Вестник Образования России - «НАМ НУЖНО ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕСТРОИТЬСЯ В ЦЕЛОМ, КАК СИСТЕМЕ» 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
  ГЛАВНАЯ arrow ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ arrow «НАМ НУЖНО ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕСТРОИТЬСЯ В ЦЕЛОМ, КАК СИСТЕМЕ»
    
Версия для печати Печать...

04.09.2015

Интервью с ректором ФГАОУ АПК и ППРО, к.п.н. Евгением Юрьевичем МАЛЕВАНОВЫМ

Вы совсем недавно назначены на должность Ректора АПКиППРО.  Что удалось сделать? Какие изменения ожидаются в Академии?

Прошло немногим менее года со дня моего вступления в должность ректора Академии. За этот период произошли существенные изменения в сфере дополнительного профессионального образования, выстраивается стратегия нового формата развития дополнительного профессионального педагогического образования, выражающаяся в постоянной готовности к изменениям, в систематическом подкреплении, усовершенствовании и расширении спектра знаний, необходимых для освоения новых профессиональных компетенций для выполнения обязанностей на протяжении всей трудовой деятельности человека. Вследствие этого роль системы повышения квалификации и переподготовки педагогических работников существенно меняется.

Одной из основных своих задач я вижу сохранение потенциала и традиций ФГАОУ АПК и ППРО в условиях, когда основной¸ но далеко не единственной,  задачей остается повышение уровня профессиональной компетентности профессиональных педагогических кадров и формирование потребностей в непрерывном профессиональном саморазвитии специалистов сферы образования.

Параллельно в достаточно интенсивном ритме ведется серьезная работа по выполнению государственного задания и формированию пакета дополнительных профессиональных программ на очередной год.

Была несколько изменена структура Академии, произошло перераспределение обязанностей, подбор и расстановка кадров. Отдельное внимание было уделено оптимизации структурных подразделений Академии и повышению эффективности расходования бюджетных и внебюджетных средств.

Предстоит еще большая работа по разработке механизмов модернизации образовательной деятельности Академии, включающая корректировку принципов, моделей и технологий обучения. Наряду с этим, планируются шаги по укреплению роли Академии в качестве многофункционального и многопрофильного эксперта по ключевым направлениям модернизации российского образования.

В связи с этим,что можно сказать о ближайших перспективах развития Академии, её новых функциях. Каково Ваше видение?

Министерство образования и науки Российской Федерации активно сотрудничает с Академией как единственным федеральным образовательным и научным учреждением  дополнительного профессионального педагогического образования с давними традициями головной организации в области повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, интеграции инновационных практик и передового опыта в систему ДППО России, апробации и распространения в российском педагогическом сообществе стандартов и лучших практик.

Для достижения высокого стандарта качества содержания и технологий дополнительного профессионального образования Минобрнауки  России интегрировало усилия двух департаментов, являющихся сейчас кураторами Академии – Департамента государственной политики в сфере общего образования и Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования.

Сегодня Академия выступает оператором, координатором, консультантом и экспертом по различным направлениям развития сферы образования: по преподаванию основ религиозных культур и светской этики, по внедрению новой концепции исторического образования в современной школе,  по предметным олимпиадам школьников.

Также в нашей работе добавляются функции по организационно-методическому сопровождению внедрения школьных электронных учебников. Я являюсь членом научно-методического совета по учебникам, что позволяет в числе первых узнавать о тенденциях, связанных с процессами модернизации инфраструктуры общего образования.

Ученику, уверен, будет интересна  работа с информацией в таком виде, но определенно труднее будет работать учителю, потому что это не внедрение информационно-коммуникационных технологий, а  изменение содержания взаимодействия между учителем и учеником. Здесь потребуется отдельная комплексная  программа повышения квалификации. Такая работа нами уже ведется.

В этом году на нашей базе прошли  первые вебинары по тематике внедрения электронных учебников,  которые будут проходить в течение года для педагогов каждого федерального округа.

Важно помнить, что Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установил реализацию права педагогических работников на ДПО (повышение квалификации или профессиональную переподготовку) по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Такой интенсивный подход объясняется тем, что востребованность  педагогического работника на рынке труда в нынешних условиях во многом определяется уровнем его квалификации.

И что же тогда квалификация учителя, по Вашему мнению? Есть ли единство подходов в профессиональном сообществе?

Что же такое квалификация? Я посмотрел в каких значениях  это слово используется в нашей речи. В сфере образования повышение квалификации по тому или иному направлению – профессиональное развитие педагога. В некоторых случаях, таких как  переподготовка,  предусматривается  возможность присвоить квалификацию педагогу с правом ведения определенной профессиональной деятельности.

Мы называем  все это повышением квалификацией, хотя в результате никакая квалификация в этот момент не меняется. При аттестации педагога учитывается наличие сертификатов, удостоверений, свидетельств,  но наличие сразу нескольких  удостоверений не дает более высокую квалификацию по отношению к тому, у кого одно удостоверение, соответствующее требованию «раз в три года».

Слово «квалификация» в других сферах жизни используется с другими смыслами. Например, в гонках «Формула-1» – все участвуют в соревнованиях,  по результатам пробных состязаний занимают места на старте, которые влияют на то,  кто придет первым на финише. Или, например,  в теннисе  – по результатам всех соревнований в течение года меняется место в рейтинге всемирной теннисной организации. Такого системного рейтингования для педагогов у нас практически нет.

При этом, за период реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы за счет федеральных субсидий  более 50 000  педагогов прошли повышение квалификации только по тематике государственно-общественного управления образованием. 

И вероятнее всего, с учетом повышения квалификации  по социальной защите, дополнительному образованию,  каждый педагог в среднем за последние три года прошел повышение квалификации два раза только за счет средств ФЦПРО, без учета региональных бюджетов.

Безусловно, профессиональная квалификация является интегральным понятием, включающим в себя профессиональный опыт, мотивацию, личностные качества и другие профессиональные характеристики.

Повышение квалификации учителя – это его развитие: с одной стороны, это совершенствование и получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, с другой - повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

В качестве базы для оценки квалификаций и труда педагога должен выступить профессиональный стандарт. Профессиональные стандарты обеспечивают согласование требований к квалификациям рынка труда и сферы образования, создают условия для правового регулирования их взаимодействия.

Сейчас в различных сферах профессиональной деятельности активно внедряется сертификация профессиональных  квалификаций. Сфера образования в этом смыслене находится в числе лидеров, по отношению к некоторым другим сферам, где сертификация гораздо активнее внедрена. Наверное, сложность связана с тем, что нет взаимодействия  между работодателем и государством. В данном случае–это одно и тоже лицо. И, с другой стороны,все элементы образовательного сообщества, в том или ином виде, между собой взаимоувязаныи, лишь отчасти, могут быть обозначены как независимые. Хотя, если представить,  ну, например, что региональные институты повышения квалификации проводят  программы дополнительного профессионального образования, а  мы здесь проводим сертификацию, то в какой-то степени  она будет независимой. Но для этого сначала нужно сойтись в подходах. Поэтому сейчас одной из перспективных линий является выход на сравнение дополнительных образовательных программ,  которые реализуются в разных регионах по одной и той же тематике. Это, наверное, может бытьорганизовано в виде перекрестной экспертизы, в этом направлении нами ужесделаны некоторые  шаги. Есть налаженные контакты сомногими авторитетнымирегиональными институтами повышения квалификации, ведется речь о разработке типовых программ  повышения квалификации, которые не будут директивными, но будут  некой точкой согласования подходов в профессиональном сообществе.

Как Вы относитесь к  накопительному  варианту различных курсов, программ, для получения документао прохождении повышения квалификации?

Накопительная система повышения квалификации позволяет педагогическому работнику конструировать индивидуальный образовательный маршрут, т.е. самостоятельно выбирать содержание, сроки, формы обучения с учетом своих профессиональных потребностей, уровня квалификации и потребностей образовательной организации, в которой он работает.

Повышение квалификации, осуществляемое по накопительной системе, базируется на суммировании результатов усвоения модулей в структуре образовательной программы, по которой проводится обучение.

В целом, накопительная система повышения квалификации разработана с целью создания условий для реализации непрерывного образования педагогических работников. Такой опыт уже имеют институты повышения квалификации Красноярского и Алтайского краев, Санкт-Петербурга и других субъектов Российской Федерации.

Однако, если рассматривать использование данного подхода в условиях сетевого взаимодействия организаций, реализующих дополнительное профессиональное образование, возникают нормативно-правовые, финансовые и другие риски. Если отнести это непосредственно к примеру Академии, которую я возглавляю, то выдавать документы итоговой аттестации (удостоверение или диплом) по зачету результатов усвоения модулей региональных образовательных программ мы пока организационноне готовы. Это требует дополнительной серьезной проработки проблемы.

В законе «Об образовании в Российской Федерации»  не регламентируется кол-во  часов повышения квалификации  учителя. Это пока старая форма. Может,  есть смысл ее поменять? Тогда это будет реальная вещь. Как пример, несколько лет назад в  Московской области была поставлена задача перед педагогами пройти повышение квалификации не в количестве 72 часов, а  в два с половиной раза больше. Может быть,следуетприменятьэти подходы?

Возможно, такие подходы имеют право на жизнь.

Однако, по моему мнению, сегодня в условиях вариативности и гибкости структурных форм организации дополнительного профессионального образования, дифференциации содержания дополнительных профессиональных программ и технологий обучения для каждого профиля, диверсификации и персонификации личностно-ориентированных технологий повышения квалификации педагогических работников такой подход является нерациональным. Тем болееФедеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установил нижний предел – минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации в размере 16 часов. И в этом, безусловно, заложена определенная логика.

Еще совсем недавно в составе Министерства образования и науки  Российской Федерации звучали такие предложения, что программы повышения квалификации должны быть практико-ориентированными и, исходя из этого, появились ресурсные центры. Сегодня система повышения квалификации в стране представляет большее  многообразие,  чем было раньше. Имеют право аккредитоваться и получать свидетельства высшие учебные заведения, и даже образовательные организации. Вот с точки зрения этой проблемы нужны ли практико-ориентированные программы повышения квалификации, которые должны быть вставлены в программы будущего повышения квалификации педагогов.

Безусловно,практико-ориентированные программы повышения квалификации нужны и уже активно реализуются, в частности, в форме стажировок.  

Реализация дополнительных профессиональных программ полностью или частично в форме стажировки осуществляется в целях изучения передового педагогического опыта, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования в педагогической практике. 

Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности как самостоятельную работу с учебной, научной и справочной литературой; приобретение профессиональных педагогических и организаторских навыков; изучение структуры жизнеобеспеченности и успешности деятельности современной образовательной организации; непосредственное участие в планировании работы образовательной организации; работу с технической, нормативной и другой документацией; выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера); участие в совещаниях и деловых встречах.

Если мы говорим о компетенциях, то, в какой-то мере, они изложены в Федеральном профессиональном стандарте педагога. Мы знаем, что сейчас он отнесен к 2017 году. Вместе с тем,  до 2017 года все должны пройти путь  подготовки к введению стандарта педагога. Как Вы считаете, педагог должен пройти, а потом приступить к выполнению стандарта или, наоборот, этот процесс должен быть растянут на несколько лет.

Каждой трудовой функции, отраженной в профстандарте педагога, предписывается овладение определённым набором действий, умений и знаний. Некоторые из них фактически транслируют формулировки квалификационных требований.

Введение нового профессионального стандарта задает высокие требования к профессиональной компетентности педагога, что неизбежно влечет за собой изменение стандартов его профессиональной подготовки, в том числе, повышения квалификации.

Для выполнения трудовых функций, предусмотренных профстандартом, уже недостаточно только пройти курсы повышения квалификации раз в три года. Необходимо проектировать индивидуальный образовательный маршрут на основе принципа непрерывного образования, позволяющего педагогическому работнику систематически повышать свое педагогическое мастерство.

Кто это педагог-наставник?  Кто и как его назначает? Какую квалификацию этому педагогу мы можем присвоить? 

Еще Конфуций говорил: «Учитель и ученик растут вместе». Педагог-наставник – это педагог, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, практическими знаниями и опытом. В рамках профессионального стандарта педагога закладываются основания для карьерной траектории в профессии учителя (педагога). Ведется речь о том,  что  в школе будут работать педагоги, которые будут заниматься студентами, когда те  проучатся 3,5–4 года  в педагогическом институте,   придут на практику еще без диплома и получат диплом только после прохождения  успешной стажировки. Такие педагоги будут называться педагоги-наставники. Будут ли это педагоги с максимальным  стажем? С одной стороны,  это работа предполагает большой опыт, с другой стороны  – свои специальные компетентности,  связанные с тьютерской  позицией по отношению к взрослым обучающимся. Насколько  это будет эффективным –  покажет время.   

Кому Вы повышаете квалификацию? Выпускникам педвузов? Какое отношение  к программам подготовки педагогических вузов?  Разумно ли провести ее вместе со стажировкой в школе?

Повышение профессиональной компетентности педагогических работников является важнейшим фактором, влияющим на эффективность работы образовательной организации, определяет качество образования обучающихся как параметр государственно-общественного заказа образованию.

В условиях динамичных изменений знания быстро устаревают. То, чему учат студентов на первом курсе, к окончанию вуза уже может быть не актуальным. 

Что такое концепция непрерывного образования? Помните Алису из Страны чудес? «Нужно бежать со всех ног, чтобы оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»

У меня возникает вопрос -как может преподаватель вуза  формировать у студента  умение формировать у школьника  компетенции,  когда сам преподаватель в  школе такими компетенциями не овладевал и студент, которого он учит, тоже ФГОС на себе не испытал.  Но сейчас они должны по этой цепочке формировать у школьников данные компетентности. Если такое возможно, тогда может быть и у нынешних школьников все разовьется «само собой»?

Какой  должна быть структура повышения квалификации педагога? Как Вы видите ее в идеале?

Для успешного решения задач модернизации образования требуется эффективная работа всех звеньев системы повышения квалификации, включая муниципальный, региональный и федеральный уровни. Объединить эти звенья способна уже существующая федерально-региональная система повышения квалификации педагогических работников.

Развитие системы повышения квалификации в современных условиях не должно исключать механизмов конкуренции и рыночного контроля. В этом случае необходима смена формата повышения квалификации, например, развитие сетевых форм реализации дополнительных образовательных программ, эффективное использование дистанционного обучения и электронных ресурсов.

Постепенно  мы движемся к тому, что повышение квалификации  и профессиональное развитие будет реально непрерывным. Непрерывным с той точки зрения, что новая информация,мнения и оценки,  необходимость отреагировать,  будет возникать ни тогда, когда нам будет удобно, а тогда, когда возникнет такая ситуация. В этом случае, наверное, профессиональное развитие будет более индивидуальным по форме его организации, близким к таким терминам как коучинг,  как тъютерство, а с другой стороны, будет предполагать активность, самого человека, который сам себе повышает квалификацию. К сожалению,  практика реализации дополнительных профессиональных программ показывает, что нередко педагоги ждут готовых решений. В то же время  огромное количество дополнительной информации размещено в открытом информационном пространстве, и педагоги способны активно ее «добывать». Только умея эффективно работать с информацией, анализировать её, они смогут сформировать эту компетенцию и  у своих учеников. С  этой точки зрения, возможно, одна из форм повышения квалификации может выглядеть и так:активное, при этом конструктивное, участие в специально структурированномобсужденииконкретной педагогической проблемыв социальных сетях,подтвержденное модератором курсов, становится одной из форм аттестационной процедуры, по результатам которой участникам выдается документ о повышении квалификации.

В системе образования Германии, педагог на  один год освобождается от основной работы и полностью погружается в программу повышения квалификаци. Ваше мнение о таком подходе?

Я поддерживаю такой подход. Но тогда нам нужно полностью перестроиться  в целом, как системе. Многие из педагогов, независимо от возраста,  не готовы сохранить на протяжении всей жизни готовность не только учить, а еще и учиться, в том смысле, чтобы занимать активную позицию в образовательном процессе  как обучаемый - систематизировать, записывать, собирать информацию.Если изменится подход к внедрению инноваций,тогда у педагога появится возможность изменить свою ролевую  позицию ина время снова стать «учеником».

При этом, хочу отметить, что в российской практике еще 10 лет назад выстроилась федерально-региональная сеть и логика распространения инноваций в образовании. Региональные институты, и  прежде всего те, которые участвовали в качестве стажировочных площадок в рамках федеральной целевой программы развития образования,  содержательно и качественно продвинулись далеко вперед.  

Считаю, что будущее за теми образовательными организациями, действующими в сфере дополнительного профессионального образования, которые смогут наряду с повышением квалификации выполнять функции экспертной организации по ключевым направлениям модернизации образования.

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017