- «ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ – ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ, ШКОЛЫ И ДРУГИХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРОВ»

 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
 
ГЛАВНАЯ
СРОЧНО В НОМЕР!
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
  ГЛАВНАЯ arrow ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ arrow «ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ – ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ, ШКОЛЫ И ДРУГИХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРОВ»
    
Версия для печати Печать...

27.04.2015

Интервью с заместителем Министра образования и науки Российской Федерации, д.э.н. Вениамином Шаевичем КАГАНОВЫМ

Вениамин Шаевич, на осеннем Московском международном салоне образования выставочную экспозицию сопровождала большая деловая программа, какие ключевые темы, по Вашему мнению, должны войти в весенний Салон, какие требуют обсуждения?

–В прошлом году на Московском международном салоне было более 100 мероприятий. Деловая программа этого года, действительно, будет больше*.В этом году все происходит так же, как на осеннем Салоне:появляются заинтересованные организации – группы людей или руководители,которые предлагают тему, и если эта тема соответствует нашим общим подходам или просто интересна для многих, мы включаем ее в деловую программу. Таким образом, в ее рамках реализуются интересы широкого экспертного сообщества. Спектр тем весеннего Салона очень большой. Как и в прошлом году, на деловой программе будут обсуждаться вопросы социального партнерства между различными институтами гражданского общества, бизнесом и системой образования. Красной нитью пройдут темы, связанные с инклюзивным образованием, с поддержкой талантливых детей, выявлением талантов, с созданием инфраструктурных условий для качественного образования, с дополнительным образованием, и многие другие. Даже все, что связано с бизнес-образованием, корпоративным обучением, с развитием профессиональных компетенций у студентов, работников и сотрудников. Отдельный вопрос –мастер-классыдля педагогов. На весеннем Московском международном салоне образования их будет очень много, и их будут проводить не только образовательные структуры, но и крупные компании, многие из которых уже реализуют очень интересные проекты.

По существу, деловая программа будет неким смотром подходов, которые сейчас реализуются в сфере образования. Я думаю, что это будет не только интересно и любопытно, этот разговор позволит выявить новые тенденции (они каждый раз обновляются), лучшие практики, очертить круг проблем, которые, конечно, есть, и без которых не может быть никакого развития. И, как и в прошлом году, будет консолидироваться образовательное сообщество, когда люди подходят друг к другу, видят родственные души, схожие интересы, начинают двигаться вместе за рамками Салона, в дальнейшем осуществляют что-то более существенное.

Ежегодно в Российской Федерации проходит большое число различных образовательных форумов и выставок, например, Санкт-Петербургский образовательный форум. Планируется ли взаимодействие двух этих крупных образовательных мероприятий в центральных городах России?

- Я бы ратовал за то, чтобы такое взаимодействие было. Цель Московского международного салона образования – не заменить собой все форумы, а создать новую площадку. Образно говоря, стать «зонтиком», который будет видно издалека, которой будет постоянно разрастаться, и куда будут собираться все, кому это интересно. В этом есть смысл, но и регионы Российской Федерации, включая икультурную столицу России – Санкт-Петербург, должны создавать свои площадки. Они, естественно, будут отличаться, в том числе и по содержанию, хотя задачи, решаемые в области образования, у нас общие. Наверное, стоит подумать отдельно, каким образом выстроить мост между этими площадками.

То, что Московский международный салон образования становится крупнейшим образовательным событием в России, ясно по умолчанию. Я думаю, что он также встанет в один рядс крупнейшими образовательными событиями Европы. На сегодняшний день есть известные образовательные выставки, которые проходят в Лондоне, Париже с огромным количеством участников. Они проводятся уже на протяжении десятилетий, тогда как Московский международный салон образованияпроходиттолько второй год. Через некоторое время эти события будут сравнимы по своим масштабам, а по качеству, думаю, Московский салон не уступает зарубежным уже и сейчас.

Вениамин Шаевич, Вы также координируете разработку и внедрение Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (2015–2015 гг.). Расскажите, как она согласуется с комплексом принятых и разрабатываемых документов: Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации, Основами государственной культурной политики в Российской Федерации?

–Я бы еще добавил в этот список Основы молодежной политики, которая также принята, Концепцию демографической политики и многое другое. Во-первых, Стратегия развития воспитания не противоречит всем этим документам, которые уже обсуждены, приняты, по которым общество и государство достигло согласия. Во-вторых, данная Стратегия рассчитана на детей. И хотя граница детского возраста достаточно условна: в зависимости от социального статуса можно и в 20 лет быть ребенком, а кто-то уже и в 16 лет достаточно взрослый человек, Стратегия рассчитана на ту категорию детей, которую нужно воспитывать, закладывать нравственные и духовные ценности. Что касается более старшего возраста, там речь уже идет не о воспитании, а о перевоспитании, развитии, а это уже другие аспекты.

Работа над Стратегией продолжается, она сейчас находится в режиме общественного обсуждения*: в Министерство образования и науки Российской Федерации по-прежнему поступают предложения. Часть из них находится в русле предложений, которые уже обсуждались экспертным сообществом, часть предложений находятся под вопросом:стоит ли их включать или нет, часть –взаимоисключающих, что естественно:общественное обсуждение позволяет выявить интересы, подходы различных групп, различных людей. Естественно, каждый имеет свой взгляд на развитие воспитания в целом и в Российской Федерации в частности.

В том документе, который сейчас есть у нас, нет позиций, которые бы расходились с основами культурной или семейной политики. Что касается Основ культурной политики, тамрассмотренодовольно много вопросов, связанных с воспитанием детей, но они даны только в постановочном плане,а Стратегия говорит о них уже более детально. Что касается семейной политики, в Стратегии сказано, что семья – это один из главных элементов общества, «ячейка общества», как говорили. В Стратегии развития воспитания сказано, что семья имеет приоритет в воспитании детей, и задача государства – помочь семье, при этом не снижается роль образовательных организаций.

Воспитание заключается во взаимодействии семьи, школы и многих других социокультурных факторов. Этотпринцип присутствовал и раньше, но при этом был менее значимым. Роль социокультурной среды с каждым годом будет возрастать. Это то новое обстоятельство, которое влечет за собойпересматривание подходов, поиск баланса усилий при воспитании детей.

В Стратегии также освещается вопрос физического воспитания. Мы знаем, что за прошедший год в образовательных организациях было открыто много спортивных клубов. Какая работа ведется в данном направлении? Хватает ли квалифицированных кадров? Происходят ли какие-либо изменения в их подготовке и переподготовке?

–Что касается квалифицированных кадров, то само понятие «квалифицированные кадры» говорит о том, что их не хватает. Причем не хватает везде, не может хватать по определению. Потому что, как только общество, структура или организация достигает какой-то определенный уровень, появляются вызовы, которые говорят о том, что нужнодвигаться дальше. Время меняется, в том числе в сфере физического воспитания. Кажется, что тут может измениться, тем более имея такие глубокие традиции?На самом деле у нынешнего поколения меняется физическое состояние, появляются новые вызовы, другая инфраструктура. У меня было счастливое детство, поскольку я родился и жил в деревне– в хорошей социокультурной среде. Сейчас далеко не у всех есть такая возможность.

В наше время общество внимательно относится к тому, как происходят занятия физической культурой.Требуются другие условия, необходимы контролирующие органы, медицинское наблюдение –все это атрибуты и других подходов, и другой квалификации, появившихся с течением времени.

Если кто-то думает, что когда-то было хорошо, а сейчас стало плохо, а завтра будет лучше или хуже, то это не так. С квалифицированными кадрами всегда было сложно: их всегда не хватает, поэтому всегда речь идет о повышении квалификации. Могу сказать, что здесь очень многое нужно сделать, потому что те кадры, которые работают с детьми, они работают на уровне субъектов Российской Федерации, регионов. И компетенция региональных властейи институтов повышения квалификации – обучение кадров, подготовка для прохождения практики. Но не всегда это возможно организовать на достаточно хорошем уровне. Министерство образования и науки Российской Федерации,к сожалению, пока не имеет возможности повышение квалификации учителей физической культуры, потому что это не входит в круг полномочий ведомства. Зато Минобрнауки России проводит множество событий, которые тоже соответствуют повышению квалификации. Например, президентские спортивные игры, многочисленные всероссийские соревнования –«Золотая шайба», «Кожаный мяч», «Белая ладья» и т. д. Все они сопровождаются серьезной подготовкой, на них всегда приезжают люди из разных регионов, всегда это является предметом для изучения опыта, для обобщения практик. Уже на протяжении двух лет Министерство образования и науки Российской Федерации поддерживает межрегиональную конференцию, которую проводит Ассоциация учителей физической культуры, куда люди съезжаются со всей страны и обсуждают ключевые вопросы данной сферы.

Сейчас, когда поэтапно будет внедряться комплекс ГТО, конечно, тоже нужно готовить кадры. Естественно, это совместная работа Министерства образования и науки Российской Федерациии Министерства спорта Российской Федерации. Так что, дело движется, хотя хотелось бы, чтобы оно двигалось быстрее.

В рамках Года литературы в Российской Федерации Минобрнауки России подготовил довольно плодотворную программу мероприятий. Планируется ли создать единый электронный портал, где любой желающий может ознакомиться с методическими разработками уроков по литературе, интересными фактами из жизни русских и национальных писателей, другими конкурсными материалами?

–В Год литературыв Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации, действительно, проводит много событий. Только центральных мероприятий больше 12, ивсе они сложносочиненные: внутри этих крупных мероприятиймного других, все они выходят на региональный уровень. Естественно, наличие такого портала было бы очень полезно, но его сложно оперативно создать и,самое главное, поддерживать. В нашей системе образования главным оператором в области русского языка и литературыявляетсяГосударственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, который разработал портал «Открытое образование». Соответственно, на этом портале происходит отражение событий, проводимых Министерством.

Завершать нашу программу Года литературы в Российской Федерации будет завершать бал литературных персонажей в Царскосельском лицее. Туда смогут попасть ребята и молодые люди, которые стали победителями конкурсов как федеральных, так и региональных. Его проведение также будет курировать Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, а Министерство образования и науки Российской Федерации и Министерство культуры Российской Федерации будет это поддерживать.              

В целом, я надеюсь, что и как Год культуры, Год литературы будет не формальным событием, а позволит создать много нового, лучшее из которого будет работатьдальше.

Беседу вела ответственный редактор журнала,

специальный корреспондент Государственной Думы ФС РФ

Д.О. Николаева

*Московский международный салон образования пройдет в ЦВК «Экспоцентр» с 15 по 18 апреля 2015 года.

*В сети Интернет с текстом Стратегии можно ознакомиться на сайте:http://edu.ru/, а предложения и свои замечания можно направить на адрес электронной почты:  Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script .

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

© 2017