- «СОВРЕМЕННАЯ КАРТОГРАФИЯ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
 
ГЛАВНАЯ
СРОЧНО В НОМЕР!
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
  ГЛАВНАЯ arrow ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ arrow «СОВРЕМЕННАЯ КАРТОГРАФИЯ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ НАУКА»
    
Версия для печати Печать...

15.11.2016

Интервью с президентом МИИГАиК, академиком Международной академии астронавтики, Российской инженерной академии, член-корреспондентом РАН, доктором технических наук, профессором, летчиком-космонавтом СССР САВИНЫХ Виктором Петровичем

2015/16 учебный год объявлен Международной картографической Ассоциацией и при поддержке ООН Международным годом карт. Расскажите, каково значение карт в образовательном процессе в целом и в частности в средней школе? Каково сегодня отношение у учащихся образовательных организаций к изучению карт, которые раньше содержались в географических атласах?

Как вы знаете, первые карты появились несколько тысячелетий тому назад и с тех пор прошли сложный путь, развиваясь в тесной связи с геодезией, географией и другими науками о Земле.

Сейчас картография приобрела новое значение, объединяя методы и средства визуализации пространственной информации с возможностями географических информационных систем (ГИС) для решения практических и научных задач.

Современные карты отображают разнообразные природные и общественные явления. Ни одна работа, связанная с изучением территории, навигацией, планированием освоения земель не может вестись без карты. Ну и по-прежнему карта используется в учебных целях в школах и вузах – при изучении географии, истории, экологии, краеведения и других наук о Земле. Самые современные электронные учебные пособия содержат карты уже в электронном виде, дополняя их интерактивными функциями и анимацией.

Сегодня карты – это высокотехнологичные научные произведения, отличающиеся красотой и гармоничностью оформления. Поэтому для нас важно при использовании современных технологий не потерять тот уникальный опыт и знания, которые накапливались на протяжении веков.

На первый взгляд, карту может нарисовать любой человек, владеющий компьютером, но это заблуждение: грамотно это сделать может только профессионал-картограф. В настоящее время картография переживает новый этап развития и становится все более и более востребованной. Как известно, человек до 80 %, а по некоторым данным и до 90 % информации получает через глаза. Так что грамотная визуализация постоянно обновляемых данных – одна из самых сложных и ответственных задач современных наук о Земле. Посредством карты географ устанавливает пространственные взаимосвязи между явлениями и выводит географические закономерности. «Без карты нет географии» – эти слова, сказанные когда-то знаменитым географом-экономистом Николаем Николаевичем Баранским, актуальны и в настоящее время.

Но чтобы использовать карту надо не только ее знать, понимать, но и уметь построить (создать), выработать картографическое представление о пространственном размещении предметов и явлений на поверхности Земли.

Знание и понимание карты приходит не сразу, а порой ценой значительных усилий, размышления, нередко сначала ошибочное, приводящее к цели путем сравнения, анализа, синтеза, умозаключений и в конечном итоге является отражением связей и взаимоотношений объектов реального мира. Отсюда роль карты в образовании, которое должно начинается со школы, а может быть и раньше. При умении использовать карту можно ответить на вопросы «где?», «что?», «почему?».

С малых лет люди привыкают к картам. Мы порой даже не замечаем, насколько прочно карты вошли в наш повседневный быт. Каждый человек видит карты не только в школе или аудитории вуза, но в газетах, журналах, телевизионных передачах о событиях на Земле, в Мировом океане, в полетах космических кораблей.

Потребность в картографическом изображении ощущалась уже в раннюю пору человеческой культуры, о чем свидетельствуют дошедшие до нас древнейшие памятники с картографическими рисунками, не говоря уже о старых картах. Поэтому изучение карт не может не вызвать, на мой взгляд, у учащихся интереса. Карты побуждают мечты, увлекая и детей и взрослых во все страны мира и «на пыльные тропинки далеких планет».

В то же время, сейчас среди учеников средних школ наблюдается парадоксальное явление. С одной стороны, школьники не уделяют должного внимания тем предметам, которые не требуются для сдачи ЕГЭ и их дальнейшей профессии, и география зачастую входит в число таких дисциплин. С другой стороны, в опросах на тему: «Что вас больше всего привлекает в современном мире? Чем вам нравится и хотелось бы заниматься?» один из самых популярных ответов – «Путешествия». И к важности изучения географии это имеет самое прямое отношение.

Поэтому для популяризации географии вполне можно было бы усилить это направление в преподавании наук о Земле. Изучать, виртуально путешествуя, – чем ни один из путей для дальнейшего развития и поднятия престижа географии в школе – современные технические средства преподавания вполне позволяют это делать. А интерактивные и анимационные карты в таком случае покажут местоположение изучаемой территории, ее особенности и многие другие данные. И в этом картографы в полной мере используют опыт создания и художественного оформления карт.

Как вы считаете, какая роль в настоящее время отводится предмету география в школе? Какова роль контурных карт в изучении предмета географии в школе?

Трудно найти науку более популярную и увлекательную, чем география. Об этом свидетельствует не только научная, но и художественная литература. Вспомним романы Жюля Верна, Александра Грина, Джека Лондона, И.А. Ефремова, А. Конан Дойля, В.А. Обручева, Р.Л. Стивенсона, Л. Кассиля, К.Г. Паустовского, А.С. Пушкина.

Один из писателей сравнил нашу планету с космическим кораблем. Чтобы этот корабль шел верным курсом, необходим географический компас. Образование в школе имеет и культурологическую направленность. А разве можно считать культурным человека, если он не ориентируется в современной политической карте мира, не имеет представления о его природных ресурсах и населении? Не разбирается в социально-экономических особенностях отдельных стран и регионов, в глобальных проблемах человечества?

С ранних лет развития география и картография составляли единое целое. Тесные связи сохраняются и сегодня. В физической географии, геоморфологии, геологии и других ветвях наук о Земле карты – одно из средств познания, применяющихся на всех уровнях – от глобального до локального. Выдающемуся географу и картографу Н.Н. Баранскому, которого мы уже цитировали сегодня, принадлежит одно из самых известных высказываний, которое лучше всего описывает отношения между этими двумя замечательными науками: «Карта – альфа и омега географии, начальный и конечный момент географического исследования... Карта – «второй язык» географии».

Работа с картами в школе начинается с накопления уже в начальных классах элементарных географических знаний, со знакомства с новым для них видом изображения действительности – на плане, с чтения учебного топографического плана. Затем количество навыков работы с картой увеличивается путем использования других более сложных карт и атласов.

Что касается контурных карт, они помогают закрепить в памяти учащихся все, что требует программа и содержится в тексте учебника: взаимное расположение материков, границы районов, областей, географические названия, месторождения полезных ископаемых, линии железных дорог и т. д. Как уже, наверное, стало очевидным, для географии карты являются своеобразной таблицей умножения, без знаний которой невозможно дальнейшее изучение предмета. К сожалению, большинство карт мелкомасштабны, было бы хорошо пополнить их фонд контурными картами в более крупных масштабах.

Контурная карта сегодня это не только, да скорее всего уже и не столько бумажная, сколько электронная продукция. Современные технологии позволяют школьникам в интерактивном режиме наносить на электронную контурную карту на уроках географии, экологии и краеведения любую необходимую информацию.

Что необходимо сделать, чтобы поднять престиж предмета географии в глазах современных выпускников школ, да и в глазах учащихся всех классов?

Для того, чтобы поднять престиж предмета географии в школе, следует осуществить целый комплекс мер.

Во-первых, многое зависит от квалификации школьного учителя, поэтому необходимо уделить внимание вузовскому образованию.

Во-вторых, сейчас делается много усилий по популяризации географии средствами массовой информации. Может быть, настала пора организовать систематическое вещание телевизионного канала, посвященного исключительно географии России. Ведь в нашей стране есть что показать и что посмотреть.

В-третьих, современная география – это большое количество разнообразной информации, которая пока не находит достойного отражения в школе. Это разнообразные космические снимки и карты, который облегчают восприятие учебных материалов, делают этот процесс более эмоциональным и эффективным.

Вместе с тем, полагаю, что в поднятии престижа предмета географии не последнюю роль может сыграть Русское географическое общество. Активное участие в работе и мероприятиях Русского географического общества, экстраполяция результатов этой деятельности в школы - верный путь поднятия престижа географии.

Что предпринимает профессорско-преподавательский состав для популяризации такой науки, как география?

Вы правы, МИИГАиК является не только старейшим техническим университетом, но и вузом, от которого берет начало высшее картографическое образование в мире. История картографического образования в МИИГАиК – отражение и подтверждение общего развития в нем подготовки специалистов по широкому комплексу естественно­научных, историко-географических, картографо-геодезических и технических дисциплин. Тенденции сотрудничества с другими образовательными учреждениями заложены с периода его образования.

Здесь читали лекции Юлий Михайлович Шокальский – выдающийся географ, океанограф, картограф с мировым именем, член-корреспондент АН СССР; Адрианов Владимир Николаевич – военный топограф, организатор первой советской картографической фабрики; Феодосий Николаевич Красовский – ректор ММИ с 1919 по 1921 гг. и многие другие.

Сегодня МИИГАиК сотрудничает с институтами АН России (ИГРАН, Институт водных проблем, Институт океанологии, Истории естествознания и техники, Российский институт культурного и природного наследия), высшими учебными заведениями, и в первую очередь, с МГУ им. М.В. Ломоносова, Государственным университетом Землеустройства, Иркутским государственным университетом, Новосибирской СГГА; производственными и научными организациями разных форм собственности, Российской государственной библиотекой. Упомянуть все организации, с которыми мы поддерживаем отношения, просто невозможно. Их очень много. В разные годы члены коллектива участвовали и участвуют в работе различных российских и зарубежных научных организаций: Европейская ассоциация лабораторий дистанционного зондирования; Редакционный совет Национального атласа России; Экспертный совет РФФИ, отдел наук о Земле; Национальный комитет российских картографов; Бюро отделения картографии и аэрокосмических методов Русского географического общества (Московский центр); Республиканский научно-консультативный центр экспертизы (РИНКЦЭ).

Что же касается популяризации нашей специальности, то здесь можно назвать широкий фронт мероприятий. Это и проведение дней открытых дверей, всероссийских олимпиад школьников, организация экскурсий на факультеты и кафедры университета, в музей МИИГАиК, размещение информации в печатных изданиях, сети Интернет, заключение договоров о сотрудничестве с образовательными организациями, проведение просветительско-образовательного проекта «Университетские субботы», проведение работ по организации целевого приема, участие в Московской городской конференции «Потенциал школ г. Москвы в контексте развития инженерного образования», участие в заседаниях рабочей группы Департамента образования по созданию в московских школах инженерных классов, привлечение учащихся подшефных школ к участию в пресс-конференции с космонавтами «Первые в космосе», проведение учебно-практических занятий со школьниками на местности, в частности по геоморфологии.

Особенно хотелось бы отметить участие в последние годы в проекте «Универсариум» (открытая система электронного образования), в процессе которого разработан и продемонстрирован курс «Создаем цифровую Землю». Только одним картографическим факультетом представлено 22 видеолекции продолжительностью 4 часа 59 минут по модулям: «Как изобразить Землю на плоскости»; «От графической модели к цифровой»; «Геоинформационные системы – инструмент создания цифровой Земли»; «Создаем карту на месте». Кроме того, университет участвует в проекте «Геоквант», где учителям для лаборатории детского технопарка читались лекции по картографии, геоинформатике.

Коллектив МИИГАиК издает большое количество разнообразных картографических материалов и продуктов: карт, атласов, геоинформационных продуктов, которые могут быть востребованы и в общеобразовательных школах.

МИИГАиК в рамках популяризации географии в прошлом году в качестве одной из опорных площадок принял участие во Всероссийском географическом диктанте.

Силами преподавателей МИИГАиК проводятся разнообразные научные исследования географической направленности. Например, исследования современных климатических условий и их влиянии на природную среду, космический мониторинг разнообразных регионов, оценка их экологического состояния и другие. Широкая публикация результатов этих исследований, на наш взгляд, также способствует популяризации географии.

Можно также отметить, что МИИГАиК снабжал знаменитого путешественника Федора Конюхова картографическими материалами для путешествия по Арктике.

На базе МИИГАиК работают подготовительные курсы с целью привлечения абитуриентов для дальнейшего поступления в университет. Большинство слушателей получают необходимые знания для поступления не только в нашу вуз, но и в другие вузы, используя высокие оценки по ЕГЭ. Ежегодно 25 % абитуриентов из слушателей группы как правило набирают 80 и более баллов на ЕГЭ.

МИИГАиК является членом Русского географического общества, а Вы – его вице-президент. Сегодня эта общественная организация одна из известнейших и авторитетных в стране. Какую функцию выполняет Ваш вуз в составе Русского географического общества?

Известно, что Русское географическое общество – в ряду старейших общественных организаций и научных объединений России. Мы работаем в его Московском филиале (МЦ РГО). В университете есть члены географического общества, которые представляют вуз в отделении картографии и аэрокосмических методов. Члены общества и другие преподаватели участвуют в заседаниях, выступают с докладами.

Где и как работают выпускники МИИГАиК?

Основными профильными специальностями МИИГАиК являются геодезисты, картографы и фотограмметристы. По данным Минобрнауки России число выпускников нашего вуза, работающих по специальности, составляет 93 %. To есть наши выпускники востребованы. Для сравнения: в большинстве вузов этот показатель редко превышает 50 %.

Сегодня выпускники МИИГАиК работают в организациях Росреестра, Роскосмоса, Минобороны России, АО «Роскартография», ОАО РЖД, АО «Газпром», АО «РОМНЕФТЕГАЗ», в многочисленных центрах инновационных технологий, аналитических агентствах картографо-геодезических предприятиях различной формы собственности, занимающихся космической, проектно-изыскательской, строительной, научной и педагогической деятельностью.

Хочу отметить, что некоторые выпускники МИИГАиК работают, в том числе, и учителями географии – причем, что интересно, – это молодые люди. Про востребованность мужчин в качестве преподавателей средней школы говорилось неоднократно на протяжении многих лет; наши выпускники прекрасно справляются с ролью учителей и воспитателей современных школьников. Кроме того, учителя географии проходят переподготовку на базе МИИГАиК, актуализируя знания по психологии, педагогике, риторике, лидерству и профессиональным навыкам.

Что может предложить университет учителям географии в плане повышения квалификации? Какие новые формы планирует МИИГАиК использовать для этого?

В распоряжении преподавателя географии находятся самые разнообразные средства для живой, разнообразной подачи учебного материала: отчеты экспедиций по изучению обширных пространств страны, Мирового океана, космоса, архивы, планетарии, специальные библиотеки, периодические журналы, карты и атласы, музеи, планетарии, труды выдающихся ученых и путешественников. Одним из действенных средств являются занимательные географические задачи и вопросы – по форме и содержанию.

Все это способствует развитию навыков, умений, мышления, сообразительности. Мы приглашаем учителей в наш МИИИГАиК, где есть и музей, и библиотека, и центр дистанционного образования, открытая система электронного образования (универсариум).

МИИГАиК как технический ВУЗ может помочь учителям географии овладеть навыками поиска и работы с разнообразными картографическими материалами и данными дистанционного зондирования Земли. Формы занятий могут быть разнообразными: как традиционные курсы повышения квалификации, так и современные, например, вебинары.

Что бы Вы пожелали нашим читателям: учителям географии общеобразовательных организаций в новом 2016/17 учебном году? Директорам общеобразовательных организаций для привлечения внимания учащихся к изучению предмета география?

Учителям географии, руководителям общеобразовательных организаций можно пожелать успехов в совершенствовании преподавания в школе, заложить у учеников основы картографических знаний, приучить их к чтению и изучению карт, в ногу со временем трактовать знание и место картографии в географии и других науках о Земле. Современная картография прежде всего познавательная наука.

Как Вы оцениваете наше издание – сегодня самый многотиражный журнал российской сферы образования?

«Вестник образования России» – старейшие педагогическое издание, полезный журнал, способствующий развитию творческого потенциала читателей. Он позволяет постоянно быть в курсе всех официальных материалов о школьном образовании, нормативных документов, опыта преподавания.

Какие Вы видите пути взаимодействия и сотрудничества «Вестника образования России» и МИИГАиК?

Основная линия сотрудничества с журналом, как и со многими другими, – публикации статей с освещением положительного опыта и проблем, дискуссионных материалов.

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

© 2017