- «НАСТОЯЩИЙ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН БЫТЬ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ВОСПИТАТЕЛЕМ»

 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
 
ГЛАВНАЯ
СРОЧНО В НОМЕР!
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
  ГЛАВНАЯ arrow ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ arrow «НАСТОЯЩИЙ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН БЫТЬ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ВОСПИТАТЕЛЕМ»
    
Версия для печати Печать...

04.09.2015

Интервью с депутатом Государственной Думы ФС РФ, членом Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию, д.э.н., к.т.н. Григорием Артемовичем БАЛЫХИНЫМ

- В преддверии августовских педагогических совещаний, какие темы для обсуждения Вы могли бы предложить педагогическому сообществу?

Опыт Ульяновской области говорит о том, что не совсем правильно рекомендовать темыдля обсуждения на августовских педагогических совещаниях «сверху». В 2014 году Законодательным Собранием Ульяновской области принят закон «Об общих принципах организации отраслевых общественных палат в Ульяновской области». В рамках реализации данного закона создана Педагогическая палата. Ее основной целью является обеспечение взаимодействия граждан Российской Федерации с органами государственной власти Ульяновской области и органами местного самоуправления при формировании реализации политики в сфере образования, а также в целях оказания содействия в осуществлении общественного контроля за деятельностью органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления в данной сфере. Повестка августовского образовательного форума в этом году формируется «не сверху» – профильным министерством, как это было всегда, а самим сообществом через профессиональную Педагогическую палату. Ее члены провели огромную работу в регионах области по сбору актуальных, по мнению педагогов и родителей, тем и проблем образования. Темы, предложенные Педагогической палатой, задают структуру доклада Министерства образования и науки Ульяновской области на Образовательном форуме 2015 года. 

Про Форум следует сказать отдельно. Вот уже несколько лет в Ульяновской области проводится не просто августовское педагогическое совещание, которое затрагивает несколько дней, а Образовательный форум, который идет больше двух месяцев и состоит из обширной тематической программы: круглых столов, мастер-классов. Если говорить об этом годе, то форум уже проходит. На нем будут подниматься те актуальные вопросы, которые поступили из муниципальных образований, от тех образовательных организаций, которые функционируют на территории Ульяновской области.

Тем для обсуждения на педагогических совещаниях достаточно много, все они актуальны, но это не значит, что можно их унифицировать и рекомендовать всем 85 субъектам Российской Федерации. Я назову одну тему, которой, с моей точки зрения, следует коснуться. Я бы посоветовал в числе других тем, которые стоит обсудить, рассмотреть проблему, связанную со стандартами общего образования. Потому что стандарты начального и основного общего образования уже реализовываются, однако в них не дано содержание образования. Необходимо определить тот минимум, который должен освоить каждый ученик. Комитет Государственной Думы ФС РФ по образованию пристально занимается этой темой, создана рабочая группа во главе с заместителем председателя Комитета И.В. Мануйловой. Когда мы говорим о содержании образования, ни в коем случае нельзя забывать и воспитание. Вторая статья Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» трактует образование как воспитание и обучение. Именно так, воспитание стоит на первом месте. Иногда те, кто отвечает за образование, и даже сами педагоги как-то не придают этому значение, считая, что за воспитание в первую очередь отвечают родители. А главное, ведь, школа. Все, что связано с воспитанием должно быть в тесной связи с обучением. И не только то, что происходит на уроке, но и воспитание во время внеурочной, внеклассной деятельности. Главное, когда мы говорим о воспитании и разных его аспектах, чтобы не было формального подхода истрогой регламентации. Это достаточно тонкая вещь, но настоящий педагог должен быть, прежде всего, воспитателем.

- Как реализуются проекты реконструкции старых зданий,строительства спортивных залов в сельских школах?

Проект по оснащению физкультурно-оздоровительных комплексов спортивно-технологическим оборудованием «Строительство физкультурно-оздоровительных комплексов» реализуется совместно с ВПП «Единая Россия». Курирует данный проект первый заместитель председателя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе Н.И. Булаев. В период за 2006–2015 годы на реализацию проекта выделено 19 395,6 млн рублей. 630 физкультурно-оздоровительных комплексов оснащены спортивно-технологическим оборудованием: 356 универсальных игровых залов, 130 ледовых катков, 60 многофункциональных спортивныхкомплексов, 14 ФОКов открытого типа. 512 объектов введено в эксплуатацию по факту, 102 объекта запланировано к завершению строительства до конца 2015 года.

Если взять только проект строительства бассейнов,с 2011 по 2015 годы в Ульяновской области построено два бассейна. Один – в Ульяновском государственном университете, второй сдан в прошлом году в Ульяновском педагогическом университете имени И.Н. Ульянова. Всего по данному проекту, а он реализуется с 2009 года, построен 51 бассейн. Пятидесятый бассейн открывал Председатель Государственной Думы С.Е. Нарышкин. Хочу сказать, что за всю историю высшей школы в Советское время было построено 60 бассейнов. У нас уже за шесть лет существования проекта – 51, на этот год запланировано и выделены деньги на постройку еще 14 бассейнов. Если программа будет реализована, то цифра 60 будет перекрыта.

С целью повышения значимости занятий физической культуры и спорта, совершенствования системы физического воспитания в школе, приобщения детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом, формирования навыков здорового образа жизни, обеспечения спортивного досуга детей и подростков, формирования здорового образа жизни, развития массового спорта, пропаганды спорта, как основы воспитания здорового и социально активного подрастающего поколения с 2014 года на территории Ульяновской области реализуется партийный проект «Детский спорт».

В рамках данного проекта в 2014 году на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом выделено из федерального бюджета 25 103,7 тыс. рублей, из регионального бюджета Ульяновской области – 1 972,4 тыс. рублей. На эти средства отремонтировано и оснащено современным оборудованием с обеспечением безопасности занятий физической культурой: 14 спортивных залов, построено 20 спортивных площадок, перепрофилировано 6 аудиторий для занятий физической культурой и спортом, создано 25 спортивных клубов.

На реализацию проекта в 2015 году выделено 27836,9 тыс. рублей из федерального бюджета, заложено от 25 до 50 % средств в муниципальных образованиях Ульяновской области для софинансирования мероприятий проекта. Согласно перечню мероприятий по созданию условий для занятий физической культурой и спортом в 2015 году планируется отремонтировать 17 спортивных залов, оснастить спортивным оборудованием и инвентарем 15 уличных спортивных площадок, перепрофилировать 1 аудиторию для занятий физической культурой и спортом, создать 17 школьных спортивных клубов.

- Вы стояли у истоков программы «Школьный автобус». Как сегодня продолжается реализация данного проекта и что еще нужно сделать, чтобы ее усовершенствовать?

Национальный приоритетный проект «Образование» наряду с такими проектами, как «Здравоохранение», «Жилье», «Сельское хозяйство», объявлен Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в 2005 году.

Спустя два года, после того, как была решена проблема с информатизацией образовательных организаций, при поддержке Комитета Государственной Думы по образованию иКомитета Государственной Думы по аграрным вопросам стал реализовываться проект «Школьный автобус» в рамках Национального приоритетного проекта. Проект реализуется на региональном уровне на условиях софинансирования. К тем средствам, которые выделяет федеральный бюджет, субъект должен выделять до 40 % средств на эти же цели. К 2012 году в целом проблема была решена. За эти годы в сельские школы было поставлено более 30 тыс. автобусов. Появилась другая проблема: те автобусы, которые поставили в 2007 году, амортизируются. Их надо менять, покупать новые.

В результате реализации Комплекса мер в 2011, 2012, 2013 годах среди системных эффектов обозначены мероприятия по обеспечению равных возможностей для получения качественного образования, в том числе через создание сети базовых общеобразовательных учреждений и приобретение школьных автобусов.

Это      дало      возможность      получить      социальный      эффект – удовлетворенность     населения      качеством     и     доступностью     общего образования.

За три года удалось обновить парк школьных автобусов через привлечение средств федерального и регионального бюджетов. В 2014/15 учебном году в области организована перевозка 6952 школьников в 23 муниципальных образованиях по 403 школьным маршрутам из 439 населенных пунктов в 213 школ на 275 школьных автобусах.

Всего было вложено в обновление автобусного парка за три года 107 735,5 тыс. рублей (приобретено 94 автобуса).

С целью создания эффективных моделей муниципальных сетей общеобразовательных учреждений с учетом географического положения и социально-экономических особенностей территорий в Ульяновской области продолжается работа по оптимизации сети общеобразовательных учреждений, это требует приобретения новых школьных автобусов.

Начиная с 2014 года все расходы по содержанию, обновлению, ремонту и обслуживанию школьных автобусов (в том числе их оборудование тахографами) возложено на регионы. Региональные бюджеты не справляются с такой нагрузкой. В настоящее время только на оборудование автобусов тахографами требуется более 20 млн рублей.

Это большие деньги, поэтому я считаю, что есть настоятельная необходимость, чтобы данный партийный проект действовал и на федеральном уровне.

- Расскажите о проекте ВПП «Единая Россия» «Детские сады – детям».

История создания   проекта «Детские сады – детям» начинает свой отсчет с 2004 года, когда у партии «Единая Россия» родилась идея о необходимости создания проекта, направленного на кардинальное изменение ситуации в сфере дошкольного образования. По моему мнению, это один из важнейших и самых эффективных проектов партии. В нем принимают участие все субъекты Российской Федерации. В задачи проекта входят обеспечение стопроцентной доступности детских школьных образовательных организаций; ликвидация к 2016 году очереди в детские сады; обеспечение законодательной поддержки новых форм предпринимательства в сфере дошкольного воспитания и образования; создание дополнительных рабочих мест в сфере дошкольного образования и воспитания; развитие и поддержка профессиональной сферы социальной и дошкольной педагогики; осуществление мониторинга проблем в сфере дошкольного образования и разработка механизмов их решения. Как и проекты, о которых говорилось ранее, данный реализуется на условиях софинансирования. Координатором проекта «Детские сады – детям» является Н.И. Булаев, руководителем – заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию А.И. Аршинова.

Этот проект появился потому, что три года назад очередь в детские сады была порядка 1,5 млн человек. Тогда, чтобы ребенок мог попасть в дошкольную образовательную организацию, приходилось ставить его на очередь с момента рождения. За годы реализации проекта очередь сократилась практически до 250 тыс. человек. Реализация проекта – это необязательно строительство, ремонт или реконструкция дошкольных образовательных организаций, но и возвращение тех детских садов, которые в 90-е годы были перепрофилированы. Реализация проекта также включает в себя открытие дополнительных групп, оптимизацию самого детского сада или создание дошкольных групп при школах.

С 2005 по 2006 годы на территории Ульяновской области проводилась системная работа по выявлению реальной потребности населения в услугах дошкольного образования, созданию четкой программы по удовлетворению данной потребности.

В 2007 году на реализацию проекта были выделены первые финансовые средства – 89 млн 356 тыс. рублей.

С начала реализации проекта по 2014 год включительно достигнуты следующее результаты: на территории Ульяновской области возвращено в действующую сеть 45 детских садов, ранее используемых не по назначению; построено 8 зданий детских садов «под ключ»; отремонтировано 28 детских садов, находившихся в аварийном состоянии; открыто 404 дополнительных групп в действующих дошкольных образовательных организациях и групп при общеобразовательных организациях; выкуплено 1 бывшее административное здание, реконструированное под дошкольную организацию; создано 14 227дополнительных мест.

Всего за данный период на данные мероприятия было выделено 2 млрд 716 млн 932 тыс. рублей.

Деньги на реализацию проекта находить всегда сложно. Участники партийного проекта каждый год в течение трех лет способствовали, чтобы ежегодно из федерального бюджета предусматривалось не менее 50 млрд рублей для поддержки региональных систем дошкольного образования. А в этом году, когда мы уже вплотную подошли к сроку окончания проекта,из федерального бюджета было выделено 10 млрд рублей. Когда Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев представлял в Государственной Думе ежегодный отчет о работе Правительства, был поднят этот вопрос. Я хочу отметить, что в заключительном слове Дмитрий Анатольевич подчеркнул, что будет выделено еще 20 млрд рублей. То есть на сегодняшний день мы имеем 30 млрд, выделенная субсидия уже распределена по субъектам Российской Федерации, первый транш в регионы уже ушел. При этом Д.А. Медведев отметил две важные вещи. Во-первых, в зависимости от того, как будет реализовываться проект и какая будет динамика снижения очередности, по депутатскому сигналу необходимые средства будут выделятьсячерез поправки в бюджет. Во-вторых, уже сейчас нужно думать о школах, ведь дети по окончании детских садов пойдут в первые классы.А многие школы на это не рассчитаны. Сейчас 30–40 % образовательных организаций работают в две смены и около 10 % – в три смены.

- Что Вы можете пожелать читателям журнала «Вестник образования России» накануне нового учебного года?

В первую очередь, конечно, успешного нового учебного года. Для того, что бы у учеников, учителей, педагогов год стал успешным, нужно хорошо отдохнуть летом. Поэтому я искренне желаю и ученикам, и учителям хорошего отдыха.

Мы часто забываем и мало говорим о любви. Я хочу, чтобы преподаватели образовательных организаций любили своих учеников. Когда ученик, студент чувствует любовь, у него все получается, появляется стремление учиться хорошо.

Хочу пожелать педагогам любить своих учеников, а школьникам и студентам –быть успешными и радовать своими успехами и педагогов, и, самое главное, своих родителей. Когда я еще работал в детском лагере, у меня был принцип и лозунг: «Все лучшее – детям». Его тоже не нужно забывать. Хочу пожелать в преддверии августовских педагогических совещаний, в преддверии нового учебного года, чтобы этот принцип для педагогов, для членов Комитета Государственной Думы по образованию, работников Министерства образования и науки Российской Федерации, региональных министерств, в новом учебном году вышел на первый план.

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

© 2017