Вестник Образования России - ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.В. ПУТИНА НА ВСТРЕЧЕ В ДЕНЬ ЗНАНИЙ С ВОСПИТАННИКАМИ И ПЕДАГОГАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ «СИРИУС» 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
  ГЛАВНАЯ arrow ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ arrow ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.В. ПУТИНА НА ВСТРЕЧЕ В ДЕНЬ ЗНАНИЙ С ВОСПИТАННИКАМИ И ПЕДАГОГАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ «СИРИУС»
    
Версия для печати Печать...

30.11.2015

1 сентября 2015 года, г. Сочи

В.В. Путин: Здравствуйте, дорогие друзья!

Прежде всего поздравляю вас, всех школьников, студентов России, учителей, преподавателей с началом нового учебного года.

Первое сентября мы с вами встречаем здесь, в Сочи, в городе нашей олимпийской мечты, надежды и победы. Наследие сочинской Олимпиады уже работает на страну, на её развитие, на её будущее. Кроме современных дорог, электростанций, гостиниц, социальных, спортивных, конечно, объектов здесь создан и новый детский образовательный центр. Мы назвали его «Сириус» – по имени самой яркой звезды, потому что сюда, в этот центр, приехали и будут в будущем приезжать интересные, увлечённые своим делом ребята, те, кто проявил себя в самых разных областях: в математике, в физике, в химии, биологии, в балете, в фигурном катании, в музыке, живописи и в хоккее, – добился первых серьёзных успехов благодаря своим способностям и помощи наставников.

Мы гордимся всероссийскими лагерями отдыха «Артеком», «Орлёнком», «Океаном», но «Сириус» – это, прежде всего, образовательный центр, хотя вы видите, что и здесь созданы прекрасные условия для отдыха. Другого такого центра, где вместе учатся, общаются, тренируются ребята, которые увлекаются наукой, искусством, спортом, сегодня в мире нет.

«Сириус» должен стать ключевым звеном в нашей общенациональной системе поддержки талантливых, деятельных ребят, служить ориентиром для всех регионов, задавать современные стандарты для школ с углублённым преподаванием отдельных предметов.

В «Сириусе» будут работать лучшие в России педагоги и тренеры, читать лекции наши выдающиеся учёные, преподаватели известных школ и вузов. Здесь будут постигать новое не только дети, но и их учителя, наставники.

«Сириус» должен стать ключевым звеном в нашей общенациональной системе поддержки талантливых, деятельных ребят, служить ориентиром для всех регионов, задавать современные стандарты для школ с углублённым преподаванием отдельных предметов, для учебных заведений при ведущих вузах, балетных и художественных училищах, спортивных и музыкальных школ.

И конечно, мы хотим, чтобы вы нашли в «Сириусе» своих единомышленников и друзей, чтобы гордились достижениями друг друга в различных областях науки, творчества, спорта, обогащали, расширяли свой кругозор, общаясь друг с другом, делились знаниями, умениями, взглядами и мнениями. Мы планируем, что «Сириус» будет долго держать выпускников в своей орбите. Это касается и вашего дальнейшего образования, и практической деятельности, будущей работы.

Рассчитываю, что, вернувшись домой, вы сохраните обретённую в «Сириусе» атмосферу дружбы, укрепитесь в стремлении достигать ещё больших успехов во имя того дела, которое избрали, – во имя науки, спорта, искусства и, главное, во имя нашей прекрасной Родины. Уверен, этой энергией поиска и командным духом вы сможете увлечь своих ровесников и, конечно, будете поддерживать самые тесные связи и отношения друг с другом, сформируете сообщество «Сириус» из настоящих патриотов и профессионалов, работающих на благо страны.

А сейчас предлагаю поговорить о том, что могут сделать сегодняшние школьники для России, для того, чтобы она успешно шла вперёд.

Дорогие друзья, предлагаю начать, может быть, с самого сложного вопроса, и этот самый сложный вопрос – выбор жизненного пути. Зачастую нужно приложить немало усилий, чтобы понять, чего же ты сам хочешь, на что ты способен. И чем раньше состоится этот выбор, тем лучше, потому что просто больше успеешь сделать. Ведь любые успехи, в том числе научные открытия, экономические, культурные, спортивные достижения, напрямую связаны с талантом, образованием, трудом и упорством.

В истории нашей страны всегда делалась ставка на людей, которые не боялись брать на себя ответственность. Среди них было и немало молодых, дерзких, самостоятельных. Таким был и Пётр I, и его единомышленники, которые определили новый вектор развития России. Петру было всего 11 лет, когда он сформировал так называемые потешные полки, вроде бы как развлечение, а в 16 лет на Плещеевом озере создал, как бы сейчас сказали, лабораторию кораблестроения. Но спустя всего несколько лет из потешных полков вырастет победоносная и несгибаемая русская гвардия, а из небольшой флотилии – русский военный флот. Юные сподвижники Петра станут полководцами, администраторами, промышленниками, будут строить заводы, верфи, заниматься наукой. Пётр сам объездил почти всю Европу, отправлял туда способных юношей, почти мальчишек, чтобы они увидели разнообразие мира и, вернувшись, напитавшись знаниями, навыками, впечатлениями, создавали новую, но именно свою страну, а не копию какой?то другой.

Наука, образование, культура, литература, наш великий русский язык создают тот прочный фундамент, на котором строится по?настоящему сильное государство.

Россия становилась сильнее благодаря тем, кто стремился вести её вперёд, преумножать достижения предков. Особое значение всегда придавалось развитию отечественной науки. В 1725 году в Петербурге создаётся Академия наук и первый университет, а спустя 30 лет был основан Московский университет, куда принимали всех без исключения молодых людей, независимо от сословий, главное, чтобы они были талантливы, хотели учиться и приносить пользу своей стране.

Огромная роль в деле просвещения России принадлежит Михаилу Васильевичу Ломоносову, который был не только учёным-энциклопедистом, поэтом, историком и художником, он был и ревнителем, и создателем основ и традиций именно российской науки.

Многое было сделано для укрепления Отечества и в эпоху Екатерины II. Она провела множество прогрессивных реформ, в их числе создание российской системы школьного образования, открытие первых публичных библиотек, 17 губернских типографий. Книги, журналы, газеты пришли в провинцию, сыграли огромную роль в распространении знаний. Историк Николай Михайлович Карамзин писал, что число любителей чтения едва ли в какой земле так скоро возрастает, как в России, даже самые бедные подписываются, а безграмотные желают знать, что пишут.

Не случайно я так подробно говорю о традициях просвещения в России. Наука, образование, культура, литература, наш великий русский язык создают тот прочный фундамент, на котором строится по?настоящему сильное государство.

Да, в отечественной истории были и трагические страницы. Уроки смут, революций, гражданской войны предупреждают, насколько губительны для России любые расколы, убеждают, что только единство народа и общественное согласие могут привести к успеху, обеспечить независимость государства, помочь дать отпор любому могущественному и вероломному врагу.

Когда вставал вопрос о защите родной земли, поднимался весь наш народ. Откуда бралась его исполинская духовная мощь, готовность жертвовать собой? Всё это возникало из искренней, идущей от сердца любви к своей стране. Эти чувства патриотизма передаются у нас из поколения в поколение, и это особенно остро понимаешь, когда наступает День Победы в Великой Отечественной войне, 9 Мая: словно слышишь, как сердца всех людей бьются в унисон. Такое мощное единство и ветеранов, их детей, внуков и уже правнуков беспрецедентно. В этом году всех ещё больше объединила акция «Бессмертный полк»: с портретами своих близких, защищавших страну от нацизма, шли десятки тысяч ваших ровесников.

В Великую Отечественную ещё совсем дети, подростки учились, трудились на заводах, воевали в партизанских отрядах, убегали на фронт и становились сыновьями полка, работали и добывали победу наравне со взрослыми. И, несмотря на страдания и чудовищные лишения, они мечтали о будущем. Так, великая певица Галина Павловна Вишневская подростком пережила блокаду Ленинграда. Она вспоминала, как её, опухшую от голода, в это страшное время спасла мечта – выступать на оперной сцене. И многие из вас знают, каких творческих высот достигла эта выдающаяся женщина.

После войны вузы страны были заполнены фронтовиками, они стремились к знаниям, чтобы стать специалистами и строить мирную жизнь. Среди них был и будущий лауреат Нобелевской премии Николай Геннадиевич Басов, его имя хорошо знакомо ребятам, которые увлекаются физикой, так же как и имя академика Александра Михайловича Прохорова, тоже прошедшего войну и ставшего одним из основоположников квантовой электроники и лазерной физики. Сегодня сделанные ими тогда открытия применяются в медицине, в промышленности, биологии, в системах связи – практически везде. Это были величайшие мировые достижения нашей науки, совершить такие прорывы могли только люди смелые, одержимые, обладавшие глубокими знаниями.

Сергей Павлович Королёв спроектировал свой первый самолёт, когда ему было 17 лет, – многим из сидящих сегодня здесь в зале 17 лет. Затем он увлёкся проблемой реактивного движения, идеями великого русского учёного Константина Эдуардовича Циолковского, основоположника теоретической космонавтики. Тогда многим казалось чем?то абсолютно несерьёзным, фантастикой то, что он пытался делать. Ему пришлось буквально пробираться через непонимание, насмешки и скептическое отношение к своему увлечению, к своим планам. Но уже через несколько лет Королёв возглавит нашу космическую программу, создаст уникальную команду учёных, конструкторов, инженеров, рабочих. Вместе они воплотят в жизнь мечту всего человечества – первый полёт человека в космос. Это было грандиозное событие, весь мир ликовал. И я, и мои сверстники тогда были мальчишками, но чувство радости, восторга, гордости за свою Родину остались с нами на всю жизнь. Когда Сергея Павловича спросили, почему он сумел опередить в космической гонке своих конкурентов из других стран, тоже талантливых людей, он ответил: «Мог ли я уступить им свою мечту?»

Прорывы во многих отраслях состоялись благодаря сильным позициям нашей фундаментальной науки. Коллективы математиков и физиков генерировали новые идеи, делали сложнейшие расчёты. И то, что на первый взгляд казалось чем?то отвлечённым от реальной жизни, малопригодным для использования на практике, позднее приводило к поистине революционным технологическим изменениям и прорывам. Кстати, успех нашего ракетного и атомного проектов называли результатом достижений трёх «К»: академиков Келдыша, Курчатова, Королёва. Они были не только великими учёными, их гениальные научные разработки в конечном итоге были связаны с решением масштабных практических задач, они обладали научным предвидением, умением выделять главное, чувствовать новое – и нередко на стыке разных наук.

Сила, преимущество вашего поколения – в незашоренности, в способности мыслить свободно, предлагать нестандартные решения.

Так, будучи математиком, Мстислав Всеволодович Келдыш смог увидеть перспективу крупного научного открытия в области физики полупроводников. Эти разработки вела группа молодых учёных во главе с будущим Нобелевским лауреатом Жоресом Ивановичем Алфёровым. Поддержка Келдыша сыграла в его судьбе определяющую роль, а фундаментальные открытия Алфёрова легли в основу технологий современной мобильной связи и телекоммуникаций. Если я в чём?то ошибаюсь, то Жорес Иванович меня поправит, он должен быть здесь. Поприветствуем его. (Аплодисменты.)

Друзья, перед каждым поколением всегда стоят свои главные задачи. На долю ваших родителей и в целом старшего поколения выпал крутой исторический перелом – становление новой России. Думаю, сегодня вам трудно даже представить всю напряжённость вызовов, сложность, драматичность проблем того времени, хотя это было совсем недавно. Кардинальные перемены коснулись тогда и политического, общественного устройства, экономического, социального укладов. Эти изменения надо было суметь воспринять, найти волю, силы, чтобы активно включиться в строительство новой жизни. Ваши родители, дедушки, бабушки с честью выполнили эту миссию. Сегодня многие из них по?прежнему полны сил, продолжают трудиться, укрепляя фундамент, который всегда будет для вас надёжной опорой.

Однако вам предстоит выйти уже на другие рубежи, решать более сложные задачи, отвечать на непростые, как сейчас говорят, вызовы. И вы должны быть к этому готовы. Сила, преимущество вашего поколения – в незашоренности, в способности мыслить свободно, предлагать нестандартные решения.

Приведу только один пример, который даёт нам основания гордиться отечественной оборонной промышленностью, – это создание новейшей ракетной системы «Искандер». Важнейший элемент управления для неё сконструировали молодые люди, которым не было и 30 лет. Они сами организовали свою команду, взяли на себя ответственность и сказали, что готовы справиться с этой задачей, сделать дело. В них поверили, они нашли своё оригинальное решение, которое не смог предложить тогда ни один так называемый взрослый исследовательский коллектив.

Молодые сегодня смело берутся за сложные задачи и достигают ощутимых результатов в самых разных областях: от уникальных разработок в биологии – до прорывных изобретений в медицине. Они реализуют социальные проекты, организуют свой бизнес, трудятся на производстве. Очень важно, что вы тоже стремитесь применять свои знания на практике: конструируете роботов, создаёте технологии для космоса, для автомобильной и электронной промышленности, проводите сложные химические опыты и физические эксперименты.

Мы видим в вас не сторонних наблюдателей, мы видим в вас непосредственных участников строительства будущего, страны, в которой живёте вы и будут жить ваши дети.

Отлично и то, что ваше поколение хорошо понимает значимость спорта в жизни человека. Спорт снова в моде у молодёжи, это очень хорошо, очень здорово. Занятия физкультурой закаляют дух и характер, помогают преодолевать трудные ситуации. А когда наши спортсмены на международных соревнованиях борются до конца, стремятся только к победе, отстаивают честь России, это действительно сплачивает всю страну, весь народ, всё общество, и мы восхищаемся их мужеством, гордимся своей страной. У нас сегодня здесь много выдающихся спортсменов, давайте их тоже поприветствуем. (Аплодисменты.)

Это чувство к Родине – естественное, тёплое, как у нас часто говорят – сыновье. В нём сконцентрировано и глубокое личное отношение, и осознание колоссальной значимости тех или иных событий и достижений. Мы по праву гордимся огромным вкладом российских композиторов, музыкантов, писателей, художников в развитие мировой цивилизации и культуры. Перечислять сейчас эти выдающиеся имена нет нужды: они известны, почитаемы, любимы не только в нашей стране – во всём мире. Своим творчеством они прославили Россию, оказали огромное влияние на умы и сердца людей, на формирование отечественной культурной и ценностной среды. И это очень важно, ведь только общество с чёткими нравственными ориентирами, твёрдой духовной позицией и опорой способно к созданию и развитию гармоничного общества, способно к гармоничному технологическому прогрессу. Только такое общество может обратить достижения науки во благо, а не во вред человеку.

Дорогие друзья! Не знаю, насколько часто вы говорите по душам с вашими родителями, педагогами, но, убеждён, такой разговор, конечно, нужен, он необходим. Нам, взрослым, тоже ведь нужны и ваша поддержка, и ваше доверие. Очень важно понимать друг друга, в том числе и в вопросах, которые касаются и сегодняшнего дня, и будущего страны, а многие трудности, проблемы легче решать вместе, в том числе и в ситуациях морального выбора. Его приходится делать постоянно. И в обществе, и в дружбе человека оценивают не столько по его карьерным успехам, достижениям или богатству, сколько по его поступкам, по уровню культуры, по порядочности, по отношению к семье, к детям, к родителям, к друзьям. Каждый выбирает, как ему поступить, какими средствами достигать цели, которые он перед собой ставит.

Для моего поколения всё это имело большое значение, у нас было ещё то, что называлось улицей, двором, общим домом, где мы с друзьями росли. Мы много времени проводили на этих, как бы сегодня сказали, неформальных площадках. Да, проблем там было тоже очень много, достаточно, но там воспитывались такие качества, как умение дружить, помогать друг другу, различать добро и зло. Подлость и предательство были для нас самым последним, презираемым делом. Мы спорили, обсуждали происходящее, прежде всего, конечно, в школах, фильмы, героев книг.

Сейчас жизнь, безусловно, кардинально изменилась, но истинные ценности – они всегда остаются. Это честность, патриотизм, совесть, любовь, доброта, мужество, достоинство, отзывчивость, ответственность и чувство долга. Уверен, что всё это важно и для вас, как и то, с какой пользой для Отечества вы сможете реализовать свой талант, использовать полученные знания.

Многие примеры ваших сверстников говорят о том, какие возможности открывает Россия для людей образованных, целеустремлённых и неординарных. Так, студенческая команда [Санкт-Петербургского] национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики уже много лет подряд уверенно побеждает на чемпионатах мира по программированию. При этом звёзды университета остаются после окончания вуза дома, в России, устраиваются на работу в отечественные высокотехнологичные компании, создают свои стартапы или преподают в родном университете. Это касается не только тех, кто реализует свои таланты в технической, производственной сфере, но и людей творческих профессий: в российских театрах, в кинематографе, литературе сейчас очень много одарённой, талантливой, яркой молодёжи. Да, они много гастролируют по миру, но Родина для всех одна – Россия.

Россия не раз доказывала своё лидерство в науке, искусстве, спорте, и, в первую очередь, потому, что люди ставили перед собой грандиозные цели, стремились делать невозможное, несмотря на все сложности, шли к победе.

Дорогие друзья, часто звучит вопрос: какой будет наша Россия через 10–15 лет? Во всяком случае мне его задают постоянно. Скажу прямо, это зависит прежде всего от вас, от того, как вы проживёте эти годы. Мы видим в вас не сторонних наблюдателей, которые придут на всё готовенькое, – нет, мы видим в вас непосредственных участников строительства будущего, страны, в которой живёте вы и будут жить ваши дети.

Сегодня мир стремительно меняется, растёт конкуренция. Если провести спортивную аналогию, о своей готовности бороться за чемпионские титулы заявляет всё большее количество государств. И ставки в этом историческом матче очень высоки: будем ли мы сами производить уникальные технологии, делиться с миром прорывными знаниями, сможем ли мы сделать окружающую среду безопаснее и комфортнее для жизни, будем ли гордиться достижениями отечественного искусства, нашими спортивными рекордами – или будем завидовать чужим триумфам. И, наконец, сможем ли ответить на глобальные цивилизационные вызовы, обеспечить лидерство и суверенитет родной державы. Ответы на эти вопросы – ваша повестка дня, ваш перспективный план.

Россия не раз доказывала своё лидерство в науке, искусстве, спорте, и, в первую очередь, потому, что люди ставили перед собой грандиозные цели, стремились делать невозможное, несмотря на все сложности, шли к победе. Надо обязательно мечтать, строить амбициозные планы, добиваться большего, делать то, что до вас не сделал никто. Это самое трудное, но на этом держится прогресс, развитие, движение вперёд.

За любой победой, конечно, стоит немало сомнений, ошибок и неудач, это абсолютно нормально, естественно. Здесь важно не отступить и не опустить руки, никогда не сдаваться. Главный фактор успеха – это вера в собственные силы, вера в себя. Каждый из вас должен найти себя, достойное место в жизни. Только тогда вы станете сплочённой, хорошо сыгранной, лучшей в мире командой. Я убеждён, так оно и будет. За вашими плечами ваши родители, учителя, наставники, ваша Родина – Россия. Мы будем рядом, будем помогать и восхищаться вашими успехами, будем работать для вас и вместе с вами для России.

Я верю в вас, в успех каждого из вас. Вы можете, обязаны и будете побеждать!
< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017