Вестник Образования России - «ЗАКОН СОЗДАЕТСЯ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ» 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
    
Версия для печати Печать...

14.07.2016

Накануне окончания учебного года корреспонденты журнала встретились с депутатом Московской городской Думы, членом Комиссии по образованию, директором Гимназии № 1409 г. Москвы Ириной Викторовной ИЛЬИЧЕВОЙ и поговорили с ней об инициативных гражданах всех возрастов, важности патриотического воспитания, о депутатах-практиках и их начинаниях.

Ирина Викторовна, расскажите, как работа Московской городской Думы влияет на образовательную политику г. Москвы и страны в целом?

Особенность Московской городской Думы VI созыва заключается в том, что впервые в ее работе участвуют непосредственно профессионалы-практики – те люди, которые не ушли из образовательных организаций (если говорить об образовании), те люди, которые остались с родителями и с детьми. Практики решают практические вопросы. Мы имеем возможность изнутри видеть и влиять на политику Министерства образования и науки Российской Федерации и Департамента образования г. Москвы непосредственно в своих образовательных организациях. Когда депутат работает в учреждении, он более тонко чувствует проблемы, требующие решения. Любой закон, который вступает в силу, создается, прежде всего, в интересах детей. 

Если взглянуть на деятельность моих коллег-депутатов, которые представляют медицину, можно увидеть ту же самую картину: депутаты, являясь руководителями поликлиник, городских больниц, решают вопросы на законодательном уровне, связанные с медициной. 

Также очень важно чувствовать обратную связь от людей, с которыми каждый день взаимодействуешь. Приведу небольшой пример. Работая в рамках Комиссии по образованию и Комиссии по градостроительству, государственной собственности и землепользованию, курирую строительство образовательных комплексов, детских садов в Москве. Имея опыт строительства школы, знаю, что нужно делать сегодня. Когда ты приходишь на строительную площадку новой школы, уже смотришь на это строительство практически, понимая, каким должен быть спортзал, что нужно для организации профильных классов, для основного и дополнительного образования, где должна быть киностудия... Время не стоит на месте, мы пытаемся применить новые международные и региональные практики в Москве, внедрить новые инновационные проекты.

Кто входит в Комиссию по образованию Московской городской Думы? Какие актуальные вопросы находятся сейчас в ведении Комиссии

Комиссию по образованию возглавляет А.И. Молев. Входят, как я уже говорила, директора-практики, но не только: О.В. Ярославская; В.М. Кругляков; Я.И. Кузьминов; Р.А. Лайшев; Н.Р. Перфилова; Е.А. Шувалова; К.В. Щитов.

Заседание Комиссии – это не узкое обсуждение того или иного вопроса, в котором участвуют только члены Комиссии. Привлекается огромное количество людей, в том числе депутаты Государственной Думы ФС РФ, представители Министерства образования и науки Российской Федерации, Департамента образования г. Москвы, советники и эксперты.

Рассматриваемые темы абсолютно разные, мы прежде всего решаем вопросы не только сегодняшнего дня, но и планируем стратегию развития образования в целом. В течение этого года мы также достаточно часто собирались по вопросам семейных детских садов, интеграции основного и дополнительного образования, касались вопросов нравственного и патриотического воспитания.

Как обсуждение вопросов и выработка рекомендаций связаны с законотворческой деятельностью?

Покажу на примере.  У нас прошло заседание Комиссии, на котором рассматривались вопросы профилактики психоактивных веществ, алкоэнергетиков. Результатом круглого стола, результатом обсуждения явилась наша инициатива принять закон о запрещении продажи алкоэнергетиков.

Как происходит сама процедура принятия закона?

Интересующий вопрос выдвигается на соответствующей комиссии. Темы могут быть в сфере ведения нескольких комиссий Мосгордумы. Что касается темы алкоэнергетиков, инициатива могла исходить от Комиссии по безопасности. Ее члены обсуждает актуальность рассматриваемой проблемы, обосновывают необходимость принять соответствующий акт, анализирует юридические аспекты. Работа над законопроектом занимает довольно долгий промежуток времени. Естественно, учитываются мнения и наших жителей во время встреч с населением. После того, как законопроект поступает на рассмотрение в Комиссию, за него голосуют. Если все за, то он выносится на рассмотрение непосредственно на заседание Мосгордумы. 

Базовым документом для всех инициатив нашей Комиссии является закон об образовании г. Москвы.

Как Вы думаете, какие темы стоит рассмотреть в ближайшее время? Какие есть проблемы сейчас, которые стоило бы поднять?

В настоящий момент совместно с Комиссией по здравоохранению и охране общественного здоровья мы рассматриваем вопросы медицины в школе. Речь идет не только о количестве ставок, а о том, каким образом должно осуществляться взаимодействие между образовательными организациями и учреждениями здравоохранения с четким урегулированием тех или иных функций. Наша задача состоит в том, чтобы разобраться, что на самом деле входит в обязанности медицинского работника, прописать и на законодательном уровне внести поправки. 

Вопрос питания отнесен к региональному уровню. В этом случае не происходит подмены работы другого ведомства, грубо говоря Правительства Москвы?

Нет. Потому что мы в ежедневном режиме работаем с населением. Мы объединяющий ресурс, у нас присутствуют и представители Департамента образования г. Москвы, и представители Правительства Российской Федерации, и представители родительской общественности. Мы ищем общее решение.

Вы говорили, что участие в заседании принимают также и представители Правительства Российской Федерации, Государственной Думы ФС РФ, родительской общественности. Простой житель может как-то повлиять на решение Комиссии, есть ли общественное обсуждение рассматриваемых вопросов?

Жители нашего города очень часто являются инициаторами проведения того или иного круглого стола. Если говорить о Комиссии по экологической политике, в которой я также состою, то буквально по каждому вопросу идет бурное обсуждение. Население сейчас озабочено экологическими проблемами города.

Когда шел ремонт улиц и магистралей в рамках программы «Моя улица», в летний период буквально каждый день проходили встречи с населением. Одним москвичам нравилось, а у других вызывало отторжение, так как они видели в этом угрозу своему комфортному проживанию.

От того, что в Думе работают практики, которые привязаны к конкретному району и которые каждый день общаются с огромным количеством людей разных возрастных и социальных категорий,  они знают, какие конкретно проблемы испытывает население.

Встречи происходят в ежедневном режиме, есть разные формы: либо это регулярный прием населения в Мосгордуме и Общественной приемной, либо обязательный прием от ВПП «Единая Россия», в которой я состою.

Получается, практически каждый день происходят встречи с ветеранами, с обществами инвалидов, многодетными матерями, социально-незащищенными группами граждан – со всеми общественными организациями, которые высказывают свое мнение по той или иной теме, вносят предложения или замечания.

Мы заговорили о взаимодействии с различными организациями. В конце прошлого года была принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». Что в этом направлении осуществляется в Москве?

В патриотическом воспитании огромную роль сыграло празднование 70-летия Великой Победы. В Москве не просто по-настоящему работает система патриотического воспитания, проходит каждодневная работа не только в рамках школы, а в рамках Москвы в целом. Я могу перечислить очень много фестивалей и конкурсов, которые сейчас проводятся в Москве. Например, прошедший парад кадетов на Поклонной горе. В московских школах сейчас такое количество кадетских классов, какого никогда не было. Идет работа с нашими ветеранами. И про них хочу рассказать отдельно. При создании образовательных комплексов ни один школьный музей не закрылся, появились новые. И члены советов ветеранов, которые работают непосредственно в округах, не смотря на свой почтенный возраст, помогают беречь эти музеи, проводят в них встречи с детьми.

Я также курирую Первый Московский фестиваль-конкурс патриотической песни «Красная гвоздика», который в течение года набирал силу. Этот детский фестиваль проводится в рамках одноименного взрослого всероссийского фестиваля, которым руководит И.Д. Кобзон. В каждой школе проходили конкурсы патриотической песни. Связавшись с Союзом композиторов, мы организовали такую систему, когда композиторы и поэты, которые сочиняют патриотические песни о войне, о Москве и о России, приходили в школы к детям. Важно отметить, что Департамент образования г. Москвы не только финансировал, но и оказывал всяческую поддержку фестивалю. Поэты и песенники рассказывали о своем творчестве, дети изучали их песни, участвовали в инсценировках. Это один из элементов патриотического воспитания.

Недавно в Думе прошла выставка, которая называлась «Московское ополчение». Казалось бы, тема хорошо изучена, но оказалось, что в музеях она не настолько широко представлена.

Москва в плане патриотического воспитания имеет огромное количество мест, куда могут прийти дети, – это музеи, панорамы. Главное, чтобы работа была правильно поставлена в школе, чтобы правильно велась непосредственно в семье. Потому что тот дух патриотизма, который мы видим каждое 9 мая, невозможно искусственно создать.

Многие инициативы, как «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», пришли снизу. Группа студентов или группа школьников, обладающая какой-либо инициативой, задумкой провести что-то подобное, может выйти как-то на Московскую городскую Думу, чтобы депутаты помогли в проведении, в реализации данной акции?

В Мосгордуме, на мой взгляд, одно из самых интересных направлений – это работа с молодежью. Если посмотреть для интереса ленту в фейсбуке, можно увидеть, что чуть ли не в ежедневном режиме Дума принимает молодежь. Это школьники, это студенты, а самое главное – в Думе создан молодежный парламентарий. Я не могу даже передать, насколько активны молодые люди, которые в него входят.

За каждым депутатом также закреплены молодежные палаты, которые созданы в каждом районе Москвы. Вот у меня шесть районов, у меня есть шесть молодежных палат, членов которых я не просто хорошо знаю, а с которыми нахожусь в ежедневном сотрудничестве. В Хорошевском районе молодежную палату возглавляет мой выпускник, который два года назад закончил школу.

Совсем недавно прошел круглый стол с председателями палат. На этом заседании присутствовали депутат Государственной Думы ФС РФ С.С. Журова, уполномоченный по правам человека в г. Москве Т.А. Потяева. На встрече прозвучало много интересных предложений, понятно, что есть сугубо узкие инициативы, а есть конкретные решения и предложения.

Молодые парламентарии великолепно знают свою территорию, знают «горячие точки» своего района. Они учатся вместе с нами решать конкретные проблемы, не просто о них говорить, а именно находить выходы из сложившихся ситуаций. На мой взгляд, это очень и очень важно.

А как Вы взаимодействуете с муниципальными депутатами?

Муниципальные депутаты являются большим подспорьем в нашей работе. Но здесь не все просто. Я считаю, что вообще нужно к выборам относиться крайне серьезно. Соответственно, депутаты должны нести полную ответственность за тот район, который они представляют, не превращать депутатскую работу в поле политической борьбы, а работать в интересах населения, которое тебя выбрало. Естественно, есть очень активные люди, которые стремятся сделать все для решения тех или иных проблем района. Но хотелось бы, чтобы они были больше консолидированы, вносили больше предложений.

Как сегодня депутаты работают со средствами массовой информации? Как Вы популяризируете свою деятельность?

Сейчас не только депутатам, но и директорам образовательных организаций невозможно работать, если не популяризировать свою деятельность. Безусловно, для этого есть возможность связи со всеми средствами массовой информации, мы абсолютно открыты для них, потому что буквально в ежедневном режиме, иногда несколько раз в день по тому или иному вопросу даются какие-либо комментарии. Второе, есть интернет-пространство. Каждый депутат на сегодняшний момент имеет свои страницы в различных социальных сетях, каждый шаг депутата является достоянием общественности. Конечно, нельзя без выступлений на телевидении, на радио и, безусловно, без отчетов перед своими избирателями. Наша цель и наша задача – делиться тем, что сделано, конкретно рассказывать на всех уровнях.

Закончился учебный год, что Вы можете пожелать московским учителям, в том числе читателям нашего журнала?

Опираясь на долгую педагогическую практику, могу сказать, что еще никогда не было столь интересно работать в образовании, как сейчас. Сегодня перед учителями и директорами школ открываются огромные возможности для реализации своего потенциала. Желаю смело смотреть вперед, иметь главную цель и идти к этой цели.

Спасибо читателям за внимание! Благодаря таким беседам, как на страницах журнала «Вестник образования России», удается взглянуть на свою работу со стороны. Полезно и необходимо. До новых встреч!

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017