Вестник Образования России - УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: ОБНОВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
    
Версия для печати Печать...

14.07.2016

Статья заместителя председателя Правительства Ульяновской области – министра образования и науки Ульяновской области Екатерины Владимировны УБЫ

Центральное для системы общего образование событие – Государственный совет, который прошел 23 декабря 2015 года. Его лейтмотив - в первую очередь – это конечно наши вопросы – вопросы регионов! Госсовет и целый ряд других событий 2015 года также дали сильные стимулы к развитию систем дошкольного и дополнительного образования, вопросов патриотического воспитания детей.

Включение Ульяновской области в модернизацию системы дошкольного образования определило и успешное решение нашей областью задачи обеспечения к 2016 году 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, и наш вклад в общероссийскую программу.

Кроме ввода мест крайне важно отметить, что в 2015 году на территории Ульяновской области при педагогическом университете им И.Н.Ульянова начал работу научно-методический центр – детский сад «У-Знайки». Детский сад уникален как Университетский комплекс, в котором начиная с дошкольного образования, реализуются не только образовательные программы для детей, но и непрерывная практика студентов. Важно, что Университетский детский сад стал базой для реализации педагогических проектов, повышения квалификации и переподготовки кадров, площадкой развития.

Мы также создаем базовые кафедры как инструмент развития и подготовки кадров и образовательных программ для дошколят. Детский сад №186 «Волгарик» является экспериментальной площадкой Университета им И.Н.Ульянова по реализации ТРИЗ-технологий.

Новый детский сад № 100 «Летучий корабль», реализует программы формирования позитивных установок к труду и впервые в регионе открыл группы для детей в возрасте от 8 месяцев, где созданы все условия для организации образовательного процесса, присмотра и ухода за детьми раннего дошкольного возраста.

Кроме этого, в детских садах № 80, 62, 186 мы реализуем программы интеграции: вместе с обычными детьми воспитываются дети дошкольного возраста с диагнозами ДЦП (детский церебральный паралич), РДА (ранний детский аутизм), дети–аллергики. Это ставит новые вопросы перед воспитателями, родителями, руководителями. Мы планируем активно развивать работу не только с университетами региона, но и с другими федеральными центрами компетенций по вопросам работы с детьми с особыми потребностями.

Таким образом, Ульяновская область в 2015 году решила задачу доступности дошкольного образования и расширяет ее в 2016 году на детей до 3-х лет. Мы пробуем различные формы охвата детей образовательными программами и услугами по присмотру и уходу, развивая содержательную часть основных образовательных программ для дошкольников.

Следующее.

Ключевой задачей ФГОС для школы является обеспечение условий реализации основных образовательных программ начального, основного и среднего образования.

Ульяновская область приняла активное участие в разработке и реализации Программы содействия регионам по созданию новых ученических мест в школах, по снижению сменности обучения и обеспечению доступности качественных условий школьного образования. Эта работа стартовала в области еще в 2014 году и федеральная программа дала сильный стимул к ускорению Ввод новых мест для школьников – приоритетное направление государственной программы Ульяновской области на 2014–2018 годы.

В 2015/16 учебном году в 23 образовательных организациях области во вторую смену обучаются 3992 человека (3,57 % от общего количества обучающихся), что на 148 человек (0,06 %) больше, чем в 2014/15 учебном году. Поэтому, в 2016 году в рамках частно-государственного партнерства планируется строительство начальной школы – детского сада в р.п. Кузоватово, с проектной мощностью 405 мест. (стоимость объекта 298,6 тыс. руб.) В 2017–2018 годах планируется строительство двух школ, с проектной мощностью не менее 850 мест в самых крупных МО г.Ульяновск, г.Димитровград.

В план реструктуризации сети образовательных организаций вошёл ряд мероприятий по использованию областных ресурсов. Это укрупнение объектов образования через создание филиальной сети, территориальный пересмотр границ микрорайонов образовательных организаций с целью открытия дополнительных первых классов, и в связи с увеличением численности первоклассников в 2015/16 учебном году на 1079 человек.

В системе общего образования сформирована эффективная сеть общеобразовательных организаций через создание образовательных комплексов. В результате проведённых мероприятий создана сеть из 16 филиалов, которая дала нам дополнительные места практически для каждого муниципального образования. Дополнительно, таким образом, создано 1079 мест для первоклассников к началу этого учебного года. Использование внутренних ресурсов в каждом муниципальном образовании позволило уже в прошлом году сократить количество обучающихся во вторую смену на 2259 человек.

В 2015 году в двух ведущих университетах области открылись «Школы старшеклассников» (на базе УлГПУ им. И.Н.Ульянова и УлГТУ– открыты 6 профильных классов, реализующих филологический, физико-математический, химико-биологический и информационно-технологический профили), что сегодня жизненно важно для развития региона и выполнения задач, по подготовке специалистов инженерно-технического направления. С использованием ресурсов ВУЗа для школьников организована система дополнительного образования, расширяющая возможности системы образования в реализации образовательных стандартов.

По поручению Губернатора Ульяновской области С.И.Морозова «организовать еще более цельную и качественную подготовку IТ-кадров» в 2016 году на базе Ульяновского технического университета будут открыты лицейские IT-классы.

Важным аспектом современного образования является его доступность. Президент Российской Федерации Владимир Путин подчеркивает крайнюю важность дистанционного образования для такой страны, как наша. В этой логике Президентом дано поручение о создании российской электронной школы.

В регионе активно решается задача внедрения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. С 2014 года в области реализуется проект «Электронная школа». С 2015 года дистанционные образовательные технологии получили новый импульс своего развития. В рамках апробации с сентября 2015 года в «Электронной школе» учителя реализуют образовательные программы для детей из сел, для детей, показывающих слабые результаты. В 2015 году было охвачено 450 обучающихся из 40 школ Ульяновской области.

Дистанционные образовательные технологии также активно используются для обучения детей-инвалидов. В настоящее время все дети-инвалиды (291 ребёнок, из 136 школ Ульяновской области) проходят полноценное обучение: из общего количества выпускников 2015 года, обучавшихся дистанционно, поступили в организации ВПО 38,5% и СПО 61,5%.

Для развития инклюзивных форм обучения и оказания индивидуальной педагогической, психологической, социальной помощи детям с ОВЗ функционируют 4 центра психолого-педагогической медицинской и социальной помощи (г.Ульяновск, г.Барыш, г.Димитровград, с. Тагай) В 2015 году центры оказали помощь почти 9000 детей (в 2014 году – 5371).

В рамках реализации ФЦПРО в регионе успешно функционируют стажировочные площадки по направлению распространение современных моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ОВЗна базе школы-интерната № 87 (для глухих детей) и МДОУ № 101 (для детей с тяжёлыми речевыми нарушениями), и 30 базовых площадок. Опыт работы площадок по социализации детей с ОВЗ распространен в общеобразовательных организациях не только Ульяновской области, но и в 16 регионах РФ. Существующий уровень развития региональной системы образования детей с ОВЗ, позволил в 2014 и 2015 годах обеспечить экспериментальный переход на ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в соответствии с приказом Минобрнауки России. Внедрение ФГОС детей с ОВЗ в образовательных организациях в 2015 году позволило повысить процент качества обучения и степени обученности обучающихся при 100% успеваемости. В среднем, показатели качества знаний и уровня обученности выросли на 6% и 3,5% соответственно. Анализ достижения личностных результатов показал положительную динамику в духовно-нравственном развитии детей с ОВЗ и высокие показатели уровня их воспитанности, уровня представлений и оценок самого себя как гражданина, уровня мотивации к учебной деятельности (например, формирование жизненных компетенций у обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и глухих обучающихся с умственной отсталостью выросло с 64% до 73%).

Только в 2015 году на базе стажировочных и базовых площадок повысили свою квалификацию 1111 педагогов, задействованных в работе с детьми с ОВЗ.

Программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года, безусловно, стала стимулом для переосмысления системы дополнительного образования, в том числе и в регионе.

В 2015 году в регионе в организациях дополнительного образования разных ведомств занималось более 112 тысяч человек, что составляет уже сейчас более 75% детей и молодёжи в возрасте от 5 до 17 лет. Это, безусловно серьезное достижение области.

Осуществлен переход на нормативно-подушевое финансирование дополнительных образовательных программ, были внедрены новые механизмы и подходы в системе дополнительного образования детей.

Это позволило нам создать региональную сетевую модель дополнительного образования, которая консолидирует усилия областного Дворца творчества детей и молодёжи как единого образовательного «холдинга» дополнительного образования, (а это – более 11000 детей) регионального ресурсного центра развития дополнительного образования, 64 организации в сфере образования, 53 в сфере культуры и 27 в сфере спорта).

Особое внимание в развитии дополнительного образования детей уделено использованию потенциала негосударственного сектора и государственно-частного партнерства. Ведётся работа по привлечению частного бизнеса в сектор дополнительного образования. Успешные примеры этого уже есть. Это школы по изучению иностранных языков, делового общения, информационных технологий, творческих лабораторий ФабЛабы, центры молодёжного инновационного творчества, в которых обучается более 8000 детей. Это открытие в 2015 году центра детского технического творчества «Инженерка», который в 2016 году откроет свои филиалы во всех районах города. На условиях государственно-частного партнёрства совместно с Бинбанком создана Молодёжная финансово-экономическая академия, совместно с ООО «Проект «Развитие» – Лига школьного предпринимательства, совместно с ЦМИТ «Воплощение» реализуются программы по робототехнике, фрезерной и токарной обработке на станках с ЧПУ.

Мы также серьезно повысили доступность программ дополнительного образования за счет их реализации на базе школ, колледжей, вузов.

Мы открыли 9 детских и молодёжных «академий»: архитектурная, ядерно-медицинская, инженерная, авиационная, суперкомпьютерная, правовая, финансово-экономическая, академия естественно-научного образования и современного аграрного бизнеса.

В 2016 году будут открыты «Детская академия туризма и краеведения» и «Молодёжная академия электроники» наши реальные ожидания!

Для развития у школьников предпринимательских навыков совместно с Фондом развития малого предпринимательства, Ульяновским бизнес-инкубатором открыта Лига школьного предпринимательства. Школьникам предоставляется возможность самореализации и самопознания через позиционирование предпринимательства не как профессии, а как высшей ступени развития любой профессиональной личностной деятельности. Проведение в игровой, состязательной форме, в формате мастер-классов, тренингов и деловых игр позволит изменить сознание молодых людей, что приведёт к изменению их поведенческих навыков.

В 2015 году были внедрены новые механизмы и подходы в системе дополнительного образования детей. Предусмотрены средства на предоставление субсидий на возмещение процентов по кредитам, взятым негосударственными организациями для реализации программ дополнительного образования.

Разрабатываются образовательные программы технической и естественнонаучной направленности, которые в большей степени способствуют развитию интеллектуальных, творческих способности школьников.

Широкое вовлечение детей в программы технического и инженерного творчества - сейчас занятиями в кружках технической и естественно-научной направленности охвачено 14% детей. Планируем увеличить этот показатель в 2–2,5 раза к 2020 году за счёт реализации совместно с Агентством стратегических инициатив» проекта «Новая модель системы дополнительного образования детей», предусматривающий создание Детского Технопарка и расширение движения JuniorSkills.

Открытие Детского технопарка запланировано на 2017 год.

Для развития движение JuniorSkills в системе дополнительного образования открыты объединения по приоритетным направлениям, разработана и реализуется система образовательных и конкурсных мероприятий, направленных на подготовку школьников к региональному, отборочному и всероссийскому чемпионатам.

Мы хорошо понимаем, что качество образования в регионе зависит не столько от доходов региона, сколько от продуманной политики в сфере образования, науки, культуры! Мы надеемся на поддержку Федеральным центром инициатив от региона, инициатив работающих и перспективных.

Например, наша Инициатива.

Важной задачей профессионального развития современного учителя, направленного на достижение нового качественного уровня педагогического образования, является обогащение и усиление найденного педагогического опыта.

Форматным мероприятием, обеспечивающим выявление и усиление этого опыта, может стать Всероссийский Чемпионат региональных учительских команд, который пройдет в Ульяновской области с 25 по 30 апреля, и содержание которого должно быть направлено на широкую презентацию педагогических инновационных находок, их анализ, экспертную оценку и модернизацию.

Чемпионат призван продвигать не отдельного учителя, не отдельный педагогический опыт, он призван продвигать качественную педагогическую систему и успешно работающих в ней педагогов.

Чемпионат будет использовать качественно новую систему оценивания. Критериальный аппарат будет смещен в сторону усиления таких критериев, как: технологичность; переносимость; экономичность.

Это позволит уйти от оценки личности учителя в сторону оценки его педагогической системы. Это особенно важно, поскольку проведение Чемпионата может быть в последующие годы приближено к формату WorldSkills. А сам Чемпионат может позиционироваться как Чемпионат новых педагогических компетенций, востребованных в современном обществе в контексте внедрения профессиональных стандартов.

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017