Вестник Образования России - «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КАЧЕСТВО, ДОСТУПНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ» 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
    
Версия для печати Печать...

04.09.2015

Интервью с заместителем председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию, федеральным руководителем проекта «Детские сады – детям» партии «Единая Россия» Аленой Игоревной АРШИНОВОЙ

Вы являетесь руководителем партийного проекта «Детские сады – детям». Как сегодня обстоят дела по вопросам доступности, безопасности и качества дошкольного образования?

В настоящее время дошкольное образование в России находится в процессе реформирования и модернизации. Эти трансформации касаются в первую очередь вопросов качества, доступности и безопасности.

Все преобразования преследуют цель повышения качества системы дошкольного образования. Но этот процесс еще не завершен. В прошлом году мы подключились к работе по разработке критериев мониторинга качества дошкольного образования, в региональных отделениях партии «Единая Россия» проходили дискуссии, круглые столы с участием воспитателей, родителей и экспертов. В результате был сделан вывод, что подходы к мониторингу качества дошкольного образования должны быть многоуровневыми, в соответствии с распределением полномочий: региональный, муниципальный и уровень дошкольной организации. Были предложены примерные критерии мониторинга качества дошкольного образования. Рекомендации по итогам обсуждений 12 марта переданы в Рособрнадзор, в этот же день был утвержден состав Рабочей группы при партийном проекте «Детские сады – детям». В нее вошли представители Министерства образования и науки Российской Федерации, Рособрнадзора, экспертного сообщества, работники системы дошкольного образования, представители родительского сообщества. В настоящее время Рабочая группа дорабатывает критерии мониторинга качества дошкольного образования, с тем, чтобы в регионах стартовали пилотные площадки по внедрению мониторинга.

В связи с положительной демографической динамикой продолжает быть актуальной и проблема доступности дошкольного образования. По состоянию на 1 июня 2015 года, в очередях в детские сады стоит более 607 тысяч детей, в том числе 222 тыс. детей от 3 до 7 лет. Для достижения 100% доступности дошкольного образования выделяются средства из федерального бюджета, совершенствуется законодательство и нормативная правовая база. Так, обновлены СанПиНы для детских садов, введены отдельные требования к семейным детским садам и индивидуальным предпринимателям.Новые требования призваны содействовать увеличению числа мест в детских садах, и, следовательно, ликвидации очередности.

Но доступность – это не только создание новых мест, но и предоставление родителям возможности отдать своего ребенка в детский сад, а самому детскому саду – эффективно работать.Поэтому «Единая Россия» также контролирует рост размера платы за присмотр и уход за ребенком в детских садах с тем, чтобы плата была доступной; следит за своевременным ростом оплаты труда работников системы дошкольного образования. Кроме того, мы оперативно вмешиваемся в решение проблем, с которыми к нам обращаются родители и педагоги, члены экспертного сообщества.

Вопрос безопасности детей в детских садах в настоящее время стоит не менее остро, чем безопасность детей в образовательной сфере в целом. Ежегодно Роспотребнадзором проверяется состояние санитарно-эпидемиологического, гигиенического и медицинского обеспечения, органами Госпожарнадзора – состояние пожарной безопасности. Большое внимание уделяется также антитеррористической безопасности: большинство детских садов оборудованы кнопками экстренного вызова, охраняются сторожами, во многих сегодня нанимается охрана, устанавливается система видеонаблюдения. Кроме того, родители могут вносить свои предложения по повышению уровня безопасности детей в детском саду.

Что изменилось за последние годы в системе дошкольного образования?

В течение последних трех лет в сфере дошкольного образования произошло столько преобразований, сколько мы не наблюдали за все 150 лет истории дошкольного образования в России.В соответствии со вступившим 1 сентября 2013 года в силу Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало уровнем общего образования. С 1 января 2014 годавведен федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором большое внимание уделено позитивной социализации и индивидуализации детей.При этом отсутствует оценка соответствия требованиям образовательного стандарта в форме аттестации. В настоящее время идет внедрение ФГОСов и новых образовательных программ с тем, чтобы в 2016 году полностью завершить эту работу. В связи с появлением ФГОСа, предъявляются новые требования к педагогическим работникам, модернизируются профессиональные стандарты и программы подготовки педагогических работников дошкольного образования в вузах.

Образование стало инклюзивным, но эта законодательная норма пока не везде реализуется. Это требует дополнительных усилий со стороны образовательной системы и родителей. Здесь мы только на пути к преобразованию.

Родители стали полноправными участниками образовательного процесса, и могут теперь принимать участие в решении большинства вопросов и проблем детского сада. Родители, которые воспитывают детей дома, получили право на бесплатную помощь в соответствующих консультационных центрах при детских садах и школах.

То есть изменения с сентября 2013 года кардинальные, они коснулись абсолютно всех вопросов дошкольного образования.

Доступность дошкольного образования решается, в том числе через развитие негосударственного дошкольного образования. Как Вы считаете, даны ли такие же права и возложены на них такие же обязанности, как в государственных организациях?

Независимо от того, является ли организация государственной или частной, ее основная задача – качественное осуществление образовательного процесса. В этом отношении организации уравнены и в правах и в обязанностях. Просто учредителями государственных организаций являются преимущественно муниципалитеты, а негосударственных – частные объединения. Соответственно, финансирование поступает из разных источников. Но лицензию получают все организации.

Тем не менее, с моей точки зрения, развитию негосударственного сектора образования в настоящее время уделяется недостаточно внимания. Для этого необходима в том числе и законодательно закрепленная поддержка частного сектора. Сегодня негосударственные детские сады посещают более 80 тыс. детей, что не превышает 2% от всех дошкольников. Однако, по утверждению Министерства образования и науки Российской Федерации, к 2016 году численность детей, посещающих частные детские сады, увеличится в три раза и достигнет 250 тыс. человек.

Я неоднократно обозначала, что государство может решать проблему доступности дошкольного образования совместно с бизнес-сообществом. Речь идет о различных механизмах компенсации и поддержки частного сектора. Эти механизмы реализуются на региональном уровне, в разных субъектах представлены разные формы государственно-частного партнерства.Считаю, что государственно-частное партнерство создает здоровую конкуренцию между частным и государственным сектором, и у родителей появляется право выбора: куда отдать своего ребенка, в государственный или частный детский сад.

Вы  наверняка осуществляете мониторинг, который позволяет обнаруживать «слабые места» очереди в дошкольные образовательные организации в регионах. Как в настоящее время решается вопрос о ликвидации очередей?

Основная мера, направленная на обеспечение к 2016 году полной доступности дошкольного образования для детей старше 3 лет, касается выделения федеральных средств на строительство и реконструкцию детских садов. При поддержке партии «Единая Россия» с 2013 года на эти цели выделено уже 130 млрд рублей. Субсидии неоднократно получал каждый регион. В результате сокращаются очереди для детей старше 3 лет. Кроме того, мы подчеркиваем недопустимость сокращения ясельных групп, указываем на необходимость развития альтернативных вариантов получения дошкольного образования.

Какое количество детских садов построено? Выполняется ли намеченная программа в регионах?

Поскольку программа по модернизации региональных систем дошкольного образования ориентирована не только на строительство, но и на реконструкцию детских садов, ведется учет в первую очередь количества созданных мест. В результате освоения субсидий уже создано 805 тысяч мест в детских садах. В настоящее время идет освоение 30 млрд рублей, что позволит создать еще около 60–70 тыс. мест. На основании выделенных средств 100% доступность в детских садах будет достигнута минимум в 41 субъекте Российской Федерации. При этом остается риск не ликвидировать в срок очередь в детские сады в 14 субъектах, в том числе в Дагестане, Ингушетии, Крыму и Красноярском крае.

Как происходит модернизация в ДОО в Чувашской Республике?

Чувашской Республике на модернизацию дошкольного образования выделено свыше 1 млрд. 600 млн рублей, в том числе 320 млн рублей в текущем году.В результате освоения уже создано более 8 тыс. новых мест, в том числе за счет ввода 28 новых детских садов. Это позволило практически решить проблему очередности в республике. Кроме этого в регионе активно развивается негосударственный сектор. Большое внимание уделяется использованию в образовании современных методик и технологий.

Как Вы считаете, что нужно изменить в вопросах медицинского обслуживания ДОО?

Одна из актуальных проблем – ограниченное пребывание в детском саду медицинского работника, отсутствие медработника при сопровождении детей в бассейн. Ребенку может потребоваться экстренная медицинская помощь, от которой будет зависеть его жизнь и здоровье. Но помощь может быть ему оказана не вовремя. Мы этот вопрос неоднократно поднимали и считаем, что медицинское обслуживание должно быть доступно для ребенка в течение всего времени его пребывания в детском саду.

Еще один вопрос касается медицинских блоков в дошкольных организациях. Ко мне поступают сигналы из регионов о том, что медицинские блоки занимают большую площадь. Вместе с тем, можно использовать услуги профессиональных медиков и отдать часть площади, например, тех же изоляторов, под методические кабинеты или даже дополнительные залы и группы.

Создана Ассоциация лучших дошкольных образовательных организаций и педагогов. Ка Вы относитесь к таким объединениям, и изменит ли ситуацию их наличие по вопросам содержания программ ДОО?

Клюбого рода профессиональным ассоциациям отношусь положительно. Думаю, что объединение наиболее передовых организаций и педагогов позволит аккумулировать лучший педагогический опыт и распространить его на всю образовательную систему, в том числе и на дошкольное образование.

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017