Вестник Образования России - «УВЛЕЧЬ РЕБЕНКА СПОРТОМ МОЖЕТ ТОЛЬКО УЧИТЕЛЬ» 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
  ГЛАВНАЯ arrow ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ arrow «УВЛЕЧЬ РЕБЕНКА СПОРТОМ МОЖЕТ ТОЛЬКО УЧИТЕЛЬ»
    
Версия для печати Печать...

30.11.2015

Интервью с президентом Федерации спортивной борьбы России, Олимпийским чемпионом, заслуженным мастером спорта СССР, заслуженным тренером СССР и Российской Федерации Михаилом Геразиевичем МАМИАШВИЛИ

За последние годы в нашей стране в обществе все больше и больше поддерживается здоровый образ жизни. С самого раннего детства родители стараются записать детей в спортивные кружки и секции. В образовательных организациях апробируются различные программы, такие как «Фигурное катание», «Художественная гимнастика», «Теннис».А как у Вас появилась идея продвиженияпрограммы «Спортивная борьба как третий час урока физической культуры в школе»?

Учебная программа «Спортивная борьба как третий час урока физической культуры в школе» была рассмотрена 21 апреля 2014 года на заседании экспертного совета Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации и рекомендована им для апробации в образовательном процессе общеобразовательных организаций в течение первого полугодия 2014/15 учебного года в целях внедрения современных систем физического воспитания.

Ее введение было, прежде всего, обусловлено жизненной необходимостью. Той стройной системы, которая была выстроена во времена Советского Союза,нет, она не имеет такого продолжения, чтобы можно было привлекать максимальное количество детей к занятиям физической культурой и спортом. К счастью, в последнее время спорт в России становится приоритетом государственной политики. Президент Российской Федерации В.В.Путин инициировал возрождение физкультурно-спортивного комплекса ГТО, а также акцентировал внимание на создании условий для массового спорта в новой федеральной целевой программе.В ней не идет речьокаком-либо одном виде спорта – это можетбыть борьба, футбол или гимнастика. Любой род занятий, который технически подходит к учебному заведению. Ребенок должен иметь право выбора. Но здесь появляется проблема – увлечь ребенка. Сделать это может только учитель, наставник, тренер, преподаватель через призму физических упражнений, подачу своего любимого вида спорта. Нельзя ребенку преподносить спорт как свод каких-то правил и технических способностей, которые в итоге дадут возможность эффективно побеждать своего соперника. Параллельно идет подача исторических моментов, истории вида спорта. Идет подача большого блока историй о выдающихся персонажах, которые представляли и представляют свой вид спорта,в том числе во время Великой Отечественной войны, когда советские спортсмены были объединены в специальные отряды.

Касаясь спортивной борьбы, борцов, которые достойно защищали страну с оружием в руках, нужно сказать, что они, используя те качества, которые были наработаны во время занятий по данной специализации, помогали эффективно решать задачи поставленные командованием. Многие погибли на фронтах, но многие и вернулись героями. Мало того, что они вернулись, они еще и по принятому в 1952 году решению о том, что советская сборная должна была быть офелирована в международное олимпийское сообщество, приняли участие в Олимпиаде в Хельсинки. Тогда эта Олимпиада называлась «Олимпиадой ветеранов–участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла». Советские борцы более чем достойно были представлены на Олимпиаде уникальными людьми, такими как Яков МоисеевичПункин, который прошел три года самых страшных лагерей. Он выжил в лагере, только благодаря тому, что группа осетин, сидевших вместе с ним, подтвердила, что он выходец из Осетии. Эти истории, биографии помогают детям запомнить примеры взаимовыручки и дружбы, проявленные даже в самых страшныхусловиях.

В 1952 году Я.М.Пункин стал Олимпийским чемпионом, Олимпийским чемпионом Хельсинской Олимпиадытакже стал Борис Максимович Гуревич. Интересная деталь для нынешнего «цивилизованного» времени: первые олимпийские медали по борьбевыиграли советские спортсмены– Сафин Шазам Сергеевич (татарин), КоткасЙоханнесЙоханнесович (эстонец), ПункинЯков Моисеевич и Гуревич Борис Максимович (евреи). И никогда ни у одного человекане возникал вопрос: «А русские-то где?»Они все были русские, советские, это была единая страна, которая гордилась своими воинами, победителями, народом. Лучшие представители этого народа были представлены на этих Олимпийских играх.Такие истории детям интересно слушать.

К сожалению, в сегодняшнем «гуманном» и «цивилизованном» миретакие вещи не подаются, пропагандируются другие ценности. Сегодня вытаскиваются исторические факты, о которых никто не знает. Я родился в Конотопской области Украины. Сейчас появилсямиф, что под Конотопом в XVII веке украинцы разбилирусскую армию.При этом никогда жители Конотопа не знали и не говорили об этом. Очень жаль, что на сегодняшний день поводом для дискуссий и для подачи молодому поколениюстановятся не истории о героических событиях,подвигах людей, позволивших отстоять существование отдельно взятых национальностей, таких как украинская, еврейская, русская, грузинская.

Какие были предпосылки возникновения программы? Что в ней заложено?

Изначально в программе закладывались не только идея оценки спортивных возможностей учащихся (голы, очки, секунды), идея предоставить технические возможности. Но и дать детям знания, чтобы они понимали, придя в спортивный зал, они научатся не только быть эффективными в плане достижения цели, но и узнают, что такое коллективный труд, поддержка друг друга, взаимопонимание, ответственность перед своим тренером и многое другое.Если ребенок по собственному желанию начинает посещать занятия по тому виду спорта, который ему нравится, это более значимо, чем получение какой-либо медали.

Яродился в маленьком городке, где был один градообразующий завод «Красный металлист». 70 % взрослого населения трудились именно там. При нем в обязательном порядке работали спортивные секции, которые вели действительно знающие тренеры. Главная задача тренеров состояла в том, чтобы забрать детей с улицы, увлечь спортом. Прошли годы, сегодня стало еще сложнее привлечь ребят в спортивные секции, потому что появился еще один вирус, которыйзахватил детей полностью – виртуальный мир, поток ненужной информации, компьютерные игры.

Одним из первых своих шагов ФСБР было написание авторским коллективом специалистов учебной программы «Спортивная борьба как третий час урока физической культуры в школе и методического обеспечения для учителей физической культуры»,а 10 апреля 2014 года было подписаносоглашениемежду Федерацией спортивной борьбы и Министерством образования и науки Российской Федерации. Предметом данного соглашения стало развитие условий для организации занятий спортивной борьбой в рамках физкультурно-спортивной и оздоровительной работы в образовательных организациях, в том числе пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни в общеобразовательных организациях, создание условий для совершенствования преподавания учебного предмета «физкультура», вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность.

По всем интересующим педагогов вопросам, касающихся развития борьбы в общеобразовательных школах, учебной программы «Спортивная борьба как третий час урока физической культуры в школе и методического обеспечения для учителей физической культуры» и другой информации можно прочитать  на сайте федерации: http://www.wrestrus.ru или же непосредственно обратиться к специалисту по электронному адресу: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

Соглашение подписано, как происходит апробация программы?

Апробация программы«Спортивная борьба как третий час урока физической культуры в школе» уже ведется в 19 регионах страны: Республиках Башкортостан, Карелия, Марий Эл, Красноярском крае, Астраханской, Архангельской, Владимирской, Иркутской, Курской, Московской, Омской, Сахалинской, Тюменской, Челябинской областях, г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Ханты-Мансийском и Ямало-ненецком Автономном округах.

Для участия в апробации программыпредставителю образовательной организации было необходимо направить в адрес Федерации спортивной борьбы общие сведения об участнике апробации; результаты исходного тестирования учащихся. Необходимо также ежемесячно отправлять протоколы по тестированию обучающихся (в том числе изменения в состоянии физической подготовленности, изменения мотивации учащихся к занятиям физической культуры). А по завершении апробации направить результаты конечного уровня тестирования учащихся.

Для проведения апробации ФСБР разработала пакет констатирующих документов куда вошли: «Памятка для куратора регионального Минобра», «Памятка для куратора от региональной федерации борьбы» и «Памятка для учителя ФК или тренера». Специалистами ФСБР проведены консультации по механизму проведения апробации со всеми участниками, задействованными в данном процессе.

Есть такие большие спортивные соревнования школьников, как «Президентские состязания» и «Президентские игры», которые проводятся уже несколько лет подряд. Как Вы относитесь к этим мероприятиям?

Я за любое позитивное действие. Когда мы готовили нашу программу, ставили себе задачу реанимировать в ближайшее время соревновательный процесс среди ребят. Это то, что ребенка увлекает. Мальчик 7–8 лет, придя в секцию, утомляется рутинной работой, ему становится неинтересно, хотя там больше элементов игры. Для этого обязательно должен быть соревновательный процесс, который при правильной подаче увлечет ребенка, даст развитие лидерских амбиций в хорошем смыслеэтого слова. Нужно дать ему возможность реализовать себя. Если мальчик проиграл, то это опять же неплохо. Преподаватель, учитель, тренер должен найти правильные слова, для того, чтобы настроить ребенка, грамотнонивелировать пораженческие настроения. Тренер, используя амбиции ребенка, спортивную злость, может правильно переформатировать его, для того чтобы он мог быть более усидчивым, трудолюбивым, дать ему надежду, некий люфт, чтобы он смог себя реализовывать. На мой взгляд, это сегодня самое важное. Дети потеряли интерес к самореализации. В нашем детстве мы хотели быть космонавтами, кумирами были такие спортсмены, как Ю.П. Власов, Л.И. Жаботинский, В.В. Понедельник. К сожалению, сейчас в кумиры возводятся не те люди.

Россия многонациональная страна и у многих народовесть свои виды борьбы, это позволяет лучше узнать историю, ребята разных национальностей через борьбу лучше узнают друг друга. Это один из путей решения глобальной задачи, в том числе межнационального вопроса. Для того чтобы соседствовать, чтобы дружить, нужно знать друг друга, для того чтобы знать, нужно общаться, для того чтобы общаться, нужно быть объединенными какой-то высокой целью, что-то должно стоять над всем, что-то глобальное, светлое и большое.

Мы стараемся, чтобы ребята знали друг друга, чтобы они могли общаться, помогать друг другу. И это им дает возможность не просто реализовать себя как спортсмена, это дает им возможность знать друг друга, понимать друг друга. Через это понимание выстраивать отношение друг к другу.

Сейчас наступила, так сказать, эра гиперопеки наддетьми. Если выбор у родителей стоит, ну например,балет или борьба, родители, скорее всего,отдадут предпочтение балету. Там менее опасно, меньше травм, ушибов, синяков. В балет берут с 3-х лет. А с какого возраста можно заниматься спортивной борьбой? И какова интенсивность занятий?

Я был бы счастлив, чтобы 99 % детей занимались балетом или фигурным катанием, или посещали различные кружки и секции. Наша программа, как раз и ставит задачу реанимироватьту идею, которая была в советские времена. Чтобы для работающих родителей и для равнодушных родителейбыла возможность, некая форма, которая могла бы привлечь ребенка и дать ему возможность хотя бы 1,5–2 часа заниматься ежедневно или через день спортом.

Есть меценаты, которые вкладывают деньги в развитие спортивной борьбы:в оборудование залов, спортивную форму и питание детей, содержание тренерского состава. К сожалению, родители не приводят детей в секции, даже в бесплатные. В секциях борьбы больше занимается детей, у народов которых существует борьба как национальная традиция.Все что нужно родителям сделать – это привести ребенка, а там наши опытные педагоги заинтересуют, и его тогда уж не выгнать из зала.

Родители сейчас очень мало живут жизнью детей, считают, что воспитанием должна заниматься только школа. Часто родители не могут назвать пять имен друзей своего ребенка, не могут ответить, какие отметки он получил в школе.

Борьбой ребенок при подаче игровых элементов может начать заниматься с 7–8 лет. Осознано ребенок начинает понимать, какие задачи и цели перед ним ставятся, какой трудный путь ему нужно пройти, только после 10 лет.

Специальная подготовка учителей, тренеров, если говорить о введении 3 часа физкультуры в школе. Программа подготовки и переподготовки?

В соответствии с подписанным соглашением о взаимодействии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма» (ГЦОЛИФК) разработал программу курсов повышения квалификации для учителей физической культуры, использующих в своих уроках элементы спортивной борьбы. Предложенная программа курсов (72 часа) стала «базовой» и леглав основу работы региональных институтов или ФПК по повышению квалификации учителей физической культуры. В проведении практической части занятий для учителей задействованы региональные федерации спортивной борьбы Российской Федерации, направившие своих ведущих специалистов-практиков.

Совместная работа региональных институтов повышения квалификации и региональной федерации спортивной борьбы позволит учителям физической культуры качественно повысить свою профессиональную компетентность и получить аттестационный сертификат государственного образца.

На факультетах переподготовки и повышения квалификации педагоги могут получитьпервые начальные знания по спортивной борьбе, чтобы они в своей дальнейшей работе могли вкраплять в игровой процесс элементы борьбы, вплоть до национальных видов.Для этого не нужно быть великимборцом, тренером.

Спортивная подготовка современных детей катастрофична. Многие школьные спортивные площадки на сегодняшний день не соответствуют стандартам, огромное количество просто в ужасном состоянии– ржавые перекладины, бурьян. Поэтому было принято решение пройти по всем проблемным вещам, и внедрить нашу программу в школы. Мы, к сожалению, идем пока туда, где нас ждут.

Крайне важно, увлечь молодежь спортом, занять ее, предложить юношам и девушкам альтернативу улице и пагубным привычкам. Ситуация меняется к лучшему: не смотря на экономические сложности, спорт развивается. Идет понимание на всех уровнях власти того, что мы через специализацию хотим увлечь ребенка со школьной скамьи. Ребенок должен понимать, что есть труд. Есть яркий пример. Когда в девяностые молодежь запутали специально,вытолкали ее на улицу, в Республике Мордовии губернатор дал возможность молодежи реализовать себя через спорт. Именно в это время в республике резко снизилсяуровеньпреступности. Поэтому главная задача увлечь ребенка, переориентировать его, объяснить ему, что уличная идеология и идеалы дикие и неестественные, помочь стать ответственным перед своими родителями, гордостью для своей семьи, прославить фамилию. Может быть, я желаю многого, но я руководствуюсь своим опытом. Я был сложным ребенком. Если бы родители не привели меня в секцию, то не знаю, как бы сложилась моя жизнь. Ну и конечно, вид спорта, который мы представляли, исторически не дает шансов быть плохим. У нас есть свод правил, который гласит, что нужно применять силу и технические навыки только по жестко регламентированным правилам. В секциях действует правило – шаг влево, шаг вправо – строгое наказание. Борьба как вид спорта очень многому учит, параллельно изучаются философия, история, правила поведения, культура. Последнее время мы пошли по пути«голы, секунды, очки». Во имя чего не понятно, какими методами, тоже не понятно.

В спорте должна быть привлекательная картинка для молодежи. Нужно сделатьтак,чтобы занятия физкультурой и спортом стали модными среди молодежи. У нас есть великие спортсмены, чемпионы – А.А. Карелин,И.К. Магомедов,Б.Х Сайтиев, А.Б.Таймазов. Они приходят в школы, проводят мастер-классы с детьми. Это огромный стимул для продвижения нашей программы. Нужно отдать должное нашим чемпионам, они никогда не отказываются от встреч с детьми, участвуют в поездках по регионам. Совсем недавно были такие поездки по Северному Кавказу, Якутии (треть парламента Якутии – борцы).

Эффективность работы образовательных организаций нужно оценивать, в том числе и по их отношению к физической культуре, наличию спортивной инфраструктуры.Многие директора образовательных организаций не обращают внимание на развитие спорта. Физическая культура по-прежнему не стоит в приоритете образовательного и воспитательного процессов, проигрывает в конкуренции за досуг подростков, уступает место телевизору, компьютеру.

Федерация борьбы очень много делает для развития спорта в стране. Я как президент Федерации могу гарантировать, что благодаря программам поддержки, которые реализовывают федерация и Попечительский совет, число детей и подростков, занимающихся борьбой, за два года вырастет минимум в два раза. Федерация выиграла грант Олимпийского комитета по программе «Спорт для всех».

Вы говорили о том, что спортивные площадки многих образовательных организацийв плачевном состоянии. Но для того, чтобы в школах дети могли заниматься борьбой, нужно оборудование, а онодорогостоящее.Разве могут школы позволить себе такую роскошь?

Президент Российской Федерации сказал: «Современный оснащенный спортзал должен быть в каждом учебном заведении. Решить эту задачу нужно в ближайшие годы».У нас на сегодняшний день по техническому оснащению зала самый большой козырь. Средства оснащения заловдля занятий борьбой, которые мы предлагаем, может позволить любая школа. На сегодняшний день все оборудование, которое выпускается для занятия борьбой лицензировано согласно не только ГОСТам и российским стандартам, но и международным. Такого уровня достигла только Федерация борьбы. Наши ковры закупают для проведения международных состязаний зарубежные страны.

Вы когда-то были комсоргом и капитаном сборной команды. Тогда какие Вы ставили ценности перед борцами, и какие ценности Вы оставите сегодня пред нашими маленькими детьми?

Ценности всегда остаются одни и те же: гордость и ответственность перед свой семьей, местом, где ты родился;благодарность стране, которая дала тебе шанс реализоваться.Представляя страну, ты не только представляешь себя, но и свою семью, соседей, которые с тобой живут, школу. Даже если ты проиграл, но полностью отдал силы, выполнил задачи, поставленные перед тобой, это уже победа.Есть такие слова в военной песне: «Нам нужна одна победа, мы за ценой не постоим». Над нами смеялись вначале, а потом поняли, что без этого нельзя. Человек, который попадает в команду, должен понимать, что он не принадлежит себе. К счастью, все эти ценности понимают и ребята сегодня.

В завершении нашей беседы, что бы Вы пожелали молодому поколению?

Спортивная борьба является одним из древнейших видов единоборств со своей интересной историей. Фундамент громких побед наших спортсменов, закладывается в школе.

Современная школа ищет пути создания комфортной среды для повышения качества обучения, при этом сохраняя и повышая уровень физической подготовленности и здоровья учащихся.

Одна из приоритетных задач, стоящих перед Федерацией спортивной борьбы России – максимальное приближение возможности для занятий борьбой к местам обучения и проживания школьников, с тем, чтобы первые свои шаги в мир борьбы ребята смогли сделать в родной школе.

Наш вид спорта научит школьников быть сильными и смелыми, дисциплинированными и решительными. Занятия спортивной борьбой позволят им ставить перед собой практически любые задачи, и целенаправленно двигаться к их решению на благо своей школы, а в будущем и своего Отечества.

Я желаю открытой и честной спортивной борьбы, на дорожках стадиона и в плавательном бассейне, на спортивных площадках и футбольных полях, на борцовском ковре и за шахматной доской!

Уважайте своих соперников! Приобретайте новых друзей! Боритесь и побеждайте!

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017