Вестник Образования России - Наследие Ивана Федорова – мир детских открытий 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
  ГЛАВНАЯ arrow ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ arrow Наследие Ивана Федорова – мир детских открытий
    
Версия для печати Печать...

07.10.2016

Статья лауреата Всероссийского конкурса «Воспитатель года России – 2013», ГБОУ города Москвы «Гимназия № 1409» Ирины Тимофеевны ВЛАСОВОЙ.

Вовсе не так легко отыскать книгу,
которая научила бы нас столь же многому,
как книга, написанная нами самими…

Фридрих Вильгельм Ницше

Приходилось ли вам задумываться над тем, что каждый день, в суматохе городских будней и праздников, мы невольно являемся литературными героями необычной книги? Я думаю, что эта книга о жизни нескольких поколений, чьи судьбы являются маленькими связующими ниточками в нашем крупном мегаполисе – городе Москве. В ней есть и художественный вымысел, и научные факты, и фантастические события… Она вмещает в себя различные жанры: повести, рассказы, романы, басни. А жизнь героев (т.е. нас) разнообразна и многолика от драмы до комедии.

Нам повезло родиться в России на рубеже серьезных социальных перемен, когда отечественная педагогика начала изменяться, искать новые приемы работы и их реализации, наполняться индивидуальными, продуманными идеями, концепциями, программами. И главным для каждого из педагогов в этом сложном переломном процессе, по-моему, является формирование личного профессионального облика и сохранение самоценности и значимости самого понятия «педагог». Работая в сфере образования, человек должен стремиться к постоянному познанию нового. Ушинский К.Д. говорил: «Педагог живет до тех пор, пока он учится». Теория познания дает нам возможность определить законы педагогической деятельности и способы управления ею. В понятие «современный педагог» я вкладываю определенный смысл - это человек, не просто воспроизводящий и передающий свои знания и опыт, но и понимающий сущность, закономерности и логику развития образования, органическую взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего, роль различных образовательных культур и ценностей. А просвещение и развитие общества невозможны без письменности и книг. Посредством письменности и книгопечатания люди накапливали и накапливают человеческие знания, передают их из поколения в поколение. Книгопечатание властвует над временем и пространством, оно позволяет людям разных эпох и стран общаться друг с другом. Читая книги писателей, мы как бы беседуем с ними, переносимся в далекое прошлое.

Книги, сказки, романы, журналы… Сколько их было в нашей жизни и сколько еще будет? Почему мы читаем? Кто-то просто хочет занять время, а кто-то очень любит чтение. Начиная с детского возраста следует прививать любовь к чтению художественной литературы, вызвать познавательный интерес к информационной печатной сфере, созданию книг, в том числе, и у дошкольников. В рамках Года Литературы в Москве проходит множество фестивалей, книжных ярмарок, экскурсий, во время которых мы, взрослые и дети, знакомимся с культурными и историческими событиями нашей страны, новинками книжных издательств, разнообразием детских книг. Так как именно в дошкольном возрасте у детей возникает интерес к книгам и чтению, то мы, воспитатели гимназии №1409, считаем, что тема чтения художественной литературы – одна из актуальных в дошкольном образовании и требует привлечения широкого внимания взрослых: педагогов и родителей. Чтение – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому мы учим детей понимать и любить произведения художественной литературы. Ставя перед собой цель - формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, мы решаем педагогические задачи по формированию целостной картины мира, развитию литературной речи, приобщению к словесному искусству, в том числе развитию художественного восприятия и эстетического вкуса.

Ильин И.А. писал: «Судьбы народа сокрыты в его истории». Если народ теряет связи с прошлым, он теряет силу, теряет своё будущее. В ходе анкетирования родителей наших воспитанников педагоги структурного подразделения «Успех» гимназии №1409 г.Москвы выяснили, что большая часть детей нашего структурного подразделения «Успех» имеет недостаточные первоначальные представления о создании книг в целом и ни разу не была в библиотеке. Причины самые разные… Во-первых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Совсем маленькие и ничего не поймут, зачем зря время тратить». И, во-вторых, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии или беседы. Как же привлечь внимание родителей к этому вопросу? Мы решили, что прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому мы организовали работу из цикла «Наш дом – Россия» по созданию собственного мини-музея «Наследие Ивана Федорова» и ознакомлению с историей книгопечатания, предполагая, что такая форма работы поможет детям и родителям узнать познавательную информацию о возникновении книг на Руси, «погрузить» в другую историческую и сказочную среду одновременно, накопить сенсорный, практический и культурно-исторический опыт. И, безусловно, дар чтения есть у каждого из нас – надо только им уметь пользоваться и наслаждаться.

Наследие Ивана Федорова – это не просто феноменальное открытие печати книг. Сама его жизнь является примером преданности своему делу, беззаветной отдачи на благо людей. Имя Ивана Федорова, первопечатника русской книги, известно не каждому ребенку. Скромный, реалистически выполненный памятник в Москве говорит о любви к книге и знанию, изображает образ Ивана Федорова – именно его мы видим на плакатах с книжной рекламой или открытках ко Дню печати. С биографией этого великого деятеля мы знакомили разными средствами: документальными фактами, чтением художественных произведений, рассматриванием экспонатов Музея печати МГУП им. Ивана Федорова, просмотром видеофильмов и слайдов. Повествование о деятеле мы дополнили рассматриванием репродукций картин Москвы 16 века в начале реформ Ивана Грозного, когда было задумано «печатных дел мастерство».

Зачатки печати на Руси можно усмотреть в отдельных рукописных книгах (например, оттиски одного и того же штампа). Начало книгопечатания на Руси относят к 1564 году, когда в Москве был издан «Апостол». Следовательно, создателя этой книги Ивана Федорова мы считаем первопечатником. А ведь о самом Фёдорове мы знаем совсем немного. Долгое время он жил в Москве, был хорошим рукописцем. Получалось у него искусно резать и по дереву. Часто бывая на Пушечном дворе, научился Иван литейному делу. Знание грамоты позволило ему стать священнослужителем одной из кремлевских церквей. Не случайно, когда царь Иван Грозный решил завести в Москве Печатную избу – типографию, то он поручил это дело Ивану Фёдорову. Вскоре появился в Москве на Никольской улице Печатный двор. Иван Федоров с Петром Мстиславцем и Андроником Тимофеевым, в шутку прозванным Невежей, соорудили печатный станок и приступили к работе. Станок был прост по своей конструкции: он состоял из обыкновенного пресса с прикрепленным к нему рычагом. Под прессом стоял стол с выдвижной доской. Когда нажимали на рычаг, давило опускалось на раму с набором букв, покрытым черной краской. На бумаге, положенной между давилом и набором, получался оттиск – отпечатанная страница.

Иван Федоров делал буквы-литеры, похожие на лучшие рукописные образцы, вырезал из дерева рисунки с изображением различных листьев и плодов. Если на создание первой книги - «Апостола», набранной в 1564 году на Печатном дворе, ушел целый год, зато на вторую – «Часовник» (с молитвами) – два месяца. Был изобретен оригинальный, отличный от зарубежной практики, двупрокатный способ двуцветного печатания с одной наборной формы. Сначала делался оттиск с красной (цветной) краской, а потом основного текста с черной краской.

Однако вскоре Ивану Федорову пришлось уехать из Москвы. Виной тому было недовольство переписчиков книг, боявшихся из-за Федорова остаться без работы. Они распространяли против него всякие небылицы, нашептывали простым людям, что Печатный двор надо спалить, потому что там будто бы занимаются колдовством. Узнав о готовящейся расправе, решил Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем ехать в Беларусь, затем – на Украину. Там печатались книги и была нужда в опытных мастерах. Здесь Иван Федоров стал известен как Иван Друкарь Московский («друкарь» – печатник с украинского). В городе Львове на собранные у горожан деньги он открыл в 1574 году печатню. Так началось украинское книгопечатание. Тут написал и отпечатал Иван Федоров первый русский букварь. По нему долгое время учились дети грамоте. В букваре были красивые буквы и заставки – кедровые шишки, диковинные плоды и листья. Умер Иван Федоров в бедности, оставив после себя лишь десяток-другой превосходно, мастерски, с огромным искусством напечатанных книг. На его могильном камне была высечена надпись: «Друкарь книг, перед тем невиданных».

Иван Федоров принадлежит к числу великих русских людей, обогативших культуру русского народа. Возможно, далеко не все дошло до нас из того, что напечатано его трудолюбивыми руками. И все же перед нами встает образ благородного человека, посвятившего всю свою жизнь любимому делу. Ни злоба врагов, ни зависть соперников – ничего не смутило его в правоте своего дела. Имя первопечатника может быть хорошим примером для нынешнего поколения. Иван Федоров знал много ремесел, был мастером «на все руки», работал вдохновенно, с увлечением, проявляя новаторство и изобретательность. Во всех украшениях присутствует тонкий вкус художника-гравера. Изумительны по красоте заставки, концовки, узорные буквы. Как прогрессивный писатель-публицист, он в своих трудах выступал в защиту преобразовательной деятельности Ивана Грозного, доказывал необходимость создания могучего Московского государства. Нашим детям полезно знать, что первый печатный учебник – Азбука, прототип букваря, – появился благодаря Ивану Федорову.

Сегодня, в век технического прогресса нет необходимости в рукописных книгах. На смену традиционным, бумажным, пришли книги электронные, виртуальные. В начале XXI века образование в Москве представлено в компьютерном пространстве: сетью порталов, сайтами библиотек, музеев, школ. Однако, роль книги в нашей современной жизни остается по-прежнему очень важной.

Работая с детьми, важно знакомить их с историей книги, читать художественные произведения. Читая книгу вместе со взрослым, ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как поступить в той или иной жизненной ситуации). Наибольшее значение имеет совместное обсуждение книги, обмен мнениями и впечатлениями от прочитанного материала, эмоциональное восприятие. Как правило, в семьях, где родители много и часто читают детям художественную литературу, существует гармоничная доброжелательная атмосфера. А чтение книг – это показатель духовного благополучия семьи. Вот такое наследие Ивана Федорова!

Чтение книги и перечитывание любимых страниц – самое богатое наследство, которое нам оставил книгопечатник Иван Федоров. По словам Павленко П.А.: «Вовремя прочитанная книга – огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник». Что предпочтительнее читать детям, как определять круг детского чтения - эти вопросы часто бывают дискуссионными. Хорошая книга вводит малыша в мир художественных образов, дает первые, и потому наиболее сильные, впечатления о прекрасном. В нашем дошкольном учреждении проходят Недели детской книги, проводятся мероприятия для педагогов, родителей и детей (круглые столы, мастер-классы, литературные викторины, экскурсии в школьную библиотеку, тематические встречи с детскими писателями и поэтами, театрализация художественных произведений), оформляются тематические подборки и книжные выставки. Наши дети-дошкольники участвовали в нескольких творческих проектах по изготовлению книг-самоделок, рисованию оттисками-литерами, открытию Книжкиного теремка и т. д. Также к 450-летию создания первой печатной русской книги были проведены занятия, беседы, игры, во время которых дети больше узнали о Иване Федорове, печати на Руси и современной типографии.

Москва – город больших возможностей для читателей книг. В рамках Года Литературы проходит множество книжных фестивалей, ярмарок, встреч с известными писателями и поэтами. Да и наш город можно сравнить с большой «книгой» жизни, на страницах которой каждое поколение вписывает свою историю, передавая свой опыт, уклад жизни, формируя нравственные ценности, традиции воспитания, образования. На ее живых страницах старинные усадьбы соседствуют с современными высотками, уютные парки ведут к величественным храмам, знаменитым театрам, концертным залам, галереям. В разное время авторами этой удивительной книги были знаменитые люди России: самодержавные цари, героические полководцы, великие реформаторы, деятели спорта и культуры, архитекторы и люди, воплощавшие в жизнь их идеи – простые строители и зодчие, инженеры, рабочие, обычные люди, живущие в Москве.

Благодаря созданию образовательного комплекса – гимназии № 1409 г.Москвы – наши воспитанники могут повысить образовательный уровень в ходе разнообразных форм совместной работы дошкольного учреждения и школы: экскурсий в школьную библиотеку и музеи, конкурсов чтецов, творческих встреч с деятелями культуры, печати и телевидения.

К 10-летнему юбилею нашей гимназии (возраст скорее уже школьный, а не детсадовский) уже подведены первые итоги. Наше дошкольное отделение ведет работу по обмену опытом и апробации прогрессивных педагогических практик, проводит мастер-классы и обучающие семинары для педагогов Москвы и регионов. На базе гимназии традиционно проходит Всероссийский конкурс «Мой лучший урок». Наши воспитатели достойно принимают участие в конкурсах профессионального мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы». Мне посчастливилось сотрудничать с участницами 5-го Всероссийского конкурса «Воспитатель года России – 2014» в качестве члена жюри.

Удивительно, ведь каждый день, окружая детей добром, творчеством, знаниями, умениями, каждый из нас, педагогов, продолжает писать книгу будущих поколений москвичей, россиян. Пусть сейчас это дети, весело смеющиеся на площадках в детском саду. Но это те, на кого через несколько десятков лет нынешние взрослые будут опираться в своей старости. Это люди, которые будут управлять государством, экономикой, воспитывать будущих детей!

Итак, мы перелистнули еще одну страницу книги москвичей – книги о Мире детских открытий. И это не просто страница из жизни, а книга с продолжением, интересным сюжетом, яркими красочными иллюстрациями!

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017