- XXV МЕЖДУНАРОДНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ «1917–2017: УРОКИ СТОЛЕТИЯ»

 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
 
ГЛАВНАЯ
СРОЧНО В НОМЕР!
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
  ГЛАВНАЯ arrow ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ arrow XXV МЕЖДУНАРОДНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ «1917–2017: УРОКИ СТОЛЕТИЯ»
    
Версия для печати Печать...

30.03.2017

25–27 января 2017 года состоялись XXV Международные Рождественские образовательные чтения «1917–2017: уроки столетия».

Чтения открылись 25 января, в день памяти святой мученицы Татианы, Божественной литургией в Храме Христа Спасителя, которую провел Митрополит Московский и всея Руси Кирилл.

Торжественное открытие Чтений прошло также 25 января в Государственном Кремлевском дворце.

26 января в Государственной Думе ФС РФ состоялось торжественное открытие V Рождественских Парламентских встреч, в рамках которого прошло награждение победителей Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» и Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» 2016 года.

В этот же день в Государственной Думе ФС РФ прошли три тематических круглых стола – «Религия. Общество. Государство» (Совершенствование законодательства о религиозных организациях); «Соотечественники за рубежом: прошлое и настоящее»; «Духовно-нравственное воспитание в системе образования: состояние, проблемы, перспективы».

27 января в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялось Торжественное закрытие Чтений.

Приветствие Президента Российской Федерации В.В. Путина

Участникам, организаторам и гостям XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917-2017: уроки столетия»

Уважаемые друзья!

Поздравляю вас с открытием юбилейных, XXV Международных Рождественских образовательных чтений.

За прошедшие годы ваш форум заслужил высокий авторитет и признание, стал большим событием в общественной, культурной, духовной жизни страны. Важно, что в центре внимания участников Чтений — актуальные гуманитарные, цивилизационные проблемы, имеющие исключительное значение для настоящего и будущего России. Прежде всего, это вопросы совершенствования системы образования, просвещения, воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, уважения к истории нашего Отечества.

Убежден, что в ходе нынешнего форума представители Русской православной церкви, других традиционных религий России, известные ученые, педагоги, политики смогут предметно обсудить эти значимые темы. А главное — предложить отвечающие духу времени советы и рекомендации, призванные служить консолидации нашего общества, сбережению непреходящих духовных, нравственных ценностей, которые нас объединяют.

Желаю вам успехов и всего самого доброго.

Владимир Владимирович Путин

Приветствие Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева

Участникам и гостям XXV Международных Рождественских образовательных чтений

Ваше Святейшество!

Уважаемые друзья!

Приветствую вас на XXV Рождественских чтениях, которые вновь собрали священнослужителей, представителей общественности и педагогов из разных регионов страны, ближнего и дальнего зарубежья.

Нынешний Форум проходит в год 100-летия революций 1917 года. И поэтому его центральная тема — «1917-2017: уроки столетия» — является весьма актуальной.

Сегодня необходимо всесторонне, глубоко и объективно исследовать такие масштабные социальные катаклизмы, которые изменили ход не только нашей, но и мировой истории. Нужно помнить об этих событиях, знать их причины и уметь делать выводы. Ясно понимать, к чему ведет идеология социальной вражды, братоубийственная гражданская война, деление единого народа на «своих» и «чужих».

Конечно, существуют разные, порой диаметральные оценки того времени. Кто-то считает, что революция способствовала развитию нашей страны, кто-то называет её огромной трагедией. Об этом судить историкам и каждому человеку. Но важно одно — никакие идеологические различия и политическое соперничество не должны вести к разъединению общества, к взаимной нетерпимости. Наша страна заплатила за революцию миллионами жизней лучших своих граждан. И потому достойной памятью о них, о событиях 1917 года будет согласие и взаимопонимание в нашем обществе.

Убежден, что рекомендации и предложения, подготовленные в ходе вашей встречи, будут способствовать решению этой важной задачи. Желаю участникам и гостям Чтений плодотворной работы и всего самого доброго.

Дмитрий Анатольевич МЕДВЕДЕВ

Приветствие мэра Москвы С.С. Собянина

Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, организаторам, участникам и гостям XXV Международных Рождественских образовательных чтений

Ваше Святейшество!

Дорогие друзья!

Сердечно приветствую вас на открытии XXV Международных Рождественских образовательных чтений.

Четверть века назад конференция православных педагогов Москвы положила начало крупнейшему церковно-общественному форуму. Рост его авторитета свидетельствует о прочности наших духовных традиций и высокой востребованности диалога по актуальным вопросам образования, культуры, социального служения.

За последние годы московские школы, динамично развиваясь, добились значительных успехов, в том числе на международном уровне. При этом столичные педагоги берут лучшее из опыта отечественного просвещения, воспитывая в детях доброту, любовь и красоту.

Эти ценности обогащают и душевную атмосферу рождественской Москвы. Вместе с Русской Православной Церковью и другими традиционными конфессиями мы стремимся сделать наш любимый город еще более добрым и уютным. Рассчитываю на дальнейшее плодотворное взаимодействие, которое приносит большую пользу москвичам.

Желаю участникам юбилейных Рождественских чтений успешной работы, сердечного тепла и благополучия.

Сергей Семенович Собянин

Выступление Министра иностранных дел России С.В. Лаврова

Ваше Святейшество,

Дорогие друзья!

Для меня большая честь выступить на открытии XXV Международных Рождественских образовательных Чтений. Прежде всего хотел бы поздравить всех присутствующих с этим замечательным юбилеем.

За четверть века Чтения стали неотъемлемой частью общественной жизни России, важной дискуссионной площадкой, объединяющей представителей Русской Церкви, органов государственной власти, экспертных и научных кругов. Здесь обсуждаются наиболее актуальные проблемы, стоящие перед нашей страной, предлагаются пути их решения.

Тема встречи «1917-2017: уроки столетия» весьма актуальна. Сто лет назад Россия вошла в период небывалых испытаний. Весь 1917 г. был, по существу, годом революции, которая стала крупнейшим поворотным моментом в истории не только нашего государства, но и всего человечества, оказала колоссальное воздействие на ход исторического процесса. Причем это влияние носило сложный, многокомпонентный характер.

Данный юбилей – это возможность для объективного осмысления событий, которыми был насыщен век минувший. Хотел бы отметить живой интерес к этой работе со стороны россиян, проживающих за границей. Предстоящая осенью этого года Всемирная конференция соотечественников пройдет под девизом «Столетие Русской революции: единение ради будущего». Сегодня, когда перед нашей страной стоят масштабные задачи по обеспечению поступательного развития государства и народа, обращение к страницам прошлого, в том числе не самым простым, особенно востребовано. Как отметил Президент России В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию в декабре 2016 г., уроки истории нужны нам прежде всего для примирения, для укрепления общественного, политического согласия, которого нам удалось достичь.

Опыт нашей страны продемонстрировал бесперспективность «экспорта революций», насаждения собственной идеологии за границей. На нынешнем этапе мы осознаем всю бессмысленность таких действий и ничего никому не навязываем. Считаем, что любые внутренние преобразования надо осуществлять мирным, эволюционным путем, а их формы и темпы не должны вступать в противоречие с существующими традициями. Иными словами, народы должны сами распоряжаться своей судьбой.

К сожалению, какое-то время назад на Западе возобладали сторонники мессианского насаждения повсюду собственных ультралиберальных ценностей, перекраивания внутриполитического устройства суверенных государств, в том числе через идеологически мотивированные операции по смене неугодных режимов, включая применение силы. Провал подобных попыток очевиден, но за их последствия предстоит расплачиваться еще очень долго.

Наглядный пример – так называемая «арабская весна». Мы поддерживали стремление граждан стран Ближнего Востока и Севера Африки к лучшей жизни, к устойчивому процветанию, проведению необходимых реформ. При этом для нас было очевидно, что эти задачи следовало решать с опорой на выстраивание общенационального согласия. Однако вмешательство извне привело к превращению региона в пространство хаоса и анархии, чем незамедлительно воспользовались многочисленные радикалы. Как результат – ослабление или крах государственности в целом ряде стран, беспрецедентный всплеск международного терроризма и экстремизма, поразивший Европу масштабный миграционный кризис. Особое беспокойство и тревогу вызывает жестокое притеснение, а зачастую целенаправленное уничтожение христианского населения в регионе, разрушение культурных объектов всемирного значения.

Защите христиан посвящены мероприятия, которые Россия вместе с рядом партнеров ежегодно проводит в рамках Совета ООН по правам человека. Прискорбно, что Европейский союз уходит от обсуждения проблем христиан на Ближнем Востоке, прикрываясь пресловутой политкорректностью.

К «геополитической инженерии» относятся и события в соседней и братской нам Украине. Стремление поставить украинский народ перед ложным выбором «с нами или против нас», навязать ему извне рецепты развития страны стали причиной государственного переворота и последовавшего за ним кровавого внутриполитического конфликта. Преодолеть глубокий раскол, поразивший общество, будет весьма непросто. Но основа для этого есть – Минские договоренности, путь к выполнению которых лежит через прямой диалог и выстраивание согласия. Конечно, необходимо прекратить гонения на Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата, пресечь вмешательство государства в дела церкви, которая на протяжении веков способствовала единству украинского народа.

В отношении всех международных и региональных проблем отечественная дипломатия продолжит последовательно продвигать мирную, позитивную, взвешенную повестку дня в интересах снижения конфликтности, формирования более справедливой и демократической архитектуры мироустройства, которая отражала бы культурно-цивилизационное многообразие человечества с опорой на традиционные ценности, общие для всех мировых религий.

На основе многовекового исторического опыта и богатых традиций нашего народа будем укреплять по праву принадлежащую России роль одного из гарантов глобальной стабильности, центра притяжения для тех, кто привержен верховенству международного права, кто готов и стремится выстраивать коллективные подходы к решению общих задач, укреплять нравственные начала во внешней политике.

В этой работе Министерство иностранных дел будет и впредь наращивать плодотворное взаимодействие с Русской Православной Церковью, другими традиционными конфессиями России. Наше сотрудничество призвано способствовать предотвращению межцивилизационных и межконфессиональных разломов, нацелено на утверждение на международной арене идеалов мира и справедливости.

Убежден, что Чтения внесут полезный вклад в общие усилия на этом направлении, послужат упрочению согласия в нашем обществе, доверия и взаимопонимания в отношениях между государствами и народами.

Благодарю за внимание.

Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Ваше Превосходительство! Дорогие отцы, братья и сестры — участники XXV Международных образовательных Рождественских чтений!

Сердечно приветствую всех вас! И от души поздравляю всех нас с первым юбилеем Чтений.

Начало Чтений приходится на день памяти святой мученицы Татианы Римской — покровительницы студентов, в связи с чем особо поздравляю нашу учащуюся молодежь, преподавателей и руководителей вузов и желаю всем вам помощи Божией в трудах.

25 лет проведения Чтений — срок серьезный, и это побуждает нас подвести некие итоги работы за минувшую четверть века, осмыслить имеющиеся проблемы и обозначить планы и перспективы на будущее. Обо всем этом, думаю, расскажет нам в своем выступлении Преосвященный митрополит Меркурий, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

Рождественские чтения, ставшие за эти годы крупнейшим церковно-общественным и церковно-государственным мероприятием, посвящены на сей раз обсуждению темы, связанной с важной исторической датой.

В этом году исполняется 100 лет событиям, имевшим начало в 1917 году. Мы не ставим перед собою цель подвести некую черту под этим периодом и дать окончательную интерпретацию тому, что произошло в минувшем столетии. Но мы обязаны открыто говорить о том, что послужило причиной тех или иных событий и какими последствиями они обернулись для народов исторической Руси. Именно поэтому тема Чтений — не итоги, а уроки столетия.

Важно отметить, что по-прежнему остается актуальной необходимость объективных исследований истории нашего Отечества с 1917-го по 2017 год. Системная, взвешенная оценка причин и последствий произошедших событий необходима. Суждение как об известных деятелях этого периода, так и о людях, вовлеченных в те или иные события по разные стороны баррикад, должно основываться на всестороннем и честном осмыслении их действий. Нравственное осуждение преступлений, совершенных теми или иными лицами, не должно сужать взгляд на события тех лет, исключать возможность объективно оценивать их; тем более, ни в коем случае не следует приуменьшать признание подвигов миллионов наших соотечественников, искренне трудившихся на благо Родины и своего народа в те непростые годы.

I. О действии Промысла Божия в истории

Святая Церковь учит, что Бог действует в истории непрестанно, направляя человечество к конечной цели бытия — ко спасению. Говоря языком богословия, это называется Промыслом Творца о Своем творении.

Преподобный Иоанн Дамаскин так описывает действие Промысла Божия: «Промышление есть Божие попечение о существующем. Другими словами: Промышление есть воля Божия, которой все существующее надлежащим образом управляется. Так как Промышление есть воля Божия, то совершенно необходимо, чтобы все, происходящее по Промышлению, было несомненно самым прекрасным и самым достойным Божества, таким, что не могло бы быть лучше» [1].

Вникая в эти слова, невольно задумываешься и задаешься вопросом: а как же быть с войнами, революциями, геноцидами, катаклизмами, когда гибли тысячи людей, когда в небытие уходили целые города и даже цивилизации? Как быть со многими другими трагическими событиями, которые происходили и происходят в человеческой истории? Неужели в этом также являет себя Промысл Божий? Неужели и здесь действует всеблагая и всесовершенная воля Создателя мира?

Святитель Иоанн Златоуст таким образом разрешает это недоумение: «Всё управляется Промыслом Божиим; но одно бывает по допущению Бога, а другое совершается при Его содействии» [2]. Итак, что-то совершается при активном Божием участии и помощи, а что-то лишь попускается Господом как неизбежное следствие свободного выбора людей.

Тема действия Промысла Божиего неразрывно связана с таким сложным богословским вопросом, как свобода воли человека. Тот же Иоанн Златоуст в другом месте пишет: «Знай, что Бог все устрояет, о всем промышляет, что мы свободны, что Бог в одном содействует нам, другое только попускает, что Он не желает никакого зла, что не по Его только воле всё случается, но и по нашей: всякое зло только по нашей, всякое добро по нашей воле и вместе по Его содействию» [3]. Итак, в совершении зла присутствует человеческая воля, вопреки воле Божией. А в творении добра человеческая воля споспешествуется силой Божественного промышления.

Таким образом, можно сказать, что история — это действие воли Божией во взаимодействии с волей человеческой. Когда человек избирает добро и действует в соответствии с Божественным законом, Господь помогает ему на этом пути. Если же выбор человека происходит в пользу зла, если человек отходит от Божественных словес, то Господь оставляет человека, предоставляя ему возможность жить и действовать в соответствии со своим выбором. Отступление от Божественной Истины всегда становилось для человека печальной причиной последующих несчастий, бед и испытаний. Это касается как личной жизни каждого, так и жизни человеческих обществ и народов.

Бог, Который есть любовь и источник всякого блага, не может принимать участия в злых делах, ибо «праведен Господь, <…> и нет неправды в Нем» (Пс. 91:16), как свидетельствует Псалмопевец Давид. Это суждение справедливо не только в отношении каждого конкретного человека, но, как уже было сказано, и в отношении народов, поскольку Творец проявляет заботу как о каждом из нас, так и о целых нациях. «Он сотворил и малого, и великого и одинаково промышляет о всех» (Прем. 6, 7), говорит нам книга Премудрости Соломона.

Вместе с тем Промысл Создателя силен исправить и обратить во благо даже человеческие грехи и заблуждения, и ярким примером сему является минувшее столетие. Вопреки отступлению многих людей от веры, утрате духовных устоев и потере христианских нравственных ориентиров, история XX века знает многие примеры жертвенного служения Христу, а рубеж XX и XXI столетия стал временем нового обращения людей к Богу, временем духовного возрождения и преображения нашего народа.

II. Духовные истоки трагедии XX века

Минувшее столетие было омрачено революциями и смутами, приведшими к захвату власти радикальными политическими силами, братоубийственной гражданской войной, социальным и политическим разобщением народа, репрессиями в отношении отдельных лиц, социальных групп, сословий и народов, что привело к страданиям людей и многочисленным жертвам.

Что послужило причиной произошедших в нашей стране великих потрясений?

Конечно, было бы наивно считать, что обе революции 1917 года — и февральская, и октябрьская — произошли на пустом месте и совершенно спонтанно, как наивно было бы думать, что именно с 1917 года начались все беды века XX-го. Разумеется, причины указанных событий кроются в более глубоких исторических пластах. Ученые сейчас рассказали бы о накопившихся за предыдущие десятилетия противоречиях, о росте социального напряжения, о расслоении общества и социальном неравенстве, об экономических и внешнеполитических предпосылках.

Но у всякого значительного явления в истории всегда есть две причины: внешняя и внутренняя. Первая устанавливается путем научной работы: ученые собирают факты, разбирают причинно-следственные связи между ними и выводят закономерности. Внутренние же причины лежат в области духовной жизни.

События 1917 года и последовавшие за ними драматические деяния имеют глубокие духовные причины. Коренной слом традиционного уклада жизни — и я сейчас говорю, конечно, не о типе хозяйствования или политической модели, а о духовно-культурном самосознании народа — стал возможен только потому, что из повседневной жизни людей и, в первую очередь, тех, кто принадлежал к элите, ушло нечто очень важное. Несмотря на внешнее благополучие и благолепие, научные и культурные достижения, в жизни людей все меньше места оставалось для живой и искренней веры в Бога, понимания исключительной важности ценностей, принадлежащих духовной и нравственной традиции.

III. Гонения на Церковь, подвиг новомучеников и Великая Отечественная война

Почему мы называем произошедшие в XX веке события трагедией для нашего народа?

Мы говорим о нападках и репрессиях, которым подверглись верующие в тех странах, где к власти пришли атеистические режимы, о гонениях на Русскую Церковь, о разрушении храмов, о глумлении над святынями, над религиозными чувствами и убеждениями людей, об убийстве множества верующих и заключении их на длительные сроки в тюрьмы и концентрационные лагеря. И говорим, конечно, о страданиях не только верующих, но и всех невинно пострадавших, вне зависимости от их религиозных взглядов или национальности.

В то время власть грубо попыталась вытравить веру из жизни народа. Но насилие «не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью. Между ними самая родственная, самая глубокая природная связь» [4].

Главная трагедия народа заключалась в том, что, одурманенный сомнительными популистскими идеями, он позволил оболгать национальную историческую память, надругаться над своей традицией, веками создававшейся усилиями предков, позволил разделить себя на враждующие лагеря и поставить политические и социальные различия выше национального единства и культурной общности.

Оглядываясь сегодня на события тех лет, когда за исповедание веры в Бога можно было поплатиться собственной жизнью, мы можем с уверенностью сказать, что Господь по великой Своей милости даже самые чудовищные преступления обратил ко благу. Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской, кровью засвидетельствовавших верность Христу и Божественной правде, стал той духовной основой, благодаря которой возродилась вера в наших странах.

Юбилейный Архиерейский Собор, состоявшийся в августе 2000 года, принял решение прославить для общецерковного почитания в лике святых новомучеников и исповедников более 1200 угодников. На сегодня в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской включены имена более 1760 пострадавших за православную веру. Но важно не столько вписать имена подвижников в святцы, сколько научиться чтить их память, изучать их наследие, воспитывать подрастающее поколение в уважении к их подвигу. Мы возводим храмы, посвященные святым ХХ века, и вскоре состоится освящение еще одного из них, значимого не только для Москвы, но и для всей Русской Православной Церкви, — храма Воскресения Христова в память о новомучениках и исповедниках Церкви Русской на Крови, что на Лубянке.

Революционные испытания стали моментом истины для многих, но особенно для тех, кто некогда посвятил себя Богу. Кто-то отпал, не выдержав натиска гонений, но многие в этом горниле искушений обрели ту полноту веры и готовность идти ради Христа на смерть, какой раньше не имели. Несмотря на тягостное ожидание закрытия храмов, монастырей, выселения братии и сестер, внутри самой Церкви жила непоколебимая вера в то, что эти гонения — временное испытание, которое пройдет, и через него Церковь станет крепче, сильнее и здоровее.

Промыслительно, что Церковь вошла в период гонений, будучи укрепленной молитвой Поместного Собора 1917-1918 гг., одним из важных деяний которого стало восстановление Патриаршества и избрание святителя Тихона на московский Патриарший престол.

Избрание святителя Тихона Патриархом определило для него исповеднический венец, а Церкви в тяжелую годину испытаний дало мудрого пастыря, готового в нужный момент проявлять твердость, решительность и принципиальность в отстаивании церковной правды. Личность нового Патриарха не у всех находила понимание: кто-то считал его чрезмерно либеральным, кто-то, наоборот, упрекал святителя в консерватизме и отсутствии гибкости. Но Святейший Тихон не пытался кому-либо угодить. Он твердо свидетельствовал истину Божию. Уверен, что в том числе и его усердными молитвами пред Престолом Божиим наша Церковь и народ смогли себя сохранить.

Гонения на верующих и репрессии против значительной части народа также привели к исходу или изгнанию многих людей за пределы России. Многие сыны и дочери нашего Отечества были вынуждены покинуть родные места и осесть на чужбине.

По изволению Божию в условиях вынужденной эмиграции православные соотечественники не только сохранили свою веру и духовные традиции, но и познакомили с ними иностранцев, приведя многих в лоно Православной Церкви. Русское рассеяние стало средой, породившей выдающихся богословов и философов, которые приобщили зарубежную общественность к трудам, имевшим действительно особое значение и сыгравшим особую роль в истории русской философской мысли. Символической вехой в истории нашей Церкви стало обретение в 2007 году канонического единства Русской Православной Церкви в Отечестве с Русской Православной Церковью Заграницей.

Особым временем в истории Церкви и Отечества стали годы Великой Отечественной войны. Принесенные войной страдания вернули людей — хоть и не в полной мере — к осознанию важности духовных основ жизни. Противостояние общему врагу способствовало объединению людей, недавно разделенных братоубийственной бранью.

Немалый вклад в победу над иноземными захватчиками внесла и наша Церковь. Многие миллионы рублей были собраны Церковью для создания танковой колонны и авиационных подразделений, для обеспечения тыла и помощи раненым. Эти большие для того времени деньги собирались не от богатства, а от самого что ни на есть скромного образа жизни, порой в условиях недоедания и ограничения себя в самом необходимом. Свои средства православные люди отдавали государству — тому самому, представители которого еще не так давно расстреливали священников и взрывали храмы. Факт этой помощи — верный показатель того, что сила духа выковывалась не только на линии фронта, но и в молитвенной тишине некогда поруганных храмов, трудами и подвигами простых людей, несмотря ни на что сохранивших верность Христу.

Переживаемые народом испытания привели к возвращению памяти поколений и, в конечном итоге, к укреплению страны, разоренной в предвоенные годы. Появляется интерес к жизни и деяниям таких исторических личностей, как святые благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской, Кузьма Минин и князь Димитрий Пожарский, диакон Иван Фёдоров и другие, что выразилось, в частности, в создании кинофильмов, издании литературных произведений и написании художественных полотен.

В военный и послевоенный период было положено начало возрождению церковной жизни, выразившемуся в том числе в открытии храмов и монастырей и в избрании в 1943 году Патриарха Сергия. Это фактически стало вторым восстановлением патриаршества за одно столетие, а деятельность Святейшего Сергия, несомненно, имела для нашей Церкви в XX веке не меньшее значение, чем исповеднический подвиг святителя Тихона.

Впрочем, атеистическое давление на Церковь было ослаблено, но не преодолено, и со временем власть начала возвращаться к идеологической войне с Православной Церковью. Во многом это объяснялось тем, что в СССР религия оказалась прямым конкурентом идеологии.

Хрущевский период обернулся для Церкви новой волной гонений. В 1950-е годы выходит ряд постановлений, в соответствии с которыми надлежало усилить антирелигиозную пропаганду. В СМИ вновь начали публиковаться антицерковные и откровенно богохульные статьи и карикатуры, в которых высмеивались и оскорблялись святыни, христианская вера и священнослужители. Атеистически настроенный правящий слой был убежден в том, что Церковь отомрет как пережиток прошлого. А для того, чтобы этот процесс ускорить, власти усиливали давление на Церковь.

Когда началась подготовка к празднованию 1000-летия Крещения Руси, у Русской Церкви не было ни одной действующей монашеской обители в Москве, а количество храмов чуть превышало 6 тысяч на весь огромный Советский Союз. В преддверии торжеств государство вернуло Церкви Данилов монастырь в Москве, где в советские годы находилась детская колония, и разрешило провести праздничные мероприятия на территории обители, оговорившись, что это должно быть исключительно внутрицерковное празднование без всякого общественного резонанса. Но вышло совсем иначе, как никто и не предполагал. Для власти стал очевиден огромный интерес людей к жизни Церкви. Именно юбилейный 1988 год стал началом принципиального изменения отношения власти к Церкви и признания ею ошибочности политики, проводимой в отношении религии.

Для многих то, что произошло в год празднования 1000-летия, оставалось непонятным. После 70 лет гонений, физического уничтожения епископата, священников и мирян, пропаганды безбожия, атеистического воспитания в школах и вузах оказалось возможным религиозное возрождение народа, но, что самое главное, стал очевидным тот факт, что религиозность никогда и не исчезала из жизни нашего народа. У многих это вызвало удивление, а православные восприняли этот как чудо Божие, как зримое исполнение обетования Спасителя о том, что Его Церковь даже «врата ада не одолеют» (Мф. 16:18).

IV. Квазирелигиозные основания атеистической идеологии

Но как же случилось, что, живя все эти десятилетия под воздействием атеистической идеологии, которая как раз и была призвана воспитать человека-материалиста, вытравить из него и намек на проявление религиозного чувства, наш народ все же сохранил подспудно, в глубоких тайниках своей души стремление к Истинному Свету и Источнику Жизни? Конечно, при Божественном содействии. Но было еще нечто. Дело в том, что внешние изменения и идеологические установки не разрушили нравственное чувство народа, которое было сформировано христианскими ценностями и принципами. Более того, даже атеистическая идеология, порывая с Богом и религией, не посмела разорвать связи с нравственной традицией народа и пойти против нравственных идеалов народной жизни. Утверждение атеистического материализма в XX веке парадоксальным образом привело к формированию системы квазирелигиозных воззрений, сакрализирующих новые понятия, порождающих своих собственных кумиров и свои «святыни». Но вопреки этому христианские ценности сохранились как в свидетельстве верных чад Русской Православной Церкви, так и в лучших проявлениях культуры, включая целый ряд созданных в советское время произведений литературы, изобразительного искусства, музыки и кинематографа.

Это сформированное христианством нравственное чувство и тяга к Богу прорывались самым удивительным образом, вопреки цензуре. Иллюстрациями примеров жертвенности, способности «положить жизнь за други своя» стали фильмы и книги о войне, перекликавшиеся с подвигом новомучеников, — такие, как «Судьба человека» Михаила Шолохова. Тема высоких моральных принципов и тема разрыва традиции поднимались в стихах Николая Заболоцкого и Александра Твардовского, в таких произведениях, как «Уроки французского» и «Прощание с Матёрой» Валентина Распутина. Тема минувших потрясений века нашла отражение в «Белой гвардии» Михаила Булгакова и «Докторе Живаго» Бориса Пастернака, в «Красном колесе» Александра Солженицына.

Несмотря на последовательное отрицание христианства и других традиционных религий, в советский период в том или ином виде сохранилась связь этических ориентиров и образа жизни с богооткровенными нравственными идеалами, веками закреплявшимися в нашем народе. Важное свидетельство о Боге подспудно продолжала нести, в том числе, и светская школа через замечательные произведения классической литературы. Также народ наш прикасался к великой духовной и нравственной традиции через замечательные произведения музыки и изобразительного искусства. Советский период был отмечен жертвенностью и подвигом многих людей и проявлением их лучших качеств, подлинным служением своей Родине. Именно это в значительной мере сделало возможным многие научные открытия и технические достижения, подъем образования, развитие и всемирное распространение культуры нашего народа.

V. Возрождение церковной жизни в 1990-е годы

В 1990-е годы отношение к религиозным организациям в государствах, сформировавшихся после распада СССР, изменилось на законодательном уровне. Были устранены искусственные препятствия для духовного возрождения народа и церковной жизни: обращения ко Христу миллионов людей, открытия тысяч храмов и сотен монастырей, развития богословского и религиозного образования.

Но духовное состояние общества в целом оставалось по-прежнему сложным. В 1990-е годы возник идейный хаос, за которым последовала ценностная дезориентация народа. Теперь нередко пропагандировались псевдогуманистические идеалы, связанные с моральным релятивизмом и принципами потребления.

Духовный вакуум спешили заполнить многочисленные секты и религиозные движения, чья деятельность зачастую носила деструктивный и общественно опасный характер. Те, кто во множестве устремился на просторы исторической Руси со своей псевдохристианской проповедью, думали, что здесь полный вакуум. В действительности нравственное чувство, возгретое христианской идеей, поддержанное христианской культурой, сохранялось в сердцах наших людей. Но у Церкви, ослабленной после тяжелых испытаний XX века, к сожалению, не хватало в то время ресурсов, чтобы явить свидетельство о Христе каждому человеку.

Вслед за ослаблением и распадом государства возникли межнациональные конфликты, произошли разрывы экономических, культурных и общественных связей, крах экономики и обнищание населения, деградация образовательных, правовых и культурных институтов, катастрофическое снижение качества попечения о здоровье граждан, сокращение рождаемости.

Постепенное — в разных странах более или менее успешное — устранение последствий этих отрицательных процессов началось в 2000-е годы. В этот же период в большинстве стран бывшего СССР участие Православной Церкви в общественной жизни стало более заметным, а ее внутренняя деятельность по-новому раскрылась и укрепилась в новых исторических условиях.

VI. Церковь как консолидирующая сила общества

Православная Церковь сохраняла и сохраняет консолидирующую роль в странах бывшего Советского Союза и стремится в соответствии со словом Священного Писания «иметь мир со всеми» (Евр. 12:14), с помощью доступных средств объединить общество, сохранить духовные, культурные и человеческие связи с целью устроения церковной и общественной жизни. Это значение Церкви особенно проявилось в миротворческой миссии в момент гражданского противостояния в 1993 году, а также при вооруженных конфликтах на постсоветском пространстве и в условиях междоусобного противостояния на Украине во втором десятилетии XXI столетия.

Опыт потрясений ХХ века показал необходимость осознания политическими, общественными силами и их лидерами ответственности за последствия своих действий, какими бы благими намерениями они ни были обоснованы. В основе любых преобразований должно лежать стремление к консолидации, а не к разобщению и розни по общественным, политическим или иным мотивам.

Русская Православная Церковь является единственным социальным институтом, не терявшим преемственности на всем протяжении истории стран ее канонической ответственности: дореволюционной истории во всем многообразии ее эпох, советской и постсоветской истории. Причина тому — Богочеловеческая природа Церкви, соединение вечного с временным, видимого с невидимым, небесного с земным. В историческом бытии это проявляется в особой миссии Церкви, помогая ей взглянуть на сиюминутные проблемы с той дистанции, которую определяют ее Богочеловеческая природа, ее сопричастность вечности. Именно этот угол зрения и дает Церкви возможность служить примирению людей и сохранению мира.

VII. Заключение

Милостью Божией преодолев трагические испытания века XX-го, наша Церковь и народ вошли в XXI столетие обновленными и умудренными опытом. Мы призваны усвоить уроки минувшего века, ибо, как справедливо было сказано, без живого желания понять собственное прошлое, у народа не может быть осмысленного пути в будущее [5]. И главный урок, который должен быть вынесен нами из опыта минувшего века, заключается в том, что нельзя строить жизнь человека и общества без Бога. Подобное общество — это, по слову Священного Писания, дом, построенный на песке, падение которого — падение великое (Мф. 7:26–27).

Обращая внимание на пагубность общественных разделений, вносящих смуту и раздор в умы и души людей, призывая всех к миру, согласию и братской любви, Церковь неустанно свидетельствует о важности сохранения национальной исторической памяти и исторической преемственности, о необходимости уважения духовной культуры народа, об исключительной значимости укрепления нравственных основ в жизни общества, к которым мы прикасаемся через нашу духовную и национальную традицию.

Но прежде всего мы, последователи Господа Иисуса, должны иметь живую и искреннюю веру: веру, которая не ограничивается формальным исполнением обрядовых норм, но является нормой нашей повседневной жизни, нашим повседневным исповеданием Христа Спасителя.

Конечно, все в руках Божиих, но вместе с тем каждый из нас призван помнить о личной ответственности и о дарованной ему свободе выбора, о значении каждой мысли, каждого поступка, которые могут как приблизить его к Истинному Благу, так и ввергнуть в пропасть участия в тайне беззакония, ибо, по слову Спасителя, «из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» (Мк. 7:21–22). А все это — именно то, что становится движущей силой не только наших личных греховных поступков, но и трагических исторических событий.

Будем помнить о том, что народ делают народом не только общий язык и территория проживания. Народ становится народом, когда живет общими духовно-нравственными ценностями, культурными смыслами, сознает свою связь с прошлым и солидарно открыт к будущему. Такой народ будет по-настоящему жизнеспособным и сумеет избежать потрясений, подобных тем, что случились с нами в минувшие 100 лет.

И сегодня, взирая на пережитые испытания, мы можем с уверенностью сказать, что они были попущены Божественным Промыслом, дабы мы могли с уверенностью сказать, что видели страшную бездну, в которой нет Христа, но, по словам Ивана Ильина, восхотели Божьего, чтобы очиститься, возродиться и исткать ткань новой России [6]. А какой будет эта Россия, какими будут братские страны и народы, объединенные единой Православной Церковью, — зависит от нас самих. И дай Бог всем нам мудрости, терпения, твердости веры и духовной бодрости, чтобы достойно совершить труды, которые могли бы помочь нам построить мирную и справедливую жизнь.

Благодарю вас за внимание и призываю на всех Божие благословение.

ДОКЛАД МИТРОПОЛИТА РОСТОВСКОГО И НОВОЧЕРКАССКОГО МЕРКУРИЯ НА ОТКРЫТИИ XXV МЕЖДУНАРОДНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ЧТЕНИЙ

Ваше Святейшество! Уважаемые члены Президиума! Дорогие братия и сестры – участники Чтений!

С вашего позволения несколько нарушу традицию и не стану говорить о проблемах религиозного образования и уделю внимание знаменательному юбилею – 25-летию Международных Рождественских образовательных чтений.

Сегодня Святейший Патриарх в своем докладе говорил о том, каким неоднозначным, противоречивым и сложным было минувшее столетие. О том, как непросто восстановить равновесие и стабильность после подобной исторической турбулентности. Но это возможно сделать. И мы делаем это – через открытую доброжелательную общественную дискуссию.

Одной из таких дискуссионных площадок в последней четверти минувшего сложного века стали Рождественские образовательные чтения. Эта площадка за время своего существования ежегодно объединяла людей разных регионов и стран, разных поколений, профессий, даже разных убеждений и религиозных верований.

После празднования 1000-летия Крещения Руси появилась возможность, начать разговор о религиозном образовании, стало необходимостью описать и скоординировать имеющийся опыт, найти лучшие подходы, создать современную методологию. Для этого 25 лет назад первые энтузиасты собрались на педагогическую конференцию в Москве, на которой было решено сделать такие встречи ежегодными.

Первые Рождественские образовательные чтения, от которых и повели свой отсчет все последующие, открылись 25 января 1993 года Божественной литургией в Успенском соборе Московского Кремля, а заседания секций проходили в Первом гуманитарном корпусе Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. С приветствием к участникам Чтений тогда обратились викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Солнечногорский Сергий, ныне митрополит Воронежский и Лискинский, заместитель министра образования России Александр Григорьевич Асмолов и тогда вице-президент Российской академии образования Николай Дмитриевич Никандров.

Интересной была тема доклада игумена Киприана (Ященко), тогда еще мирянина, кандидата педагогических наук: «Зачем Рождественские образовательные чтения проводятся, и чем организаторы хотели бы их закончить?» Думали ли тогда организаторы Чтений, что их инициатива превратится в крупнейший международный форум, объединяющий только в Москве более 10 тысяч участников, что Чтения будут называть неким подобием Земского Собора, где в непосредственном общении представителей Церкви, государства и общества будут закладываться основы развития нашего общества в будущем? Что появится региональный этап Чтений, объединяющий уже миллионы участников, где те же вопросы, но в уже более практической плоскости будут обсуждаться на уровне округов, митрополий, епархий?

Сердечно благодарим тех, кто начинал этот труд, в который все мы вошли, многие из них и ныне здравствуют, некоторые почили о Господе. Работу одной из секций мы посвятим тем, кто стоял у истоков Чтений, чьи имена остались в нашей благодарной памяти, – Святейшего Патриарха Алексия II, протоиерея-профессора Глеба Каледы, протоиерея Бориса Ничипорова и других священников и мирян, чьи труды и идеи легли в основу развития православного образования.

Чтения развивались стремительно. Едва ли не каждый год добавлялось что-то новое: участие Святейшего Патриарха; участие министра образования и науки Российской Федерации, а затем и других министров, сознававших важность духовно-нравственного просвещения народа для развития нашего Отечества. Практически с самого начала и ежегодно с докладами на пленарных заседаниях выступал тогда еще митрополит Смоленский и Калининградский, председатель Отдела внешних церковных связей, а с 2009 года ? Святейший Патриарх Московский и всей Руси Кирилл. Его Святейшество всегда относится с сугубым вниманием к их проведению. Как перекликаются с сегодняшней темой слова, сказанные им еще в 2004 году: «В каком-то смысле всякое христианское свидетельство есть мученичество, потому что оно в любой момент может потребовать от человека жертвы. И жертва может приноситься даже в условиях внешне благоприятных и неопасных. Благоприятные политические условия, в которых находится Церковь, не являются гарантом того, что от Церкви не требуется исповедничества. Каждый христианин и священник внутренне должны быть готовы к такому исповедничеству. Оно не обязательно сопровождается мучениями физическими и смертной кончиной, совсем нет. Но исповедничество всегда требует мужества».

Постепенно происходило увеличение числа направлений, неуклонное увеличение числа участников Чтений; рост интереса к Чтениям со стороны общественных организаций и благодаря им – увеличение числа мероприятий в рамках направлений; начиная с десятых Чтений ? введение определенных тем: «Образование и культура России в свете Православия»; «Память новомучеников и исповедников Российских и духовное возрождение Отечества» и другие.

Выбор темы Чтений в последние годы связан с наиболее актуальными для осмысления обществом вопросов наступающего года. Чтения фактически открывают тематические мероприятия года, при этом всегда в основу выбора темы полагается аспект церковно-государственного взаимодействия. Хотел бы обратить внимание на то, что, поскольку Чтения международные, речь идет не только о Российской Федерации, но и всех странах канонической ответственности Русской Православной Церкви.

Так, Чтения не остались в стороне от празднования 700-летия рождения преподобного Сергия Радонежского в 2014 году, 1000-летия празднования преставления равноапостольного князя Владимира в 2015 году. В этом году Чтения приближают нас к началу осмысления исторических уроков минувшего столетия.

С 2005 года в рамках Чтений проводится Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира», ежегодно расширяющий свою географию и увеличивающий число участников, но главное ? всегда трогающий душу чистотой детского взгляда на окружающий мир и тем мастерством, с которым они передают свою любовь, радость, свой интерес к Божьему творению.

С 2006 года совместно с Министерством образования и науки России началось проведение Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя» — дающего живые примеры подвижнического служения наших педагогов, вкладывающих душу свою в дело воспитания.

В 2016 году в I этапе конкурса в Российской Федерации приняли участие почти 3340 педагогов (2308 работ). Наибольшее количество работ поступило из: Центрального федерального округа (980 авторов), Уральского федерального округа (432 автора), Сибирского федерального округа (425 авторов).

С 2013 года одним из важнейших направлений работы Чтений стали Рождественские Парламентские встречи. Возрастающее год от года участие Церкви в обсуждении важнейших общественных проблем и признание этого факта со стороны государства привело к пониманию необходимости организации целенаправленных встреч представителей Церкви во главе со Святейшим Патриархом и парламентариев во главе с руководителями Верхней или Нижней палат Парламента для выработки подходов к решению важнейших вопросов законодательной сферы в различных областях жизни. В откровенном разговоре во время этих встреч, не опасаясь быть не услышанными, мы можем высказать друг другу свои ожидания, чаяния по самым порой острым вопросам. Отрадно, что в работе Чтений принимают активное участие и представители традиционных религиозных конфессий России, которых мне также хотелось бы сегодня поприветствовать.

Перед Чтениями всегда стояли конкретные задачи. Если самые первые — организовывались для обмена опытом и координации взаимодействия между педагогами, то последующие преследовали необходимость создания и отлаживания эффективного рабочего взаимодействия между центром и регионами, синодальными и епархиальными структурами, Церковью, государственной властью и общественными организациями на всех уровнях; установлению вектора развития различных видов церковно-общественного взаимодействия; определению адекватности инициатив епархий и конкретных специалистов в той или иной области.

Сегодня, по прошествии уже четверти века работы форума, мы можем сказать, что эти задачи Чтения в целом выполнили, но готовы и далее развиваться, и совершенствоваться в формах и методах своего предназначения. В чем мы надеемся, будем иметь и государственную, и общественную и иную поддержку.

Перспектива дальнейшего форматирования и развития Чтений на сегодняшний день является для нас важным вопросом. Сегодня работа Рождественских чтений ведется по семнадцати основным направлениям — включая Рождественские Парламентские встречи и направления по различным видам церковного служения, возглавляемые руководителями соответствующих синодальных структур.

В условиях, когда любая информация может быть быстро передана и получена через современные средства связи, на первый план выходит не информативная сторона Чтений, а, прежде всего, возможность живого общения между людьми.

Не останавливаясь на обсуждении возможного увеличения числа участников и мероприятий заключительного (Московского) этапа Чтений, Оргкомитет считал бы более целесообразным качественное наращивание регионального и межрегионального формата Чтений, например, в рамках митрополий, или федеральных округов, к работе в которых приглашались бы и сотрудники синодальных структур. В рамках этого этапа Чтений проще организовать проведение мастер-классов в формате открытых уроков непосредственно в образовательных организациях, презентацию опыта лучших педагогов региона, победителей конкурса «За нравственный подвиг учителя», расширенную паломническую и культурную программу.

По сообщениям из епархий мы видим, насколько повысился уровень региональных мероприятий. Если раньше это были только краеведческие или образовательные конференции, то сегодня, в соответствии с рекомендациям Оргкомитета, региональные Чтения в большинстве случаев включают и Пленарное заседание, и секции по разным направлениям деятельности Церкви, подобно Чтениям на заключительном этапе.

В большинстве епархий выстраивается эффективный церковно-государственный диалог в рамках региональных Парламентских встреч, организованных по примеру верней и нижней палат Федерального Собрания РФ. В работе Чтений в регионах принимают активное участие полномочные представители Президента Российской Федерации, руководители исполнительной и законодательной власти.

Конечно, региональная специфика находит свое отражение в программе. Где-то больше внимания уделяется, например, взаимодействию с казачеством, где-то – межрелигиозному сотрудничеству, в каких-то регионах особенно актуальны вопросы, связанные с почитанием святых, и так далее. Но, практически везде особое внимание уделяется вопросам просвещения, ведь Чтения начинались и продолжают свое развитие именно как образовательные.

Вопрос о возможном дальнейшем форматировании Чтений не снимается с повестки дня. Главное – чтобы Чтения продолжали быть актуализированными к задачам, стоящим перед Церковью и обществом. Это наша общая работа.

С этой трибуны хочется еще раз поблагодарить Его Святейшество Святейшего Патриарха Кирилла, возглавляющего работу Чтений в течение всего года, начиная с весны, когда определяется тема будущих Чтений, и до завершающих документов, в которых подводятся итоги; Президента страны Владимира Владимировича Путина и Премьер-министра Дмитрия Анатольевича Медведева всегда находящих нужные и правильные слова в своих приветствиях, адресованных участникам Чтений, Валентину Ивановну Матвиенко и Вячеслава Викторовича Володина, а в их лице весь корпус Верхней и Нижней палат Парламента, Администрацию Президента и кабинет министров Российской Федерации, Аппарат полномочных представителей Президента РФ, мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина и Правительство столичного града, руководителей и сотрудников синодальных отделов и комиссий, вносящих свою значимую лепту в дело подготовки и проведения Чтений, всех архиереев, проявляющих инициативу или принимающих наши приглашения возглавить мероприятия Чтений, с особой заботой участвующих в организации и проведении регионального этапа; всех педагогов, деятелей науки и искусства, представителей всех направлений нашего общего служения на благо Церкви и Отечества.

Поздравляю всех организаторов и участников этого форума с проведением XXV юбилейных Чтений и вновь благодарю за возможность нашего общего свидетельства о непреходящих духовных и общечеловеческих ценностях!

Спасибо за внимание!

Итоговый документ XXV Международных Рождественских образовательных чтений

25–27 января 2017 года от Рождества Христова в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялись XXV Международные Рождественские образовательные чтения «1917–2017: уроки столетия».

Крупнейший церковно-общественный форум, отмечающий в этом году свой юбилей, объединил архипастырей, представителей государственной власти, священнослужителей, монашествующих, педагогов, деятелей образования, науки и культуры, представителей разных общественных групп и молодежных организаций. От имени свыше 10 000 участников Чтений, собравшихся в Москве, а также сотен тысяч, принявших участие в региональном этапе, свидетельствуем:

1. Обозревая путь, пройденный нашим народом за минувшее столетие, участники Чтений выражают свою веру в то, что Бог, действующий в истории непрестанно и направляющий человечество к конечной цели бытия ? ко спасению, Своим Промыслом исправляет и обращает во благо даже человеческие грехи и заблуждения. Ярким примером этого является судьба нашего народа в минувшем столетии. Вопреки отступлению многих людей от веры, утрате духовных устоев и потере христианских нравственных ориентиров, целенаправленной политике по изничтожению Православной Церкви в странах канонической ответственности Московского Патриархата в период после 1917 года Господь устроил все поистине премудрым образом: рубеж XX и XXI столетий стал временем нового обращения людей ко Христу, временем духовного возрождения и преображения нашего народа.

2. Глубинной причиной нескольких революций, приведших к захвату власти радикальными политическими силами, братоубийственной Гражданской войне, репрессиям в отношении отдельных лиц и социальных групп, страданиям людей и многочисленным жертвам, следует признать утрату обществом живой и искренней веры в Бога, порожденное этими утратами и оказиями способность критически воспринимать привнесенные извне философские и политические идеи, отказ от сохранившихся в религиозной традиции нравственных норм.

3. Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской, кровью засвидетельствовавших верность Христу и Божественной правде, стал подлинно евангельским ответом на беспрецедентные гонения на Русскую Церковь в нашей стране, разрушение храмов, глумление над святынями, над религиозными чувствами и убеждениями людей. Во многом благодаря именно их подвигу стало возможным возрождение веры и церковной жизни в странах канонической ответственности Московского Патриархата.

4. Промыслительным видится восстановление Патриаршества и избрание святителя Тихона на московский Патриарший престол, осуществленные на Поместном Соборе 1917–1918 гг., накануне гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке. Фигура Патриарха стала символом стояния в вере и преданности святоотеческой традиции.

5. Эмиграция православных соотечественников, сохранивших веру в условиях иноверного и инославного окружения, создала условия для знакомства иностранцев с Православием. Следствием этого стало приобщение многих из них к Православной Церкви. В этом также нельзя не видеть промыслительное действие Господа, заботящегося о Церкви Своей.

6. Особым испытанием для Церкви и нашего народа стала Великая Отечественная война. Эта трагедия подвигла наших соотечественников к осознанию важности духовных основ жизни. Переживаемые тяготы способствовали объединению людей, недавно разделенных братоубийственной бранью, обращению к нравственным идеалам служения Отечеству и ближним.

7. Патриотическая позиция Русской Церкви в годы Великой Отечественной войны содействовала изменению отношения государства к Православию, что сделало возможным избрание Патриарха, открытие храмов и монастырей, возобновление деятельности духовных учебных заведений и появление официального церковного журнала. Это, однако, не устраняло конфликта государства с Церковью, которая мыслилась прямым конкурентом советской идеологии.

8. Показателем внутренних противоречий между советской властью и Церковью стало возобновление в конце 50-х в начале 60-х годов XX века репрессий против тех, кто осмеливался публично высказывать религиозные взгляды, закрытие и разрушение храмов, дискриминация верующих.

9. 1988 год ? 1000-летний юбилей Крещения Руси ? стал новой вехой в истории нашего народа. Фактически государство отказалось от политики атеизма и признало ошибочность дискриминации в отношении религии. Это стало очередным подтверждением слов Спасителя о том, что «врата ада не одолеют» созданную Им Церковь (Мф. 16:18).

10. Следует признать, что вопреки давлению атеистической формы секуляристской идеологии христианские ценности сохранились как в свидетельстве верных чад Русской Православной Церкви, так и в лучших проявлениях культуры, включая целый ряд созданных в советское время произведений литературы, искусства, кинематографа. Важное свидетельство о Боге продолжала нести и русская литература XIX века. Искусство имманентным образом доносило до людей богозаповеданные идеалы.

11. Давая справедливую оценку преступлениям против веры и Церкви, совершавшихся в эпоху господства советской идеологии, нельзя не отметить жертвенность многих людей, готовность проявлять лучшие качества, искренне служить своей Родине. Следствием этого стали, в частности, многие важные научные открытия и технические достижения, подъем образования, развитие и всемирное распространение культуры нашего народа.

12. 1990-е годы стали временем духовной свободы. Разрушение препятствий для духовного возрождения народа и церковной миссии открыло возможность обращения ко Христу миллионов людей, открытия тысяч храмов и сотен монастырей, развития богословского и религиозного образования.

13. Вместе с тем серьезной проблемой, возникшей в тот же период, стала ценностная дезориентация общества, а также абсолютизация псевдо-гуманистических идеалов, пропаганда морального произвола, потребительства и социал-дарвинизма. Христианство подверглось новому давлению, когда вместо атеизма навязывалась необходимость секулярной реформации. Церковь противопоставила этому евангельскую проповедь с использованием всех возможных, имеющихся у нее общественных и медийных ресурсов.

14. Распад единого государства, также произошедший в начале 1990-х годов, был сопряжен с многочисленными конфликтами между отдельными этносами и социальными группами. Произошли разрывы экономических, культурных и общественных связей. Но во всех переживаемых испытаниях Русская Православная Церковь оставалась со своим народом.

15. Сегодня для объединения общества, укрепления связей между странами с общей историей и культурой принципиально важно усиление роли Русской Православной Церкви как консолидирующего института и гаранта сохранения духовной традиции, предупреждения ее новых разрывов.

16. Необходимо объединить общество, сохранить духовные, культурные и человеческие связи с целью развития церковной и общественной жизни. Важная роль в этом процессе должна принадлежать Церкви.

17. Представители и особенно лидеры любых политических и общественных сил должны осознавать ответственность за последствия своих действий, какими бы благими намерениями они ни руководствовались. Этому нас учит опыт потрясений ХХ века и в особенности 1917 года. В основе любых преобразований должно лежать стремление к консолидации народа, сохранению традиционных духовно-нравственных ценностей, преодолению разобщенности и розни.

18. Следует признать, что Русская Православная Церковь является единственным социальным институтом, не терявшим преемственности на всем протяжении истории стран ее канонической ответственности: дореволюционной истории во всем многообразии ее эпох, советской и постсоветской истории. Причина тому – основание Церкви Богом и Спасителем, и сочетание в ней земных трудов с устремлением к вечному. В историческом бытии это влечет за собой, в том числе, особую роль Церкви в объединении общества и сохранении в нем мира.

Участники форума обращаются с призывом ко всем церковным общинам и организациям активнее использовать опубликованные материалы XXV Международных Рождественских образовательных чтений, в том числе в диалоге с государственной властью и общественными организациями, в деле укрепления духовных основ жизни народа.

 

Москва

2017 год от Рождества Христова

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

© 2017