- ВЫСТУПЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ В.В. МИКЛУШЕВСКОГО НА ЗАСЕДАНИИ ГОССОВЕТА ПО ВОПРОСАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
 
ГЛАВНАЯ
СРОЧНО В НОМЕР!
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
  ГЛАВНАЯ arrow ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ arrow ВЫСТУПЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ В.В. МИКЛУШЕВСКОГО НА ЗАСЕДАНИИ ГОССОВЕТА ПО ВОПРОСАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
    
Версия для печати Печать...

10.03.2016

Москва, Кремль, 23 декабря

Губернатор Приморского края В.В. Миклушевский: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Школьное образование на протяжении последних десяти лет все время находилось в фокусе государственной политики как на федеральном, так и региональном уровне. За эти годы благодаря реализации приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», модернизации региональных систем образования кардинально изменились и содержание, и качество, и облик российской школы.

Результаты проведенных преобразований и новые вызовы требуют, конечно же, серьезного обсуждения, и в этом состоит задача представленного сегодня доклада. Для его подготовки были привлечены сотни экспертов из разных регионов страны, проанализирована динамика развития школьного образования в стране в целом и в региональном разрезе. Практически каждый регион представил свой опыт, свои интересные находки.

В докладе нашли отражение самые удачные, на наш взгляд, примеры лучших региональных практик. Хочу сказать большое спасибо всем, кто принял участие в этой важной работе. Считаю также необходимым поблагодарить политические партии, которые приняли участие в подготовке и доклада, и проекта протокольного решения.

Необходимо отметить, что за последние десять лет в общем образовании достигнут значительный прогресс. Особо отмечу три направления прорыва.

Во?первых, произошла кардинальная модернизация сети общеобразовательных учреждений и укрепление их материально-технической базы, включая внедрение информационно-коммуникационных технологий и интернета. Ведь еще десяток лет назад в тысячах школ теплые туалеты были мечтой, а сегодня в большинстве школ – и в городах, и в селах – дети учатся в современных условиях.

Во?вторых, возник позитивный тренд в кадровом обеспечении. Впервые за последнее десятилетие в 2014 году доля молодых учителей сравнялась с долей учителей пенсионного возраста. Растет средняя заработная плата педагогов. Я считаю, нашей общей победой является то, что сегодня практически во всех регионах она достигает значения средней заработной платы по соответствующему субъекту.

В?третьих, заложены основы объективной оценки качества образования. Здесь в первую очередь речь идет о честном ЕГЭ. Уже сегодня делаются следующие шаги по созданию целостной федерально-региональной системы оценки качества образования.

Развитие образования в течение этих десяти лет было нашим общим делом. Очень важно, что федеральная власть не только задавала нормативную рамку, но и обеспечивала проектное финансирование для прорывных направлений. Напряженно в этой работе участвовали и регионы. Сегодня ответственность регионов за общее образование отражена в высокой доли расходов региональных бюджетов, в оригинальных моделях развития школьного образования.

Средний объем расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на систему образования вырос в номинальных ценах с 2005 по 2014 год почти на 400 процентов. Доля расходов на образование в консолидированных бюджетах субъектов выросла в среднем с 20 процентов в 2005 году до четверти бюджетов в 2014-м. Поэтому сегодня важно обсудить не только общесистемные задачи, но и то, как они преломляются на уровне регионов.

Сначала скажу о развитии инфраструктуры, а затем о новых содержательных задачах в сфере образования и воспитания. В условиях жестких бюджетных ограничений мы не имеем права допустить ухудшения качества и эффективности использования созданной большими усилиями материальной базы обучения. Такие риски есть в связи с уменьшением доли средств на общеучебные расходы в общем объеме финансирования образования и возрастанием доли фонда оплаты труда.

В этой связи предлагаю разработать передовые стандарты технического обеспечения школ, включающие современное лабораторное оборудование, другие учебные средства, требования скорости интернета. Реализация таких стандартов позволит, с одной стороны, защитить материальную базу образовательного процесса, а с другой – рационально расходовать средства региональных бюджетов. Например, сейчас Минкомсвязи реализует масштабный проект расширения возможностей использования сети Интернет в самых малых и удаленных населенных пунктах. Считаю, что приоритет в этом проекте в первую очередь надо отдать школам и социокультурным центрам на селе.

Уважаемые коллеги! Позвольте предложить несколько тезисов о содержательной деятельности региональных властей в сфере образования. Здесь важно отметить, что анализ, проведенный экспертами рабочей группы, показывает, что качество школьного образования в регионе зависит не столько от доходов региона, сколько от продуманной политики в сфере образования, науки и культуры, от приоритетов управления. О некоторых таких приоритетах хотелось бы сказать подробнее.

Важнейший тезис – образование и воспитание не может ограничиваться школой. Сегодня и обучение, и воспитание происходит и в школе, и в организациях культуры и спорта, и просто в городской среде. Это требует от местных и региональных властей непривычной и сложной работы по координации разных сфер, в которых развиваются наши дети.

До сих пор в большинстве регионов и муниципалитетов не удается выйти за призывы к межведомственной координации, реализовать на деле сетевое взаимодействие. Нам, к сожалению, не удалось пока массово реализовать в сельской местности, как мы того хотели, модель социально-культурного центра, в котором выполняются функции и школы, и библиотеки, и дома культуры, и спортивного комплекса.

Но если мы не решим вопросы эффективного межведомственного взаимодействия, то велики риски и снижения эффективности, и недостаточного развития сферы воспитания. Считаю, что руководители региональных и муниципальных систем образования должны взять на себя непосредственную ответственность за такое взаимодействие и научиться управлять образовательной средой своего региона, города или поселка.

Еще один важный аспект, Вы сказали об этом, Владимир Владимирович, в своем вступительном слове – это профессиональная ориентация школьников. Для современных молодых людей зачастую самый сложный вопрос – выбор жизненного пути. Нужно приложить немало усилий, чтобы понять, чего же ты сам хочешь и на что ты способен. И до сих пор главным партнером школы оставался вуз, который заинтересован, естественно, в будущих абитуриентах и студентах.

Опыт многих регионов показывает, что существенно более важным партнером в школьном образовании сегодня становится бизнес и социальная сфера. Применительно к школе речь может идти о существенном повышении роли предприятий и организаций в профессиональной ориентации и в профильном обучении.

Например, в Приморье эффективной оказалась модель классов «Роснефти». Успешной оказалась и идея создания школ в составе вузов. Конечно, для этого нужна активная нормативная и методическая поддержка таких решений. Безусловно, для решения таких сложных задач в системе образования нужны не только хорошие учителя, но и хорошие управленцы – самостоятельные, предприимчивые, настоящие лидеры, умеющие работать и с детьми, и со взрослым населением, создавать и реализовывать программы развития.

Мы много заботимся о подготовке учителей, а директоров школ учим недостаточно. Руководителей муниципальных систем образования, как правило, вообще никто не учит. Далеко не во всех регионах работают прозрачные и эффективные системы отбора на управленческие должности в сфере образования. Я считаю, эту ситуацию надо менять оперативно, иначе мы не справимся с новыми сложными задачами, где нужны лидерские качества, которые невозможно решить по инструкции из Минобрнауки; и считаю, что регионы должны это сделать своим приоритетом.

Наконец, с темой обучения и воспитания вне школы связан вопрос о наполнении интернета образовательным содержанием. Мы действительно провели интернет практически в каждую школу, вложили, откровенно говоря, довольно большие средства в электронные образовательные ресурсы, а дети наши все равно сидят в социальных сетях. Может быть, нам надо начать прокладывать дороги там, где ходят? Может быть, именно в социальных сетях, в новых форматах размещать – конечно же, одобренные прежде всего экспертами – образовательные и воспитательные ресурсы? Для решения этой задачи не обязательно привлекать только бюджетные средства, можно привлекать и бизнес, и образовательное сообщество.

Конечно, работа с такими ресурсами требует совершенно новой квалификации учителей. Должен признать, что пока модернизация системы повышения квалификации учителей в регионах, как правило, отстает от обновления самого школьного образования. Нам нужны совершенно новые формы и содержание профессионального развития учителей, которые помогут им в большей степени стать наставниками, проводниками в мире знаний, чем просто предметниками.

В заключение хотел бы вновь привлечь внимание участников заседания к одной серьезной проблеме, на которую Вы, Владимир Владимирович, обратили внимание в своей статье в 2012 году. Речь идет о том, что в ряде наших крупных городов образовались группы школ с устойчиво низкими результатами обучения. В таких школах много детей с трудностями в обучении, с неродным русским языком, с девиантным поведением. В этом случае школа перестает выполнять функцию социального лифта. И если школа работает в трудных социальных условиях, то и они, а не только гимназии и лицеи, работающие, как правило, с благополучными детьми, должны получать специальную поддержку: и методическую, и кадровую, и финансовую.

Если сказать короче, у нас не должно быть плохих школ, школ со стабильно низкими результатами, но и не должно быть выбраковывания детей для улучшения результатов. Конечно, легче расписаться в собственном бессилии и выдать аттестаты с «двойками», но так мы действительно можем потерять уже достигнутые вершины. Думаю, вы со мной согласитесь, надо бороться за каждого ребенка в любой школе.

При этом надо понимать: одной, универсальной модели улучшения качества образования в таких школах на всю страну не сделаешь. В каждом регионе должна быть своя программа подтягивания этих школ до приемлемого уровня. Каждая школа, каждый учитель должны почувствовать, что у них есть возможности добиться успеха. Надеюсь, что благодаря нашему обсуждению мы приблизимся к решению этой задачи.

Уважаемые коллеги! Очень часто, пытаясь предсказать будущее, мы используем прогнозы, методы стратегического планирования, и это, безусловно, правильно. Но проще всего увидеть, каким будет наше будущее, заглянув в школы. Именно там учится и воспитывается наше следующее поколение, там создается завтрашняя экономика, социум и культура России. «И именно от этих девчонок и мальчишек зависит, будем ли мы производить сами уникальные технологии, делиться с миром прорывными знаниями, сможем ли мы сделать окружающую среду безопаснее и комфортнее для жизни, будем ли гордиться достижениями отечественного искусства, нашими спортивными рекордами или будем завидовать чужим триумфам» – цитата из Вашего выступления, Владимир Владимирович, на открытии образовательного центра «Сириус». Многие ответы на эти вопросы в сегодняшней повестке заседания Госсовета.

Спасибо за внимание.

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

© 2017