Вестник Образования России - Сенат активно создает инфраструктуру детской информационной безопасности 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
    
Версия для печати Печать...

13.06.2017

В стремительно изменяющемся мире, с приходом новых технологий вопросы безопасности детей и молодежи в сети Интернет выходят на первый план. К ним приковано внимание первых лиц государства, множатся дискуссии по поиску ответов на возникающие вопросы.

Редакция журнала «Вестник образования России» попросила заместителя председателя Комитета Совета Федерации ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству, председателя Временной комиссии Совета Федерации ФС РФ по развитию информационного общества Людмилу Николаевну БОКОВУ рассказать нашим читателям, какие шаги уже предприняты в сфере кибербезопасности детей, какие перспективы открываются.

В апреле 2017 года в Совете Федерации прошли парламентские слушания «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве». Они были посвящены одной из наиболее актуальных проблем современного детства – информационной безопасности маленьких граждан.

За несколько последних лет мы прошли большой путь – с нуля обеспечена реализация новых мероприятий, проектов и программ в данной сфере, что безусловно было вызвано выделении в Национальной стратегии действий в интересах детей 2012–2017 годы соответствующего тематического раздела и активной работой ведомств на всех уровнях.

Возглавляемая мной Временная комиссия Совета Федерации на протяжении последних трех лет активно участвовала в рамках данного направления и обеспечивала как запуск, так и необходимую поддержку в реализации данного направления. На площадке нашей комиссии были разработаны рекомендации парламентских слушаний, к чему были привлечены регионы Российской Федерации, эксперты нашей Временной комиссии, а также в первые в нашей практике сами педагоги и даже дети. Рекомендации охватывают различные сферы жизнидеятельности детей в информационном пространстве и уже в ближайшее время будут опубликованы.

Основой работы по разработке данных документов, конечно, стал наш опыт, который был сформирован во многом благодаря проведению Единого урока по безопасности в сети Интернет, который был выдвинут в качестве инициативы Председателем Совета Федерации ФС РФ Валентиной Ивановной Матвиенко на прошлых парламентских слушаниях в 2014 году.

Единый урок за три года стал одним из крупнейших мероприятий в сфере детства – ежегодно мы охватываем уроками о кибербезопасности и другими мероприятиями более 90 процентов школьников, а, например, в 2016 году в мероприятиях Единого урока приняло участие 12 400 000 детей. Важно отметить, что количество переходит в качество – так по данным различных исследований информационная культура и цифровая грамотность российских детей растет с каждым годом.

За три года работы нами была выработана в рамках Единого урока полноценная система мероприятий, проектов и программ по повышению уровня знаний и умений в области информационной безопасности двух аудиторий:

Первая аудитория – это конечно же сами дети и подростки. В рамках Единого урока для них проходят очные тематические уроки в школах, а также круглые столы, викторины, лекции, сетевые конкурсы, экскурсии и другие мероприятия на федеральном, региональном и районном уровнях. Мы объясняем детям, что в сетевой жизни есть такие же правила, как и в реальной. Есть правила дорожного движения, которым нужно следовать, чтобы не пострадать, есть нормы поведения – например, избегать общения с незнакомыми людьми, то правилам сетевой жизни мы наших детей не учим. Заходя в интернет, дети легко могут стать потенциальными жертвами преступников и мошенников разного рода. Таким образом, мы не просто обучаем жить в интернет среде, но и воспитываем их. Отдельно хотела бы отметить, что в прошлом году мы провели конкурс логотипов Единого урока среди детей, в котором приняло участие более 600 работ. Логотип станет единым символом мероприятий и программ в кибербезопасности и цифровой грамотности детей.

Вторая аудитория – это родители, которые зачастую не знают о жизни своих детей в сети. Для них организованы лектории, родительские собрания в школах, распространение памяток для родителей и отдельно хотела бы отметить опыт Иркутской области, где прошло областное родительское собрание, в котором приняли участие родители из всех районов области. Отдельное направление – это распространите информации об актуальности темы и мерах защиты детей через средства массовой информации. Очень отрадно, что многие СМИ в своих публикациях о Едином уроке размещают памятки для родителей, приводят основные советы по защите детей в сети, а также данные статистики. Родительская общественность привлечена к Единому уроку в этом году еще в одном формате. Мы обратились в крупные компании, такие как РЖД, Транснефть, Газпром, государственную корпорацию Ростех и другие, а также в министерства: МВД, Минобороны, Минэнерго, Минздрав России. Мы предложили сотрудникам этих организаций привлечь своих детей к мероприятиям Единого урока и получили безусловную поддержку.

Хотелось бы отметить тот факт, что за несколько лет кибербезопасность детей стала не просто актуальна, но и стала важным элементом в вопросе воспитания подрастающего поколения. Поэтому мы получили широкую поддержку на федеральном и региональном уровне. В более чем 60 регионах России в 2016 году прошли специальные мероприятия, организованные местными органами власти. В совокупности более 13 различных органов власти регионального уровня приняли участие в уроках. Члены нашей Палаты также пришли на уроки в школы, на родительские собрания и встречи с педагогами.

Также хотела бы отметить, что в 2016 году с помощью различных каналов и при поддержке Постоянного комитета Союзного Государства нам удалось вывести инициативу Совета Федерации на международный уровень. Мы активно вовлекаем в наши мероприятия детей стран СНГ. Это Украина, Белоруссия, Молдавия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Туркмения, таким образом Единый урок активно развивается как направление в 12 государствах. Мы планируем и дальше развивать международное сотрудничество и формировать единое информационное пространство на благо наших детей и нашего общего будущего. Кроме этого, российским опытом заинтересовались в Социалистической Республике Вьетнам.

В этой части хотела бы отдельно отметить российский проект «Сетевичок» – в проекте только в прошлом году приняло участие 260 000 детей из тех самых 12 государств СНГ и этот проект благодаря Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации был выдвинут на международную премию в сфере ИКТ, организаторами которого выступают Международный союз электросвязи и организации ООН. Проект уже прошел первый экспертный этап данной премии, на данный момент мы ожидаем публикации итогов уже народного голосования, но важно подчернить, что это первый российский детский проект, прошедший в истории конкурса на данный этап. Для нас в этом плане крайне важна независимая международная оценка, которую мы тем самым уже получили.

На базе проекта «Сетевичок» нами было запущено исследовательское направление. В прошлом году в исследовании «Образ жизни российских подростков в сети» приняло участие 130 000 респондентов, что стало крупнейшем в отечественной социологии молодежным исследованием, и сейчас мы обрабатываем полученные данные. Вместе с исследованием о цифровой жизни российских детей были также проведены исследования об участии детей во всех сферах молодежной политики, а также посвященной теме молодежного предпринимательства. Таким образом, мы на федеральном уровне обеспечиваем полноценное понимание жизни наших детей.

Также был запущен конкурс за заслуги компаний и организаций в сфере информационного контента для детей, подростков и молодежи «Премия Сетевичок», в ходе которого лучшие информационные ресурсы и контент выбирают сами дети. В 2016 году более 3400 сайтов посетило 120 000 детей, что позволило не только прорекламировать детские сайты среди детей, но выбрать реально интересующие школьников ресурсы.

В январе этого года мы запустили систему ротаций баннеров безопасных детских сайтов, которая представляет собой каталог баннеров детских сайтов, которые мы демонстрируем на сайтах школ, органов власти субъектов и даже администраций субъектов в формате «социальной рекламы». На данный момент в системе всего 14 баннеров федеральных порталов органов власти, такие как «Культура.рф» и детский сайт Президента России, но в мае их список будет пополнен сайтами победителями «Премии Сетевичок». Непосредственно на данный момент система ротаций баннеров установлена на 14 000 сайтах, и мы фиксируем увеличение количества переходов на сайты, баннеры которых установлены в системе. Таким образом, нам удалось создать практический механизм не только отбора лучших детских сайтов, но и создать инфраструктуру для их поддержки, которой ранее не было.

Также хотела бы отметить, что в этом году нами был запущен Национальный рейтинг детей и молодежи «Страна молодых», который представляет собой систему дистанционных конкурсов по современным компетенциям, таким как квест «Сетевичок» и выявлении на их основе талантливых детей нашей страны. Так в ходе этого учебного года участниками мероприятий Рейтинга стали 630 000 детей и более 5000 вошли в реестр талантливых детей, которых мы уже включили в работу нашей комиссии. Хочу отметить, что именно в регионах проект пользуется большой популярностью, поэтому уже 25 регионов включили его в свои планы, более 3500 учреждений работают с проектом в формате дополнительного образования и внеурочной деятельности. Уже в новом учебном году мы планируем перейти в планку в 1 миллион охваченных в мероприятиях школьников.

Следующим этапом нашей работы стало создание общественно-экспертных направлений. Так в рамках нашей Временной комиссии создан Экспертный совет по информатизации системы образования и воспитания, в который на данный момент вошло более 20 000 педагогов из регионов нашей страны. Экспертный совет — это принципиально новый формат нашей работы, поскольку все активности проходят в сети. В рамках Экспертного совета в качестве примеров мероприятий осуществлялось сбор предложений для наших слушаний, а сейчас на сайте проходит мониторинг безопасности образовательной среды, который был прописан в первоочередных мерах Национальной стратегии действий в интересах детей 2012–2017. Важно отметить, что даже сама анкета мониторинга прошла общественное обсуждение членов Экспертного совета и теперь анкета охватывает все сферы безопасности российских школ – вместо первоначальных 90 вопросов сейчас в анкете более 300.

Именно работа с педагогами напрямую в ходе проведения Единого урока по безопасности в сети Интернет стало причиной разработки нами межпредметного курса «Основы кибербезопасности», который представляет собой методику преподавания кибербезопасности не только в рамках учебных дисциплин «Информатика» и «ОБЖ», но и других, например «Биология». Более 100 страниц текста курса были разработаны в зимой 2016–2017 года экспертами Временной комиссии под моим руководством и также прошли общественное обсуждение учителями из Экспертного совета и я надеюсь, что благодаря курсу мы решим проблему системного преподавания в школах информационной безопасности, поскольку не требует корректировок школьной программы и других требований.

На данный момент мы продолжаем работу по реализации мер Национальной стратегии действий в интересах детей 2012–2017 года и Концепции информационной безопасности детей, разработка плана которой началась в этом году. Также нам предстоит разработать и принять новый документ стратегического планирования – это программа «Десятилетие детства», которая определит вектор всей государственной детской политики на ближайшее десятилетие. Очень рассчитываем на наши регионы, учителей и детей, опыт с взаимодействия которыми мы уже выработали, и думаю, что у каждого читателя журнала «Вестник образования России» также имеются мысли и инициативы по столь важному вопросу.

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017