- «ОБУЧЕНИЕ ХИМИИ БЕЗ ПРАКТИКИ НЕВОЗМОЖНО»

 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
 
ГЛАВНАЯ
СРОЧНО В НОМЕР!
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
  ГЛАВНАЯ arrow ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ arrow «ОБУЧЕНИЕ ХИМИИ БЕЗ ПРАКТИКИ НЕВОЗМОЖНО»
    
Версия для печати Печать...

16.10.2015

Интервью с деканом химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, председателем экспертной комиссии Российского совета олимпиад школьников, председателем Международной Менделеевской олимпиады по химии, академиком РАН, д.х.н., профессором Валерием Васильевичем ЛУНИНЫМ
  • МГУ им. М.В. Ломоносова занял пятое место в международном рейтинге TimesHigherEducation. Очевидно, химический факультет внес определенную лепту в получение престижного места в рейтинге. Скажите, существует ли внутривузовский рейтинг? И если да, какое место в нем занимает химический факультет? Покакимкритериямстроитсяданныйрейтинг?

В настоящее время проводимыймеждународный рейтинг является важным  показателем  качества российского образования.ПоэтомуПрезидентом Российской Федерации В.В. Путиным была поставлена задача, чтобы пять ведущих российских вузов вошли в первую сотнюTimesHigherEducation. Пока только Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова входит во все значимые рейтинги. Из года в год только наш вуз улучшает показатели по всем критериям, по которым строится рейтинг, и поднимается из конца сотни на более престижные позиции. Возникает много вопросов, связанных с критериями отбора. И.М. Бортник, создатель Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, недавно в беседе с ректором МГУ имени М.В. Ломоносова В.А.Садовничимсказал, что если бы среди критериев рейтинга был показатель числа миллиардеров – выпускников вуза, то Московский университетнаходитсябына 11 месте. Но этого индикатора в критериях нет,зато оценивается международная студенческая и преподавательская мобильность, а также отношение количества иностранных представителей профессорско-преподавательского состава к численности местных.По основным параметрам, в том числе и по названным,наш вуз находится на очень высоком уровне.Почетные доктора наук, лауреаты Нобелевской премии регулярно читают лекции в МГУ имени М.В. Ломоносова.Однако не все показатели четко фиксируются и вовремя подаются для статистического анализа деятельности. Вот почемуВ.А. Садовничим на данный момент поставлена задача, чтобы все, что делается в области сотрудничества с зарубежными коллегами, было включено в систему «Истина» – Интеллектуальнуюсистему тематического исследования научно-технической информации МГУ имени М.В. Ломоносова.

Если говорить о внутривузовском рейтинге, то нужно отметить, что химический факультет, как и физический, всегда занимает лидирующие позиции. И по общему объему цитируемости научных работ, и по публикациям научных статей наши ученые опережаютпреподавателей других факультетов.Это соответствует тому интеллектуальному потенциалу, которым располагает химический факультет. У нас более 250 докторов наук и около 700 кандидатов наук, это мощная сила. Ученым Советом МГУ имени М.В. Ломоносова учреждены стипендии с целью поощрения талантливых молодых преподавателей и ученых Московского университета, проявивших особые склонности к научной и педагогической деятельности и отдающих много сил преподавательской и научно-исследовательской работе в вузе. Стипендии выплачиваются в виде ежемесячных надбавокпреподавателям и научным сотрудникам Московского университета в возрасте не старше 33 лет. Нужно отметить, что стипендиальный фонд создается за счет внебюджетных средств, а также средств, предоставленных спонсорами. По числу стипендиатовхимический факультетопережает другие. По числу лауреатов различных премий  – тоже самое. С 2007 года в России стала реализовываться программа «Для женщин в науке», являющаяся частью международного проекта L’OREAL–UNESCO«ForWomeninscience», в рамках которой вручается национальная стипендия для женщин-ученых, докторов и кандидатов наук в возрасте до 35 лет. В прошлом году из 10 стипендий, присуждаемых по всей Россий, 2 достались нашим молодым кандидатам наук с кафедры физической химии – МарииХреновой и Дарье Игнатьевой. Наши студенты и аспиранты всегда удостаиваются стипендий Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. И это соответствует качеству предоставляемого образования.

Если говорить о студентах факультета, то всеони очень хорошие. Однако нужно отметить, что с введением ЕГЭ базовая подготовка сильно опустилась, общеобразовательная школа не готовит ребят к серьезному обучению в вузах. Журнал «Вестник образования России» регулярно освещает конкурс, который химический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова ежегодно проводит совместно с Фондом наследия Менделеева. Победителямиданного конкурса на протяжении почти 15 лет в основном становятся ребята из профильных лицеев, гимназий и классов с углубленным изучением предметов. Это те оставшиеся центры, которые серьезно готовят школьников, прививают им любовь кобучению, приучают самостоятельно думать. ЕГЭ не учит ни думать, ни учиться!

  • С введением ЕГЭ увеличились ли шансы ребят из дальних регионов страны, из сельских школ поступить в МГУ имени М.В. Ломоносова? Достаточно ли у них знаний? Устраивает ли их подготовка Ваш факультет?

Нас спасают олимпиады. Эта система, которая была давно создана в нашей стране и, к счастью, остается в почти неизменном виде. Школьники активно участвуют в олимпиадном движении. В этом году число поступающих в вуз на 40–45 %состояло из победителей и призеров олимпиады. Университеты России, химические факультеты делают очень много для  того, чтобы поддерживатьпреподавании химии на должном уровне. В базисном учебном плане длясредней общеобразовательной школы в 10–11-х классах выделен всего один  час для изучения химии, у многих школьников из-за этого пропадает мотивация, желание глубоко погрузиться в данный предмет. И тут ключевую роль играют учителя. Мы знаем всех учителейданной области благодаряежегодно проводимой конференции. В 2014 годуIIIВсероссийская конференция учителей химии «Кадровый резерв российской химии. Школьный этап» прошла в Ханты-Мансийске, где выступали выдающиеся педагоги и ученые. Это событиестало для учителей выходом на новый качественный уровень, возможностью обсудить учебный план, обменяться опытом.

В начале апреля в Новосибирске был проведен заключительный этап Российской олимпиады школьников. В ней приняли участиеоколо 250 человек из 47 субъектов Российской Федерации. Эти ребята, конечно, сильно мотивированы, они победители региональных этапов. И не смотря на это, видно, что девятиклассники очень нерешительны – они волнуются, что сказывается на их результатах. А вот ученики 10–11-х классов –настоящие бойцы. Решая олимпиадные задачи, они показывают, что умеют самостоятельно думать, использовать полученные знания, концентрироваться и из объема полученной информации, выбирать ту, которая нужна. Эта та категория учеников, которая составляет золотой фонд наших студентов.

– А почему школьники всех субъектов Российской Федерациине принимали участие в Олимпиаде?

Потому что в стране, к сожалению, существует много школ, где химии как предмета нетвообще. Есть интегрированный курс естествознания. При этом школьнику нужно рассказывать не сразу обо всем понемножку, а четко и глубоко про конкретную дисциплину. В школах должно быть предметное образование. Главная беда ЕГЭ, как мне думается,заключается еще и в недоверии к учителю. Обязательно кто-то должен вести сопровождение экзамена – сотрудники полиции, силовых структур. Должна быть проверка,  слежка. Для учащегося, как и для студента, важенпрямой контакт, взаимодействие с учителем.

Я учился в сельской школе Брянской области, и каждый год сдавал экзамены. На них всегда присутствовали представители районного отдела образования, различных комиссий. Но мне, прежде всего, была важна оценка моего учителя, что он потом скажет. Обезличивание и отстранение учителя от конечного результата недопустимо для школы.

– А что Вы можете сказать про олимпиады, ведь зачастую на них также нет прямого контакта?

Дети, которые попадают на олимпиады, – это дети, учителя которых находят время и возможность к одному или двум часам, отведенным по плану на изучение предмета, добавитьдополнительные занятия.

Есть Раиса Андреевна Коркина, преподаватель химии Гимназии № 22 г. Барнаула,создавшая воскресную химическую школу. За пять последних лет она подготовила 87 золотых и серебряных призеров различных олимпиад. Раиса Андреевна знает всех, кто поступает на химический факультет Московского университета. И таких преподавателей много. 

На II Всероссийском съезде учителей химии России, который прошел в начале апреля этого года в Новосибирске, была учреждена Межрегиональная ассоциация учителей химии. Ее руководителем стала учитель химии, к.п.н. Л.С. Левина. В 2017 году планируется провести Съезд в Москве.

На уровне Министерства образования и науки Российской Федерации не очень четко представляют необходимость предметного образования, о чем я уже говорил. Неправильно, чтобы школьник сдавал только два обязательных предмета – русский язык и математику – а остальные был вынужден выбирать.  В результате в этом году по Москве 65%  учащихся выбрали обществознание, 20% – историю и  порядка 13%, что мы считаем как великое достижение, выбрали химию. При этом на Московской городской олимпиаде школьников на первом уровне было почти на 500 человек больше, чем в прошлом году. И это для нас большая радость. Но победители олимпиады идут не только на химические факультеты, они выбирают также биологические факультеты, медицинские вузы. При этом существует такой аспект: нельзя учить химию, если не учишь физику. Дети в большинствепрагматичны:если им не нужен какой-либо предмет для поступления в вуз, то его не выбирают, не уделяют ему должного внимания во время обучения. Поэтому после первого семестра многие студенты приходят и говорят, что они не знают физику и поэтому приняли решение о переходе в другой вуз.

  • Кто поступает на химический факультет сейчас: москвичи или представители других регионов?

Многие будущие талантливые химики приходят из Холмогор Архангельской области. Основатель нашего университета, первый химик М.В. Ломоносов был уроженцем этих мест.Примерно 69% студентов на химическом факультете – иногородние. Не менее 30%  студентов заканчивают ежегодно вуз с красным дипломом. И это в основном дети из других городов. В аспирантуру ежегодно принимается около 100 человек, из них 90– иногородних. Они делают блестящие работы, защищают диссертации. Возникает большая проблема: где им продолжать свою научную деятельность. К счастью, в последние годы наши крупные химические компании поняли, что им нужны перспективные молодые кадры.Среди нихАО «Минерально-химическая компания«ЕвроХим», ОАО «Объединенная химическая компания«УРАЛХИМ» и ПАО «СИБУР Холдинг» и другие. У факультета с ними заключены партнерские отношения. Первая лабораторияпо усовершенствованию получения алюминия была создана совместно с Благотворительным фондом «Вольное дело» О.В. Дерипаска почти 10 лет назад. Это одно из самых вредных производств в мире, оно не менялось столетиями, и сейчас мы создаем новую технологию с инертным анодом, при котором побочным продуктом становится не углекислый газ, а кислород. Уже почти полгода работает опытный электролизер.

– Если вернуться к олимпиаде. Как вы считаете, система тренингов подготовки к участию в олимпиаде, важна?

Это исключительно важно. В День российской наукипорядка 150–160 детей, ас ними до 60 человек учителей из всех регионов Россииприезжают на мероприятия Фонда наследия Менделеева. Они проходят знакомство с Московским химико-технологическим университетом им. Д.И. Менделеева, посещают лаборатории, ставят эксперименты, осваивают работу с веществом. Здесь они получают навыки.Это очень важно, учитывая, что по стране закрылись тысячи школьных кабинетов химии. Ведущие педагоги, которые работают в Олимпиадном движении много лет, известны не только в нашей стране, но и за рубежом –Н.Е.Кузьменко, В.В. Еремин. Я сам читаю лекции детям. Проводится также летняя школа для учителей. В этом году было порядка 160 учителей химии из Москвы и Московской области.

Тренинг ничем заменить нельзя. Учашиесяприезжают из разных школ, разных регионов, общаются, узнают уровень подготовки друг друга, оценивают качества знаний.И самое главное, беседуют с авторами книг, по которым учатся. На Олимпиаде всегда есть защита работ, где каждый может отстоять свои решения, объяснить, почему он решал именно так. Это хороший жизненный урок для каждого школьника. Не может быть тайного процесса обучения, процесс должен быть открытым, и ребенок должен чувствовать, что учитель хочет передать ему свои знания.

– Сейчас очень много говорят о сокращении количества учебников по разным предметам, о создании учебников базового, профильного содержания.Как Вы относитесь к этому относительно химии?

Когда создавался новый учебный базисный план, существующие учебники уже не соответствовали, не отражали современные достижения химической науки. Я собрал своих ближайших коллег по олимпиадам –Люмина???Н.Е. Кузьменко, В.И. Теренина, и мы написали всю линейку учебников для общеобразовательной и профильнойшкол. Эти учебники пользуются огромной популярностью, они позволяют школьникамосвоить минимальный объем знаний, который соответствует общеобразовательной школе, и расширить свои познания, опираясь на описанные достижения современной химии. По этим учебникамобразовательные организации работают уже лет семь.

Мы также регулярно издаем олимпиадные сборники с решениями и методическими указаниями. Специально к олимпиаде в 2007 году была издана книга «Химия XXI века». Сейчас готовится к печати ее второе издание.

  • Вы – председатель экспертной комиссии Российского совета олимпиад школьников, а также председатель Международной Менделеевской олимпиады по химии, которую Вы смогли сохранить в непростые годы. Какие изменения произошли в подготовке школьников к олимпиаде? Как развивается олимпиадное движение в Союзных республиках?

Наша химическая школа образования известна во всем мире. Химия – единственный предмет, по которому трижды проводили Всемирную олимпиаду. В 1996 году, в тяжелые для страны годы, нам удалось провести Олимпиаду, в которой приняли участие школьники из 43 стран мира. В 2007 году, нам помогли все химические компании, оказав спонсорскую помощь, существенно помог Благотворительный фонд «Вольное дело» Олега Дерипаска.

В 2013 году Олимпиада была на уровне срыва. Невероятными усилиями удалось ее провести.При этом в ней приняли участия школьники из 70 стран со всех континентов. Участники были потрясены университетом и нашими ребятами. За последние 15 лет сложилась устойчивая тенденция:российские участникизавоевывают либо все 4 золотые медали, либо 3 золотых и 1 серебряную.К сожалению, среди них, как правило, не бывает москвичей.

Если после распада Советского Союза Олимпиада называлась«Олимпиада стран содружества и Балтии», то сейчас олимпиада уже перерослазаявленные границы и называется «Международная Менделеевская олимпиада по химии».Обычно заявки на участие в Олимпиаде поступают из многих стран, но по тем или иным причинам, к сожалению,  приходится отказывать.

В этом году Олимпиада проходила в Ереване. Участниками олимпиадного движения стали ребята из 21 страны:Болгарии, Румынии, Македонии, Венгрии, Грузии, Казахстана, Армении, Латвии, Литвы, Азербайджана, Белоруссии, Таджикистана, Киргизстана, Турции, Узбекистана, Украины, Саудовской Аравии, России, Румынии, Туркменистана, Эстонии.

В следующем году, надеемся, что Олимпиаду примет Туркменистан. Просьба о проведении олимпиады уже направлена Президенту ТуркменистанаГ.М.Бердымухаммедову и Министру образования Туркменистана П.Агамырадову.

Благодаря этой Олимпиаде, дети – победители и призеры – из бывших республик Советского Союза поступают  на химический факультет без дополнительных испытаний. Олимпиада признана всеми и очень престижна. Еще ни одна страна не отказывалась провести ее на своей территории. Трижды она проходила в Армении, дважды – в Белоруссии, Казахстане, Молдове. Однако из-за изменившейся политической ситуацииее не удалось провести в Украинев прошлом году. На внеочередном заседании оргкомитета было принято решение об экстренном переносе Олимпиады в Москву. В.А. Садовничий дал разрешение на ее проведение в пансионате в Звенигороде и выделил дополнительныесредства. Все химические компании такженемного помогли финансово.В итоге Олимпиада прошла успешно.

  • Отслеживаете ли Вы судьбу выпускников? Многие ли уезжают работать за границу? С чем, на Ваш взгляд, связан данный процесс?

В 90-е годы был большой отток мозгов. Самое удивительное, что иностранные компании изначально просили подтвердить качество образования приехавших выпускников, выдать справки. Троечников не особо брали. Но прошло совсем немного времени и крупные компании готовы принимать всех выпускников химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Года три назад из Гарвардского университета поступило предложение направлять на стажировку студентов факультета, обоснованное тем, что наши студенты хорошо умеютдумать.С одной стороны, обидно, а с другой – гордо.

Наш факультет имеет деловые связи со всеми ведущими вузами мира. И наши выпускники везде желанные гости. Недавно в Саудовской Аравии открылся университет,куда пригласили работать большую группу лауреатов Нобелевской премии, и уже человек пять наших выпускников также работает там.

С ПАО «СИБУР Холдинг» мы начинаем целевую подготовку выпускников для их отделений во всех точках мира. Наши выпускники очень востребованы и без работы точно никто не останется, у них есть возможность выбора.

Однако сейчас выпускники выезжают не так активно потому, что регулярно их приглашают применять свои навыки в российские компании. К сожалению, переезду иногда мешает и отсутствие жилья.

Но если в нашей стране и дальше будет такое отношение к науке – проблемаоттока мозгов снова станетнасущной.

– Что нужно сделать простому учителю для того, чтобы поднять уровень преподавания, чтобы появилось больше желающих поступить на химические факультеты вузов нашей страны?

В нашей стране пока еще действуетУчебно-методический совет по химии Ассоциации классических университетов России. В этом году ему исполнилось 25 лет. В июне на базе Северного (Арктического) федерального университета в Архангельске было проведено заседание Президиума УМС, в котором приняли участие 15 деканов химических факультетов ведущих университетов из Санкт-Петербурга, Казани, Самары, Иркутска и других городов. Главной темой заседания было рассмотрения сложившейся ситуации. На протяжении всех 25 лет УМС берег химическое образование в стране как школьное, так и высшее. В 90-е годы, когда не выделялисьсредства на закупку реактивов, был выработан перечень минимума реактивов, необходимых для сохранения качества подготовки химиков. И нам удалось, добиться, чтобы все университеты получали этот минимум. Следует отметить, что учебники и учебные пособия по химии проходят экспертизу в УМС.

  • По законодательству в  перечень рекомендованных учебников теперь могут попасть только те, которые имеют электронную версию. Как Вы к этому относитесь? И еще, не так давно обсуждалась тема, что по химии опыты и практические работы можно представить визуально. Ваше мнение.

Я отношусь к этому нормально. Можно сделать электронную версию учебника,но изучать химию только по электронной версии категорически нельзя. Человек должен работать руками, чувствовать реактивы. Уровень подготовки  навыков экспериментальной работы с веществом в нашей стране очень высок, мало где осталась такая подготовка. Поэтому наши ребята так высоко ценятся за рубежом. Это великое достояние  нашего химического образования и нашего факультета.
Начиная свою педагогическую деятельность, я преподавал органическую химию – практикум. Я делал перечень задач, который мне давал профессор Ю.С.Шабаров, и сдавал ему эти задачи. Только когда я сделал задачи по всем темам, меня допустили к преподаванию. Нужно самому четко представлять, где можнодопустить нарушения, а где из-за ошибки может возникнуть пожар и даже взрыв. Никакая электронная версия это не заменит.

– Ученики в школе должны проводить опыты?
Обязаны. Химию нельзя преподавать по картинкам. Откуда берется интерес? Например, я. 1954 год, сельская школа, вторая смена. Пришел учитель химии, горит керосиновая лампа, он берет трубочки, мастерит прибор, выделяется какой-то газ. Лучинку подносит к газу – она гаснет. Он задает вопрос: «Какой газ?» Кто-то отвечает – азот. «А вот сейчас?» – и подносит к другому. Лучина разгорается. Кислород. Процесс завораживает, хочется попробовать самому. Поэтому обучение химии без практики невозможно. Из школы, где нет химического кабинета, химики не выйдут.
– Подготовка учителей сегодня, это стройная система?
Нет. Это отдельные люди. С удовлетворением могу отметить, что и наши выпускники идут сейчас работать в школу. У нас есть Лаборатория методики и научных основ преподавания химии, где нашистуденты могут пройти ряд дисциплин – психологию, методику обучения, получить дополнительно к химику – исследователю фундаментальной прикладной химии квалификацию преподавателя химии. У нас есть СУНЦ МГУ«Школа имени А.Н. Колмогорова», где преподают наша выпускница Е.А. Менделеева и выдающийся автор учебных пособий В.В.Загорский. Они ежегодно в течение десяти лет проводят летнюю школуестественно-научного направления «Химера», которая привлекает и ребят, и преподавателей.
Недавно ОАО «Объединенная химическая компания«УРАЛХИМ» проводила встречу «Путь в профессию» с учениками 8–11-х классов.

– Завершая наш разговор, что Вы можете сказать учителям химии страны? Какими они должны быть?
В первую очередь учителя химии должны быть профессионалами. Вся беда в нашем обществе заключается в том, что кто-то однажды решил, что надо подготовить менеджера, и он будет делать все. Если человек не может профессионально общаться с детьми, то ни какие психологические и педагогические приемы ему не помогут. Если человек не чувствует и не понимает предмет, он не сможет разговариватьс людьми. Дети это сразу увидят. Учитель должен быть профессионалом, любить свой предмет и детей, конечно.

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

© 2017