Вестник Образования России - «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ЭЛИТУ ПЕДАГОГОВ НУЖНО РАСТИТЬ» 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
    
Версия для печати Печать...

25.04.2017

Интервью с директором Института стратегии развития образования РАО, членом-корреспондентом РАО, членом Союза писателей Российской Федерации, д.филос.н., к.п.н., профессором Светланой Вениаминовной ИВАНОВОЙ

Уважаемая Светлана Вениаминовна, Ваш институт носит такое интересное наименование – Институт стратегии развития образования. Прошло два года, как он функционирует в новом виде, за эти года какие направления получили развитие?

Наш институт неслучайно носит такое интересное название, определяющее многое, потому что он объединил деятельность пяти институтов Российской академии образования, институтов, всегда занимавшихся серьезной проблематикой, но очень разных по своей сути. Из-за этого были опасения, как получится их объединить, не потеряв их уникальности и дав им поле для дальнейшего развития. Среди пяти институтов есть два  крупных – Институт теории и истории педагогики, занимающийся фундаментальными исследованиями в педагогической науке, и Институт содержания и методов обучения, занимающийся прикладными исследованиями, в них работают  известные авторы монографий и учебников для педвузов, разработчики содержания ФГОС, контрольно-измерительных материалов для государственной итоговой аттестации, авторы учебников. Слияние вначале было сложным, что естественно, но сейчас это слияние научных сил и школ стало  приносить хорошие результаты. Мы в полной мере занимаемся всеми видами деятельности научной организации: научными исследованиями, образовательной деятельностью (повышением квалификации педагогов и подготовкой научных кадров в аспирантуре и докторантуре), изданием журнала, публикацией научных материалов. У нас активно действуют два диссертационных совета. Мы проводим большое число конференций, семинаров и вебинаров.

2016 год завершили неплохо: более 70 монографий, учебников, пособий, почти 1500 статей в серьезных научных журналах и т.д. Наши сотрудники – очень активные авторы.

То есть произошло слияние научной школы и практико-ориентированных исследований?

Сегодня Институт насчитывает 16 научных школ, которые классифицированы и описаны в вышедшем недавно сборнике. При этом у нас действуют очень строгие требования – это соединение предложений  Министерства образования и науки Российской Федерации и собственных требований нашего Института. Например, в научной школе должно быть несколько поколений ученых, которые серьезно занимаются этой проблематикой,  должны быть ученики. В Институте существуют научные школы, которые насчитывают семь поколений. Конечно, для ряда институтов наличие научных школ традиционно, но наше объединение (укрупнение) позволило говорить о совместной работе, совместных исследованиях, которые актуальны и востребованы на сегодняшний день. Исследования проводятся на новом материале, на новом уровне с учетом поставленных задач Минобрнауки России, отчасти Рособрнадзором и, конечно, РАО.

При разработке нашей программы исследований мы сверяемся с программой фундаментальных исследований Российской академии наук на 2013–2020 годы, которая утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации в 2012 году, с нормативными документами – указами Президента Российской Федерации, перечнями поручений Советов по образованию и науке, стратегическими документами и приказами Министерства образования и науки Российской Федерации. Разумеется, что мы и участвуем в подготовке проектов документов различного характера, особенно касающихся содержания, технологий обучения и воспитания.

Например, несколько лет назад были введены ФГОСы по начальной школе. Закончился цикл их первого использования. Мы анализируем результаты их реализации, что хорошо, а что плохо. И с удовлетворением отмечаем, что – по различным данным –  внедрение нового стандарта в целом повысило качество обучения.

На данном этапе  страна готовится к внедрению стандартов основной и старшей школы. Этой ситуацией надо управлять с самого начала – анализировать, как они будут реализовываться, нужно вести работу с каждым предметником, с каждым учителем. Поэтому в Институте сейчас идет  активный период работы над  такими понятиями, как, например, «функциональная грамотность», «метапредметные навыки», «универсальные учебные действия». Сегодня не каждый учитель досконально понимает суть этих терминов, а как их формировать у школьника  и вовсе не знает. В настоящее время проведена большая  работа по подготовке методических рекомендаций, в частности, методических рекомендаций по читательской грамотности. Вышли новые книги по формированию метапредметных навыков. Институтом выпущено и подготовлено к печати более 70 монографий, учебников, учебных и методических пособий. Кроме того, сотрудники Института постоянно встречаются с учителями, у нас есть значительное число опытно- экспериментальных площадок, и мы с ними серьезно работаем, отрабатываем те методические и научно-методические материалы, которые мы можем предложить в школе. Это важная часть работы Института, которая ведется непосредственно в школах и для школ. Стоит упомянуть и повышение квалификации учителей, которое мы ведем постоянно, сотрудничая с региональными органами управления образованием, со школами. У нас этим занимается центр под руководством И.М. Логвиновой.

Если продолжить  разговор о прикладных исследованиях, то уже 20 лет в Институте работает Центр оценки качества образования, которым руководит Г.С. Ковалева. И все 20 лет страна участвует в международных исследованиях TIMSS, PIRLS и PISA. Кроме того – мы начали участвовать в исследованиях по финансовой грамотности, которые проводит Министерство финансов Российской Федерации. Все наши центры естественнонаучного, филологического, социально-гуманитарного, математического образования проводят вторичный анализ результатов, делают выводы, что можно посоветовать школе, чтобы повысить качество образования.

Помимо международных исследований, мы  работаем по проблеме оценки качества образования в регионах Российской Федерации, например, тесно сотрудничаем с Чеченской Республикой и Республикой Татарстан, Ямало-Ненецким автономным округом и др.  По различным аспектам нашей научно-исследовательской и образовательной деятельности мы сотрудничаем практически со всеми педагогическими университетами и факультетами страны, более чем с 20-ю регионами.

В нашем институте нельзя не говорить о фундаментальных исследованиях. У нас колоссальная история! Институт теории и истории педагогики был создан в 1944 году, во время войны, через год после учреждения Академии педагогических наук! Понадобилось почти 30 лет, чтобы выросла педагогическая фундаментальная наука, появились  весьма значительные исследования, зазвучали имена М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, В.В.Краевского, Н.М.Шахмаева, . прозвучало имя Новиковой Людмилы Ивановны. Сейчас ее именем названы институт повышения квалификации, школа. Наш приоритет – сохранение исторического наследия, развитие этих направлений с помощью учеников, выявление новой проблематики. Неплохо обстоят дела в Лаборатории общих проблем дидактики, в которой когда-то работали М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер,  очень хорошо работает Центр теории воспитания под руководством члена-корреспондента Н.Л. Селивановой, ученицы Л.И. Новиковой. Недавно вышел номер нашего журнала «Отечественная и зарубежная педагогика», посвященный памяти  В.А. Караковского. Школа В.А. Караковского родилась на практике, на основе системного подхода Л.И. Новиковой. Директор школы его имени – сотрудник нашего Института Д.В. Григорьев, ученик Н.Л. Селивановой.

Рассказывать о фундаментальных исследованиях можно долго. Скажу еще только, что  в институте третий год разрабатывается совершенно новое направление –  педагогическая семиология. Родоначальник этого направления член-корреспондент РАО М.А. Лукацкий. Его ученики и последователи – это группа молодых ученых, которые радуют тем, что подхватывают новые идеи..

Очень важная прикладная, практическая тема для науки – оформление интеллектуальной собственности, результатов научного труда. Оказалось, что несмотря на необходимость выполнять законодательство в этой сфере, гуманитарные науки в этом мало преуспели. Мы являемся в некотором роде первопроходцами в этой сфере.

Вы вскользь затронули тему ФГОСов. Отчего зависит качество работы по новым стандартам?  Какие результаты можно отметить уже сейчас?

Пока можно с уверенностью говорить о федеральных государственных стандартах начального образования. Потому что это состоявшийся за 4 года этап. Что он показал? Что в начале учителям было очень трудно. Понятно, они имели опыт работы по стандартам 2004 года, и им это помогало. Но, тем не менее, новые стандарты построены на системно-деятельностном подходе. Он требует других методик. Стандарт вносит новые понятия. Если даже посмотреть на последнюю книгу Н.Ф. Виноградовой, которая возглавляет Центр начального обучения ( а в этом году мы отмечаем 25-летие учебно-методического комплекта для начальной школы под руководством члена-корреспонлеа РАО Н.Ф.Виноградовой), она построена на том, что выявлено по результатам исследований, что происходит в школе, как работает учитель, какие результаты имеют ученики.

Но мы уже сегодня видим, что стандарт принес свои позитивные плоды при том, что есть трудности. Исследование PIRLS по четвероклассникам показало, что результаты учащихся нашей страны стали лучше. И нужно продолжать: обучать учителей тому, как формировать у учащихся метапредметные навыки, учить работать с текстом, как формировать читательскую грамотность на уровне основного звена, например, учителя математики и физики отмечают, что ребенок решает задачу плохо не потому что не понимает, а потому что он просто плохо читает. К сожалению, этот факт имеет место..

Многое в вопросах качества общего образования завязано на подготовку кадров, на педагогическое образование, на качество научных и педагогических кадров в университетах. Интеллектуальную элиту педагогов нужно растить. Это  одна из важнейших задач.

Вы говорили, что работаете непосредственно и со школами по всей стране. Расскажите об экспериментальных площадках Института, которые вы сопровождаете, в которых проводите исследования, более подробно.

У нас практически создана некая сеть  экспериментальных площадок. У нас  более ста площадок – школ, которые активно с нами работают. Точную цифру назвать сложно, потому что она меняется практически каждый понедельник. В этот день у нас проходит заседание ученого совета, на котором институализируются площадки, подписываются  соглашения о сотрудничестве с образовательными организациями, вручаются сертификаты, свидетельствующие о статусе нашей площадки.

Школа – это творческий, развивающийся коллектив, открытый к тому новому, что  может предложить наш Институт, новые методики и технологии. При этом, мне следует оговориться, что мы не можем апробировать новые учебники, потому что список рекомендованных учебников и учебных пособий утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.

А как стать экспериментальной площадкой Института стратегии развития образования РАО, что для этого нужно? Что для этого должен сделать директор, педагогический коллектив?

У Института большой коллектив – 180 научных сотрудников, которые помимо участия в научно-практических конференциях, курсах повышения квалификации и различных семинарах проводят огромное число своих мероприятий, например, вебинары. Многие читают издаваемые Институтом журналы, книги и пособия. Директора, завучи и учителя школ занимаются научной работой, становятся аспирантами Института. Нас знают, на нас выходят сами директора школ с просьбами включить их образовательную организацию в систему экспериментальных площадок. Это один из путей. Иногда мы сами обращаемся в известные школы, где занимаются интересными для нас направлениями работы.

По формальному признаку решения по законодательству никакого не требуется. Мы заключаем со школой соглашение о сотрдуничестве, не требующее выделения средств ни с какой из сторон.  К сожалению, мы не можем платить учителям за то, что они совместно с сотрудниками Института апробируют те или иные методики и технологии.

Сейчас не только в Москве, но и по всей стране возникают новые образовательные организации, полным ходом идет программа строительства новых школ. Собираются новые молодые, амбициозные педагогические коллективы, которые хотят включиться в работу с Вашим Институтом, но серьезных наработок у них в силу их недолгого существования пока нет. Могут ли они обратиться к вам и стать вашей экспериментальной площадкой?

У каждой экспериментальной площадки есть свой конкретный руководитель, который помогает разработать программу совместной деятельности, согласовать ее с нашим Центром управления инновационной деятельностью, в котором есть экспертная группа, которая рассматривает, дорабатывает, доводит эту программу до ума, чтобы добиться наиболее эффективного результата. После этого на ученом совете подписывается соглашение о сотрудничестве и вручается сертификат директору этой образовательной организации. Отчеты о проделанной работе также рассматриваются на ученом совете.

Это конкретная индивидуальная работа с каждой образовательной организацией. Школа должна встраиваться в научную деятельность Института, так же как  наша научная деятельность должна отвечать какой-то конкретной научно-прикладной задаче.

Президент РАО Людмила Алексеевна Вербицкая в интервью нашему журналу рассказывала о взаимодействии Российской академии образования с субъектами Российской Федерации. Какое участие Ваш Институт принимает в этом взаимодействии?

Мы работаем с Российской академией образования очень тесно, но это уже другая часть нашей работы. Например, в Волгоградском университете создан научный центр РАО, и мы в этой работе тоже принимаем участие – приглашаются наши специалисты, проводятся конференции или другие научно-практические методические мероприятия. Наши сотрудники входят в рабочие группы и научные советы РАО, в УМО по общему образованию. Мы проводим совместные конференции, председательство Президента РАО Л.А. Вербицкой придает особый статус нашим конференциям Особенно важны мемориальные конференции, посвященные памяти выдающихся ученых-педагогов – членов Академии: 115-летию М.Н. Скаткина, 100-летию С.Я. Батышева, 90-летию В.В. Краевского, 75-летию А.М. Новикова. Ожидается конференция к 100-летию И.Я. Лернера.

Руководитель Департамента образования города Москвы И.И. Калина предложил на заседании президиума РАО проводить академические субботы. Людмила Алексеевна уже провела одну, собралось более 500 учителей. Члены Института тоже подают свои темы для участия в академических субботах. Это позволяет ученым узнать глубже практику, а учителям задать вопросы и получить на них ответы из первых уст – от авторов учебников, авторов программ, монографий.

В институте работает много членов Академии. Мы – активные члены Отделений РАО, на нашей базе функционирует несколько Научных советов: Научный совет по истории педагогики и образования (М.В. Богуславский), Научный совет по дидактике (И.М. Осмоловская), Научный совет по сравнительной педагогике (под моим руководством) под эгидой Отделения философии образования и теоретической педагогики (академик-секретарь М.Л. Левицкий), Научный совет по экологии (А.Н. Захлебный) под эгидой Отделения общего образования (академик-секретарь С.П. Ломов), много совместных мероприятий и развитие наших научных школ (школы С.Я. Батышева-А.М. Новикова, школы С.Н. Чистяковой) связаны с Отделением профессионального образования (академик-секретарь С.Н. Чистякова). Так что сотрудничество с Российской академией образования очень и очень тесное.

Еще один вопрос, касающийся деятельности вашего Института, международный аспект. Вы как-то в предыдущих интервью говорили, что у вас есть взаимоотношения, в том числе с Белоруссией, Таджикистаном и рядом других стран ближнего зарубежья.

Институт тесно сотрудничает со странами постсоветского пространства – это и страны СНГ, и страны Балтии, Грузия. В этом году завершилась работа над большой монографией, которая называется «Образование в странах постсоветского пространства: 25 лет поиска собственного пути». Это четыре тома серьезнейшего глубокого анализа, проведенного нами на основе экспертных заключений и статистической информации из этих стран, на основе международных исследований и глобальных рейтингов. Материал получился очень обширным и очень интересным.

С 2011 года наш Институт является федеральной инновационной площадкой Минобрнауки России по странам СНГ. Например, мы тесно сотрудничаем c Белоруссией – с Белорусским государственным университетом, Гродненским государственным университетом имени Янки Купалы, Национальным институтом образования.

У нас 19 соглашений с университетами по всему миру, а сейчас мы готовимся подать документы на статус  кафедры ЮНЕСКО, и очень серьезно к этому относимся.

Мы Вас поздравляем с избранием в члены-корреспонденты Российской академии образования. Вот уже теперь Вы лично, будучи член-корром РАО, какие задачи для себя ставите?

Я недавно говорила с Людмилой Алексеевной Вербицкой, рассказывала ей, что у меня было два любимых вида деятельности в жизни – когда я была учителем русского языка и литературы в гимназии и сейчас, когда я занимаюсь наукой. Хочу продолжать научную деятельность. То, что, как мне кажется, в этой жизни я уже немножко научилась делать. И мне очень интересно заниматься развитием нашего нового объединенного института, вместе с коллективом достигать результатов, нужных педагогической науке и системе образования.

Каково Ваше кредо?

Мое кредо – стремиться только вперед, только достигать успеха, создавать команду и достигать результата. Я считаю, что только тогда  получается то, что принято называть коллективом. У нас есть команда, мы в этом не раз уже убедились. Это люди творческие, самодостаточные, добрые, и все работают на одну задачу - развития. Моя благодарность коллективу Институту огромна. И мои любимые слова: МИР ПРЕКРАСЕН.

Мир прекрасен – эта фраза как рефрен
В моей жизни не простой и небеспечной,
Мир прекрасен: этой мой счастливый крен,
Как побег от суеты для жизни вечной!

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017