Вестник Образования России - «ОЧЕНЬ ВАЖНО ОБЪЕКТИВНО ОЦЕНИВАТЬ ШКОЛЬНИКА ЗА ВСЕ ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ» 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
  ГЛАВНАЯ arrow ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ arrow «ОЧЕНЬ ВАЖНО ОБЪЕКТИВНО ОЦЕНИВАТЬ ШКОЛЬНИКА ЗА ВСЕ ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ»
    
Версия для печати Печать...

26.04.2016

24 февраля 2016 года состоялась очередная встреча в рамках «Бесед об образовании», – совместного проекта журнала «Вестник образования России» и «Парламентской газеты» – посвященная «Итоговой аттестации школьников как инструменту повышения качества российского образования». Одним из гостей встречи стал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Сергеевич КРАВЦОВ

Прежде всего, Сергей Сергеевич, расскажите, какие изменения ждут школьников, родителей при сдаче ЕГЭ в 2016 году?

Отмена части «А» – это единственное эволюционное изменение в ЕГЭ, в этом году мы отказались от тестовой части ещё по четырём предметам. Экзамен будет проходить аналогично прошлому году: минимальное количество баллов остается прежним, открытый банк заданий действует, сохраняются два предмета по выбору, математика разделена на базовый и профильный уровни, количество часов, отведенное на сдачу того или иного предмета, не меняется. Для получения аттестата необходимо сдать экзамен по математике на базовом уровне и набрать 24 минимальных балла по русскому языку, для поступления в высшее учебное заведение русский язык нужно сдать минимум на 36 баллов.

Изменения коснутся только совершенствования технологии: увеличится доля онлайн-видеонаблюдения, которое является залогом открытости, объективности и честности экзамена. Получается, никаких принципиальных изменений в этом году в едином государственном экзамене нет. Поэтому главная задача школьников на сегодняшний день – спокойно готовиться к экзамену, хорошо учиться, и тогда они легко сдадут ЕГЭ.

Очень важно понимать, если экзамены проходят объективно, то повышается качество образования, улучшаются знания, то есть более ответственными становятся и ученики, и учителя. Это видно на примере результатов единого государственного экзамена и других оценочных процедур. Сегодня, когда нет тестовой части, единый государственный экзамен – обычный выпускной экзамен.

Радует тенденция, которую можно сейчас наблюдать при подаче заявлений на участие в экзаменах по выбору: количество выбравших экзамен по физике в этом году увеличилось на 21 тыс. человек, по биологии – на 18 тыс. человек, по химии – на 10 тыс. человек. То есть, увеличивается интерес школьников к естественнонаучным дисциплинам. Эти показатели даны с учетом того, что количество сдающих экзамен в этом году будет сопоставимо с прошлым годом – порядка 650 тыс. выпускников.

Отдельно хочу сказать, что открыта «горячая линия» по вопросам ЕГЭ – 8 (495) 984–8919. Можно также пользоваться порталом экзамена http://www.ege.edu.ru/, где вся информация о ЕГЭ представлена в доступной форме. И, как я уже сказал, действует открытый банк заданий. Все это сделано для того, чтобы школьники могли максимально подготовиться к экзамену.

Раз тема разговора - «Итоговая аттестация», расскажу про ГИА–9, где есть определенные изменения, которые обсуждались в том числе в Комитете Государственной Думы ФС РФ по образованию. Возвращается практика, которая когда-то была, когда школьники после 9 класса обязательно сдают не только математику и русский язык, но и два предмета дополнительно. Причем в этом году оценка по дополнительным предметам в аттестат не идет. Других изменений в ГИА–9 в этом году не предвидится.

И отдельный вопрос – сдача экзамена лицами с ограниченными возможностями здоровья. Так же как и в прошлом году для них будут созданы специальные условия: продолжительность экзамена увеличена на полтора часа, для определенной категории школьников экзаменационные пункты будут расположены на первом этаже, будут напечатаны контрольные измерительные материалы с использованием шрифта Брайля для слепых и слабовидящих участников.      

Очень много ребят принимают участие во Всероссийской олимпиаде школьников. Существует большой разрыв между олимпиадными заданиями и содержанием контрольных измерительных материалов. Ведется ли какая-то работа в этом направлении? Будут ли они приведены к одному знаменателю?

Государственная итоговая аттестация оценивает освоение государственного образовательного стандарта. Мы не можем спрашивать у выпускников то, чему не учили в школе, то есть то, что лежит вне рамок ФГОС. Сегодня, как показывают данные ВЦИОМ, более 80 % учителей говорят, что результаты экзаменов соответствуют уровню знаний школьников. А более 70 % преподавателей ВУЗов подтверждают, что знания студентов первого курса соответствуют тому уровню, который они продемонстрировали на экзамене. Поэтому в этом отношении экзамен свою роль выполняет. 

Что касается олимпиадных заданий, то они, по понятным причинам, немного другого уровня. И перед олимпиадой, и перед итоговой аттестацией стоит задача оценить.Разница в том, что оценивать нужно разный уровень. Отсюда вариативные подходы к построению задач и к содержанию материалов. Вот, собственно говоря, поэтому есть итоговая аттестация, которую сдают все школьники, а есть олимпиады, где участвуют по желанию.

Сочинение, которое сейчас пишут школьники, пишется в форме эссе. Как Вы считаете, как дальше будет развиваться этот процесс? Изменится ли форма или что-либо еще?

На мой взгляд, наша ближайшая задача – сохранить тот уровень, который мы сумели достичь на итоговой аттестации. И это тоже непростая задача: не допустить утечек информационных материалов, списываний, которые понижают уровень доверия и нарушают принципы социального равенства, присутствующие сейчас в ходе единого государственного экзамена. Это первое.

Второе, я считаю, что в ближайшее время не стоит производить принципиальных изменений. Пусть и школьники, и учителя привыкнут. В этом году форма сочинения как допуска к единому государственному экзамену осталась той, которая была и в прошлом. Однако при Минобрнауки России создан Совет по вопросам проведения итогового сочинения, где как раз обсуждаются эти вопросы. Если Совет примет решение по совершенствованию формы или по внесению других изменений, то, соответственно, такие изменения будут. Но всегда нужно анализировать, для чего они нужны, какую проблему и какие задачи решают. Если мы четко понимаем, что эти изменения действительно важны, тогда нужно их постепенно вводить, если нет, то, соответственно, они не нужны.

Как Вы считаете, нужно ли разделять экзамен по русскому языку на базовый и профильный уровни?

Русский язык является государственным, сегодня это вступительный экзамен во все вузы страны. Деление на базовый и профильный уровни не планируется. Остается принцип разделения минимальных баллов, когда 24 балла необходимы для получения аттестата и 36 – для поступления в высшее учебное заведение. И этот принцип планируется сохранить в дальнейшем.

Как сегодня проходит экзамен по иностранным языкам, особенно в устной части?

В прошлом году была впервые введена технология устной сдачи экзамена по иностранным языкам. Она будет применяться и в этом году. Суть ее заключается в том, что оценивать знания иностранных языков мы должны не только по умению писать, но и по умению говорить. Поэтому по желанию школьник может на второй день продемонстрировать свою устную речь. 80 баллов можно получить за письменную часть и 20 баллов максимально начисляется за устную часть. 

Технология отработана, каких-то серьезных проблем не возникает. В прошлом году было задействовано 1600 пунктов для сдачи устной части экзаменов, со всеми специалистами была проведена работа. Та технология, которая у нас используется, соответствует общемировым требованиям по оценке знаний иностранных языков.

Я напомню, что ЕГЭ проводится по 4 иностранным языкам на выбор: английскому, французскому, немецкому и испанскому. Сейчас разработана и апробируется технология сдачи экзамена по китайскому языку. Это непростой язык, важно сразу построить технологию так, чтобы можно было оценить и устную речь. Нужно еще как минимум два года для того, чтобы перейти уже в штатный режим, использовать данную технологию повсеместно.

Сергей Сергеевич, случается ли такое, что экзамен может быть сорван из-за проблем с подвозом детей, например, в сельской местности?

Что касается единого государственного экзамена, были случаи, связанные с погодными условиями, когда по объективным причинам экзамен проводить нельзя, например, в регионах Дальнего Севера. Но для таких случаев есть резервные дни. И, как правило, погода налаживается, и школьники спокойно сдают экзамен. Более того в этом году в расписании впервые был введен дополнительный резервный день по всем предметам.

Не планируется ли ввести в практику сдачу экзамена по некоторым предметам не в 11 классе, а по окончании основной школы?

Что касается девятых классов, то здесь нужна объективная аттестация после основной школы, потому что основная школа – это базовые основные знания, которые необходимы каждому. И очень важно объективно оценивать школьника на протяжении всего времени обучения. 

На мой взгляд, изменение мер важно, но еще важнее изменить отношение к экзаменам, чтобы сами школьники понимали, что их знания оценивают объективно. Что сам школьник может сдать экзамен, продемонстрировать свои знания и в 9 классе, и в 11, не используя мобильные телефоны, шпаргалки и так далее, а учителя должны понимать, что экзамены должны проходить объективно. Нас радует, что с каждым годом понимание меняется.

Как Вы думаете, нужно что-нибудь менять в законодательстве на любом уровне: федеральном, региональном, муниципальном?

Наша законодательная база достаточно современна. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» был принят недавно, и я не вижу необходимости вносить какие-то серьезные изменения. Считаю, что нужно еще какое-то время поработать по этому закону, посмотреть, как он реализуется. И уже, если проводить изменения, то исходя из практики и для решения конкретных проблем, если они возникнут.  

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017