Вестник Образования России - «СБЕРЕЖЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА – ЭТО ВОПРОС НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ» 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
  ГЛАВНАЯ arrow ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ arrow «СБЕРЕЖЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА – ЭТО ВОПРОС НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ»
    
Версия для печати Печать...

04.08.2016

6 июня 2016 года в День русского языка состоялась очередная встреча в рамках «Бесед об образовании» – совместного проекта журнала «Вестник образования России» и «Парламентской газеты» – посвященная вопросам русского языка и литературы, как о языке сохраняющего национальную идентичность, традиции, самобытность, историческую преемственность и связь поколений. Одним из гостей встречи стала член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Лидия Николаевна АНТОНОВА

 «Сбережение русского языка – это вопрос национальной безопасности страны». Как Вы считаете, почему Президент Российской Федерации В.В. Путин сформулировал эту позицию именно так?

Я думаю, что данная фраза нашего президента прозвучала очень своевременно. Формирование гражданской идентичности – одна из основных задач, стоящих сегодня перед правительством. Укрепление единства нашего многонационального государства достигается в том числе посредством сохранения русского языка. Он содержит в себе огромный потенциал. Речь помимо коммуникативной обладает еще и программирующей функцией – помогает четко сформировать мысль и перевести ее из внутренней речи в развернутое высказывание. Умение грамотно строить свою речь, умение оперировать сложной терминологией – залог появления всесторонне развитой, интеллектуальной личности.

Язык – это и средство общения, и средство формирования мысли, мировоззрения, психологии отношения к окружающему миру. Я думаю, что задача по сохранению русского языка, поставленная Президентом Российской Федерации, находит отражение в работе как политиков, так и деятелей общественных организациях.

Безусловно и Российская академия образования сделала много для того, чтобы в достаточно сжатые сроки была сформулирована и утверждена Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации.

Что необходимо сделать, чтобы реализовать Концепцию преподавания русского языка и литературы? Что должно измениться?

Я думаю, очень важно, что мы получили большой и объемный документ, который содержит очень много плюсов, но в нем есть и риски. Риски заключаются в ряде позиций, которые касаются внедрения Концепции, применения ее на практике. Этот документ очень важный, но тяжелый, вопросы, например, научности и сложности недостаточно проработаны, для того чтобы учитель мог сразу начать применять Концепцию. Это говорит о том, что необходимо пересмотреть практику подготовки учителей словесности. Здесь предстоит большая работа высшей школе и системе повышения квалификации учителей. На сегодняшний день баланс теоретического и прикладного компонентов немного размыт. Лингвистическая наука и коммуникативные умения важны, но изучая лексику, морфологию и синтаксис, углубляясь в эти важные и необходимые составляющие части изучения русского языка, из-за излишней научности у детей часто ослабевает интерес к нему самому.

Красота русского языка уходит и не факт, что тот учащийся, который умеет правильно строить предложение, разбирается в синтаксисе, сможет отойти от речевых клише и шаблонов, найти нужные смысловые оттенки. Нельзя забывать о богатстве и выразительности языка.

Учащиеся часто переходят на английский язык, потому, что это проще, в нем много грамматических ограничений, этому способствует также и компьютерная терминология, заимствование многих технических терминов. Это тоже нужно учитывать. Дети сегодня, хотим мы этого или нет, по-другому структурируют свое время и по-другому распределяют свои интересы. Нужно найти золотую середину.

Я думаю, что Концепция предполагает формирование новых методических походов к изучению русского языка. Я уже говорила, как хорошо, что понимание красоты языка приходит и из повседневной жизни. Хочу привести пример, он, правда, может показаться архаичным. В нашей семье было приято не только читать вслух классические произведения, но и переписывать их. Я переписала «всего» И.С. Тургенева. Таким образом родители не приучали нас к чтению (мы любили читать с детства), а показывали, как важен правильный подбор слов, как при перестановке одного лишь слова, меняется оттенок, а зачастую и смысл целой фразы. Важно, чтобы ученики не только могли грамотно прочитать текст, но и уметь правильно понять его смысл. Сейчас, к сожалению, современным школьникам легче сделать парафраз на английском языке, чем на русском.

Поэтому, первое, о чем нужно подумать, – как перестроить систему подготовки и переподготовки учителей для применения Концепции. Если мы будем ждать от каждого современного учителя создание новых методик, технологий и их реализации, это неправильно. Не потому что я недооцениваю современных учителей, у них просто нет возможности это сделать. Современный регламент школы не предполагает, что у учителя есть на это свободное время. Будущему педагогу важно пройти практику у опытного преподавателя, обладающего навыками, позволяющими показать, что урок – это искусство, тогда возможно учитель придет в школу более подготовленным. Он уже будет иметь банк знаний, который ему позволит наращивать свой культурный слой. Поэтому и нужно концептуально пересматривать саму систему подготовки учителя и работу методических служб в связи с принятием различных концепций.

Второе – это соответствие Концепции и новых ФГОС и СанПиН.

Третье – мы знаем, что список литературы, рекомендованной для прочтения школьникам, постоянно расширяется и пополняется. И найти ответ на вопрос, какие произведения читать, а какие не читать, очень сложно. Все зависит от умения и таланта учителя, от, в принципе, уважения русского языка и литературы. Ведь не случайно создано Общество русской словесности, а до этого – Общество любителей русской словесности (1811 г.). Хотелось, чтобы мы переняли любовь к русской словесности от своих предшественников.

Конечно, очень важный аспект – это то, что сегодня есть тенденция, которая прослеживается в течение ряда лет – дети получают литературу для чтения как бы на вырост. Психологическая неготовность к изучению того или иного произведения тоже отбивает интерес и к русскому языку, и к литературе. Поэтому сегодня появляется важный аспект работы с будущим учителем – студентом. В Московской области активно работает Ассоциация учителей русского языка и литературы, а в рамках проекта «Малая Академия Подмосковья» у нас есть программа, которая мотивирует учащихся и учителей возродить интерес к изучению русского языка, не потому, что нужно сдавать ЕГЭ, а потому, что он красивый, помогает формировать мировоззрение. Этот проект идет уже третий год и очень востребован, надеюсь, что он поможет учителям русского языка и литературы овладеть Концепцией и ее правильно реализовать.

Когда школьники готовятся к ЕГЭ, зачастую, чтобы сократить время подготовки, они читают не все произведение целиком, а пользуются брошюрами с кратким изложением. Достаточно ли это для изучения литературного произведения в школе? Как относиться к такому подходу? Должно ли это как-то регулироваться стандартами или другими документами?

За социокультурное развитие личности отвечает не только школа, но и другие социальные институты – музеи, театры, центры искусства, центры дополнительного образования детей. Одно дело прочитать отрывок из произведения Л.Н. Толстого, как Кити и Левин объясняются с помощью мелка на карточном столике в любви, другое дело – создать маленькую инсценировку, когда дети в школьном театре это проецируют уже с помощью современных подходов. Знаменитый диалог Наташи и Сони на балконе, опять-таки можно прочитать, а можно и не прочитать никогда, но представить его в виде инсталляции. И ребята, которые будут в зале и ребята-исполнители, прочувствуют текст. Это будет уже текст, пропущенный через их восприятие, их чувства.

Нужно развивать такое направление, как урок в музее. Выставочные пространства существуют в каждом, даже самом маленьком, городе и хранят в себе множество интересных и уникальных экспонатов. Театр – также важный аспект в развитии ребенка. Как бы наши современные дети не увлекались виртуальным миром, как раз театр открывает красоту живого общения.

В преподавании мы используем пособия. Они важны и для педагога, и для ученика. Должны ли быть единые учебники по литературе, русскому языку или должны быть вариативные?

Я думаю, что единый учебник – это то пособие, та разработка, которая имеет концепцию векторного развития того или иного предмета, но это не исключает, что есть ряд учебников или пособий, которые глубже раскрывают ту или иную тему, используются большее количество ссылок на литературные произведения и иные источники. Нельзя трактовать единый учебник однобоко, в понятие «одна книга», «одно пособие». Единый учебник – это единая концепция. Необходимо давать возможности иметь разные слои – углубленные, более практико-применимые пособия. Мы не затрагивали сегодня то, что в Концепции есть риск, связанный с базовой и углубленной формами. Единый государственный экзамен создавался для того, чтобы дать возможность детям из отдаленных территорий страны раскрыть свои таланты. Это  уже работает. Но базовая и углубленная части подразумевают под собой, что есть сложный и более простой способ. Можно прочитать роман «Война и мир» целиком, а можно в кратком изложении на трех страницах. Безусловно, это недопустимо.

Чтобы Вы хотели пожелать учителям, родителям, ученикам Подмосковья и страны в целом в новом учебном году?

Усилия властей всех уровней направлены на создание условий для комфортного, успешного труда в отрасли. Образование определяет перспективы развития общества и государства, конкурентоспособность, возможность достойно отстаивать национальные интересы.

Учительство Подмосковья – гордость, которая занимает лидирующие позиции в российском образовании. Традиции и инновации – это слагаемые успеха системы образования, развитие которой является приоритетом деятельности Правительства Московской области. Наши педагоги бережно сохраняют и приумножают достижения отечественного образования, талантливо внедряют новые формы и методы обучения.

Желаю ВСЕМ участникам образовательного процесса больших творческих успехов в достижении поставленных целей! Убеждена, что беззаветный педагогический и родительский труд будет и впредь плодотворным, приносить огромную пользу Московской области и России в целом. Хочу пожелать всем иметь больше свободного времени для чтения, обратиться к русской культуре, к ее истокам. Желаю радости, любви и неугасимого творческого огня в душе! 

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017