- Н.Е. АСТАФЬЕВА: «ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: ОТ КАЧЕСТВА УСЛОВИЙ К КАЧЕСТВУ РЕЗУЛЬТАТА»

 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
 
ГЛАВНАЯ
СРОЧНО В НОМЕР!
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
  ГЛАВНАЯ arrow ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ arrow Н.Е. АСТАФЬЕВА: «ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: ОТ КАЧЕСТВА УСЛОВИЙ К КАЧЕСТВУ РЕЗУЛЬТАТА»
    
Версия для печати Печать...

11.09.2014

Уважаемые коллеги!

В 2010 году в Тамбовской области в экспериментальном режиме началось введение ФГОС начального общего образования. Неодно­кратно различные аспекты введения ФГОС рассматривались на заседаниях коллегии управления образования и науки, областных конференциях, семинарах, совещаниях. Издано более 100 различных инструктивных документов и методических рекомендаций, касаю­щихся разработки нормативной правовой базы, создания условий для реализации новых стандартов, оценки результатов обучения и др.

Чем же вызвана необходимость обратиться к рассмотрению вопро­сов введения федеральных государственных стандартов?

В новом учебном году все четвертые классы начнут обучение по новым стандартам начального общего образования, тем самым через год будет завершен полный цикл реализации стандарта в начальной школе. Считаем, что именно сейчас стоит вернуться к началу — к идеологии новых стандартов и заострить внимание на системных вопросах их введения и реализации.

Важно понять, действительно ли мы выполняем все требова­ния стандарта? Насколько успешно осуществляется педагогическая и управленческая деятельность? Что необходимо предусмотреть или скорректировать в нашей деятельности для того, чтобы стандарт стал реальностью, а не фикцией или просто декларацией! Как понятно и доходчиво объяснить общественности какие изменения произошли в школе вследствие введения нового стандарта? Поэтому наступающий учебный год в определенной степени можно назвать решающим.

Новые стандарты — это ответ на вызовы, возникшие перед отече­ственной системой образования в условиях ее интеграции в мировое образовательное пространство. Считаю необходимым напомнить идеологическую установку Министерства образования и науки РФ, взятую за основу разработчиками стандартов: «Руководствоваться при образовательных реформах запросами и реалиями сегодняшнего дня — значит остановиться в развитии. В стандарты образования должна быть заложена модель будущего».

Такая модель будущего определяется компетенциями XXI века. Сегодня в значительной степени изменились требования к образован­ному человеку. Актуальным становится формирование личностной готовности и способности к непрерывному образованию, форми­рованию компетенций, востребованных на рынке труда. Можно сказать, что главная компетентность, которая должна быть сформи­рована у выпускника школы, — это «компетентность к обновлению компетенций».

В условиях повышения мобильности, развития миграционных процессов все более значимым становится формирование граж­данской идентичности молодых россиян, формирование духовно-нравственных основ.

Обязательными становятся компетенции по владению инфор­мационными технологиями.

Если стандарты первого поколения были ориентированы на со­хранение единого образовательного пространства страны и обеспечение доступности образования в пределах минимального достаточного уровня его содержания, то новые стандарты направлены на переход к парадигме вариативного, развивающего, смыслового образования.

В отличие от стандартов первого поколения:

впервые основой и условием эффективного внедрения стандарта в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель школы;

впервые стандарт предусматривает внеурочную занятость и вклю­чение дополнительного образования в качестве неотъемлемого компонента общего образования;

впервые объектом стандартизации стало не содержание обра­зования, ориентированное на достижение относительно частных предметных образовательных результатов, а система требований к образовательным результатам - личностным, метапредметным, предметным.

Пять лет работы дают нам право утверждать, что ФГОС — качественно новый этап в развитии подходов к проектированию образования.

Так, впервые стандарт разрабатывается как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не только к пред­метному содержанию образования. Свидетельством этого является то, что решаются новые системные задачи:

реализация новых типов содержания образования (например, интегрированного);

создание новой образовательной среды (в том числе — сетевой, межбюджетной, межведомственной);

подготовка учителя, способного овладеть технологиями, обеспе­чивающими достижение планируемых результатов;

мотивация учителя на непрерывное профессиональное совер­шенствование;

организация и осуществление образовательного процесса, обе­спечивающего формирование у выпускников компетентностей, со­ответствующих современным требованиям;

построение новых эффективных систем воспитания;

внедрение новых, адекватных требованиям ФГОС технологий управления;

создание эффективных систем оценки качества образования.

ФГОС сконструирован как система рамочных ограничений, внутри которых могут быть реализованы различные модели образования. При этом:

учителю предоставляется свобода в выборе путей, средств, спосо­бов достижения результатов, использовании и разработке технологий реализации основных образовательных программ;

ученику предоставляется возможность выбора образовательного маршрута, индивидуального учебного плана, индивидуальной об­разовательной программы.

И еще один общеизвестный постулат. Ведущие принципы ФГОС - принципы преемственности и развития, которые реализуются в трех компонентах стандарта: требованиях к результатам освоения основных образовательных программ;

требованиях к структуре основной образовательной программы;

требованиях к условиям реализации основной образовательной программы.

Первый, ведущий и системообразующий компонент стандарта, — требования к результатам.

Требования представлены описанием предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

Принципы преемственности и развития в данном компоненте реализуются следующим образом: если метапредметными резуль­татами в начальной школе выступают освоенные универсальные учебные действия, ключевые компетенции и межпредметные по­нятия, то в среднем звене добавляется способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике. В старшей школе развиваются компетенции самостоятельного планирования учебной деятельности, построения индивидуальной образовательной траектории, осуществления учебно-исследовательской, проектной, информационной деятельности.

Аналогично данный принцип реализуется при формировании личностных и предметных результатов.

На федеральном уровне определены требования к результатам, а задачей образовательной организации становится проектирование системы оценки достижения планируемых образовательных резуль­татов. Это одна из самых важных и одновременно, сложных задач, стоящих перед школой и педагогами. Сложность ее заключается в том, что в прежнем стандарте под образовательными имелись в виду только предметные результаты, а в новом стандарте, как было сказано, рассматриваются еще и личностные, и метапред-метные результаты.

Поэтому, помимо привычных предметных контрольных работ, теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика проявления не только познавательных, но и коммуникативных и регулятивных действий1.

Новый стандарт и сопровождающие его документы предполагают переход на так называемое формирующее оценивание, которое за­рекомендовало себя наиболее эффективным средством повышения образовательных достижений каждого учащегося и, более того, по­зволяет сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьезные затруднения в обучении.

Формирующее оценивание базируется на следующих основных положениях:

обеспечение эффективной обратной связи;

использование интегрированной оценки, в том числе портфолио и дифференцированной оценки отдельных аспектов обучения;

включение в процесс оценивания самоанализа и самооценки обучающихся.

В процессе формирующего оценивания ученику отводится активная роль. Учителя помогают ему осознать, как он учится, и находить наилучшие стратегии и способы для своей учебной деятельности. В результате у учеников последовательно форми­руются важнейшие умения, которые в новом стандарте отнесены к общеучебным, например:

  • умение анализировать и понимать новую информацию;
  • умение впитывать новые идеи и концепции;
  • умение оценивать свои результаты и результаты однокласс­ников, соотнося их с учебными целями и критериями качества обучения.

Формирующее оценивание — неотъемлемая составляющая новых стандартов. В программы курсов повышения квалификации учителей начальных классов, которые все учителя прошли перед началом работы по новым стандартам, был включен модуль, раскрывающий базовые принципы, формы, методику формирующего оценивания. Вместе с тем, грамотно, планомерно и осознанно его применяют далеко не все учителя, что становится очевидным при посещении уроков, бесед с учителями, анализе результатов проверочных работ. Считаем, что рассмотрение практических аспектов формирующего оценивания достижений учащихся, разработки нового оценочного инструментария должно обязательно состояться в ходе августовских педсоветов. Несколько слов о проведении и результатах единого государствен­ного экзамена в этом году. В Тамбовской области была проведена большая подготовительная работа по повышению объективности результатов ЕГЭ. Пункты проведения экзамена были оснащены металлодетекторами и камерами видеонаблюдения: наблюдение велось в режиме on-line; создан ситуационный центр; работали Штабы по обеспечению соблюдения порядка проведения ЕГЭ; организовано видеонаблюдение в аудиториях и в пунктах приема экзамена; осуществлено широкое общественное наблюдение; ор­ганизована информационная кампания в региональных средствах массовой информации.

Несмотря на то, что снизились собственные показатели по 10 учебным предметам, они остались выше, чем в среднем по Рос­сии.

В соответствии с поручением Министерства образования и науки РФ нам предстоит провести анализ результатов ЕГЭ и ГИА и раз­работать комплекс мер по повышению качества преподавания всех учебных предметов.

Позвольте поблагодарить всех организаторов ЕГЭ, экспертное сообщество, общественных наблюдателей, чьи совместные усилия позволили провести итоговую аттестацию без серьезных нарушений и замечаний со стороны контролирующих органов.

Рассмотрим следующий компонент стандарта — требования к структуре основной образовательной программы.

Напомню, что в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», основная образовательная программа ступени образования (начального общего, основного обще­го, среднего (полного) общего образования) является единственным нормативным документом в школе, определяющим содержание и организацию образовательного процесса с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и за­просов обучающихся (далее — Программа).

Программа разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно на основе примерной программы и отражает осо­бенности конкретного учреждения. По сути, она призвана задавать новый формат жизни школьников и учителей и новый формат управ­ления школой Разработка Программы — это серьезная аналитическая, проекти­ровочная деятельность всего педагогического коллектива, админи­страции и родительской общественности школы. Программа должна стать для всех субъектов образовательного процесса программой действий, направленных на достижение качественных результатов.

Обозначу ряд принципиальных позиций по разработке и реали­зации Программы:

во-первых, методологической основой стандарта является системно-деятельностный подход, что должно быть отражено в Про­грамме при описании целей, способов и средств действий как учащихся, так и педагогических работников.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Отличает данную систему обучения то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных воз­можностей, которые позволяют учащемуся вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи. Выход на зону ближайшего развития осущест­вляется через постановку учебных задач. Учитель руководит поиском ответов на поставленный вопрос или учебную задачу: предполагается помощь, а не подсказка. Деятельность школьника в рамках своей зоны ближайшего развития предусматривает использование им до­полнительных сведений из вспомогательных источников (словарей, справочников, энциклопедий), с которыми ученик работает само­стоятельно. Работа ученика с учетом зоны ближайшего развития способствует повышению уровня самоконтроля, саморегуляции и планирования собственной деятельности в условиях контроля и помощи со стороны учителя. Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие;

во-вторых, при разработке учебного плана, который является механизмом реализации Программы, значительное внимание должно быть уделено проектированию вариативной части. Нет необходи­мости сейчас останавливаться на возможных соотношениях часов обязательной и вариативной частей учебного плана, — каждая школа имеет право устанавливать их самостоятельно (в заданных стандартом рамках). Обращаю ваше внимание на следующее.

Сверх норматива в рамках внеучебной образовательной дея­тельности (во второй половине дня) по желанию учащихся и их родителей могут реализовываться дополнительные образовательные программы как предметной, так и воспитательной и социальной направленностей. Это чрезвычайно важная инновация, создающая усло­вия для формирования собственного социально-культурного опыта межэтнических отношений, коммуникативных компетенций.

Необходимо отметить, что на уровне образовательных учрежде­ний наметилась тенденция к смешению и, более того, к подмене таких понятий, как «дополнительное образование» и «внеурочная деятель­ность». Дополнительное образование имеет свою дополнительную образовательную программу, а внеурочная деятельность входит со­ставной частью в основные образовательные программы уровней общего образования. Отсюда педагогические цели и задачи этих двух видов программ должны быть разные.

С апреля 2014 года на сайте Минобрнауки России проводит­ся общественное обсуждение Концепции развития дополнительного образования детей. Это очень важный документ и сам по себе, и в контексте введения ФГОС. Необходимо организовать обсуж­дение Концепции не только в среде педагогов, но и с широким привлечением родительской общественности, поскольку дополни­тельное образование направлено непосредственно на удовлетворение индивидуальных запросов детей и родителей.

Разработанный школой учебный план должен позволить эф­фективно реализовывать современные образовательные техноло­гии и обеспечить оплату учителям не только учебных часов, но и внеучебных видов образовательной деятельности. В этой связи в очередной раз акцентирую внимание на необходимость перевода школы в режим «полного дня» работы, в том числе за счет оказания платных образовательных услуг.

Анализ программ, разработанных в образовательных учреждениях области, показывает, что их недостатки чаще всего связаны с неуме­нием отразить особенности своего образовательного учреждения без учета социального заказа родителей, традиций, с упрощенным представлением о новых образовательных результатах учащихся и недостаточной их конкретизацией. К сожалению, образовательные программы разных школ часто очень похожи друг на друга, так как фактически копируют Примерную основную образовательную программу. В учебном плане и в содержании рабочих программ учебных пред­метов зачастую не находит реального отражения стратегия реализации междисциплинарных программ, предусмотренных ФГОС программы формирования универсальных учебных действий, программы про­ектной и исследовательской деятельности.

Все еще содержание части образовательной программы, форми­руемой участниками образовательного процесса, определяется без должного учета социального заказа и специфики образовательного учреждения.

Раздел «Планируемые результаты» в соответствии с требованиями ФГОС должен конкретизировать содержание планируемых результа­тов применительно к этапам обучения, выделяемым в рамках данной ступени обучения (для общеобразовательных предметов, как правило, по годам обучения; для метапредметных результатов — для этапов обучения 5-6 кл., 7-8 кл., 9 кл.). Однако такая конкретизация нередко отсутствует, что затрудняет выстраивание логики движения к конечным результатам в ходе образовательного процесса. Содер­жание планируемых результатов в большинстве случаев не отражает также специфику целей и условий организации образовательного процесса в конкретном учреждении, даже если такая специфика реально присутствует.

В содержании раздела «Система оценки образовательных дости­жений» можно выделить следующие недоработки:

не приводится четкое описание инструментария и процедур оценивания, границ и условий применения оценки (требования ФГОС — приводить в приложении к программе примеры типовых заданий для оценки разных групп планируемых результатов);

практически всегда отсутствует информация о системе оцени­вания для учебных курсов, вводимых в учебный план самим об­разовательным учреждением;

зачастую содержание раздела не дает четкого представления о том, как именно в образовательной организации будут органи­зованы отслеживание и фиксация динамики индивидуальных об­разовательных достижений.

Таким образом, при наличии программ во всех школах, уро­вень их проработанности и качество содержания вызывают много вопросов. Третий основной компонент стандарта — требования к условиям реализации основной образовательной программы. Данный раздел Программы должен содержать:

  • описание кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических условий и ресурсов;
  • обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с целями и приоритетами основной образовательной программы; механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;
  • сетевой график (дорожную карту) по формированию необхо­димой системы условий;
  • систему оценки условий.

Несомненно, что в совокупности Требований к условиям и ресурсному обеспечению реализации основной образовательной программы стержневыми являются требования к кадровым ресурсам ввиду их ключевого значения.

Кадровый потенциал составляют:

педагоги, способные эффективно использовать материально-технические, информационно-методические и иные ресурсы реали­зации основной образовательной программы, управлять процессом личностного, социального, познавательного, коммуникативного развития обучающихся и процессом собственного профессионального развития;

школьные практические психологи, деятельность которых опреде­ляется потребностями создания психологически безопасной об­разовательной среды, проектирования зоны ближайшего развития, установления реальной картины и проблем личностного, социаль­ного, познавательного, коммуникативного развития обучающихся, психологического обеспечения деятельности учителя, других субъ­ектов образования по достижению современных образовательных результатов в начальной школе;

администраторы, ориентированные на создание системы ресурс­ного обеспечения, управляющие деятельностью школы как единого социокультурного организма, способные генерировать, воспринимать и транслировать инновационные образовательные идеи и опыт.

Часто задают вопрос «Должны ли школы вводить ставки тью­торов?» В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Рос­сийской Федерации» установление штатного расписания и распре­деление должностных обязанностей отнесено к компетенции самого образовательного учреждения. Поэтому решение вопроса о введении должности тьютора в образовательном учреждении зависит от самого образовательного учреждения, за исключением требований, устанав­ливаемых п. 19.3 ФГОС НОО и п. 18.3.1 ФГОС 000.

Согласно этим требованиям в случае использования в образова­тельном учреждении индивидуальных учебных планов, которые могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (за­конных представителей), реализация данных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения.

Институтом повышения квалификации проводятся курсы по подготовке педагогов к тьюторской деятельности, на которых за два последних года обучено 130 человек. По большому счету, системно-деятельностный и личностно ориентированный подходы невозможно реализовывать, не владея основами тьюторской деятельности.

Относительно материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.

Образовательное учреждение обязано сформировать образова­тельную среду, создать условия, необходимые для развития лич­ности.

Требования к материально-техническому обеспечению включают в себя параметры и характеристики:

  • санитарно-гигиенических условий процесса обучения (темпе­ратурный, световой режим и т. д.);
  • комфортных санитарно-бытовых условий (наличие оборудо­ванных гардеробов, туалетов, мест личной гигиены и т. д.);
  • пожарной и электробезопасности, охраны труда,  выполнения необходимых объемов текущего и капитального ремонта;
  • образовательной среды, адекватной развитию ребенка (эсте­тические условия, оформление школы, кабинетов, пришкольной территории).

Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:

реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности; включения обучающихся в проектную, конструкторскую и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспери­ментов, в том числе с использованием: учебного лабораторного обо­рудования; цифрового (электронного) и традиционного измерения, включая определение местонахождения; виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основ­ных математических и естественно-научных объектов и явлений;

художественного творчества с использованием ручных, электри­ческих и ИКТ-инструментов и таких материалов, как бумага, ткань, нити для вязания и ткачества, пластик, различные краски, глина, дерево, реализации художественно-оформительских и издательских проектов, натурной и рисованной мультипликации;

наблюдений, наглядного представления и анализа данных; исполь­зования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;

физического развития, систематических занятий физической культурой и спортом, участия в физкулыурно-спортивных и оздо­ровительных мероприятиях;

размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения;

планирования учебного процесса, фиксации его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспери­ментов);

выпуска школьных печатных изданий, работы школьного теле­видения;

организации качественного горячего питания, медицинского об­служивания и отдыха обучающихся и т. д.

Все указанные виды деятельности должны быть обеспечены расходными материалами.

Образовательное учреждение обязано также способствовать развитию социально-воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие ученического самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных обществ.

Данное направление развития учащихся необходимо спроеци­ровать в конкретную внеурочную деятельность и финансировать в виде конкретного количества часов, включенных в индивидуальный учебный план каждого обучающегося. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и электронными изданиями основной учебной литературы по всем образовательным областям учебного (образовательного) плана, изданными за последние 5 лет. Необходимо учитывать, что при использовании электронных изданий образовательное учреждение должно обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в ком­пьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин, а также свободный доступ в Интернет.

В большинстве школ такая возможность есть. В настоящее время в школах области на 1 компьютер приходится 7 обучающихся. Это один из самых высоких показателей в Российской Федерации.

Есть и опыт работы в системе электронного образования. В дис­танционное обучение включены 3045 школьников. Продолжается работа по дистанционному обучению английскому языку (2719 чел.), апробация электронных учебников (1316 чел.). Обучаются дистан­ционно 228 детей-инвалидов.

Вместе с тем в этом году нам не удалось решить системно во­прос о переходе на электронные учебники обучающихся 4-х классов, хотя работа в этом направлении проводилась. Считаем, что основная причина - неготовность, а правильнее сказать - необоснованные опасения учителей снижением успеваемости при переходе на новые образовательные технологии. В ряде случаев - нежелание отказаться от привычных моделей обучения. Должна сказать, что вопрос о вве­дении электронного обучения не снимается с повестки дня, работа должна быть продолжена, и этот вопрос необходимо также вынести на обсуждение педагогической общественности в ходе проведения августовских педсоветов.

За последние пять лет произошли кардинальные изменения в материально-техническом оснащении школ. Ежегодно в строй вво­дится не менее одной новой современной школы и нескольких дет­ских садов. В Тамбовской области достигнуты значения показателя ФЦПРО по доле образовательных организаций, в которых созданы условия, соответствующие современным требованиям, — 73 %.

Большое внимание отводится созданию как в школах, так и в детских садах доступной среды для детей-инвалидов. К 30-ти ранее оборудованным школам в этом году добавятся еще 20. Эффект реализации данной Государственной программы очевиден: в 2014 году в школах области будут обучаться 1009 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, из них впервые придут в школу 384 ребенка. Ранее в школы ежегодно приходили не более 15—20 детей данной категории.

Мы понимаем все сложности включения детей-инвалидов в школьную среду, работаем в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки РФ, обеспечиваем тьюторское и психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка-инвалида. За основу взят средовый подход к организации обра­зовательного процесса. И в школах, и в детских садах формиру­ются развивающие среды (информационная, естественно-научная, гуманитарно-лингвистическая, коммуникативная, проектно-техно-логическая и т. п.), которые способствуют повышению мотивации обучающихся, интеграции всех видов образовательной и развиваю­щей деятельности, планированию жизненной перспективы.

В этой связи значительная роль при реализации основной образовательной программы отводится созданию психолого-педагогической среды образовательного учреждения.

При формировании этой среды должны быть созданы условия, обеспечивающие:

преемственность содержания и форм организации образова­тельного процесса по отношению к каждой ступени общего об­разования;

учет специфики возрастного психофизического развития обу­чающихся;

формирование и развитие психолого-педагогической компетент­ности обучающихся, педагогических и административных работни­ков, родительской общественности;

вариативность направлений психолого-педагогического со­провождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формиро­вание ценности здоровья и безопасного образа жизни; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникатив­ных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников);

диверсификацию уровней психолого-педагогического сопро­вождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);

вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, про­свещение, экспертиза).

Анализируя психолого-педагогические условия, которые должны быть созданы в образовательном учреждении, становится очевидной необходимость усиления служб практической психологии. Коллеги, если нет возможности ввести в штатное расписание ставку психо­лога, решайте вопрос иначе. Уже несколько лет мы говорим о не­обходимости создания некоммерческих организаций, которые на договорных отношениях будут выполнять заказы образовательных учреждений, в том числе и психологическое сопровождение введения ФГОС. Такая работа в территориях не организована.

Завершая тему по основным образовательным программам, напомню, что образовательные учреждения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы (в части состава дисциплин (модулей), установленных в учебном плане, или (и) в части содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ учебной, общественно полезной и социальной практик, или (и) методических материалов, обеспечи­вающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом развития психолого-педагогической науки, техники, куль­туры, экономики, технологий и социальной сферы, придерживаясь рекомендаций по обеспечению гарантии качества в общем образо­вании. Гарантиями качества выступает комплекс таких мер, как:

  • разработка стратегии по обеспечению качества образования выпускников;
  • мониторинг, периодическое рецензирование образовательных программ;
  • разработка объективных процедур оценки уровня предметных знаний и умений обучающихся и ключевых компетентностей вы­пускников; •  обеспечение компетентности педагогического состава;
  • регулярное проведение самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопостав­ления с другими образовательными учреждениями;
  • информирование общественности о результатах своей деятель­ности, планах, инновациях.

Остался год до введения в штатном режиме ФГОС основного общего образования, чуть позже — ФГОС среднего (полного) общего образования. Необходимо еще раз на всех уровнях управления об­разованием проанализировать проделанную работу, сделать выводы, направить все силы на создание условий, обеспечивающих высокие результаты и эффективность образовательного процесса.

В рамках коллегии пройдут три круглых стола: по проблеме введения ФГОС дошкольного образования; об актуальных вопро­сах общего и дополнительного образования; о введении профес­сионального стандарта педагога, как инструмента оценки качества работы педагога.

В ходе работы круглых столов нам предстоит обсудить наиболее актуальные проблемы, существующие на данном этапе, разработать комплекс конкретных мер по достижению запланированных по­казателей, характеризующих качество дошкольного и общего об­разования нашей области.

В завершении выступления позвольте мне от лица всей педаго­гической общественности поблагодарить главу администрации области О.И. Бетина за огромную работу, постоянное внимание и решение насущных проблем нашей системы.

Поздравляю всех педагогов, директоров школ, детских садов, администраторов образования с наступающим учебным годом. Желаю всем успехов в работе, здоровья, оптимизма и веры в будущее!

 

1 Регулятивные действия — целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. Совершенно новым для массовой школы является вводимая но¬выми ФГОС диагностика результатов личностного развития.

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

© 2017