- «Среди наших явных преимуществ – система дошкольного образования»

 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
 
ГЛАВНАЯ
СРОЧНО В НОМЕР!
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
  ГЛАВНАЯ arrow ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ arrow «Среди наших явных преимуществ – система дошкольного образования»
    
Версия для печати Печать...

10.03.2016

Интервью с заместителем Министра образования и науки Российской Федерации Вениамином Шаевичем Кагановым

Вениамин Шаевич, в этом году Московский международный салон образования будет проходить в третий раз, расскажите о его программе.

Девиз программы салона мы оставили прежним – «Новая архитектура образования», имея в виду не только содержание, но и всю инфраструктурную часть, связанную с созданием условий для эффективного и качественного образования. Как и в прошлом году, программа салона носит зонтичный характер: все ее компоненты разбиты на несколько крупных элементов, кластеров. С одной стороны, это выставочное пространство, где будут представлены образовательные и научные  организации, бизнесмены, которые создают те или иные продукты в области образования. С другой – очень мощная форумная программа, активными участниками которой – по опыту прошлого года – могут стать не менее 10 000 участников, которые смогут посетить более 250 событий: конференции, круглые столы, мастер-классы, дискуссионные площадки и так далее.

На форуме будут отражены вопросы развития дошкольного образования, общего образования, высшего образования, подготовки рабочих кадров, дополнительного образования детей, а также работы корпоративных учебных центров по развитию персонала крупных предприятий.

Будут мероприятия и события, связанные с представлением лучших педагогических практик, будут организованы консультации в сфере профессионального самоопределения обучающихся, представлены подходы к информационному обеспечению образования. Мы ожидаем представителей из всех регионов Российской Федерации и не менее 45 зарубежных государств. В рамках салона Министерство образования и науки Российской Федерации планирует провести официальные переговоры с рядом зарубежных партнеров.

Новинка 2016 года – возможность для тех, кто договорился о новых формах сотрудничества, заключить соглашение на месте.

А с какими зарубежными партнерами собирается общаться Министерство?

У нас запланированы переговоры с представителями Великобритании, Франции, Болгарии, Словении, Пакистана, Азербайджана, Армении и с многими другими. Кроме того, во время салона проходят заседания нескольких международных рабочих групп и организаций.  

В чем заключается ваше партнерство?

Партнерство реализуется по разным направлениям. В значительной части это формирование условий для создания совместных образовательных программ. Например, будет обсуждаться вопрос создания сетевого университета пространства ЕАЭС, вопросы, связанные с инклюзивным образованием.

Пройдут встречи ректоров вузов и переговоры между министерствами о продвижении изучения языков, о признании документов об образовании, о совместной научной деятельности и многом другом.

Существуют ли какие-то договоренности или решения, которые были приняты на предыдущих салонах и с тех пор были реализованы?

Примеров много. ММСО – очень действенная история. Например, на форуме 2014 года было принято решение о создании «Навигатора образовательных технологий», интегрирующей структуры, которая бы в регулярном режиме представляла новые технологии образования. А сейчас «Навигатор» – полноправный участник ММСО. В прошлом году мы договорились о сотрудничестве с руководством крупнейшей в мире выставки обучения и образования Didacta&WorlddidacAssociation, и теперь часть программ ММСО–2016 мы делаем вместе. В прошлом году на одном из стендов в рамках выставки научно-технического творчества мы договорились о создании стенд-центра на базе Петрозаводского госуниверситета, и сейчас этот стенд-центр успешно работает. Плюс какие-то проекты изобсуждавшихся на прошлых салонах  находятся сейчас в работе.

В прошлом году мы начали с небольшой экспозиции с технологиями образования в сфере робототехники, а в этом году фестиваль «Робофест» займет почти 8000 квадратных метров.

А как могут родители поучаствовать в работе салона? В частности, как-то повлиять на мнения и решения чиновников?

В рамках форума мы предусмотрим отдельную площадку, которую специально будем позиционировать как место, где родители смогут донести свою точку зрения. Не только родители, но и специалисты. И не стоит забывать, что все заседания ММСО открыты, всякий может прийти и выразить свое мнение, и оно может быть услышано. Кроме того, все мероприятия деловой программы транслируются в сети интернет.

Какие, на ваш взгляд, самые актуальные проблемы в российском образовании?

В образовании часто то, что для кого-то является проблемой, для других выглядит  как возможность. Взять ту же школьную программу: для одних она слишком сложная, другие думают, что ребенку надо давать больше материала. Общество разное, подходы разные, дети разные, поэтому важно все, что связано с образованием, широко обсуждать.

Отмечу, что безусловным трендом 2016 года будет тема развития инклюзивного образования, создание равных условий для учащихся, выявление и поддержка талантливых детей, поиск новых форм дополнительного образования детей, совершенствование технологий открытого образования, в том числе онлайн.

Какие, на ваш взгляд, иностранные образовательные практики нам стоило бы позаимствовать?

Мы внимательно следим за тем, что происходит в других странах в сфере развития образования. Важно понимать, где мы находимся, что нам нужно взять на вооружение,  а где мы можем выступать в роли лидеров. Не могу сказать, что существует какая-то идеальная система образования, к которой нам однозначно стоит стремиться. Везде есть свои плюсы и минусы.

Но есть отдельные позиции, по которым нам стоит брать пример. Например, такого тщательного отношения, такой ответственности детей и родителей за выбор будущей профессии, как во Франции, я не видел нигде. Там каждая семья понимает, что всю свою историю ребенок строит с малых лет: переходя из класса в класс, он выбирает те или иные модули образовательной программы. И от каждого выбранного модуля зависит направление, которое он сможет выбрать в будущем, чтобы стать специалистом в определенной сфере. На проводимую в Париже международную выставку образования десятки тысяч детей и взрослых приходят, чтобы проконсультироваться с психологами и потенциальными работодателями, какая сфера деятельности наиболее подходит для их ребенка. Там к этому относятся как к одному из важнейших дел. У нас, к сожалению, пока не такое отношение. Многим кажется, что за судьбу ребенка отвечает кто угодно, кроме него самого и его семьи.

В Японии, Южной Корее и Сингапуре очень развиты новые технологии обучения, в частности с использованием образовательной робототехники, которая широко вплетена как метапредмет в различные программы. Наши лучшие школы не отстают по качеству, но с точки зрения массовости применения такого опыта нам есть к чему стремиться.

А что можно было бы позаимствовать у нас?

Среди наших явных преимуществ – система дошкольного образования, которая с этого учебного года стала частью общеобразовательной системы. Таких вложений, какие делает наше государство в создание инфраструктуры дошкольного образования, не делает никто. У нас хорошая система выявления и продвижения талантливых детей, уникальная система дополнительного образования детей, хороший опыт подготовки кадров для инженерных и творческих специальностей. Представители многих стран охотно едут к нам учиться медицинским профессиям.

В целом за последний учебный год количество иностранных студентов увеличилось почти на двадцать процентов и составило только по очным программам на территории России 182 000 человек. Всего же по российским образовательным программам учится около 280 000 студентов по всему миру.

О каких ближайших перспективах в области образования можно говорить?

Мы будем продолжать выполнять ранее принятые решения в области развития образования. Будет новый виток развития дополнительного образования детей, увеличится охват детей в сфере научно-технического творчества, будут развиваться такие метапредметные темы, как робототехника, 3D-моделирование и другие. Словом, дополнительное образование детей будет расширять школьные программы.

И конечно, все больше усилий будет направлено на создание условий для образования детей с особыми потребностями.

Материал подготовлен
пресс-службой Минобрнауки России

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

© 2017