Вестник Образования России - СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ШКОЛ МОСКВЫ: ФАКТОРЫ И ПРОБЛЕМЫ 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
  ГЛАВНАЯ arrow ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ arrow СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ШКОЛ МОСКВЫ: ФАКТОРЫ И ПРОБЛЕМЫ
    
Версия для печати Печать...

02.04.2015

Выступление министра Правительства Москвы, руководителя Департамента образования города Москвы Исаака Иосифовича КАЛИНЫ на заседании Исполкома Профсоюза работников народного образования и науки

22 декабря 2014 года

Мне кажется, что есть идеологическая основа взаимодействия структуры, выполняющей функции учредителя образовательных учреждений, – Департамента образования, и представителяработников образовательных учреждений, то есть Профсоюза. Идеологическая основазаложена в структуре Федеральных государственных образовательных стандартов. Там есть две замечательных группы требований – требованиякрезультатам и требования к условиям.Естественно, что главным лицом, заинтересованным в результатах, стал учредитель, то есть Департамент образования, а главным заинтересованным лицом в обеспечении условий стал представитель работников, то есть Профсоюз.При этом, хотя задачи у этих двух организаций не совпадающие, но,уверен, цели у них общие, потому что мы понимаем: без созданияусловийневозможно обеспечить результаты. Профсоюз тоже понимает, что результаты, результативность педагогов – ключевое условие заинтересованности города в создании необходимых условий для детей и педагогов. На этом мы пытаемся создать баланс интересов.

Что было сделано за последние четыре года в Москве или что стало не столько модернизацией, сколько акцентированием на некоторых важных моментах? Первое – это, конечно, предъявление равных требований к результатам деятельности школ. В самом деле, были проведены все необходимые мероприятия для того, чтобы ниодна из школгорода не могла, что называется, выписать себе индульгенциюна то, что «мы не обязаны обеспечиватьвысокие результаты». Это, естественно, возможно былосделать, только опираясь на равныеусловия реализации деятельности школ. Конечно же, для этогопришлось заниматься повышением эффективности в системе образования. За этим термином содержится очень многое, в том числе оптимизация самой системыобразовательных учреждений. Всем уже известно, что сегодня Москва не имеет тех 5000 учреждений, что были четыре года назад, – на 1 января 2015 года их стало около 800.

Обеспечение равных условийдля всех школи требование равных результатов были бы невозможныбез обеспечения открытости и прозрачности системы образования, а, может быть, даже и наоборот: невозможно обеспечить открытость и прозрачностьсистемы образования, если мы не обеспечиваем равные условия и не требуем равных результатов. Иначе все начнут всё прятать, не открывая то, почему у однихусловия лучше, у других хуже,почему к одним предъявляют одни требования, а к другим – иные.Тогда невозможно никогда и ничтов деятельностисделать прозрачным.

Что такое предъявление равных требований? К сожалению, предъявление равных требованийпришлосьначинать в достаточно необычных для нашей страныдействиях, когда была лишена аккредитации одна из московских школ. К счастью для нас и для меня лично, вся проверкаэтой школыбыла проведена до 10 ноября 2010 года. Япришел в Департамент образования уже тогда, когда были известны результаты этой проверки: 50 %детей не справились с заданиями по математике,60 % – по русскому языку. Но на мой вопрос: «Что будем делать с этим?», мне был дан такой ответ: «Ничего делать не будем. Поругаем и продолжим процесс аккредитации!». Мы на это не пошли,новая комиссия по аккредитации заняла достаточно жесткую позицию, школа была лишена аккредитации, при этом ни один ребенок, ни один нормально и результативноработающий учитель не пострадали, пострадал только директор, несколько его заместителей и учителей, у которых постоянно были плохие результаты. Школа была присоединена к более успешной, сохранив все свои здания, по сути дела, было введено антикризисное управление. С этого, собственно говоря, в Москве началось внедрение диагностик учебных результатов, сегодня это огромный охват ими. Хотя долгое время эти диагностики были добровольными, их учитывали в рейтинге школ, поэтомуте шли на добровольные диагностики. Сейчас мы используем эти диагностики как обязательные в 4-х и 7-х классах, понимая, что в 9-м классе у нас есть ОГЭ,в 11-м – ЕГЭ, а 4 и 7 классы – это всегда такие этапы,  когда нужно знать контрольные результаты.

Москва одним из последних среди регионов странывключилась в проведение Единого государственного экзамена, нам, по сути, пришлось с нуляначинать работу по обеспечению прозрачности, объективности проведения ЕГЭ. В 2011 году у нас были неприятности с проведением Единого государственного экзамена,в последующие годы у нас был введен достаточно жесткий и строгий порядок, не скрываю, что пришлось расстаться с несколькими директорами и учителями школ, но, слава Богу, в последние годы никаких претензий к проведению ЕГЭ уже нет, атребовательность к результатам и есть основа объективного отношения ко всем образовательным учреждениям.

То, что мы считаем результатами деятельности наших московских педагогов, уже известно. Могу признаться, что для меня самый дорогой результат –количество школ, подготовивших победителей и призеров городского и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников. Количество победителей и призеров было бы легче обеспечить, собрав всех ребятишек, подающих надежды,в десяти школах, сосредоточиться на этих школах иделать из них школы-чемпионы. Но так как задача города и городскогообразования совсем другая – обеспечить всем московским семьям доступность к качественному образованию, возможность развития своих детей, то я не скрываю, что с самого начала для меня было важноколичество школ, подготовивших победителей и призеров Всероссийской олимпиады. У нас теперь даже есть карта, на которую нанесены школы в районах, имеющие победителей и призеров. Белым пятном остался только сельский Молжаниновский район с маленькой новой школой, но я надеюсь, чтои эта школа сумеет войти в число тех школ, что имеют победителей и призеров олимпиады.

Естественно, что для составления рейтинга мы почти не запрашиваем никакого самоописаниярезультативности школ, потому что, если потребовать от школы, чтобы она сама о себе рассказывала о том, чем может сравниться с другими, то в этих описаниях все будет хорошо даже тогда, когда все и не так хорошо. Поэтомудля предъявления требований к результатам деятельности школ мы учитываем только внешнюю, независимую от школоценку, которая есть в наших информационных системах,т. е.ту оценку, которую школа не может фальсифицировать, так как не имеет на то никаких возможностей. Это позволяет говорить о сравнении результатов деятельности школ.

Выровняв школы по условиям – финансирование, материальное обеспечение– мы, тем не менее, сохраняем поощрение школ по результатам. Понятно, чторавные условия, к сожалению,не обеспечивают и, наверное, никогда не обеспечат равные результаты всех школ, поэтому и существует рейтингобразовательных результатов школМосквы. Сегодняесть достаточно серьезные гранты – в целом раньше это было 750 миллионов рублей, в нынешнем году – один миллиард пятьдесят миллионов,220 школ получают гранты от 10 миллионов (это 20 первых школ)до 2 миллионов (50 школам дают ихне заобразовательные результаты, а заформирование социокультурной среды).

Я рад, что теперь есть и на всероссийском уровне рейтинг школ, и, хотя условия включения вэтотрейтинг отличаются от условий включения школ в московский рейтинг,тем не менее, в 2013 году 7 московских школ вошли в Топ 25 российских школ, в 2014 году в Топ 25 российских школ вошли уже 13 столичных школ,резко повысилось количество школ, которыевошли в Топ 500 российских школ – сейчас их уже 126.

Что можно отнести к созданию равных условий? Это, прежде всего, введениеравновысокого нормативафинансирования, во-вторых, установление коэффициентов 2 и 3 для финансирования детей-инвалидов в любой школе. Независимо от того, коррекционная это школа или обычная, если она создаетнормальные условия для обучения ребенка-инвалида, то автоматически получаетдля обучения этого ребенка финансирование с повышающим коэффициентом 2 или 3. Мы формируем бюджет школы только за счет субсидии по формулам, школа имеетполное право сама выделять приоритетные расходы и средства. При этом есть целевые субсидии, кроме той, что рассчитывается по формуле и нормативу(эти субсидии тожепривязаны к количеству учащихся) – на повышение квалификации педагогов, на текущие ремонты, на обеспечениебезопасности, на приобретение оборудования, на дополнительное образование. Есть еще субсидии на выполнение государственных работ, обеспечивающихинтересы всего города, решение городских задач. Я считаю, чтовыравнивание условий и позволяютпредъявлять одинаковые требования к результатам деятельности школ. Если мы не создаем одинаковые условия, то не имеем права и предъявлять одинаковые требования к результатам. Что касается выдающихся результатов выдающихся педагогов Москвы, тос этим в столице всегда было хорошо.Поэтому нынешние высокие результаты участия московских школьников в олимпиадах, это следствиеи тех высоких результатов, которые были в 2010 году.

Четыре года назад были проблемы, которые мучили москвичей. Этопроблема поступления детей в первый класс, когда 1 апреля горели костры у престижных школ, когда родители ругались в очередях и даже дрались за право первыми войти в школу и записать туда своих детей. Сегодня всё это прочно забыто, введено электронное формирование дошкольных учреждений и первых классов,что сняло ненужный ажиотаж. Самое главное, что, если мы в 2010 годуимели в детских дошкольных учрежденияхпорядка 280 тысяч детей, то сегодня их 420 тысяч, т.е. за четыре года мы сумели увеличитьколичество детей в ДОУ в полтора раза.У нас еще сложно попасть в ДОУ ребенку моложе 2,5 лет, но мы принимаем в первую очередь детей-инвалидов, детей из многодетных семей, массовая доступность обеспечена для детейжителей            Москвы старше 2,5 лет.

В этом году стало прощепроходить зачисление детей в первый класс: так как практически все детские сады вошли в качестве дошкольных отделений в образовательные комплексы, мы просто автоматически переводим детей по желанию родителейиздошкольного отделения в школьное. В этом году мы включилиэто как один из показателей рейтинга школ, понимая:если у школыхорошее дошкольное отделение, то родители захотят оставить своего ребенка в этой школе, если они знают, что в школе хорошая начальная школа, то они тоже захотят оставить его в этой школе. Это очень серьезный показатель не только работы дошкольных отделений, но и вообщеавторитета школы в глазах родителей. Мы планируем, что в этом году у нас будет порядка 100 тысяч первоклассников. Прием детей ведут 750 многопрофильныхобразовательных центров.

Сразу скажу, чтоМосква – город труднодоступных микрорайонов. Переехать из микрорайона в микрорайон –большой подвиг и большойриск для родителей, поэтому наша задача – приблизить к месту проживания весь спектр предложений системы образования, чтобы ребенку не нужно было бы ехать на другой конец города для углубленного изучения математики или литературы.Поэтому главная задача на ближайший период после формирования 750 многопрофильных образовательных комплексов – сделать так, чтобы в каждом комплексе существовал полноценный блок профильных и предпрофильных классов. В этом отношении у Москвы есть большиеплюсы – то, что более стафедеральных вузов расположены на территории столицы, огромное подспорье для школ города для организациипрофильного ипредпрофильного образования.

Сегодня за школой остается мало непрофильных функций. Мы сокращаем количество чиновников, так как сегодня, когда у учителя есть прямаязаинтересованность в высоком результате, надсмотрщик над учителемпрактически уже не нужен. Наличие внутри школы огромного количествабюрократии при финансированиидеятельности школы субсидией это еще и потеря зарплатысобственно коллектива.Если в 2010 году на учителей, воспитателей, преподавателейшли 44 % Фонда оплаты труда, то в2014 году –51 %. Это рост очень сложный, всякая бюрократия – внутришкольная, внешняя- умеет сохранять свои позиции, поэтому даже такой рост на 7 % мы считаем очень хорошим результатом. Однакоостанавливаться на этом не собираемся, должен быть нормальный показатель - порядка 60% и у нас есть сегодня школы, у которых этот показатель таков. Но мы сокращаем не только внутришкольных чиновников, но и своих, освобождая при этом здания, которые они занимали. Мы сокращаем в основном квазичиновников, которых в Москве было очень много. 23 тысячи квадратных метров мы уже передали для организации образовательного процесса.

В Москве, признаюсь, была очень громкая тема – поборы в школах, и для нас первоочередной былазадача – что называется, покончить с этимявлением. Покончить окончательно с этим, к сожалению, пока не удается, нок 2012 году эта тема постепенно стихла, ушла, здесьважна прозрачность электронной записи, финансирования,вообще всей системы образования, возможность выбора. Мне кажется, главной основойи главным инструментом нашей современной модернизации образования может быть только прозрачность. Мы можем делать все, что угодно,но если мы будем делать это втайне отмосквичей, то это никогда не будет вызывать доверие. Чем большеудается открыться, тем понятней мы становимся в своих действиях. И нас не воспринимают там, где нам, к сожалению, не удалось сначала объяснить, а потом сделать. Вот там мы встречаем естественное сопротивление.

Могу сказать, что у нас в Департаменте есть небольшой зал на 60 мест,сегодня практически нет времени, когда там не шла бы трансляция в интернете: все совещания, все мероприятия транслируются. У нас есть даже рубрика «Открытый Департамент» и там размещена циклограмма трансляций всех совещаний, проходящих в этом зале Департамента, включая профсоюзный селектор, который ведет председатель МГО Профсоюза М.А. Иванова,игородское родительское собрание, которое ведет председатель Городского экспертно-консультативного совета родительской общественности Л.А.Мясникова. Я смотрю эти трансляции, как и все москвичи,в Интернете.

Мы создали 37 межрайонных советов директоров, которые все больше и больше становятся базовыми единицами общественно-профессиональногоуправления в системе.

Мы отдали деньги на повышение квалификации школам, забрав у МИОО, теперь школа вправе выбирать, где она будет тратить эти деньги для повышения квалификации своих учителей, то естьпостепенно начинает появляться конкуренцияза московские деньги на повышение квалификации.

Не нарушая федеральныеположения об аттестации, мы делегировали нашим образовательнымкомплексам, входящим в рейтинговый Топ, право самим принимать решение об аттестации работников на первую категорию, а главная аттестационная комиссия уже только оформляет это решение, полностью доверяя топовым школам. Такого права нет у тех школ, которыене показывали в предыдущие годы высокие результаты.

В чем мы видим резервы? Прежде всего, они, конечно, в нас самих, в структуре и качестве управления системой на городском уровне. Мы сегодня готовим новые решения по повышению качества управления на городском уровне, добиваемся от наших городских служб, чтобы ониперестали быть начальниками над школой, приняли на себя сервисную функцию поддержки школ.

Конечно, огромная задача повышения качества возложена на сами школы, и 273–ФЗ, и 83–ФЗ, и 44–ФЗ просто требуют, чтобы управленческая команда школы была многограмотной, многоумелой. Понятно, чтоэто очень серьезный вызов, который пока далеко не каждая управленческая команда школы готова принять, поэтому иногда идет иротация управленцев. Тут могут помочь повышение квалификации, обучениеи подготовка молодых кадров.

В системе должны быть базовые понятия. Для нас такими базовыми понятиями стали: «ученик» как обладатель нормативного финансирования,«стандарт» как совокупность требований и «норматив», на основе которого и происходит финансирование. Мне кажется, такая взаимосвязка этих трех понятий стала базовой для принятия всех управленческих решений.

Что мы считаем для себя главным показателем? На первое место я вывожу все-таки результат профилактики правонарушений. Главный результат образования – это отношение человека к миру, к себе в этом мире. Выражается этотрезультат в поведении человека в обществе. Может появиться очень важный для нас результат участия в предметных олимпиадах, очень важный результат государственной аттестации, высокое место московских школ во всероссийском рейтинге, что, конечно, хорошо,но если у нас не будет улучшаться первый показатель, то всеостальные результаты будут плохо выглядеть на этом фоне. К счастью, профилактика правонарушений дает свои результаты, и у насза 2014 годколичество правонарушенийи стоящих на учетев органах внутренних дел снизились по отношению к 2010 году.

Есть ли у московского образования проблемы? Должен сказать, что у московского образования абсолютно общие проблемы с любым субъектом РФ, потому что Москва – это просто сумма субъектов РФ, ведь здесьесть представители всех субъектов РФ со всеми особенностями, со всеми проблемами. Думаю, у нас у всех проблемы абсолютно общие, но есть и проблемы мегаполиса. Первую проблему я уже назвал – это труднодоступностьмикрорайонов, поэтому наша задача – в каждом микрорайонесоздать полноценную систему образования, потому что сказать: «У нас есть математическая школа в другом конце Москвы!», значит, не обеспечить доступность этого образованиядля жителей того или иного микрорайона. Вторая проблема – кадровая соблазняемость. Она совсем другая, чем в любом другом регионе России, в любом городе, поселке или селе. И вчера, и сегодня, и в будущем, я уверен, есть куда уйти хорошему учителю. Они очень востребованы, наши уважаемые учителя, в других сферах, где и карьеру можно сделать быстрее, и высокие зарплаты порой быстрее достигаются. Это проблема мегаполиса,она не так остро ощущается в субъектах РФ, особенно в поселках. Эта высокая степень готовности других сфер города взять на работу московского учителя, с одной стороны,приятна с точки зрениягордостисвоими коллегами-учителями. но, с другой стороны, она обязывает нас иначеотноситься ко второй группе требований – требований к созданию условий. Поэтому я рад, что наши профсоюзы понимают необходимость содействия в повышении результативности и контролируют нас в обеспечении результатов.Вместе с Профсоюзом мы сможем добиваться и дальше высоких результатов работы.

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017