проекта им удалось втянуть родительскую энергию в создание настоящей читательской среды в школе. А у нас проблема, на ряду с фондами школьных библиотек, – слабая читательская среда: ребёнок растет в окружении нечитающих взрослых и в отсутствии качественных фондов детской литературы в домашних и школьных библиотеках.

В реализации такого же проекта мы использовали наш отечественный опыт. Во время кризиса детского чтения на рубеже XIX–XX веков известный педагог В.П. Острогорский создал аналогичный проект. Мы отсканировали его знаменитые письма матери о чтении, соединили шанхайский опыт с российским, и на основе этого создали свой проект. Особое внимание направлено на молодых матерей, чье детство пришлось на 90-е гг. XX века. Большинство из них не испытывали счастья эмоциональной близости с матерью на материале книги и чтения. Отсутствие опыта общения с книгой привело к тому, что современные молодые мамы не понимают истинной ценности чтения.

В рамках проекта была выпущена книга «Добру откроем сердце». В целях обучающей практики было составлено и раскрыто на материале российских рассказов 10 тематиче­ских модулей. Среди них: «Доброта», «Совесть», «Правда», «Красота», «Сила воли», «Дружба» и другие. Сформирована концепция и логика разговора с детьми как по теме в целом, так и по содержанию конкретных рассказов. Дана подборка рабочих вопросов для обсуждения, предложен список допол­нительной литературы по каждому модулю.

Первой эксперимен­тальной площадкой проекта стал Камчатский край. Подхватил эту инициа­тиву Обоянский район Курской области. Надеемся, что и другие регионы России поддержат инициативу нашей Ассоциации.

Мы с Вами говорим сейчас о внешкольных занятиях, самостоятельном чтении, институте семьи, но ведь не менее важную роль играет и школа, такие дисциплины, как русский язык, литература. Ведь именно школьный библиотекарь осуществляет эту связь, как Вы считаете?

Для сегодняшнего школьника существует большая разница между школьными и «жизненными» предметами, и школа должна быть чувствительна именно к жизненным целям школь­ника, сделать его знание живым. А для этого не хватает важного звена между информацией, школьником и знанием, и таким звеном может стать школьная библиотека с умным библиотекарем, получившим опережающее образование.

Если педагогический состав школы работает в сотруд­ничестве с библиотекой, то она рассматривается не как «тот кабинет в конце коридора, где можно получить какую-нибудь книжку», а как лаборатория «активного познания», которая создает обогащенную инновациями среду и особый интеллек­туальный климат в школе.

Школьник на уроке в кабинете учителя-предметника видит мир только под углом этого предмета, а библиотека способна раскрыть ребенку целостную картину мира. И сегодня она становится не просто кабинетом № N, а надпредметным кабинетом в школе, развивает не частичное, а системное, нелинейное мышление у школьников.

Татьяна Дмитриевна, окружающий мир меняется, происходят глобальные процессы информатизации, которые затрагивают все сферы жизни. Нельзя не придавать им значения и оставаться в стороне от них. Помните, как у Л. Кэрролла: «приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее». Расскажите, как этот процесс отражается на школьных библиотеках?

Образование во всем мире находится в фазе глобальных изменений, которые порождены новыми технологиями и социальными изменениями. Приходят новые формы и модели образовательных иерархий.

Ключевой задачей всех участников образовательного процесса является поиск и оформление дееспособного сценария перехода в новую реальность. Решать поставленные вопросы пытаются сегодня на многих площадках, например на Форуме стратегических инициатив, прошедшем в июле 2016 года в Москве. На секции «Человеческий капитал. Как растить кадры для экономики 2035+» было отмечено, что новое поколение нуждается в новом наборе компетенций, которые невозможно сегодня получить в действующей системе образования. Были сформулированы требования к человеческому капиталу на основе «запроса из будущего».

Впервые за всю историю человечества дети начинают играть важнейшую роль в области освоения ИКТ. Информационная грамотность в качестве источника получения знаний очень важна. Но отсутствие необходимых навыков структурирования, анализа текста, поступающего в электронном виде, является поглотителем свободного времени. Школьная библиотека может играть ключевую роль и должна научить школьника справляться с потоком получаемой информации, критически ее оценивать. 

В условиях информационных войн, угрозы манипулиро­вания неокрепшим сознанием детей важным фактом стало принятие «Концепция информационной безопасности детей», утвержденной 2 декабря 2015 года распоряжением Правительства Российской Федерации. Эффективным меха­низмом реализации Концепции также может стать совре­менная школьная библиотека.

Самым эффективным инструментом решения информационной безопасности подрастающего поколения является формирование информационной культуры как у детей, так и у родителей. Ведь информационная безопасность достигается в большей степени не технологическими решениями (фильтрацией контента, созданием «черных списков»), а педагогическими, потому что лучшие фильтры (интеллектуальный, духовно-нравственный) находятся внутри человека. И здесь требуется государственный подход к организации информационной подготовки школьников. Одним из способов решения может стать внедрение в учебный процесс образовательных организаций всех ступеней и уровней обра­зования в качестве обязательного курса «Основы информа­ционной культуры личности». Реальную помощь в его прак­тическом внедрении могут оказать библиотеки, специалисты которых получили статус педагога-библиотекаря.

Серьезной проблемой также можно считать разрыв между необходимыми требованиями и возможностями. Важную роль в этом процессе занимает профессиональная подготовка и переподготовка преподавателей. И в этом контексте интересен опыт зарубежных коллег. В разных странах мира, например Великобритании, Австралии, Южной Корее поставлена задача трансформировать школьных библиотекарей в педагогов-библиотекарей, сделать их адептами перемен в образовательной сфере. Созданные системы переподготовки библиотекарей позволили эффективно развивать среду обучения.

В России также внимание государственной политики повернулось в сторону библиотекарей. Новый профессиональный стандарт педагога-библиотекаря обосновано повышает требования к профессии. Все мы должны соответствовать этим требованиям. Но необходимо учесть, что для реализации новых требований к профессии и библиотекарю, необходимы другие, новые условия работы. И наша общая задача – их создать.

Принятое на Госсовете решение по нашей теме, включение в ФЦПРО нашего направления (мероприятия 2.4, 2.3), принятие Концепции развития школьных информаци­онно-библиотечных центров создали условия для «великого» перехода российских школьных библиотек в свое новое ка­чество.

Школьная библиотека нового поколения – зона опережающего развития школы, ее зеркало и основной ресурс развития инновационной образовательной среды, и радостно, что проекты ФЦПРО в рамках мероприятий 2.4, 2.3 открыли нам имена замечательных директоров школ, для которых их библиотека стала визитной карточкой.

Как Ассоциация школьных библиотекарей русского мира пытается решить назревшие вопросы – ускорить процесс перехода библиотек в новое качество?

В сентябре прошлого года в Москве прошел Первый межрегиональный форум «Школьные библиотеки нового поколения». В нем приняли участие представители российского библиотечного сообщества из разных регионов России. В рамках работы Форума обсуждались пути развития библиотек, была выработана «дорожная карта» реализации Концепции, обсуждались и другие острые проблемы нашего сооб­щества: нормативно-правовая база, современные подходы к комплектованию фондов и развитие кадрового потенциала, то есть вопросы профессионального развития.

В рамках реализации Концепции мы подготовили анали­тическую справку по подходам к комплектованию фондов школьных библиотек мира и России. Очень интересные мате­риалы. Ознакомиться с ними можно на портале нашей Ассоциа­ции.

Этим летом Всероссийский форум школьных библиотекарей «Михайловское» пройдет уже в десятый раз, расскажите, какие мероприятия запланированы?

Одна из важнейших задач Ассоциации – создание своей библиотечной школы. В рамках ежегодных Всероссийских форумов «Михайловское» наши яркие российские библиоте­коведы проводят курсы повышения квалификации по акту­альным темам.

Форум является ключевым мероприятием реализации «Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров». Его соорганизаторами выступают Правительство Псковской области и Информационный центр «Библиотека имени К.Д. Ушинского» РАО при официальной поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Поскольку 2017 год объявлен Годом экологии в России, основной тематической линией Форума станет «Профессиональная компетентность школьного библиотекаря – важнейший фактор экологии культуры и образования». Как всегда в мероприятиях Форума примут участие авторитетные ученые, спикеры, модераторы и специалисты библиотечного дела. Предполагается широкая культурная программа, а также пленарные заседания, панельные дискуссии, демонстрации презентационных проектов, мастер-классы и многое другое.

Беседовала ответственный редактор журнала,
корреспондент Д.О. Николаева

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017