Вестник Образования России - МИССИЯ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПОСОБСТВУЕТ ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО МИРА РЕБЕНКА 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
  ГЛАВНАЯ arrow ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ arrow МИССИЯ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПОСОБСТВУЕТ ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО МИРА РЕБЕНКА
    
Версия для печати Печать...

02.04.2015

Корреспондент журнала «Вестник образования России» встретился с директором Муниципального образовательного учреждения «Гимназия № 4» города Оренбурга Т.В. ШАМАРДИНОЙ. Татьяна Владиленовна Шамардина является руководителем образовательной организации, одной из лучших в системе Оренбургской области, лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшие школы Росси»; членом Исполкома Общероссийского Профсоюза образования; вице-президентом Ассоциации лучших школ; Заслуженным учителем Российской Федерации; кандидатом педагогических наук.

Одни из наиболее важных вопросов, рассматриваемых в ходе беседы, стали вопросы о роли гуманитарного образования и историческом знании в образовании молодого поколения.

Начало XXI века характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Татьяна Владиленовна, будучи руководителем образовательной организации, Вы много лет проработали учителем истории. Ваше видение места и роли исторического знания в образовании молодого поколения?

–В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан.Роль исторического знания в подготовке гимназистов к жизни в современном обществе в том, насколько это знание помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность?

– Вопросы значимы, актуально вневременны имеют смысложизненный характер. Какие ответы дают на эти вопросы Ваши ученики?

–Ответы различны, насколько различны личностные характеристики каждого из учеников. Уроки истории дают им широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Ответы показывают восприятие ими основополагающих ценностей и исторического опыта России, своей этнической и культурной общности и уникальности, понимание диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем.

– Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения определяют цель изучения истории в современной школе как образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом. Татьяна Владиленовна, Вы работаете в духе и концепции важнейшей цели исторического образования, каковы пути и методологические подходы достижения этой цели?

– Прежде всего признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности, учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся. И сквозная содержательная линия, пронизывающая все школьные курсы и формы деятельности - человек, личность. Личность в истории.

В конечном счете, изучение, осмысление и понимание истории как важнейшего измерения бытия и человеческого существования есть элемент самоосознания, самоопределения и самоутверждения человека. История должнастатьдля ученика фундаментальной реальностью, имеющей к нему прямое отношение, и эта реальность есть сфера специфически человеческого жизнепроявления: средство становления, средство персонализации, средство возвышения до уровня духовно-нравственной деятельной личности.

–В последние годы МОАУ «Гимназия №4» часто приводят в пример как учебное заведение, где успешно проводится реформа образования: есть конкретные результаты. Это касается создания современных условий обучения, преподавания. В чем источник развития?

– Есть выражение: школа не может быть лучше работающих в ней учителей. Готовится к профессиональному стандарту педагога мы начали задолго до его введения, восприняв этико – психологическую дилемму Э. Фромма «быть или казаться» в соотнесении с понятием профессионализма. Педагогу классической школы можно какое-то время еще казаться профессионалом, упорно играя роль хранителя привычных смыслов, целей, способов деятельности, которые никто уже всерьез не воспринимает. Мы рискнули сменить амплуа, подвергли себя непростой процедуре репрофессионализации, обновления смыслов деятельности с учетом новых неклассических реалий. И через внутренние противоречия и их преодоление вышли в новое профессиональное качество. Конечно, на этом пути были и переживания, и разочарования, и напряжение. Но, как говорится в известной метафоре, то, что для куколки выглядиткак смерть, для бабочки означает рождение.

–Гимназии в России всегда были средоточием гуманитарного образования,а сегодня?

– Думаю, никого не удивлю, если скажу: миссия гуманитарного образованиявообще, и образованияв области русского языка и литературыв частности, способствует формированию ценностного мира ребенка, передачи культурного наследия из поколения в поколение. Л.С. Выготский писал: «Мышление ребенка развивается в зависимости от речи». Мне близко его мнение. Развивать языковое чутье – способствовать развитию яркой личной индивидуальности. Наука начинается там, где человек имеет интеллектуальную смелость сказать «я это не понимаю».

Год литературы, введение сочинения выпускников – как это важно! Как система нравственного воспитания литература куда более действенна философских доктрин, религий. Иосиф Бродский в Нобелевской лекции сказал, что самым и тяжкими преступлениями против книг являются не цензурные ограничения, не предание книг костру, а пренебрежение книгами, их не-чтение. За это преступление человек расплачивается всей своей жизнью, если же преступление это совершает нация - она платит за это своей историей. Более 40% россиян книг вообще не читают. Чтение упало насамое дно рейтинга досуговых предпочтений детей и подростков.

За последние 20 лет выросло два поколения не читающих граждан. Что может и должна сделать школа в этой связи? Мы пытаемся восстановить объем часов для старшей школы, отводимых на изучение русской литературы и русского языка;проводим уроки внеклассного чтения и развития речи восновной школе; формируем читательскую культуру гимназистов с различными образовательными потребностями. Что же касается экзамена по литературе, он оказался одним из самых уязвимых для критики. Сам предмет «Литература» связан с искусством – искусством слова, а его очень нелегко уложить встрогие рамки, которые предусмотрены структурой такого рода экзамена. Конечно, трудно вести ученикам дискуссию о том, чего не знаешь. Вот почему сейчас одна из главных задач словесника- добиться прочтения произведений Толстого, Достоевского, Гоголя… Но даже после прочтения книги далеко невсе сразустановится в ней ясным и понятным. Задача проанализировать гораздо труднее, но и ее можно одолеть, зная соответствующие «инструменты». Главное -не пугаться трудностей и верить в успех.

– Какие мероприятия, связанные с проведением Года литературы, запланированы в вашей гимназии?

– Мы начали внедрение проекта «Россия читающая». На мониторахвестибюля гимназии будут размещаться фотографии учителя илиученика с книгой, которуюв данный момент читают, видео-обращениягимназистов с впечатлениями о прочитанной книге. Проект предусматривает встречис оренбургскими авторами: «Познакомьтесь -автор!», читательские конференции, поэтические конкурсы и вечера, читательские недели, литературный марафон,дни библиофила, поэтические пятиминутки на уроках, посвященные дню рождения какого-либо поэта-классика или современного поэта, традиционный праздник 19 октября – «Прекрасен наш союз!». Вот уже 15 лет в гимназии проходит конкурс и церемония присуждения звания «Читатель года».Мы поддержим и инициативу по учреждению государственного праздника «День словаря» - 22 ноября- в день рождения В.И. Даля, жившего вОренбургском крае и встречавшегося здесь с А.С. Пушкиным.

– Дети в СССР воспитывались на подвигах героев Великой Отечественной войны, мы помним, что в каждой деревне был свой герой, а общим символом павших в войне стала Могила Неизвестного Солдата в Москве… Как донести до современного ребенка значимость Победы? Как вырастить патриота?

– Что такое быть патриотом? Значит любить Родину,уважать историю своей страны, делать полезное для других, для своей страны. Как сделать, чтобы это стремление стало естественной потребностью любого ребенка? Понятно, что одноразовые акции, самые страстные призывы и увещевания не помогут, если нравственные ценности не формируются в системе.

В преддверии празднования 70-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне гимназисты активно влились в марафон «Победа». На сайте «Помним-Гордимся.рф» ребята размещают информацию о родных ветеранах Великой Отечественной войны, свои сочинения и стихи, видеофильмы «Живые голоса войны».Гимназисты организуют и проводят экскурсии в Музее гимназии, ведут исследовательскую работу, заботятся о ветеранах, любители мастерить делают своими руками орудия и медали военных лет, воссоздают сцены боевых действий в макетах и т.д. Стрелковый тир гимназии никогда не пустует, а проводимые в нем занятия играют большую роль вподготовке будущих защитников Родины. Наши спортсмены на протяжении 15 лет побеждаютв городских и областных соревнованиях по пулевой стрельбе, успешно участвуют в военно-патриотических конкурсах «А ну-ка, парни!», «Зарница», в туристических слетах. Детская организация «Наш мир» гимназии поддержала акцию «Стяг Победы»,ребята своими силами «по кусочкам» создают свой стяг, который в День Победы 9 мая украсит фасад гимназии. Уже сегодня творческие коллективы гимназии разучивают тематические песни и танцы, усердно готовясь к празднику для ветеранов «Салют, Победа!». Стали традиционными коллективные творческие дела «Здесь Родины моей начало», «Судьба и Родина едины», «Гимназист года», «Я выбираю жизнь!», «И помнит мир спасенный» и др. Такой широкий спектр видов занятий и конкурсов позволяет каждому ребенку выбрать дело, интересноедля него, а значит сделатьличностно значимым его собственный вклад в общенациональный праздникВеликой Победы нашего народа над фашизмом.

– Стремление к высоким результатам ЕГЭ, повышение учебных нагрузок – остается ли время на увлечения, творчество?

– Бесспорно, детство – время поисков и открытия талантов! Конкурсная деятельность в гимназии – одна из ведущих, она составляет основу модели организации внеурочной деятельности при введении ФГОС НОО и ООО. Включение учащихся в конкурсную деятельность – важное условие развития личности. Ребята гордятсяпобедами на Международном фестивале детского творчества «Подводные фантазии» (Германия), Международном конкурсе детских рисунков в Индии (Дели), Всероссийском художественном фестивале «Жигулевская палитра» (г.Самара), Всероссийском конкурсе-фестивале «Роза ветров» (г.Сызрань), Российских детских хореографических конкурсах «Орлята России», «Звездная юность планеты» (г.Туапсе), «Казань лучезарная» (г. Казань), Российском конкурсе юных вокалистов «Серебряные голоса» (г.Иваново), «Золотой сапсан» (г. Кумертау), «Встречи на Волге» (г. Самара) и многими другими.

–Какая управленческая задача представляется Вам наиболее важной?

– Пожалуй, главная задача, от решения которой зависит многое, - это сохранение позитивной оптимистичной атмосферы в гимназии, атмосферы поддержки. Я хочу, чтобы коллеги понимали и умели различать неотложное, неотвратимое, необходимое в каждом отдельно взятом факте гимназического бытия, состоящего из взаимопонимания и общения. Профессиональные проблемы у нас общие: Как начать урок? Как проверить домашнее задание? Как закрутить урок, чтобы работали все? Как растормошить тихоню? Как сделать собственное открытие? Как заставить слушать? Как построить урок, чтобы поколение складывалось? И у каждого учителя свои сугубо индивидуальные приемы, методы, формы управления, как рисунок в искусно сплетенном оренбургском платке.. . Но опыт учителя химии может вполне пригодиться учителю истории, а учитель математики подскажет что-то учителю русского языка… Давайте делиться опытом! Философия проста - работать со страстью, с азартом, любить то, что ты делаешь, делать то, что ты любишь. И самое важное, иметь храбрость следовать вашему сердцу и интуиции. Именно в этом залог педагогического мастерства и успеха всех и каждого!

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017