- ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ – ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
 
ГЛАВНАЯ
СРОЧНО В НОМЕР!
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
  ГЛАВНАЯ arrow ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ arrow ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ – ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
    
Версия для печати Печать...

11.12.2014

  Евгений Евгеньевич, расскажите, пожалуйста, о Благотво­рительном фонде наследия Менделеева: как давно он создан, каково его основное назначение?

—  Фонд функционирует уже одиннадцатый год. Он был создан как некоммерческая организация, благотворительный фонд, его основная задача – оказание помощи педагогам и школьникам в различных направлениях деятельности: повышение квалификации педагогов через проведение конкурсов «Мой лучший урок», под­готовка школьников к региональным и всероссийским олимпиадам школьников и предметным олимпиадам, которые проводятся вузами Москвы, через тренинги по предметам, развитие исследовательских навыков у школьников через проведение всероссийских конкурсов и фестивалей научно-исследовательских проектов.

Конкурс научно-исследовательских работ старшеклассников имени Д.И. Менделеева был первым организованным нами ме­роприятием. В этом учебном году он пройдет уже одиннадцатый раз. Это одно из самых популярных мероприятий. С учетом ре­гиональных конкурсов в нем принимают участие ежегодно более 3 тысяч школьников. На финал в Москву обычно приезжают от 500 до 600 участников вместе с преподавателями - научными руководителями работ.

В целом, члены правления фонда поддерживают его дея­тельность. В составе правления – известные ученые, педагоги-практики, политические и общественные деятели, среди них: член-корреспондент РАО Михаил Викторович Богуславский; про­фессор, доктор технических наук, ректор РХТУ им. Д.И. Менде­леева Владимир Александрович Колесников; профессор, кандидат педагогических наук Владимир Михайлович Лизинский; академик РАН, профессор, доктор химических наук, декан химфака МГУ им. М.В. Ломоносова Валерий Васильевич Лунин; писатель Гер­ман Владимирович Смирнов; академик РАН и РАО, профессор, доктор физико-математических наук, ректор МПГУ Алексей Львович Семенов; академик РАО, доктор педагогических наук Евгений Александрович Ямбург; научный сотрудник музея-усадьбы Д.И. Менделеева «Боблово» Любовь Вакильевна Хайрулина и другие. Именно они сформулировали одну из главных задач фонда - содействие олимпиадному движению, которое является важнейшим фактором повышения качества образования.

  Действительно ли среди работ школьников есть интересные научные разработки?

—  Вы знаете, иногда удивляешься, насколько много сил и времени потрачено некоторыми участниками конкурса на работу... Несколько лет мониторингов, подключение серьезных научных центров. В итоге результаты – не меньше, чем в ди­пломной работе по окончанию вуза. У некоторых даже бывают публикации в иностранной прессе. У тех ребят, которые заняли призовые места, есть, что посмотреть и чему поучиться остальным участникам...

  Расскажите, пожалуйста, о проводимых фондом мероприя­тиях, помогающих школьникам подготовиться к олимпиадам?

—  Мы провели переговоры со специалистами, наиболее опытными участниками олимпиадного движения, и решили попробовать. Начали с химии. Откликнулись все преподаватель химфака МГУ им. М.В. Ломоносова. Академик Лунин Валерий Васильевич, как председатель предметной комиссии по химии, всех вдохновил. Впоследствии подключились и другие предметные комиссии и специалисты. Сейчас в данном проекте, который называется «Путь к Олимпу», проходят тренинги по физике, математике, истории, обществознанию, русскому языку, биоло­гии, английскому языку, литературе... Желающих поучаствовать вполне достаточно. Оценки преподавателям, которые у нас ставят дети по десятибалльной системе, иногда превосходят ожидания в несколько раз. Дети ставят до 100 баллов, показывая, как им нравятся люди, которые с ними работают. Регионы стали более организованно подключаться к работе, направляя целые команды на тренинги по всем предметам. Так, например, из Во­ронежской области почти на все тренинги область направила по 10 участников в этом году. Установились уже многолетние связи с рядом «продвинутых школ» из всех регионов страны. Люди направляют школьников с педагогами командами и серьезно работают в данном направлении. Мы готовы и дальше помогать тем, кто высказывает свою заинтересованность.

  Много ли регионов принимает участие в ваших мероприя­тиях?

—  Если брать за основу наши аналитические отчеты по ме­роприятиям, то иногда количество представленных регионов до­ходит до 65. Кроме этого, в настоящее время около 40 регионов открыли представительства фонда и получили право проведения региональных или городских этапов наших основных мероприятий. Это дает им возможность на наших мероприятиях бронировать места для своих участников, которые проходят серьезный отбор и как победители от представительств территорий приезжают на финальные мероприятия. За счет работы представительств мы повышаем качество наших итоговых мероприятий.

А все остальные участники, направляющие самостоятельно нам свои заявки, проходят конкурсный отбор и на общих основаниях отбора попадают или не попадают на финальные мероприятия. Я могу особо отметить образцовую работу в представительствах Оренбуржья, Калуги, Новоуральска, Башкирии, Твери, Красно­дарского края, Новороссийска, Мурманска, Апатитов, Томска, Сургута, Надыма, Лянтора, Астрахани, Барнаула, Перми и многих других. Надо сказать, что мы заинтересованы в открытии боль­шего числа представительств, это перспектива развития и наша, и в целом работы с одаренными детьми и творческими педагогами на ближайшее время.

  В чем заключается поддержка педагогов?

—  Дело в том, что на базе Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева в рамках конкурсных ме­роприятий мы проводим курсовую подготовку педагогов по теме «Ведущие методы системно-деятельностного подхода в обучении в условиях перехода на ФГОС нового поколения» или «Совре­менный урок в условиях перехода на ФГОС нового поколения». Педагоги представляют свой опыт, который мы публикуем в спе­циальных сборниках. В них входит самый лучший опыт в данном направлении, это хорошая поддержка самим педагогам и метод распространения передового педагогического опыта.

Кроме всего прочего, приезжающие на конкурс педагоги имеют возможность занять первое место в конкурсе, а поскольку предметни­ков на каждом конкурсе много, то и победителей, занявших первое место на финале, бывает несколько в каждом предмете, а в целом на первое место выходят до 30 педагогов. На втором месте также около 30 педагогов, всем остальным присуждается третье место. Это очень важно, так как это может повлиять даже на заработную плату педагогов, после их возвращения с победой и грамотой. За первое место педагогу вручается медаль «За службу образованию», а это в педагогической среде очень ценят. Кстати, и название медали по­дарил нам Дмитрий Иванович Менделеев, написав книгу «Заветные мысли». Он спросил сам себя в ней: «Какую службу я сослужил России?» и ответил: «Я сослужил три службы родине. Первая служ­ба науке, вторая промышленности и третья образованию!». Вот мы и взяли за основу названия нашей медали слова Д.И. Менделеева. Следует отметить, что более трех с половиной тысяч педагогов по­лучили эту медаль за время работы фонда.

В завершение курсовой подготовки педагоги получают удо­стоверение о повышении квалификации по теме «Современный урок», анализируют опыт своих коллег, посетив не менее 100 самых интересных уроков участников в лучших образовательных органи­зациях Москвы, публикуются в сборниках. Это целый комплекс поддержки педагогов.

  А участие школьников в ваших мероприятиях — это тоже заслуга педагогов?

—  Безусловно! Творчество педагогов остается главным дви­гателем в их развитии и развитии учащихся. Причем, исходя из требований новых стандартов, это необходимо делать сейчас начиная с начальной школы. Поэтому в наших мероприяти­ях принимают участие и младшие школьники. У них, как ни у кого, креативность еще не зажата, они настолько интересны в своих работах! Так иногда удивительно, что они могут делать такое, что дух захватывает. А самое главное в исследователь­ской деятельности младших школьников - это то, что нельзя обойтись без участия родителей. Получается, и семья, и школа, и учитель, и ребенок — все сосредотачиваются на конкретной учебной задаче и деятельности, которые их объединяют и вклю­чают в процесс обучения, вот тогда и видна заинтересованность и понятна мотивация каждого. Это самый естественный процесс, при котором прививается любовь к знаниям, подается пример организации учебной деятельности и, как говорится, приходят все к учению с увлечением. И всех наших участников мы сти­мулируем и поощряем грамотами, медалями. А то есть какая-то несправедливость: спортсмен прыгнул - медаль, а учащийся за­нимается годами исследованием, как же не оценить его особый труд, усердие, особую мотивацию к деятельности.

  А с кем вы взаимодействуете в работе?

—  Вы знаете, как оказывается много заинтересованных пре­подавателей прежде всего в высших учебных заведениях города Москвы? Очень много! У нас сформировался уже достаточно по­стоянный состав нашего актива. Это преподаватели Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева, Московского государственного университета имени М.В. Ло­моносова, особенно химический факультет МГУ, Московского государственного областного университета, Московского педаго­гического государственного университета, Московского института открытого образования, Московского городского педагогического университета, Московского физико-технического института и ряд других вузов.

Хочу отметить, что при 150–200 участниках мероприятия иногда готовятся к нему и проводят 120–140 человек из системы образования Москвы. Нас очень поддерживает Министерство образования и науки РФ, активно работают региональные мини­стерства образования. Многие размещают информацию о наших мероприятиях на сайтах и образовательных порталах регионов и городов. Мы очень слаженно работаем со многими театрами и музеями Москвы. Особое спасибо следует сказать ряду мо­сковских школ за их щедрость и доброту, с которой они делятся опытом своей работы: это школа № 109, директор – Ямбург Евгений Александрович, гимназия № 1409, директор – Ильичева Ирина Викторовна, школа № 2006, директор – Илюхина Вера Алексеевна, организации дополнительного образования детей: Московский дворец пионеров на Воробьевых горах, директор – Шашков Андрей Анатольевич, Центр творческого развития «Ра­дость», директор – Жданова Татьяна Арамовна, и многие другие школы и дошкольные организации.

  Как в дальнейшем вы планируете развивать свою работу?

—  Только совершенствоваться и улучшать качество всех мероприятий! По итогам каждого мероприятия мы проводим анкетирование, и это дает нам возможность корректировки дея­тельности на будущее. Думаю, при таком огромном спросе на наши мероприятия в ближайшее время это будет пользоваться возрастающим интересом, тем более что те награды, которые получают дети, будут зачитываться им при поступлении в вузы по новым правилам. Наши награды зачитываются и педагогам при аттестации и определении их квалификации, поскольку ме­роприятия носят всероссийских характер.

 

 

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

© 2017