Вестник Образования России - Форум партии «Единая Россия» «Образование и наука – будущее России» 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
  ГЛАВНАЯ arrow ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ arrow Форум партии «Единая Россия» «Образование и наука – будущее России»
    
Версия для печати Печать...

26.07.2016

Выступление Председателя Правительства Российской Федерации – председателя партии «Единая Россия» Д.А. Медведева
8 июня 2016 г.

Уважаемые коллеги, друзья! Хочу вас поприветствовать на нашем форуме. Неслучайно, что мы собрались в Новосибирске. Это одна из наших научных и образовательных столиц. Здесь люди отлично понимают, что именно интеллект стоит гораздо дороже, чем какие-либо несметные природные богатства, что интеллект – это основа любой нации, ценность. Страны, которые хотят быть богатыми сегодня, современными, должны всемерно интеллект поддерживать, а для этого образование и наука действительно должны быть приоритетом государственной политики. 

Любой человек учится всю жизнь. Мы начинаем в детском саду своё образование, продолжаем в школе, в университете. Но современная жизнь так уплотнилась, что однажды полученного образования уже недостаточно. Именно поэтому образование не заканчивается никогда. Постоянно развиваться, не бояться экспериментов, смелых мыслей – такова должна быть философия нашей системы образования в целом. Только так мы сможем дать образование большому количеству наших людей. 

Образованных, талантливых и внутренне свободных людей нужно растить с первых лет жизни. Именно поэтому мы вместе с партией «Единая Россия», я имею в виду Правительство, уделили такое внимание детским садам. Ещё совсем недавно в детских садах у нас катастрофически не хватало мест. Родители вставали в очередь задолго до того, как рождался ребёнок, но даже это ничего не гарантировало.  

Задача была исключительно сложной. И мы, уважаемые коллеги, уважаемые товарищи по партии «Единая Россия», справились с этой задачей в масштабах страны. И деньги на это потратили весьма приличные. Но самое главное, что есть результат. В итоге было создано более миллиона мест за три года. Теперь у нас все дети в возрасте от трёх до семи лет могут ходить в садики. И это действительно большое достижение. 

Такая ситуация является общей по всей стране, но есть отдельные проблемные точки. Я сейчас обращаюсь ко всем губернаторам, которые нас слышат и видят: очереди в детские сады должны остаться в прошлом, а партия будет этот процесс и дальше контролировать. Если сами не справляетесь, надо звать частный бизнес. Он уже приходит в эту сферу, и мы всячески это поддерживаем. В частности, предоставили бизнесу право получать бюджетные средства на покрытие учебных затрат, сняли излишние ограничения, например, по СанПиН, которые объективно мешали развитию частных детских садов. Сразу оговорюсь: требования к частному дошкольному образованию относительно качества и безопасности должны быть такими же, как и к государственному. 

Мы дали возможность каждому ребёнку от трёх до семи лет ходить в детский сад. Но, как здесь справедливо говорили мои коллеги, эту возможность недопустимо отбирать, устанавливая необоснованно высокую родительскую плату. Сегодня рост платы за детский сад во многих регионах обгоняет уровень инфляции. Чтобы помочь родителям, мы внесли изменения в закон об образовании, уточнили механизм формирования платы. К началу этого года в 66 регионах установили максимальный размер родительской платы. В 19 эти цифры проходят согласование. Но я не могу не поддержать общую установку, которая здесь звучала: любое увеличение не должно быть свыше цифр, которые демонстрирует инфляция. Иными словами, эти ограничения должны быть основополагающими при принятии таких решений в регионах. Я прошу «Единую Россию» постоянно следить за этой темой. 

Как известно, дети быстро растут, и те, для кого мы строили детские сады, скоро пойдут в школу, поэтому логичным стало предложение «Единой России» и решение Правительства начать масштабную работу по строительству новых школ, ремонту действующих школ. Многие школьные здания никуда не годятся, мест в них не хватает. Мы неоднократно об этом говорили. Дети учатся зачастую во вторую и даже третью смену. Этого быть не должно, мы должны обеспечить им комфортные условия. 

Я напомню, что в этом году мы уже распределили 25 млрд рублей между 56 регионами в рамках утверждённой Правительством программы по созданию в регионах новых мест в школах. Сразу оговорюсь, мы с вами реалистично настроенные люди, должны понимать, эта программа не может быть реализована за один-два года (в нашей стране огромное количество школ, почти 40 тыс.), она рассчитана на 10 лет, и нам потребуются огромные инвестиции. Но мы обязаны будем эти инвестиции изыскать и в течение этого срока реализовать, создав новые школы. Только в этом случае у нашего образования и вообще у нашей страны есть будущее.

Это на самом деле большая работа. Люди, присутствующие в этом зале, – профессионалы, они понимают, как выглядит наше образование. Но нам нужно будет создать свыше 6,5 млн новых школьных мест, чтобы полностью ликвидировать проблемы, ликвидировать вторую и третью смены, перевести детей из ветхих школ в новые и современные. 

Только в этом году мы планируем ввести около 50 тыс. новых мест. Это работа, которую мы с вами также начали вести в рамках национального проекта «Образование». С 2005 года школы (и я хочу это с определённым удовлетворением отметить) с каждым годом становились другими. Сегодня практически все школы подключены к интернету, без чего современный мир и современное образование просто невозможны.

Правда, их них высокоскоростным интернетом обеспечена лишь половина. Мы вводим в образовательное пространство современные информационные технологии, включая дистанционные, разрабатываем новые учебники по большинству предметов, в том числе для того, чтобы внедрить федеральные государственные образовательные стандарты. Учебники, конечно, не бывают идеальными, здесь тоже коллеги выступали, говорили, в каком направлении это нужно делать. Но самое главное, что мы этой работой занялись, и я уверен, что мы её доведём до конца.

Успешной была и программа по школьным автобусам. Когда мы её начинали (я отлично помню, я тогда тоже в Правительстве этим как раз занимался), эти автобусы были совершено безобразные. Но вот прошло уже 10 лет и надо признать, что автобусный парк снова нуждается в серьёзном обновлении. Мы, конечно, рассчитывали на то, что деньги будут найдены регионами, но жизнь сейчас весьма и весьма непростая. Я предлагаю рассмотреть вопрос о поддержке регионов, которые сегодня активно используют автобусы (потому что это не везде есть) для перевозки школьников, причём принять решение уже в этом году.  

Мы все понимаем, что новая школа – это не только новое здание, хорошее качественное здание и новые технологии, хотя это очень важно. Новая школа – это прежде всего современный учитель, который учит не только своему предмету, но главным образом учит думать.  

Есть простые показатели, в том числе – сколько родители тратят на репетиторов, чтобы дотянуть, дотащить, что называется, за уши ребёнка до института. Именно поэтому мы начали модернизацию педагогического образования. Это тоже сложный и долгий процесс. И выучить учителя непросто. Для школ, действительно, нужно готовить специалистов нового поколения, повышать квалификацию работающих учителей и преподавателей. Мы тоже будем этим обязательно заниматься.  

Однако мы не только должны требовать от школьных учителей современных подходов, знаний, но и создавать учителям нормальные, комфортные условия жизни и работы. Не перегружать излишними, не имеющими отношения к их основной деятельности обязанностями. Здесь каждый раз, когда звучали слова «сколько можно душить отчётностью?», были аплодисменты. Можете и сейчас поаплодировать – я тоже с этим согласен.  

У нас вообще тяга к различным отчётам – в бизнесе, в социальной сфере, в науке. Всё время вылезают какие-то проверяющие. Мы сейчас сидели с коллегами, ещё до пленарного заседания, и мне сказали (я не знал, кстати), что из 100% отчётов, которые пишут учителя и вообще работники школ, лишь 30% идёт по заданию Министерства образования, а 70% – это вообще посторонние организации. Это, конечно, безобразие. Надо подготовить реальное законодательное ограничение этим отчётам. Вывод: учитель должен заниматься своим делом, причём заниматься им спокойно. А если учитель пишет отчёты, то это время украдено у наших детей. 

Я обращаюсь к нашей партии: помимо поручения, которое я дам по линии Правительства, прошу взять это направление работы под особый контроль.  

Для учителя важны не только нормальные условия работы, но и, как для любого нормального человека, нормальные условия оплаты труда. Мы обязаны обеспечить преподавателям достойный заработок. Мы постепенно эту задачу решаем. Мы приняли решение о повышении зарплаты школьных учителей до средней по региону. В реальном выражении это где-то в полтора раза. Это не решило всех задач, но всё-таки привлекло молодёжь в школу. Ещё лет 15 назад, по-моему, меньше учителя в стране мало кто зарабатывал. Сегодня мы этот процесс контролируем и дальше будем обязательно этим заниматься. Когда учитель перестаёт думать о том, как прокормить собственных детей, он, естественно, больше думает о том, как правильно распределить своё время для тех, кто сидит за партами. Конечно, это сказывается на качестве образования. Поэтому хочу вас заверить: мы продолжим работу по поддержке уровня заработной платы педагогов.

Ещё одна тема, которая всегда находится в зоне внимания нашей партии, – это тема так называемого инклюзивного образования, его развития. В школе дети не только получают знания, школа – это одна из тех важнейших площадок, где зарождаются и горизонтальные социальные связи, которые очень часто, мы все знаем это по собственному опыту, остаются на всю жизнь. Школьная дружба действительно очень крепкая. Именно в школе наши дети учатся общаться друг с другом. Общаться друг с другом, вот эти самые коммуникативные навыки – это большое искусство. Такая насыщенная жизнь важна для любого ребёнка, а тем более для детей, у которых есть ограничения по здоровью. Именно поэтому мы и развиваем инклюзивное образование. Всё больше родителей выбирают такие классы, хотя, надо признаться, сначала это дело было для нашей страны необычное, за границей это во всю практикуется. Если в 2013 году в них обучалось всего 147 тыс. детей, то за последние год-два эта цифра выросла уже практически на четверть.

Инклюзивное образование позволяет детям с проблемами со здоровьем не выпадать из жизни, находить себя в различных занятиях. Эта работа тоже должна быть обязательно продолжена.

Но не только школа определяет жизнь наших детей. Коллеги здесь рассказывали о дополнительном образовании. Многие из нас в детстве занимались в различных кружках и секциях, для части людей эти кружки и секции стали потом основой для выбора профессии на всю жизнь, окончили ли они музыкальную, спортивную, художественную школу. Такое образование, конечно, даёт немало, оно расширяет кругозор, позволяет заводить новых друзей по интересам и даже определяться с будущей профессией. Поэтому нужно сделать всё, чтобы как можно больше наших детей могли посещать различные кружки и секции. Эти цифры у нас тоже меняются. В какой-то момент система дополнительного образования у нас оказалась дезорганизованной, а сейчас ситуация начинает исправляться.

Особенно важно, чтобы такие возможности были в сельской местности, где у наших детей меньше возможностей, чем у их сверстников в больших городах. Именно поэтому партия «Единая Россия» уже несколько лет успешно реализует проект по строительству спортивных залов в сельских школах. Эту работу точно нужно продолжить. У нас и в городах-то, скажем прямо, спортивные залы во многих школах оставляют желать лучшего. Но, когда приезжаешь в деревню (я неоднократно, естественно, посещал сельские школы), больно просто становится от того, в каких условиях дети не только учатся, но и проводят занятия по физкультуре. Этот проект должен быть продолжен.

Уже в школе решается вопрос, где продолжить обучение. Кто-то решает поступить в университет. Собственно, в современной жизни таких людей абсолютное большинство. Тем не менее кто-то выбирает специальность, которая не требует высшего образования, и от этого профессия не является менее нужной. Эта тема действительно для нас сегодня очень важна. Почему? Потому что у нас по-прежнему мало рабочих рук. Это началось ещё в 1990-е. Скажем прямо, с разрушением системы профессиональной ориентации, профессионально-технического образования многие рабочие просто ушли с заводов, для того чтобы как-то прокормить семью. А рабочие руки – это основа любой экономики.

В последнее время среднее профессиональное образование всё-таки становится более востребованным.

Мы начали готовить специалистов, в которых нуждается рынок труда, особенно в регионах. В подготовке рабочих кадров стало гораздо больше практики, что очень важно, благодаря так называемой дуальной системе, когда теория, которую дают в колледже, подкрепляется хорошим опытом непосредственно на производстве. И это впоследствии помогает лучше адаптироваться на рабочем месте.

Хорошо себя зарекомендовали региональные ресурсные центры по приоритетным отраслям экономики. В таких центрах и педагоги очень высокого уровня, и оборудование самое современное, а выпускников, которые имеют возможность учиться на таком оборудовании, просто впоследствии с руками отрывают. Если говорить о советском периоде, то наше образование в целом было достаточно изолированным от иностранных методов обучения, притом что оно было крепким и по тем меркам вполне актуальным. Но сейчас такая самодостаточность вряд ли необходима, важно, чтобы у ребят появились возможности изучать зарубежные практики по разным специальностям, соревноваться друг с другом, оттачивать профессиональные навыки.

Здесь упоминалось движение молодых профессионалов WorldSkills, оно помогает добиваться успехов в своих профессиях на международном уровне. У нас проходят соревнования регулярно. Напомню, что в 2019 году мы принимаем у себя мировой чемпионат профессионального мастерства по системе WorldSkills. Я уверен, что мы этот чемпионат, как, собственно, и все другие чемпионаты, проведём на высочайшем уровне.

Но, как и было сказано, большинство людей стремится получить высшее образование, таково веление времени. В нашей стране огромное количество хороших университетов, хороших вузов, где можно бесплатно получить любую профессию. Я напомню, что больше половины выпускников 11-х классов, приблизительно около 60%, могут поступить именно на бюджетные места. Для сравнения: в СССР не более 20% школьников становились студентами. Такова разница. Это неслучайно. Во всех странах высшее образование становится всё более востребованным. Чтобы повысить качество высшего образования, мы поставили перед собой очень амбициозную цель: к 2020 году не менее пяти вузов должны войти в мировой топ-100. Но это не ради этих пяти вузов, потому что если подтягиваются пять, то подтягиваются и все остальные – таков закон рыночной экономики и современной системы образования.

Но главным остаётся уровень подготовки специалистов. Хорошо образованные инженеры, физики, социологи, биотехнологи, грамотные менеджеры и экономисты, конечно, подталкивают всю экономику. Но если физика и математика всегда были сильной стороной нашего образования (и очень хорошо, что так и остаётся), то в таких направлениях науки, как психология, социология, философия отчасти, мы во многом отставали от других стран. У нас физики всегда однозначно побеждали лириков. Сейчас ситуация меняется. В последние два года наши университеты продвинулись и в социальных и гуманитарных науках, что на самом деле тоже неплохо. Конечно, на улучшение наших позиций в мировых рейтингах, на развитие самой системы образования ведущим университетам предоставлялись и будут предоставляться деньги. Только за последние несколько лет, то есть три года, было предоставлено около 40 млрд рублей на эти цели.

Вообще у российского высшего образования должна быть безупречная репутация, и не только за рубежом, что, конечно, важно, но прежде всего на родине. В последние годы у нас появлялись разные университеты – и сильные, и, к сожалению, не очень сильные. Вопрос в том, как нам всем этим наследством распорядиться. На мой взгляд, нужно действовать, но действовать аккуратно. Мы в последние годы занимались реорганизацией системы высшего образования, реорганизовывали университеты, филиалы. О чём я хочу сказать? При принятии решений, которые действительно важны, нам необходимо прежде всего соблюдать права студентов и преподавателей, которые в этот период работают или учатся в этих университетах. Реорганизация – это обычно присоединение слабого университета к более сильному. Или филиала – к какому-то сильному университету. При проведении таких мероприятий нужно активно общаться с трудовыми коллективами, разъяснять причины и смысл этих решений, конечно, принимать решения о трудоустройстве преподавателей, которые готовы трудиться и способны к этому труду. Все студенты должны сохранить возможность доучиться, получить высшее образование. Я специально на это обращаю внимание и прошу партию тоже подключиться к этим процессам.

Уважаемые коллеги! Есть ещё одна очевидная вещь: хорошего образования не может быть там, где нет хорошей науки, где не интересуются достижениями учёных, не рассказывают о них детям – будущим изобретателям. 

Многие технологии, которые даже в период моего детства казались ещё абсолютно фантастическими, в настоящий период стали реальностью, а благодаря развитию медицины, биологии, генетики человечество учится решать самые сложные задачи, лечить самые тяжёлые заболевания. И это действительно очень благородная задача.

Сегодня у науки нет национальных границ, поэтому выигрывает тот, кто предлагает лучшие условия для учёных, для реализации их идей. С каждым годом конкуренция становится всё жёстче, и Россия, конечно, не должна эту глобальную гонку в конкурентной борьбе проиграть. Поэтому наша важнейшая задача – улучшение интеллектуального климата в России, чтобы лучшие наши умы не уезжали из страны, а воплощали свои идеи и проекты именно в России, и чтобы учёные со всего мира ехали жить и работать к нам.

Люди отдают себя научной работе в том случае, если к этому располагают их навыки, их характер, но и когда к этому располагает среда. Это не только зарплата и комфортный быт, хотя это очень важно, и здесь упоминалась программа по предоставлению молодым учёным жилья. Я действительно в 2011 году способствовал тому, что эта программа начала активно развиваться. Хочу с этой трибуны, тем более находясь в Новосибирске, в городе с высокими академическими традициями, сказать: эта программа должна быть доведена до конца. Количество квартир, которые нужны молодым учёным, для того чтобы они с успехом трудились в нашей стране, абсолютно не запредельное, это абсолютно счётная позиция. Нужно обязательно будет на это изыскать финансы и эту задачу решить.

Но помимо жилья, о котором я только что сказал, для учёного не менее важно или, может быть, даже и более важно реализовать себя в научной сфере, а это возможность проводить исследования в современных лабораториях, посещать международные конференции, получать иностранную литературу. И вот этим мы тоже обязаны совместно заняться, и такого рода проекты в настоящий момент в разных местах реализуются.

Чтобы не отстать в науке через десять лет, начинать нужно, естественно, сейчас. Новая технологическая реальность формируется прямо на наших глазах. Россия обязана встроиться в этот процесс. Мы создали известную национальную технологическую инициативу, разработаны проекты четырёх «дорожных карт» по важнейшим технологиям, таким как авиация, автомобилестроение, нейротехнологии, морские технологии. Но, конечно, мы не ограничиваемся только перечисленными технологиями, просто это такой мейнстрим, в котором в настоящий момент эти инициативы реализуются. Мы должны выращивать сильные национальные компании, способные конкурировать на зарубежных рынках. Такие примеры у нас есть, но их количество должно увеличиваться, поэтому альянс между бизнесом и наукой нам критически необходим. Другое дело, что нужно использовать для этого все самые современные формы, все самые лучшие юридические возможности, экономические практики. Это творческий процесс, причём это дорога с двусторонним движением, как со стороны бизнеса, так и со стороны науки.

Совсем недавно переход в научную среду был трудным выбором, поскольку не было чётких перспектив, ни исследовательских, ни финансовых. Сегодня мы эту тенденцию всё-таки переломили. Учёных в нашей стране с каждым годом становится всё больше, молодые исследователи уже составляют почти половину от научного корпуса, то есть наука помолодела и стала более открытой миру. Мы, ещё раз хочу подчеркнуть, эту работу обязательно продолжим, включая создание лабораторий международного уровня, новых научных центров, где будут проводиться новые исследования, где будут осуществляться прорывные научные исследования и, конечно, готовиться высококвалифицированные кадры. Только за последнее время у нас в стране создано 160 лабораторий по 27 областям наук под руководством различных учёных из нашей страны и из других государств.

Уважаемые коллеги! Мы понимаем, что интеллект – это такая сила, которая существует вне зависимости от многих, даже государственных, процессов, его невозможно взять в руки. Но продукт интеллектуального творчества – это вполне осязаемая вещь.

Я прилетел к вам из Иркутска. Мы сегодня там впервые, по сути, за постсоветское время выкатили, как принято говорить, новый российский самолёт, который был спроектирован в последние годы. Это на самом деле серьёзное достижение.

Именно такие победы делают нашу экономику современной и эффективной, а всех нас более открытыми миру, более смелыми, более свободными. Поэтому образование и наука должны оставаться задачей государственного масштаба и, конечно, финансироваться на достойном уровне. За последние пять лет (хочу эту цифру тоже привести, потому что она действительно значительная), то есть в период с 2011 по 2015 год, государство направило на поддержку образования и науки около 16 трлн рублей. Мы понимаем, что тот, кто экономит на науке и образовании, экономит на своём будущем. А умное и образованное общество гораздо легче справляется с кризисами и вызовами, с которыми сегодня столкнулась наша страна. Такое общество увереннее движется вперёд.

Я уверен также в том, что сегодняшний форум «Единой России», выработанные нами предложения, инициативы помогут Правительству найти эффективные, стратегически верные решения в образовательной и научной политике. Сразу хочу сказать: я посмотрел проект резолюции и поддерживаю его. Но дело не только в поддержке Правительства, а дело в том, что этих решений наши люди ждут. Кто ждёт этих решений? Да почти все, потому что с образованием и наукой в нашей стране связано почти всё население. Это и воспитатели в детских садах, и преподаватели в школах, и родители, это выпускники колледжей, студенты в университетах, учёные с мировым именем – все этих решений ждут. Именно для этих людей и работает наша партия – «Единая Россия». Люди чувствуют это и, надеюсь, нам доверяют. Спасибо!

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017