Вестник Образования России - Круглый стол «Как обеспечить качественными учебниками всех российских школьников? Экспертный прогноз Министерства образования и науки Российской Федерации» 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
    
Версия для печати Печать...

22.02.2015

20 февраля 2015 года в пресс-центре Издательского дома «Комсомольская правда» состоялся круглый стол по теме: «Как обеспечить качественными учебниками всех российских школьников? Экспертный прогноз Министерства образования и науки Российской Федерации». В качестве спикеров к участию в круглом столе были приглашены: первый заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Н.В. Третьяк; управляющий вице-президент Российского книжного союза Л.Л. Палько; учитель истории, методист по истории Южного округа Москвы, президент общественной организации «Столичный учитель» А.В. Лукутин; директор школы для интеллектуально одаренных детей «Солнце» г. Казани Республики Татарстан П.А. Шмаков. Модератором встречи выступил редактор отдела образования «Комсомольской правды» А.Б. Милкус.

Разговор строился вокруг появления электронных учебников, их экспертной оценки, возможности их использования образовательными организациями России, корректирования перечня рекомендуемых учебников.

«В 2013 году был изменен порядок проведения экспертизы учебников, – рассказала Н.В. Третьяк, – была расширена педагогическая экспертиза». Такое изменение позволило сократить перечень рекомендуемых учебников в два раза. Необходимым условием включения учебника в перечень являлось наличие учебно-методического пособия для учителя. Также с этого года все учебники, попадающие в перечень, должны быть сопровождены электронной версией. «Мы не планируем отказ от бумажного учебника», – отметила Наталья Владимировна. Она подчеркнула, что это должен быть единый учебник: невозможно представить бумажный учебник без электронного, и наоборот. Н.В. Третьяк отметила, что бумажный учебник направлен на глубокий анализ материала школьником, тогда как электронный – на быстрый поиск необходимой информации, создание закладок и отметок, работу с дополнительными материалами.

Электронный учебник, как рассказала Наталья Владимировна, должен совпадать по структуре, художественному оформлению и ряду других характеристик с бумажным, при этом он должен содержать набор мультимедийных элементов и обладать возможностями для самопроверки учащихся. Необходимый критерий – универсальность электронного учебника для всех носителей, отметила замминистра. Он должен находиться в школьной библиотеке, его можно легко скачать на персональное устройство школьника  и его можно использовать на интерактивной доске. Еще один важный критерий – способность электронного учебника работать даже без подключения к сети Интернет, т. к. во многих регионах России скорость интернета пока еще достаточно низкая.

Н.В. Третьяк также обратила внимание собравшихся на необходимость обучения учителей правилам использования электронных учебников. Она отметила, что в Министерстве ведется разработка соответствующих рекомендаций по повышению квалификации работников образования.

«Экспертиза электронных учебников уже начата», – пояснила замминистра. Экспертизе подлежат электронные версии учебников, находящихся в перечне. Электронные версии порядка 1100 учебников уже предоставлены для экспертизы, тогда как в перечне находятся 1260 учебников. 17 апреля закончится прием заявок от издательств. Учебники, электронные версии которых не будут предоставлены для экспертизы, исключат из перечня. Экспертизой электронных учебников занимаются РАО, РАН, РАНХиГС, МГУ им. М.В. Ломоносова.

Что касается изменения самого перечня, отметила Н.В. Третьяк, он может быть расширен: если какой-то предмет не закрыт хотя бы одной линейкой учебников, в перечень могут быть добавлены новые. Например, такая ситуация может возникнуть с учебниками по татарскому языку.

Изменения также коснутся учебников истории, подчеркнула Наталья Владимировна. Для таких учебников предусмотрен другой вид экспертизы: научная экспертиза заменена на историко-культурную. Главным критерием является соответствие научно-историческому стандарту, разработанному Российским историческим обществом.

Л.Л. Палько отметил, Российское книжное общество – прежде всего ассоциация издателей, поэтому издательства в первую очередь направляют на общественную экспертизу учебники именно в РКС.

Главная задача при общественной экспертизе – поиск квалифицированных экспертов. Запросы на экспертов Российский книжный союз подавал в Департамент образования г. Москвы, Московский государственный педагогический университет, Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова.

Срок проведения экспертизы – примерно две недели. Один учебник без указания автора и издательства направляется на рассмотрение трех экспертов, и если хоть один из них вынесет отрицательный врдикт, учебник будет направлен на рассмотрение еще двум экспертам.

Основные проблемы экспертизы электронных учебников, по мнению Леонида Леонидовича: несовместимость с устройством; страх преждевременного попадания учебника в сеть Интернет в открытом доступе. Поэтому, если бумажные учебники эксперты могли брать с собой для анализа домой, электронные версии экспертам можно просматривать только в специально оборудованной комнате.

Наталья Владимировна добавила, что основная задача общественной экспертизы –вовлечение как можно большего количества людей в проверку: действует обратная связь, когда любой нашедший ошибку, может прислать название учебника и указать на саму ошибку.

Замминистра также отметила, что неправильно уравнивать учебник и само содержание образования, строящееся по образовательным программам.

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017