- Заседание Общественного совета при Минобрнауки России

 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
 
ГЛАВНАЯ
СРОЧНО В НОМЕР!
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
  ГЛАВНАЯ arrow АРХИВ НОВОСТЕЙ arrow Заседание Общественного совета при Минобрнауки России
    
Версия для печати Печать...

06.04.2015

3 апреля 2015 года состоялось заседание Общественного совета при Минобрнауки России. В нем приняли участие: Министр образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанов; первый заместитель Министра Н.В. Третьяк; заместители Министра В.Ш. Каганов, Л.М. Огородова, А.А. Климов, Е.А. Толстикова; члены Общественного совета при Минобрнауки России; представители Национальной родительской ассоциации; представители педагогического сообщества.

Одним из главных вопросов на повестке дня был вопрос «О перспективах преподавания в образовательных учреждениях основного общего и среднего образования предметов, связанных с религией».

В своем докладе вице-президент АО «Коммерсантъ» В.Г. Лошак отметил, что на заседании Общественного совета, прошедшего три года назад и посвященного введению в образовательные организации курса ОРКСЭ, рассматривались следующие тезисы: часть информации можно подавать в рамках курсов гуманитарных предметов; курс ОРКСЭ можно сделать факультативным, а не включать его в качестве федерального компонента. Виктор Григорьевич также отметил, что базовые принципы этики и религиозности воспитываются главным образом в семье, а не в школе.

Введенный курс ОРКСЭ, по мнению В.Г. Лошака, инициировал приход священников в образовательные организации, т. к. наиболее полно и глубоко раскрыть тематику данного предмета могут только они. Однако введение в школу священника неизбежно влечет создание нового центра власти.

Виктор Григорьевич также подчеркнул, что зачастую изучение курса ОРКСЭ носит коллективный характер: весь класс изучает один определенный модуль, т. к. учителям и начальству школы не выгодно проводить много отдельных уроков для небольшого количества учащихся. А иногда отдельные субъекты Российской Федерации выбирают только один модуль. Так в Республиках Татарстан и Башкортостан, по данным предоставленным В.Г. Лошаку, не было подготовлено ни одного школьника по основам православной культуры.

Директор Департамента государственной политики в сфере общего образования А.В. Зырянова выступила с докладом о системе преподавания в настоящее время в образовательных организациях предметов, связанных с религией. Анастасия Владимировна рассказала, что апробация курса ОРКСЭ началась в 2009 году. На весь курс выделяется 34 часа в год (т. е. 1 час в неделю). Курс состоит из шести модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. А.В. Зырянова отметила, что модуль выбирают родители ученика, при этом, по данным Минобрнауки России, свыше 60 % выбирают модуль, не относящийся напрямую к какой-либо конфессии.

Анастасия Владимировна отметила, что главным вопросом является разработка критериев оценки эффективности: свободы выбора модуля, квалификации педагогов, общественного отношения к курсу. При этом А.В. Зырянова подчеркнула, что в рамках преподавания курса ОРКСЭ имеются кадровые проблемы: не все учителя могут преподавать весь курс полностью, зачастую преподавание данного курса воспринимается в качестве дополнительной нагрузки.

Ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации, советник министра образования Московской области А.В. Гусев отметил, что из-за увеличения нагрузки происходит ухудшение здоровья ребенка. Он также высказал позицию родительской общественности: «За счет сокращения часов на базовые предметы, за счет увеличения нагрузки на детей вводить курс ОРКСЭ неправильно».

Представители педагогического сообщества отметили, что когда курс только вводился, родители в большинстве случаев выбирали модули, не связанные с конкретными религиями, сейчас выбор расширился. Он также обратили внимание, что с учащимися 4-х классов довольно сложно обсуждать такие серьезные темы, как этика и духовность.

По данному вопросу участниками заседания были выработаны следующие предложения: расширять только модуль, связанный с курсом основных мировых религиозных структур; провести проверку кадров; взять под наблюдение несколько субъектов Российской Федерации, вызывающих наибольшее опасение.

Также в ходе обсуждения были заслушаны точки зрения всех участников дискуссии, и по итогам обсуждения Общественный совет категорически не рекомендовал продление курса ОРКСЭ до 11 класса.

Д.В. Ливанов подытожил обсуждение, сообщив, что Минобрнауки России сможет рассмотреть указанное предложение только после анализа итогов внедрения нового предмета.

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

© 2017