Вестник Образования России - «У НАШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСИВЫЕ ГОРИЗОНТЫ» 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
 
ГЛАВНАЯ
СРОЧНО В НОМЕР!
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
  ГЛАВНАЯ arrow ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ arrow «У НАШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСИВЫЕ ГОРИЗОНТЫ»
    
Версия для печати Печать...

13.09.2016

Интервью с депутатом Государственной Думы ФС РФ VI созыва по Новосибирской области, заместителем председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию Ириной Викторовной МАНУЙЛОВОЙ

Мы живем в очень интересное время - мы можем участвовать в процессах, которые позволяют видоизменить образование, чтобы нашим детям стало интереснее учиться. Идет формирование новой российской школы. Какая же она – «Новая школа»? Какой мы хотим ее видеть и что же нужно сделать, чтобы она стала именно такой, какой мы хотели бы ее видеть?

Все, что происходит в образовании, во многом определяется состоянием общего образования, а конкретно нашей общеобразовательной школы.

То, что сегодня образование является одним из ключевых направлений государственной политики, думаю, очевидно, каждому. Сегодня наша задача – дать равные возможности качественного образования каждому ребенку, независимо от его социального статуса, независимо от того, где он проживает, какое у него состояние здоровья. И это основная обязанность государства.

Образование сегодня, как и всегда, играет ведущую роль в развитии любого государства. И Россия не исключение. Более того, имея многовековые традиции, серьезный опыт в области образования и науки, мы по-прежнему занимаем лидирующие позиции, и очень важно не просто удержать это место, а достичь еще более серьезных результатов. Российская школа действительно последние годы демонстрирует рост во всех международных рейтингах.

Для того, чтобы мы неизменно уверенно смотрели в будущее, должна, постоянно развиваясь, меняться школа. Только в этом случае она может быть современной. В современном мире человек учится около 20 лет. Даже какие-то небольшие изменения, улучшения в технологии обучения дают огромный положительный эффект для всего общества.

Меняется облик современной российской школы, требования к ее назначению и в целом к системе нашего образования. И мы должны определить, что следует изменить сегодня, чтобы наших детей встречала действительно новая школа.

Новая школа – это, прежде всего, равная и разная, открытая и стабильная школа. Равная по ресурсам: материально-техническим, финансовым, экономическим, кадровым и прочим. Разная, так как предоставляет и обеспечивает своим учащимся выбор образовательных возможностей, индивидуальных образовательных маршрутов. Открытая к разнообразному и многостороннему взаимодействую с обществом, но при этом в полной мере безопасная для ребенка. Наконец, стабильная, опирающаяся на глубокие отечественные образовательные традиции, но и одновременно при этом динамично развивающаяся, внедряющая новые технологии, использующая передовой опыт и осуществляющая собственный поиск педагогических решений.

Одним из инструментов в решении этих задач может стать использование потенциала высшей школы. Практика реализации вузом программ общего образования, а точнее – среднего общего, старшей школы.  Также необходимо вести работу по созданию старших классов в составе ведущих вузов, расширить практику создания специализированных научных центров, спецшкол при университетах с обеспечением их финансирования на постоянной основе. В общем, у нашего образования красивые горизонты.

Доступность образования и социальная мобильность одна из главных проблем современного образования. Каким Вы видите ее решение?

В этом году по поручению президента стартовала программа ввода новых школ до 2025 года. Масштабнейшая программа, рассчитанная на 10 лет, результатом которой будет создание около 6,5 млн новых мест в наших школах, фактически переход школ в нашей стране на работу в односменный режим. Современные образовательные стандарты не совместимы с двухсменным, а тем более трехсменным обучением. Надо проанализировать механизм финансирования этой программы, предполагающей выделение средств из федерального и регионального бюджетов. Из федерального бюджета будут инвестированы серьезные ресурсы. В этом году – 25 млрд. рублей уже переданы в регионы, это первый транш, в законе о федеральном бюджете заложена цифра 50,следовательно,  есть возможность для еще одного перечисления.

Новые школы будут построены с учетом самых современных архитектурных проектов, они будут формировать современную образовательную среду, которая даст каждому ребенку возможность для развития.

Сегодня уже строятся первые школы в регионах, и уже в этом году классы будут распахнуты для наших учеников. За счет этой программы минимум 50 новых школ будут введены в эксплуатацию. Это не просто новые здания, новая инфраструктура, но и оснащение, которое в полной мере соответствует новым образовательным стандартам.

Удивительно, но еще до начала действия программы «Наша новая школа» мы имели в регионах отдельные школы, которые полностью соответствуют той самой новой школе. Например, три года назад был реализован проект по строительству современной школы в микрорайоне «Родники» города Новосибирска. Цель была построить не просто школу, а современную школу, и к тому же большую школу. Поэтому школа была запроектирована на тысячу детей. Сегодня там учится уже 1800. Уже третий год набирается 10 первых классов. Концепция школы, которая закладывалась при строительстве, отвечала тому, чтобы это было не просто образовательное учреждение, а также и досуговое. Думается, что это правильное решение, именно в новостройках, где компактное проживание людей, дети находятся рядом со школами, можно решить эту задачу, так как можно эксплуатировать практически круглосуточно учреждения. В школе есть и плавательный бассейн, был установлен телескоп, спортивные залы, тренажерные залы, актовый зал на 600 зрителей с современным оборудованием. Строительство такой школы позволило не только обучаться детям, но и заниматься различной кружковой деятельностью, спортивной. Помимо образовательного центра школа является и досуговым центром. На мой взгляд, чем больше у нас будет таких школ, тем больше удастся добиться результатов в образовании, чтобы дети туда шли с радостью, с удовольствием, чтобы там было интересно не только учиться, но и развиваться.

Также хотелось бы обратить внимание на то, что сохранение в нынешнем виде требований СНиПов повышает риск неисполнения программы. Жизнь требует их смягчения, модернизации, что позволит выполнить поставленную президентом задачу в обозначенные сроки. Но нужно понимать, нам нельзя решать задачу перевода школ на работу в односменный режим за счет ухудшения условий обучения детей и работы педагогов. Важно находить правильные сбалансированные решения, которые будут облегчать решение задачи строительства новых школ, но ни в коем случае не будут ухудшать условия обучения детей.

Одной из больших проблем качественного образования в школе сегодня стали  кадры! Велика доля пенсионеров и учителей предпенсионного возраста, и можно ожидать  в ближайшие годы  массовое выбытие пенсионеров. Главный вопрос: кто будет учить школьников в старых или новых школах, когда дефицит педагогов в школах нарастает. Сегодня в стране сократилось число самостоятельных педагогических вузов. Хотелось бы предложить увеличивать наборы на педагогические специальности в вузах, вводить целевой набор в педколледжи. Очень важно, что уже сейчас на основе профессионального стандарта разработаны новые программы профессиональной подготовки педагогов. Педагогические вузы поэтапно переходят на профстандарт педагога, но нельзя требовать от человека того, чему его не учили. Если учитель не готов работать по профстандарту, то нужно вначале обеспечить для него возможность повысить свою квалификацию, а потом предъявлять к нему новые требования. Профессиональный стандарт учителя утвержден, но в действие не вступил отчасти именно потому,  что абсолютной готовности к его повсеместному внедрению пока нет.       

Считаю, что популяризация  профессии учителя должна стать неотъемлемой частью  государственной политики.

В образовательной инициативе «Наша новая школа» была поставлена задача превратить общеобразовательную школу в школу для всех. Решена ли она сегодня? Вопрос непростой, но мы должны признать, что постановка этой задачи привела к мощному прорыву в России в области организации образования для детей с ОВЗ и с инвалидностью, привела к тому, что были приняты очень важные решения. Основными считаю введение в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» понятия инклюзивного образования, 79 ст., которая регулирует механизм получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Упорядочивание деятельности психолого-медико-педагогических комиссий, введение финансово емкой федеральной программы «Доступная среда», это, безусловно, наш успех. Требуется в ближайшее время организовать разработку и издание учебно-методических комплектов для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом требований принятого и вступающего в силу с 1 сентября 2016 года  ФГОС для детей с ОВЗ и интеллектуальной недостаточностью. Также в ближайшее время необходимо разработать и утвердить методические рекомендации для расчета обоснованных нормативов финансирования на реализацию адаптированных образовательных программ для детей с различными нарушениями и инвалидностью, в том числе и при инклюзии.

Если в городах еще можно говорить о доступности в образовании, то доступность образования для сельских школьников стоит остро. Какие проблемы Вы видите и что можно предложить для их решения?     

Сегодня одна из главных проблем в сельской местности – проблема резкого уменьшения численности детей, что нередко становится причиной закрытия школ. Безусловно, очень важно, чтобы любому сельскому школьнику были обеспечены такие же условия для развития, как и для любого городского.           Если городские школы сегодня учатся в две-три смены, то сельские школы, к сожалению, не набирают и на одну смену.  На селе школа нередко становится социокультурным  центром, а также единственным учреждением, где жители могут заниматься спортом. Это школьные спортивные площадки и спортивные залы. Здоровье нации закладывается в дошкольный и школьный период, вот почему привитие ребенку навыков здорового образа жизни важно именно в этом возрасте. Занятия спортом также сильно влияют и на патриотическое воспитание молодого поколения. Введение комплекса ГТО – это требования к физической подготовке юношей, которые готовятся к службе в армии. Особую ценность представляет пропаганда здорового образа жизни для всех  членов семьи, и замечательно, когда на школьную площадку или в спортивный зал идут семьями и занимаются все вместе.

К сожалению, спортивная инфраструктура школ не везде соответствует современным требованиям. Школы были построены давно, 40–50 лет назад, и в то время  строилось только помещение спортзалов, не было комплекса душевых, раздевалок, туалетов. Партийный проект Единой России в течение трех лет позволил отремонтировать и обеспечить спортивным инвентарем тысячи спортзалов в сельских школах, или построить спортивные залы в школах, где они изначально отсутствовали.  Считаю, что проект нужно продолжать, распространяя на школы в районных центрах, а впоследствии и в малых городах.

В рамках  принятой целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года» запланировано и будут введены общеобразовательные организации на 11  тысяч ученических мест, учреждения  культурно-досугового типа на 4,18 тыс. мест, а также 257 тыс. кв. метров плоскостных спортивных сооружений.

Еще одной важной мерой адресной поддержки сельской школы я считаю проект «Школьный автобус», в течение трех лет запланировано заменить устаревшие автобусы для подвоза школьников из маленьких сел и деревень. Для сельской школы автобус – это необходимое условие обеспечения доступности образования. Это гарантия ежедневного бесплатного подвоза детей, которые живут в населенных пунктах, где нет школ. Не нужно забывать и о том, как важно сельским детям участвовать в мероприятиях районного, областного уровня, чтобы соотнести свои способности, возможности, достижения с ребятами, которые проживают в районном, областном центре. Хотелось бы, чтобы каждая сельская школа имела свой автобус.

Новая школа – это еще и современные цифровые технологии. Последние годы государство уделяет большое внимание по оснащению образовательных организаций современными техническими средствами обучения. Уже никого не удивляет интерактивное и  современное демонстрационное оборудование. Что еще необходимо сделать в этом направлении?

Мы  все знаем, какими навыками должны обладать дети в XXI веке. Мы чувствуем и изучаем мировые тенденции, понимаем, в каком направлении идет развитие образовательных технологий. Наши педагоги на практике убедились, как повышается эффективность обучения, если строить образовательный процесс с использованием информационных технологий.

Федеральная программа развития образования позволяет это делать. Например, в Новосибирске развивается с 2010 года проект сетевой дистанционной школы. Цель проекта – повышение доступности качественного образования. В  регионе отработана нормативно-правовая база. Был создан образовательный контент и  запущена региональная система дистанционного образования. Была подготовлена великолепная команда из 420 педагогов, которые владеют этими технологиями, эффективно их используют в своей деятельности, что подтверждается полученными результатами. Расширяется и география проекта: в нем участвует 91 школа из 1000 школ Новосибирска, 23 муниципалитета, и в этом году было принято решение, о введении в этот проект все муниципальные образования Новосибирской области. Сейчас системно обучаются около 6 тыс.  детей.  У проекта есть свой центр, где  сконцентрированы ресурсы образовательных организаций и педагогов. Отработана технология взаимодействия, есть муниципальные и школьные координаторы. Региональное Министерство образования, науки и инновационных технологий возглавляет этот проект. Школы, участвующие в проекте, стали получать дополнительный коэффициент финансирования, который позволяет поощрение педагогов, использующих дистанционные технологии, а городские школы, которые апробировали эту модель, получают за разработку контента дополнительные средства.

Понятно, что школа, участвующая в проекте, должна обладать соответствующим оборудованием. В рамках комплекса мер модернизации была такая поставка учебно-лабораторного и компьютерного оборудования, сейчас важно продолжить эти поставки. Дистанционное образование эффективно может работать на скорости, начиная с 2000 Мбит. К сожалению, немного школ имеют даже 100 Мбит. Отсутствие скоростного интернета мешает развивать технологии. Для этого необходима поддержка Ростелекома, компаний, ГЧП, государственной программы на федеральном уровне. Необходимо в рамках реализации программы информатизации общества – правительство  обязательно должно предусмотреть на федеральном уровне  возможность подключить к скоростному интернету всех российских школ.

Радует, что уже начал работать проект «Российская электронная школа», где в свободном доступе для учителей, учеников и их родителей будут размещены лучшие практики учителей России. Педагоги сегодня понимают, как можно  использовать этот контент, и многие уже весьма успешно это делают. Часть школ в рамках дистанционного образования  смогли перейти на пятидневный режим работы.    

Насколько мы сегодня гарантируем единство образовательного пространства, в том числе посредством содержания общего образования? Зачем мы сегодня разрабатываем концепции преподавания новых предметов? В чем их важность и необходимость? Насколько важна примерная образовательная программа и что она дает каждому учителю?

Сегодня очень важно для учительства, для системы образования сохранить единое образовательное пространство, завершить работу по внесению изменений в новые ФГОСы в части конкретизации результатов обучения, продолжить разработку концепции преподавания отдельных предметов, максимально изучив существующий положительный опыт.

ФГОС включает три блока требований: к структуре образовательной программы, к условиям образовательной программы, к результатам реализации образовательной программы.

Только в самом общем виде, в виде требований, содержание общего образования присутствует в ФГОС общего образования. Но в гораздо более конкретизированном виде это отражено в других документах. В примерных образовательных программах, которые отчасти обсуждаются и принимаются федеральным учебно-методическим объединением рабочих программах, которые разрабатываются и принимаются самим образовательным учреждением. Это учебники, учебно-методическая литература по предметам школьной программы, которые разрабатываются авторами и авторскими коллективами. Это контрольно-измерительные материалы, используемые в итоговой аттестации всероссийских исследований качества образования и всероссийских проверочных работ.

Что касается примерной образовательной программы.Инструментами поддержки педагогов сегодня выступают два процесса: изменение ФГОС в части уточнения требования к результатам реализации образовательной программы и совершенствование примерных образовательных программ. Для некоторой части школ примерные образовательные программы являются одним из источников создания собственной основной образовательной программы и открывает широкий горизонт возможностей по профессиональной самореализации. Но для большинства школ (более 95 %) эта программа и становится основной образовательной программой.

Важным шагом по сохранению содержательного единства школьного образования является создание концепций преподавания и содержания отдельных предметов. Концепции должны стать актами фиксации принципиальных позиций по отношению к содержанию образования по конкретному предмету или предметной области, выработанных в профессиональном сообществе и формализованных правительственными документами.

Еще один вопрос, который придется решать, связан с переходом на работу по новым образовательным стандартам – школьные библиотеки. Школьная библиотека сегодня должна рассматриваться как ресурс модернизации образования. Какие сделаны шаги в этом направлении?

Нам необходимо уделить больше внимания нашим школьным библиотекам, пополнить их не только новыми учебниками, но и художественной литературой.

Ведь любовь к чтению во многом зарождается в начальной школе. В век информационных технологий необходимо активизировать работу по комплектованию электронных библиотек, повысить доступность и разнообразие электронных изданий учебного назначения. В июне 2016 года Министерством образования и науки Российской Федерации была утверждена Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров, разработанная Русской школьной библиотечной Ассоциацией, реализация которой обеспечит условия для развития школьных библиотек  и улучшения качества преподавания и изучения всех учебных предметов.

Сегодня все системы, сферы нашего общества буквально заполонила бюрократия. В образовании эта проблема встала уже давно. Что с этим делать?

Не очень приятно говорить об этом, но, если мы придем в любое образовательное учреждение и спросим, какие у вас главные проблемы, все начинают с этого.

По статистике, которая есть у нас, две трети запросов, которые приходят в школу, с системой образования никак не связаны. Мы проанализировали, носят ли эти запросы системный характер, выяснилось, что на 85 % это разовые запросы, не системные, учесть их невозможно. Одна треть действительно генерируется самой системой образования, вышестоящими органами, но две трети вообще приходит извне. Что делать с пожарной охраной, Роспотребнадзором, Минкультом, Минсельхозом – пока не знаем.

Наша задача сделать так, чтобы мы всю информацию получали из одного окна. Должен быть системный мониторинг, который потом все это сводит.

В работе образовательной организации сегодня имеет большое значение сайт. Администрацию и педагогов обучили заносить  информацию на сайт,  и научили, как с ней работать. Зачем направлять огромное количество запросов, если вся эта информация есть на сайте? Хотелось бы исключить поступление таких запросов информации и документов, которые, в соответствии с законодательством РФ, размещены в открытом доступе, что значительно облегчило бы необразовательную нагрузку и придало бы уверенность, что работа по наполнению сайта не напрасна и не формальна. 

На уровне школ тоже можно сделать очень много. Очень важно, чтобы администрация школы не перекладывала на учителей несвойственные для них функции. Все, что связано с ответами на запросы, должно делать руководство школы – директор, завуч, – но никак не учителя.

Есть в законодательстве такой прецедент, когда малые предприятия, созданные на три года, освобождаются от всяких проверок. Школа, где в течение определенного срока не было никаких замечаний, где хорошие результаты обучения учеников, где не было никаких чрезвычайных ситуаций, не получали предписание со стороны Роспожнадзора, Роспотребнадзора, Рособрнадзора, почему бы законодательно не предусмотреть запрет на осуществление проверок в отношении этих школ в течение трех лет или четырех? Я и мои коллеги по Государственной Думе ФС РФ готовы поддержать эту инициативу.

Ирина Викторовна, Вы возглавляете Оргкомитет Всероссийского конкурса «Педагогический дебют». В конкурсе участвуют молодые педагоги страны, стаж которых не превышает 5 лет. Ваше впечатление от конкурсантов 2016 года?

В конкурсе 2016 года приняло участие более 300 человек из 47 субъектов Российской Федерации. Сегодня очень много говорят о необходимости привлечения молодых педагогов в наши школы, и о том, что не самые лучшие выпускники педагогических вузов попадают в эти школы. Конкурс «Педагогический дебют» показал, что  молодежи в школах стало больше.  Очень радует и тот факт, что педагогов мужчин в школах также становится больше. Жюри отметило, что каждый участник конкурса этого года не просто уже состоявшийся педагог, он смел и энергичен, склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности, имеющий внутреннюю мотивацию к труду, эффективен в общении с детьми.  Мне кажется, что «Педагогический дебют» дал конкурсантам возможность познать себя и открыть собственные способности.

Что бы Вы пожелали в канун нового 2016/17 учебного года читателям журнала «Вестник образования России»?

Уважаемые коллеги, хочу пожелать вам сделать все, чтобы школа помогала ребятам получить прочные знания, учила их преодолевать трудности, находить пути решения проблем, дружить, сопереживать, помогать друг другу. Пожелать всем процветания, успехов в делах и перемен к лучшему!            Думаю, что журнал «Вестник образования России» будет в вашей работе неизменным спутником получения самой оперативной и достоверной информации, так как этот журнал является ориентиром и навигатором официальной сферы современного образования.

Мне очень хочется, чтобы люди, которые не работают профессионально в образовании, увидели, услышали и осознали, что наша российская школа по-прежнему одна из лучших, и мы сегодня многое делаем для того, чтобы качественное образование действительно стало доступным для каждого ребенка. Я уверена - мы справимся с  задачами, поставленными перед системой образования Владимиром Владимировичем Путиным! Все вместе мы обязательно сделаем российскую школу лучшей в мире.

Интервью подготовила  ответственный
редактор журнала «Вестник образования России»,
специальный корреспондент Госдумы ФС РФ Д.О. Николаева

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017