Вестник Образования России - «МИССИЯ ГИМНАЗИИ – ПОДГОТОВКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ ВЫПУСКНИКОВ» 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
  ГЛАВНАЯ arrow ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ arrow «МИССИЯ ГИМНАЗИИ – ПОДГОТОВКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ ВЫПУСКНИКОВ»
    
Версия для печати Печать...

03.07.2015

Интервью с директором Гимназии № 1518 г. Москвы, народным учителем Российской Федерации, д.п.н., профессором Мариной Михайловной ФИРСОВОЙ

Ваша гимназия – одна из старейших в Москве, она существует с 1936 года. В следующем году Вы будете отмечать 80-летний юбилей. Расскажите немного об истории гимназии, в чем ее уникальность сегодня?

– Школа, которая сегодня является гимназией, была создана в 1936 г. в районе Останкино, когда еще не было Останкинской башни, а поблизости располагались деревни. Школа стала одним из самых больших зданий на этой территории. Вокруг были двухэтажные бараки, а в школе в то время учились дети работников известного завода «Калибр». В 1941 г. в связи с началом Великой Отечественной войны школа временно прекратила свою образовательную деятельность, в этом году, как всем известно, проходили тяжелые бои под Москвой, поэтому школа стала выполнять роль медицинского учреждения – госпиталя. Недалеко от гимназии сохранилось Пятницкое кладбище: воины, которые получили ранения, несовместимые с жизнью, были захоронены именно там, и школьники гимназии уже несколько поколений ухаживают за могилами.

В 1942 г. в здании гимназии стала располагаться школа морских специалистов, которая была переведена из Киева во время его оккупации. Здесь стали учиться ребята, которые по окончании школы получали морские специальности. Когда они заканчивали обучение в 18 лет, сразу уходили на фронт. В этой школе учился известный артист Г.А. Юматов. Он окончил школу, был отправлен на флот, в годы Великой Отечественной войны принимал участие в боях. Когда снимался фильм «Офицеры», в здании школы решили снять самый запоминающийся эпизод, где Ванечка моет лестницу в наказание за то, что без спроса пошел в зоопарк смотреть на бегемота.

36 лет назад, когда я пришла сюда работать, лестница была точно такой же, как в фильме: так же был установлен бюст В.И. Ленина, сохранились старые двери. И, хотя сейчас все по-другому, главное то, что с людьми, которые окончили в те годы военно-морскую школу, гимназию связывает большая дружба. По их инициативе в гимназии создан и работает более 25 лет музей московской объединенной школы военно-морского флота (МОШ ВМФ). В школах есть музеи боевой славы, но можно сказать, что наш музей уникальный, потому что он хранит память о той школе и тех людях, которые учились в этом здании в годы войны. Экспонаты музея – подлинные архивные документы военно-морской школы и документы, переданные в музей ее учениками. Традиционно 17 апреля в гимназии проходит «День МОШевца» – встреча с бывшими выпускниками, которые в годы Великой Отечественной войны защищали нашу Родину. Наша работа не осталась незамеченной общественностью: на здании школы установили две мемориальные доски в память о школе и юных моряках-МОШевцах. Конечно, сегодня ветеранов осталось мало, но традиция живет: каждый год 17 апреля на нашем празднике уже не только дети, но и внуки и правнуки ветеранов – МОШевцев, они приняли от своих родных эстафету памяти о школе и ее героях-выпускниках.

После войны в здании располагалась женская школа, затем – восьмилетняя, потом - средняя школа. Когда я стала директором, в ней было всего 10 классов, по одному классу в параллели. Ветер перемен позволил коллективу единомышленников воспользоваться глотком свободы. Мы сумели создать первый в Москве профильный класс, так бы его назвали сегодня, договорившись с ректором Московского финансового института А.Г. Грязновой.1 У школы, которая, можно сказать, умирала, появилась новая жизнь. С тех пор наши отношения с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации (так теперь называется бывший финансовый институт) в течение 25 лет очень тесные. Наше сетевое взаимодействие с ними выстраивается на взаимовыгодной основе: мы даем им хороших выпускников, а сами используем научный потенциал университета для руководства учебными исследованиями и проектами наших старшеклассников, проведения занятий по финансовой грамотности не только с учениками и родителями, но и с жителями нашего района.

Сегодня гимназия проводит очень важную просветительскую работу по информационно-телекоммуникационным технологиям. Через социальные службы наши ученики научили пенсионеров, проживающих на территории Останкинского района, пользоваться компьютером, писать электронные письма, оплачивать коммунальные услуги через интернет.

Мы часто говорим о связи образовательной организации с вузом, какие новые факторы появились?

– Взаимоотношения гимназии с вузом сегодня состоит в организации профильных классов. Образовательная программа этих классов согласуется с университетом. Кроме того, университет обладает огромными возможностями для того, чтобы организовывать мероприятия для школьников. В этом году прошла встреча с президентом Ассоциации российских банков Г.А. Тосуняном, ребята посетили лекцию Нобелевского лауреата по экономике, лекцию министра финансов Российской Федерации А.Г.Силуанова, который является выпускником Финансового университета. Наши гимназисты принимают участие в Олимпиаде по финансовому рынку и основам потребительских знаний для старшеклассников, в олимпиаде «Миссия выполнима, твое призвание-финансист», в работе профильного лагеря, организованного университетом. Цель лагеря – не только сориентировать учащихся на получение знаний, но привлечь к профессии. Очень важно не только правильно выбрать профессию, но еще и выбрать специальность в рамках этой профессии: бухгалтер, работник страховой фирмы, специалист в области налогообложения, специалист, по оценке собственности. И эту возможность предоставляет вуз.

Куда поступают выпускники Вашей гимназии?

– Сейчас наступило время крупных многопрофильных образовательных комплексов, которые дают образование в любом направлении по выбору ребенка и его семьи. Последние несколько лет наша гимназия, наряду с социально-экономическим, организует и другие профили: естественно-научный, информационно-технологический. При этом, когда не было единого государственного экзамена, практически все наши выпускники поступали в Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. Сегодня ЕГЭ позволяет ребятам направить свои результаты в несколько вузов, но выбор большинства все равно связан с экономической сферой. Это не только Финансовый университет, но и МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ Высшая школа экономики, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, МГИМО.

Вместе с тем, наши усилия по развитию других профилей радуют: сегодня наши выпускники – студенты факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ, МИФИ, Медицинского университета им. И.М. Сеченова.

В этом году ученики естественно-научного и информационно-технологического профилей ездили в весеннюю физическую школу в г. Саров, где занятия проводили ученые – физики, работники научного центра. 60 человек восьмиклассников и девятиклассников прошли социальную практику в лагере «Команда», который курирует Департамент образования г. Москвы. Задача организаторов лагеря – помочь ребятам выработать лидерские навыки и разработать социальные проекты. Все это закладывает основу успешного обучения в ВУЗе.

Вы как-то сказали, что Ваша гимназия никогда не войдет в рейтинги, потому что есть ряд показателей, по которым она не может занять лидирующие позиции. При этом это не значит, что вы не даете качественного образования. В Москве ряд образовательных организаций, которые не вошли в Топ 25, занимают знаковые позиции в рейтингах школ, обеспечивающих наиболее высокий уровень подготовки выпускников в профильных областях. Какое место Ваша гимназия занимаете во всем этом многообразии рейтингов?

– Мое отношение к рейтингам двоякое. Во всероссийский рейтинг Топ 25 наша гимназия не попадет, пока не получит новое здание, пока необходимая площадь на каждого ребенка не будет вписываться в нужные критерии. Но я хотела бы отметить московский рейтинг. Он выстраивается исключительно по общедоступным и прозрачным показателям: количеству выпускников, получивших по ЕГЭ 220 баллов и более по трем предметам, количеству девятиклассников, которые по ОГЭ получили не менее 12 баллов по трем предметам; количеству победителей и призеров всероссийской и московской олимпиад. Важно отметить, что в 2012, 2013 гг. гимназия занимала 9 место в московском рейтинге образовательных организаций, показавших высокие результаты в образовательной деятельности, в 2014 г. – 6 место.

Конечно, наша гимназия не такая большая, чтобы конкурировать с огромными комплексами, поэтому единственный путь, который у нас есть, – индивидуальная работа с учащимися по раскрытию их способностей и возможностей. Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования г. Москвы И.И. Калина не раз подчеркивал, что все московские дети способны и талантливы. Наши школьники принимают активное участие во всероссийских и московских олимпиадах и получают хорошие награды. Совсем недавно завершился заключительный этап самой престижной всероссийской олимпиады школьников, где гимназисты заработали 9 дипломов победителей и призеров по 4 предметам.

Хотелось бы отметить и московскую олимпиаду «Музеи. Парки. Усадьбы», которая проходит второй год. Москва – мировой культурный центр, сегодня просто необходимо воспользоваться образовательным потенциалом, которым она обладает. В прошлом году впервые был дан старт московской олимпиаде «Не прервется связь поколений». Большое количество наших учеников принимает участие в этих олимпиадах. Хочу с благодарностью отметить родителей гимназистов, которые включилась в работу по освоению культурно-образовательного пространства нашего города и помогают своим детям и их друзьям проходить непростые этапы музейной олимпиады. Семейные архивы лежат в основе конкурсных работ, направляемых на олимпиаду «Не прервется связь поколений» и «Я узнаю Москву». Часы общения детей с родителями, бабушками и дедушками, другими представителями старшего поколения своей семьи в процессе подготовки конкурсной работы позволяют сформировать гражданственность и патриотизм в наших детях.

По результатам предыдущих лет все больше и больше учеников гимназии занимают призовые места в различных олимпиадах. Так, в 2012/13 учебном году в окружном этапе наши гимназисты заработали 260 дипломов победителей и призеров, в 2013/14 учебном году – 337, в 2014/15 учебном году – 327. В региональном этапе цифры такие: 2012/13 учебный год – 27, 2013/14 учебный год – 35, 2014/15 учебный год – 34; в заключительном этапе: 6, 5 и 9 дипломов соответственно. Чтобы стабильно оставаться в рейтинге на определенном уровне, надо очень быстро бежать, потому что бегут и другие. Это не значит, что школы сегодня гонятся за рейтингом, это говорит о том, что рейтинг стимулирует работу школ над повышением качества образования, ростом его индивидуализации, открытости и доступности.

Вы говорите «качество образования», а что Вы вкладываете в это понятие?

– Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» впервые для всех образовательных организаций сформулировал дефиницию качества образования. Это соответствие федеральным стандартам и удовлетворение потребностей населения, т. е. обучающихся, их родителей, а также достижение тех показателей, которые ставит образовательная организация в рамках своей образовательной программы.

Но ведь и закон, и ФГОС говорят о том, что сначала должны быть созданы условия. С этих позиций, что Вы можете сказать о Вашей гимназии?

– Условия очень важны, здесь надо обратить внимание на широкий контекст этого понятия.  Добиваться высоких результатов можно только тогда, когда весь коллектив, весь персонал работает на качество. Это и технические служащие, и дворники, и финансово-хозяйственная служба, и работники столовой – абсолютно все, кто связан с организацией образовательного процесса. Я специально остановилась на этих, казалось бы, вспомогательных службах, но они играют огромное значение в обеспечении условий, поскольку в гимназии дети проводят весь день: с утра до позднего вечера. Мы стараемся, чтобы все они получали полноценное горячее питание, сейчас 100 % получают завтраки и 70 % обеды.

Во главу угла, конечно, поставлен образовательный процесс и его участники: учителя, родители, сами ученики. У нас высококлассный педагогический коллектив, люди, которые работают много, работают индивидуально с каждым учеником. Сегодня можно сказать о том, что мы «Открытая школа»: родители вправе прийти на любой урок, потому что гимназия – государственное образовательное учреждение, которое существует на деньги налогоплательщиков.   А налогоплательщик вправе знать, как расходуются средства. Ежемесячно мы проводим общественную экспертизу со стороны родителей. Открывается школа, приходят родители, и получают экспертный лист, отражающий мнение родителей по ряду вопросов: своевременно ли начался и закончился урок, какова на их взгляд психологическая атмосфера в классе, какова активность учащихся и т.д. Родители могут вместе с учителями обсудить подходы к оцениванию работ учеников и критерии оценок, проверить самостоятельные работы школьников. А на переменах родители могут прийти и оценить в столовой качество питания. Могу вам сказать, мы готовы к тому, что родители выскажут свои претензии, дадут поручения. Это не всегда слова благодарности, чаще всего критика, которую нужно осмыслить, и принять управленческие решения.

В 2011 году Гимназия № 1518 стала «Образцовой школой SMART», потому что все классы оборудованы интерактивными досками, автоматизированными рабочими местами учителя. Конечно, давать урок, используя интерактивные возможности и интернет, – это замечательно. Сегодня работа учителя немыслима без использования информационно-коммуникационных технологий. 

В связи с этим возникает такой вопрос: мы вступаем в полосу выполнения ФГОС основного общего образования, Вы уже вошли в этот эксперимент?

– Мы уже работаем по ФГОС основного общего образования и готовы в полном объеме выполнять ФГОС среднего общего образования. Для этого в гимназии созданы все условия. В  9 классе ведется большая работа по определению будущего профиля обучения. Родители вместе с детьми выбирают тот или иной профиль, а в рамках профиля ребенок еще имеет право выбрать дополнительные предметы, которые он хочет изучить. Такая возможность дается каждому школьнику, он составляет свой учебный план.

Управление расписанием в условиях индивидуального учебного планирования – это большой труд. Но результатом такой работы является участие детей и их победы на конференциях и олимпиадах различного уровня. Школьники становятся конкурентоспособными. Миссия нашей гимназии – создание средствами образования условий для формирования личной успешности жителей города Москвы.

Во многих ответах Вы уже немного раскрыли тему сетевого взаимодействия, а в чем еще оно проявляется?

– В целом организация сетевого взаимодействия является одной из важнейших задач образовательной политики государства на современном этапе. Это система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИКТ.

Сетевое взаимодействие позволяет эффективно распределять ресурсы при выполнении одной общей задачи; опираться на инициативу каждого участника сетевого взаимодействия; использовать общий ресурс сети для нужд каждого конкретного участника.

Гимназия сотрудничает с фондом «Линия жизни» – вот еще одно сетевое взаимодействие. В марте в гимназии прошла ярмарка, на которой мы собрали деньги персонально для девочки, которая нуждалась в операции. Такая ярмарка проводится в гимназии два раза в году. Родители принимают самое активное участие и поддерживают наши начинания. 

Мы даем детям не только отличные знания, но и воспитываем доброе отношение к людям.



1. С 14 июля 2010 г. – Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. С 2006 г. А.Г. Грязнова – президент университета. 

 

 

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017