Вестник Образования России - КОММЕНТАРИЙ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФС РФ ПО ОБРАЗОВАНИЮ Н.А. ШАЙДЕНКО 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
    
Версия для печати Печать...

15.02.2016

К постановлению Главного государственного санитарного врача о внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»

В 1999 году был принят Федеральный закон № 52–ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В соответствии с этим законом Главный государственный санитарный врач Российской Федерации по необходимости вносит изменения в санитарно-эпидемиологические нормы. Изменения вносились в СанПиНы в 2011 и в 2012 годах. Недавно педагогическая общественность, которая привыкла достаточно напряженно относиться в целом к СанПинам, получила новое постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 № 81 «О внесении изменений в № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях». Нередко изменения, которые вносятся в СанПиН и направлены на комфортное обучение учащихся, повышение уровня здоровья молодого поколения, не учитывают главного – тех огромных средств, которые должны за этими изменениями прийти в регион, но не приходят.

Хочу сразу отметить, что изменения 2015 года наиболее разумны. Во-первых, продолжается приведение в соответствие всех документов главному нормативному акту в сфере образования – Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации». Многие разделы настоящих изменений связаны с тем, что необходимо нормативно закрепить и развить то или иное положение закона. Во-вторых, изменения в СанПиНы направлены на гуманизацию всей системы школьного образования, в них предусмотрен целый ряд полностью раскрытых категорий, положений и требований закона.

В постановлении есть чисто формальные изменения, например, когда в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» слова «образовательный процесс» заменяются словами «образовательная деятельность». Это чисто техническая работа, на которой я не буду заострять внимание. Очень важные пункты постановления касаются, на мой взгляд, следующих положений.

В постановлении отдельно выделяется раздел, касающийся адаптивных основ образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. По факту в целом ряде образовательных организаций требования к этой форме образования пока не были прописаны.

В соответствии с Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы была введена программа «Школьный автобус». Известно, сколько школьных автобусов в настоящее время существует по факту. Во многих областях уже началось обновление транспортных средств. При этом нередко создаются напряженные дорожно-транспортные ситуации, а площадки для посадки и высадки детей не заасфальтированы, а просто загрунтованы. Данные изменения в СанПиН четко прописывают, что во вновь строящихся образовательных организациях место для стоянки должно быть отведено и соответствующим образом укомплектовано.

Некоторые пункты постановления затрагивают только образовательные организации, которые предстоит проектировать и строить. Например, в изменениях к СанПиНу прописано, что спортивный зал, гардероб и столовая должны находиться на первом этаже, но это не значит, что в существующей образовательной организации нужно осуществлять дорогостоящие изменения по переносу этих помещений на другой этаж, речь идет только о тех школах, которые будут создаваться или реконструироваться. В существующих образовательных организациях должны обеспечиваться нормативные уровни звукового давления и вибрации.

В постановлении также затрагивается важный пункт о медицинском обслуживании учащихся малокомплектных образовательных организаций. С этой проблемой к депутатам нередко обращались и родители, и руководители малокомплектных школ. Получилось так, что медицинские кабинеты были закрыты, и школы полностью осталась без медицинского обслуживания. Это страшно, потому что все знают, сколько чрезвычайных происшествий с детьми может случиться в школе. Изменения в СанПиН предполагают, что допустимо оказывать медицинскую помощь детям на базе организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.

Постановление регламентирует здания образовательных организаций в неканализированных районах. В нем четко прописано, что в неканализированных районах здание образовательной организации оборудуется внутренней канализацией с устройством выгреба, септика или локальных очистных сооружений. При новом строительстве образовательных организаций не допускается устройство и использование надворных туалетов.

В постановлении обращено внимание на то, что гардероб, учебные кабинеты, столовая, санузлы, рекреация, медицинский кабинет, спортивный зал с раздельными санитарными узлами и душевыми для мальчиков и девочек, административно-хозяйственные помещения, а также актовый зал и библиотека должны быть в новых малокомплектных школах. То есть эти образовательные организации ничем не будут отличаться по своей материально-технической базе от полноценных школ.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» есть целый раздел про информатизацию образования.  Новые СанПиНы четко предполагают продолжительность непрерывного использования компьютеров с жидкокристаллическими мониторами на уроках. Для младших классов – не более 20 минут, для старших –35 минут. В какой-то мере это правильно, потому что целый ряд учителей раньше перекладывал трудности обучения на самостоятельное изучения учеником темы по учебнику, а сейчас дети очень много времени проводят за компьютером. Не менее важно, что изменения в СанПиН четко регламентируют продолжительность работы обучающихся на интерактивной доске. Бывают уроки, где интерактивная доска работает в течение всех 45 минут, и это считается большой заслугой учителя. Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1-4 классах не должна превышать 5 минут, в 5-11 классах - 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1-2 классах составляет не более 25 минут, 3-4 классах и старше - не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60-80%, физкультминутки, офтальмотренаж).

Очень важно, что в пункте 27 постановления предусмотрено, что не допускается использование на уроке более двух видов электронных средств обучения.

Пункт 19 постановления прописывает, чем следует заниматься в часы, отведенные на внеурочную деятельность: проведением экскурсий, общественно-полезных практик, исследовательской деятельности, посещением театров и другими мероприятиями.

Очень важно, что пункт 23 постановления добавляет в СанПиН нормативы максимального объема нагрузки в течение дня. Для 1-х классов – 4 урока и один раз в неделю за счет уроков физкультуры – 5 уроков; 2–4-х классов – 5 уроков и один раз в неделю 6 за счет урока физкультуры; 5–7-х классов – не более 7 уроков; 8–11-х классов – не более 8 уроков. Отдельно в пункте 25 прописаны требования к обучению в первом классе, потому что в разных школах в разных территориях разнится даже график обучения детей. Документом предусматривается что: учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока в день по 40 минут каждый). Рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут; обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий; дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров).

Многих может насторожить фраза: «в общеобразовательной организации может осуществляться присмотр и уход в группах продленного дня при создании условий, включающих организацию: полдника и прогулок для всех учащихся; полдника, прогулок и дневного сна для детей первого года обучения». В ряде учебных заведений уже есть спальные комнаты или раскладушки для первоклассников.

Уверена, что данный документ просто необходим для того, чтобы условия жизнедеятельности детей в общеобразовательных организациях стали более благоприятны.

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

от 24 ноября 2015 г. № 81,

зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2015 г. № 40154


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ № 3 В САНПИН 2.4.2.2821-10

«САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ, СОДЕРЖАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»


В соответствий с Федеральным законом от 30.03Л 999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999,  № 14, ст. 1650;  2002,  № 1 (ч. 1),  ст. 2;  2003,  № 2,  ст. 167;  №  27 (ч. 1), ст. 2700;  2004,   №  35, ст. 3607;  2005,  №  19, ст. 1752; 2006,   №   1, ст. 10;  №  52 (ч. 1) ст. 5498; 2007  №  1 (ч. 1) ст. 21; ст. 29;  № 27, ст. 3213;  № 46, ст. 5554;  №   49, ст. 6070; 2008,  № 24, ст. 2801;  №   29 (ч. 1), ст. 3418;  №  30 (ч. 2),  ст. 3616; №   44, ст. 4984; №   52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, №  1, ст. 17; 2010,  №   40, ст. 4969; 2011,  №   1, ст. 6;  №   30 (ч. 1), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596;  №   50, ст. 7359; 2012,  №   24, ст. 3069; №   26, ст. 3446; 2013, №  27, ст. 3477; №  30 (ч 1), ст. 4079; №   48, ст. 6165; 2014, № 26 (ч.1), ст. 3366, ст. 3377; 2015, №   1 (часть I), ст. 11; N 27, ст. 3951; N 29 (часть I), ст. 4339 и ст. 4359), постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 №  554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно- эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295; 2004, № 8, ст. 663; 2004,№ 47, ст. 4666; 2005, № 39, ст. 3953) постановляю:

Внести изменения № 3 в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях», утвержденные постановлением      Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано Минюстом России 03.03.2011, регистрационный №  19993), с изменениями внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85 (зарегистрировано Минюстом России 15.12.2011, регистрационный № 22637) и постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 Ш 72 (зарегистрировано Минюстом России 27.03.2014, регистрационный № 31751) (приложение).

А.Ю. ПОПОВА

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации

от 24.11.2015 №81

Изменения № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»

Внести следующие изменения в СанПиН 2.4.2.2821-10:

  1. Пункт 1.3. изложить в редакции:

«Санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации.

Санитарные правила распространяются на все общеобразовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, а также осуществляющие присмотр и уход за детьми в группах продленного дня.

Для создания условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях при строительстве и реконструкции предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды, обеспечивающие свободное передвижение детей в зданиях и помещениях».

  1. По всему тексту санитарных правил:
  2. слова «образовательный процесс» заменить словами «образовательная деятельность»;
  3. слова «I ступени» заменить словами «начального общего образования»;
  4. слова «II ступени» заменить словами «основного общего образования»;
  5. слова «III ступени» заменить словами «среднего общего образования»;
  6. слова «образовательное учреждение» заменить словами «организация, осуществляющая образовательную деятельность» в соответствующем падеже.
  7. Пункт 3.8. дополнить абзацем вторым следующего содержания:

«На территории вновь строящихся зданий общеобразовательной организации необходимо предусмотреть место стоянки автотранспортных средств, предназначенных для перевозки обучающихся, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.».

  1. Пункт 3.13. исключить.
  2. Пункт 4.1. дополнить абзацем седьмым следующего содержания:

«При проектировании и строительстве нескольких зданий общеобразовательной организации, находящихся на одной территории, должны предусматриваться отапливаемые (теплые) переходы из одного здания в другое. Неотапливаемые переходы допускаются в III Б климатическом подрайоне и IV климатическом районе.».

  1. Второе предложение абзаца первого пункта 4.5. изложить в следующей редакции: «Гардеробы оснащаются вешалками, крючками для одежды, высота крепления которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учащихся, и ячейками для обуви. При гардеробных предусматриваются скамейки.».
  2. Абзац второй пункта 4.13. изложить в следующей редакции:

«При размещении спортивного зала на 2-м этаже должны обеспечиваться нормативные уровни звукового давления и вибрации в соответствии с гигиеническими нормами.»     .

  1. В пункте 4.21 абзац второй изложить в следующей редакции:

«Медицинское обслуживание учащихся малокомплектных

общеобразовательных организаций допускается на базе организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.».

  1. В абзаце пятом пункта 4.25 слова «дезинфицирующими средствами» заменить на слова «дезинфекционными средствами».
  2. Абзац пятый пункта 4.25 дополнить следующим предложением: «Допускается использование одноразовых сидений на унитаз».
  3. В пункте 4.28. во втором предложении слова «при условии сохранения высоты помещений не менее 2,75 м, а во вновь строящихся - не менее 3,6 м.» заменить на слова «при условии соблюдения кратности воздухообмена».
  4. В абзаце первом пункта 5.7 после слов после «иметь темно-зеленый» дополнить словами «или темно-коричневый цвет и антибликовое покрытие.».
  5. Первое предложение абзаца четвертого пункта 5.7. изложить в следующей редакции:

«Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, сенсорными экранами, информационными панелями и другими средствами отображения информации, отвечающими гигиеническим требованиям.»

  1. Главу V «Требования к помещениям и оборудованию» дополнить пунктом 5.19. следующего содержания:

«5.19. Вместимость малокомплектных общеобразовательных организаций определяется заданием на проектирование.

  1. При проектировании малокомплектных общеобразовательных организациях, обязательный набор помещений включает: гардероб; учебные кабинеты; столовую; санитарные узлы (раздельно для обучающихся и персонала); рекреации; помещение для хранения уборочного инвентаря; помещения медицинского назначения (кабинет врача для осмотра детей,

процедурный кабинет); спортивный зал, помещение снарядной; административно-хозяйственные помещения, актовый зал и библиотеку. При спортивных залах оборудуются раздельные для мальчиков и девочек душевые, туалеты.

  1. Спортивный зал, столовая, технологические мастерские для мальчиков, гардероб размещаются на первом этаже. Допускается размещение гардероба в цокольном этаже задания.

При проектировании общеобразовательной организации помещения раздевальных при спортивном зале предусматриваются площадью не менее 14,0 м2 каждая.

  1. В составе производственных помещений пищеблока Предусматриваются следующие помещения: обработки овощей, заготовочный и горячий цеха, моечная для раздельного мытья столовой и кухонной посуды.

Хранение пищевых продуктов и продовольственного сырья должно осуществляться в помещениях кладовых (для овощей, сухих продуктов, скоропортящихся продуктов). При организации ежедневного поступления пищевых продуктов и продовольственного сырья допускается использование одного помещения кладовой.

  1. Содержание и организация работы столовой в части объемно­планировочных и конструктивных решений, санитарно-технического обеспечения, требований к оборудованию, инвентарю, посуде и таре, санитарному состоянию и содержанию помещений, мытью посуды, организации питания, в том числе формированию примерного меню, условий и технологии изготовления блюд, требований к профилактике витаминной и микроэлементной недостаточности, организации питьевого режима, соблюдению правил личной гигиены и прохождению медицинских осмотров персоналом, хранению и перевозке пищевых продуктов, ежедневному ведению необходимой документации пищеблока (бракеражные журналы, журнал здоровья и другие) должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.

Режим питания и кратность приема пищи должны устанавливаться в зависимости от времени пребывания обучающихся в организации[1].

  1. Поверхность стен, полов и потолков помещений медицинского назначения (кабинета врача для осмотра детей и процедурного кабинета) должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфекционными средствами. Используемые панели должны иметь гладкую поверхность.

Площадь кабинета врача предусматривается не менее 12 м, процедурного - не менее 12 м2.

В помещениях медицинского назначения должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями.

Помещения должны иметь естественное освещение.

Искусственная освещенность, источник света, тип лампы принимаются в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

Необходимо предусмотреть помещение и (или) место для временной изоляции заболевших обучающихся.».

  1. Абзац первый пункта 6.2. после слов «спортивного зала - 20-22 °С» дополнить словами «душевых - 24-25 °С, санитарных узлах и комнатах личной гигиены должна составлять 19-21 °С.».
  2. В абзаце втором пункта 8.1. исключить слова «во вновь строящихся и реконструируемых».
  3. Пункт 8.5. изложить в следующей редакции:

«В неканализованных районах здания общеобразовательной организации оборудуются внутренней канализацией с устройством выгреба или септика или локальных очистных сооружений. При строительстве общеобразовательных организаций в неканализованных районах не допускается устройство надворных туалетов.».

  1. В пункте 10.1. абзац второй изложить в следующей редакции:

«Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета

соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.

При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы.».

  1. Пункт 10.5. изложить в редакции:

«Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не должен превышать требований, установленных в таблице 3.

Таблица 3

Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся

 

Классы

Максимально допустимая

Максимально допустимый

 

аудиторная недельная нагрузка

недельный объем нагрузки

 

(в академических часах)*

внеурочной деятельности (в академических часах)**

 

 

при 6-ти дневной неделе, не более

при 5-ти дневной неделе, не более

Независимо от продолжительности учебной недели, не более

1

-

21

10

2-4

26

23

10

5

32

29

10

6

33

30

10

7

35

32

10

8-9

36

33

10

10-11

37

34

10

Примечание:

*Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую  участниками образовательных отношений.

**Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

 

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий.

Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.».

  1. В абзаце первом пункта 10.6 слова «максимальной допустимой нагрузки» заменить на слова «максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки».
  2. В абзаце втором пункта 10.6. исключить слова: «и 1 раз в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры».
  3. В абзаце третьем пункта 10.6. исключить слова: «и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-ти дневной учебной неделе».
  4. Пункт 10.6. дополнить абзацами седьмым, восьмым, девятым, десятым и одиннадцатым следующего содержания:

«Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:

  1. для обучающихся 1-х классов - 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
  2. для обучающихся 2-4 классов - 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;
  3. для обучающихся 5-7 классов - не более 7 уроков;

- для обучающихся 8-11 классов - не более 8 уроков.»

  1. Абзац третий пункта 10.8. дополнить предложением следующего содержания: «Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне)».
  2. Пункт 10.10. изложить в редакции:

«Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

  1. учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
  2. использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока в день по 40 минут каждый).
  3. рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы

продолжительностью не менее 40 минут;                                                                                    .

  1. обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий;
  2. дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров).

В общеобразовательной организации может осуществляться присмотр и уход в группах продленного дня при создании условий, включающих организацию:

  1. полдника и прогулок для всех учащихся;
  2. полдника, прогулок и дневного сна для детей первого года обучения».
  3. Название четвертой графы таблицы 5 пункта 10.18 изложить в следующей редакции:

«Просмотр динамических изображений на экранах отраженного свечения».

  1. Пункт 10.18. дополнить абзацами пятым, шестым и седьмым следующего содержания:

«Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1-2-х классов - не более 20 минут, для учащихся 3-4 классов - не более 25 минут, для учащихся 5-6 классов - не более 30 минут, для учащихся 7-11 классов - 35 минут.

Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1-4 классах не должна превышать 5 минут, в 5-11 классах - 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1-2 классах составляет не более 25 минут, 3-4 классах и старше - не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60-80%, физкультминутки, офтальмотренаж).

С целью профилактики утомления обучающихся не допускается

использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения».

  1. Пункт 10.20. изложить в следующей редакции:

«Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х учебных занятий физической культурой (в урочной и внеурочной форме) в неделю, предусмотренных в объеме общей недельной нагрузки. Заменять учебные занятия физической культурой другими предметами не допускается».

  1. Пункт 11.9 изложить в следующей редакции:

«Должностные лица и работники общеобразовательных организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей, при трудоустройстве проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию и далее с периодичностью не реже одного раза в 2 года».


[1] СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 N 45, зарегистрированным Минюстом России 07.08.2008, регистрационный № 12085).
< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017