- В.А. ИЛЮХИНА: «ИМИДЖ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
 
ГЛАВНАЯ
СРОЧНО В НОМЕР!
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
  ГЛАВНАЯ arrow ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ arrow В.А. ИЛЮХИНА: «ИМИДЖ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
    
Версия для печати Печать...

11.09.2014

— Вера Алексеевна, сегодня широко обсуждается, какой должна стать школа в XXI веке. Что нужно сделать, чтобы школа стала «хорошей»? Какой Вы видите современную школу?

— На современном этапе развития российского общества в свете реализации «Стандартов второго поколения» актуальной задачей становится необходимость оптимизации образования, ее совершенствование. Новая система требований к результатам образования не должна быть оторванной от реальных результатов образовательной программы.

Мы живем в век возрастания информационного объема, который необходим нам для совершенствования технологий и уровня требований к базовой основе профессиональной подготовки. Все это ставит перед нами задачу, направленную на поиски более мобильной системы непрерывного образования, направлений перестройки.

Хорошо понимая, что усложнение содержания учебного материала школьного образования, перегруженность учащихся (особенно начальной школы) ведет к риску соматического, нервно-психического и психологического здоровья детей, мы должны так организовать учебную нагрузку, чтобы не было снижения качества образования. Сегодня современный учитель должен искать новые формы и пути внедрения идей развивающего обучения в школу. У современного школьника уже на выходе из первой ступени обучения должно быть успешно сформировано умение учиться.

Ведущей ролью для усвоения знаний должна стать роль учебного сотрудничества. Освоение отдельных учебных предметов с помощью действий и операций уже в начальной школе должно быть дополнено универсальными (метапредметными) учебными действиями. Что мы под этим подразумеваем? Подразумеваем состояние ученика на уроке. Каким он должен быть в учебном процессе? Пассивным слушателем и хорошим исполнителем, или активным деятелем, который получает знания не в готовом виде, а овладевает ими процессе познавательной и исследовательской деятельности? Конечно - да! Мы стремимся взращивать активных обучающихся. Именно активность в учении изменяет представления о содержании взаимодействия ученика с учителем.

Сегодня уже первоклассники обладают большей информацией (изменилась их социальная ситуация развития), теперь уроки не являются основным источником информации об окружающем мире. СМИ оказываются существенным фактором формирования картины мира. Дети обладают большей эрудицией, кругозором. Доступность Интернета приводит к обладанию объемной информацией, воспринимаемой детьми, к сожалению, не всегда оказывающей положительное воздействие на их возрастные и психологические особенности.

Дошкольные виды деятельности, в частности сюжетно-ролевая игра, не занимают в жизни ребенка подобающее место. А это, в конечном итоге, ведет к трудностям развития произвольного внимания, образного мышления, поведенческих проявлений, мотивационной сферы. Стремление к умственному развитию может утратить возможность полноценного духовно-нравственного воспитания и личностного развития.

Первым и важнейшим условием перехода общеобразовательного учреждения на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения является понимание администрацией и педагогическим коллективом сущности и основных принципов новых подходов к организации образовательного процесса и осознание необходимости овладения новыми педагогическими технологиями в условиях стремительно развивающегося общества.

Как руководитель комплекса (в нем насчитывается около 1700 детей, и среди них 350 дошкольников), я поставила перед собой цель создать школу, в которую будут стремиться дети и родители; школу, в которой будут давать прочные знания, в которой будут не образовывать дополнительно, а гармонично развивать способности, одаренность, талант. Школу, в которой все будет красиво и содержательно внутренне и внешне, где все будет строиться на вере, надежде и любви. Вселить веру можно только тогда, когда веруешь сам; научить любви может тот, кто сам обладает этой самой ценностью; воспитать духовно-нравственного ученика может только духовно-нравственный учитель. Не завидовать, быть трудолюбивым, инициативным, заботиться о коллективе, мыслить альтернативно, гибко, видеть точки роста, находить нестандартные решения, формировать свой стиль мышления и коммуникации с окружающими - все это и многое другое предстоит решить.

Сегодня много говорится о школе 21 века. И это правильно. Меняется время, условия, технологии, система. Только не система человеческих ценностей: отношение к природе, к Родине, к матери, к своей истории, и культуре своего народа, людям разных национальностей, которые живут рядом с тобой и думают о твоем будущем. Нужно помнить об этом каждый раз, когда мы находимся с нашими детьми. Очень важно сегодня сохранить в наших детях эти человеческие ценности.

— Применительно к Новой школе часто звучит такое понятие, как «имидж образовательной организации». Как Вы можете его охарактеризовать, что это такое?

— Имидж современного образования – это интегрированное понятие, оно складывается из различных составляющих – имиджа образовательного учреждения, имиджа педагога, имиджа территориальной системы образования.

Можно выделить основные структурные компоненты имиджа школы: качество образовательной деятельности – предоставляемой образовательной услуги, имидж директора и администрации образовательного учреждения, имидж педагогического и вспомогательного персонала, визуальный имидж, социально-психологический имидж, образовательный маркетинг образовательного учреждения и другое.

Для проведения комплексной, целенаправленной работы по повышению имиджа школы, администрации необходимо сформулировать конкретные задачи и пути их решения:

определить структурные элементы и средства, обеспечивающие формирование компонента имиджа;

выделить ключевые системообразующие составляющие выбранного компонента;

обозначить привлекательность данного компонента для потребителей: учителей, учащихся, родителей, общественности;

разработать стратегию создания структурного компонента имиджа.

Сегодня даются широкие возможности для определения направления школы: формирование своего учебного плана, своего штатного расписания. Сегодня школа сама решает и выбирает свой путь развития в полном согласии с детьми и их родителями. Имидж - это составляющая, это образ, это душа, это внутренний мир школы, и от богатства этого внутреннего мира и зависит востребованность учреждения родителями.

— Что нужно сделать, чтобы создать положительный образ школы? Как сформировать имидж образовательной организации?

— Принципы формирования позитивного имиджа должны соответствовать Программе развития образовательного учреждения, его внутреннему имиджу, современному этапу развития общества и при этом учитывать особенности различных групп потребителей образовательных услуг и партнёров.

Для проведения комплексной, целенаправленной работы по повышению имиджа школы, администрации необходимо сформулировать конкретные задачи и пути их решения:

  • определить структурные элементы и средства, обеспечивающие формирование компонента имиджа;
  • выделить ключевые системообразующие составляющие выбранного компонента;
  • обозначить привлекательность данного компонента для потребителей: учителей, учащихся, родителей, общественности;
  • разработать стратегию создания структурного компонента имиджа.

Что касается нашей школы, именно вопрос привлекательности образовательной организации для родителей, учащихся, для жителей всего микрорайона в целом рождал многие творческие идеи еще на этапе планирования и строительства здания школы.

— Каковы основные ориентиры развития Вашей школы?

— Основное направление образования в школе - адаптация учащихся к жизни в современном обществе на основе общего основного и полного образования в рамках государственных стандартов, обеспечивающих становление и развитие личности ребенка. Главный акцент в своей деятельности школа, исходя из неоднородности контингента ее учащихся, делает на учете индивидуальных особенностей каждого ребенка. Иными словами, построение образовательного процесса и технологии обучения подбираются таким образом, чтобы каждый ученик с учетом его личностных возможностей был вовлечен в активную учебную деятельность в зоне его ближайшего развития, чтобы каждый учащийся чувствовал себя в школе комфортно и максимально получал в ней все для своего развития личности.

В соответствии с этим цель школы состоит в создании образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик вне зависимости от своих психолого-физиологических особенностей, учебных возможностей, склонностей и ориентации мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения. Для этого приоритетным в деятельности школы и каждого учителя должен стать ресурсный подход. При таких подходах знания и способы деятельности, усваиваемые ребенком, становятся средством, развития личности и, следовательно, могут варьировать в образовательном процессе.

Наряду с обозначенными целями следует выявлять наиболее способных и одаренных детей; создавать условия для развития индивидуальных способностей каждого ребенка, формировать в детях потребность к самообразованию и саморазвитию. Готовить учащихся к получению высшего образования, к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности. Через гимназическое образование реализовывать интеллектуальное, нравственное развитие, формировать навыки поискового мышления, готовить к активной, инициативной деятельности. Формировать личность, конкурентоспособную на рынке труда, эмоционально устойчивую, позиционированную на успешность, способную противостоять неудачам и неуспешности.

В нашей школе мы стремимся поддерживать образовательные ценности школы:

  1. Ребенок самоценен. Учитель не формирует личность, а создает условия для ценностных проявлений внутреннего мира ребенка, учитель не ведет, а идет рядом и впереди, он сотрудничает с ребенком, раздумывает вместе с ним над проблемами, вслушивается в него и принимает его таким, каким он пришел.
  2. Учитель воздерживается от нравственных оценок личности, он дает ребенку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поисках истины.
  3. Учитель стремится гуманизировать и гуманитаризировать образовательное пространство. С этой целью осваиваются гуманистические развивающие образовательные технологии.
  4. Учитель организует работу учащихся в школе, исходя из гуманистических принципов:
  •   ребенок учится только через действие;
  •   ребенок имеет свои индивидуальные возможности учебной деятельности;
  •   ребенок осваивает мир в целостном восприятии;
  •   ребенок учится от другого ребенка так же, как и от учителя на уроке;
  •   ребенок успешен в учении, когда ему хорошо;
  •   ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют.

Содержательная составляющая - вот то, что, как мы считаем, и делает нашу школу такой привлекательной для многих.

Успехов в своей деятельности добиваются те организации, которые не только повышают образовательный уровень своих выпускников, но и умело обеспечивают рост престижа своего образовательного учреждения за счет современного становления гражданского и национального самосознания детей. В условиях конкурентной среды повышение имиджа школы отвечает интересам, как ближайшего социума, так и самого образовательного учреждения. Для школы это позволяет не только сохранить контингент, но и привлечь дополнительных учащихся. А за учеником, как известно, следует финансирование. В свою очередь, это даёт возможность привлечь высококвалифицированных педагогов и обеспечить им профессиональное развитие и социальную стабильность; расширить круг создаваемых инновационных проектов и других решаемых задач. На этой основе создается доверие к образовательному учреждению со стороны социума, оно становится центром культурной и социальной активности и, наконец, у него появляется возможность стать конкурентоспособным среди образовательных учреждений не только района, но и округа, города.

С первых дней деятельности школы коллектив уделяет большое внимание экологическому воспитанию. Экологическое воспитание учащихся (по сути, нравственное воспитание) - это любовь к Родине. Любить природу - значит беречь ее, больше узнавать о ней, о законах ее развития. Мы выстраиваем концепцию своей работы с учетом экологического образования, причем во всем многообразии его форм, на всех уровнях воздействия.

Пройдя через школьную жизнь, ребенок должен, если не прикоснуться ко всему, то увидеть вокруг себя как можно больше, и постараться попробовать свои силы в том, что ему показалось наиболее интересно. И только потом, чаще только в конце школьного пути понять, что для него важнее, к чему он стремится в жизни, где он видит свое место на земле.

Хорошо или плохо необдуманно поворачивать реки вспять, рыть каналы, вырубать леса, осушать болота?.. Современная школа, ориентированная на личность ребенка, должна выстраивать концепцию своей работы с учетом экологического образования, причем во всем многообразии его форм, на всех уровнях воздействия.

Для того, чтобы уберечь свою живую планету от разрушения, истощения, гибели, надо жить на ней по экологическим законам. Этим законам мы и обучаем своих учеников. От нашего внутреннего мира, устремлений души и сердца зависят те нити, которые мы протягивает сами и учим протягивать своих учеников к Природному Дому. Будем ли мы добрыми людьми, умными созидателями, пассивными наблюдателями или разрушителями - это наш выбор. И это тоже экология. Только Экология Человеческой души. Для сохранения Природного Дома эта экология сегодня одна из самых главных. Экология бесконечна, как жизнь, а жизнь постоянно задает вопросы и учит людей отвечать на них.

— С имиджем образовательной организации понятно, а как Вы думаете, имидж современного российского образования в целом можно описать?

— Имидж современного российского образования - это высокий уровень качества образования, который получает ученик в образовательной организации, личная траектория развития ребенка, Но помимо образования, в которое входит и обучение, и воспитание - есть еще другие каноны, не менее важные.

Сегодня как никогда необходимо уделять значительное внимание готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, видеть общие цели и сотрудничать для их достижения.

Формирование гражданского и национального самосознания, толерантного поведения в поликультурном мире – это одна из первостепенных задач современного российского образования. Нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей должно стать нормой в российских школах.

Конечно, нельзя оспаривать факт, что в становлении этих ценностей, прежде всего, большую роль играет семья, а уж потом друзья, школа, которой сегодня отводится более значительное место в жизни человека.

Современное общество динамически развивается, создаются новые наукоёмкие технологии, целые отрасли народного хозяйства. Промышленности требуются специалисты новых профессий. Это является объективной предпосылкой модернизации образования, которое должно не только не отставать от развития общества, но фактически опережать его, создавая для страны новый кадровый потенциал, который будет способен решать поставленные задачи.

В свете выше изложенного высветились объективные причины необходимости модернизации образовательной сферы в современном обществе. Назову лишь некоторые.

На фоне глобализации социальных сетей, выражающейся в высокой доступности всех социальных сфер, происходят изменения и соответствующих ориентиров - выпускники школы должны обладать социальной и правовой компетенциями.

Для всех участников образовательного процесса стремительно расширяется образовательное пространство. Накопление объёма информации вызывает необходимость формирования у участников образовательного процесса компетенции эффективной работы с информационными потоками, способности распределения информации на качественную, некачественную, важную и второстепенную.

Постоянное появление в арсенале системы образования и общества в целом, инновационных технических и цифровых инструментов ставит перед педагогическим сообществом проблему реального отставания внедрения новых технологий в образовательный процесс. Как следствие, возникает риск несоответствия образовательной среды социальному запросу общества.

Значит, нужны мощные методические ресурсы для переподготовки кадров в области освоения нового образовательного инструментария. Но тут возникает опасность подмены содержательного аспекта образования модными техническими новинками. Возрастает потребность гармоничного соотнесения опыта традиционных педагогических технологий с технической инноватикой при обязательном соблюдении принципов здоровьесбережения.

Открытый доступ к различным образовательным системам мира и усиление реальной их конкуренции размывает границы сложившихся образовательных систем. Как следствие данного процесса на сегодня ощущается нехватка научно-обоснованных стратегий, что вызывает необходимость, с одной стороны, вынужденного заимствования, при этом необходимости сочетания и сохранения лучшего педагогического опыта российского образования, т.е. рационального внедрения опыта других систем с учётом действительных обоснованных потребностей общества.

В новых условиях требования социума к образованию молодёжи растут, а значит, растут и требования к образовательным учреждениям. Возникает нормальная конкуренция на рынке образовательных услуг, а, следовательно, возрастает и значимость имиджа образовательного учреждения в частности и российского образования в целом. Говоря о имидже российского образования, я бы сегодня и коснулась имиджа семьи. В его формировании школа тоже должна принять участие. Работа с родителями сейчас также важна: они должны понимать, что ответственность за формирование личности ребенка лежит и на них. Но это уже отдельная большая тема. В нашей организации ведется большая работа по формированию имиджа семьи через многие социальные проекты. Это позволяет нам формировать патриотизм, духовность, повышать уровень культуры, с которой школа выпускает человека в жизнь. Можно быть образованным, но не человечным, быть духовно богатым, но иметь низкий уровень знаний. Важны все составляющие, которые формируют личность человека. Эта должна быть единая траектория развития, т. е. детский сад, плавно переходящий в школу, школа, плавно переходящая в колледж, в техникум или в вуз. Конечно, нужно давать возможность всем детям формировать свою личность соразмерно с их развитием.

— Вы сказали о семье, о включении семьи в образовательные, воспитательные процессы, как это происходит на практике? Каким образом Вы привлекаете родителей, ведь сегодня зачастую родители постоянно находятся на работе?

— Проблема занятости родителей существует. Наша школа не проводит какой-то специализированный отбор детей, она строилась специально для этого микрорайона, куда приезжали люди с разных сторон Москвы и в том числе из регионов. Школа находится за МКАД, поэтому еще при строительстве было понятно, что нужно создать такую среду, в которой ребенок может получить все по максимуму. Тем более помимо школы есть улица, есть СМИ, которые также влияют на формирование личности детей, есть то неформальное общение, которое удалено от взрослых, когда дети общаются между собой, есть социальные сети. О чем дети говорят, какие строят планы, понять зачастую сложно. Именно поэтому учителя должны вести большую работу с родителями. Это сложно и трудно. Важно, как учитель выстроит эту работу в начальной школе, как он их привлечет. В нашей школе много традиций как общешкольных, так и классных, проходит много мероприятий, На 70-80 % наши ученики задействованы в системе дополнительного образования. Дополнительное образование имеет все возможности отчитываться о проделанной работе, поэтому в конце года проходит «Фестиваль искусств»: в течение месяца каждый день на нашей сцене показываются костюмированные отчетные концерты, яркие и очень красивые. На них могут прийти родители, часто приезжают родственники. Для этого заранее дается объявление в школе и на официальном сайте.

Наши родители сами ставят спектакли для своих детей, устраивают совместные мероприятия под руководством педагогов, очень многие из них наши помощники в профориентационной работе, активные помощники ребятам в исследовательской деятельности...

Хороший пример всегда заразителен: один класс попробовал, другой класс думает, почему бы не сделать что-то подобное. Таким образом, мы привлекаем большую часть родителей к активной жизни. Здесь очень важна функция педагога: или он просто урокодатель, или все-таки он живет жизнью детей, имеет свое хобби, которым способен увлечь. Один, например, занимается танцами, другой – любитель бардовской песни. Есть и совместные с родителями выездные экскурсии, как правило, в другой город. Массовый выезд родителей с детьми, их общение очень важная составляющая в их воспитании. Каждая такая экскурсия обязательно чему-то учит.

— В связи с этим, каковы запросы родителей, самих учеников к Вашей образовательной организации, да и вообще к образованию?

— У наших родителей один из главнейших запросов к школе - запрос высокого качества образования. Школа предлагает им многомодульную образовательную сеть, создающую широкие возможности выбора учащимися индивидуальных образовательных программ. Наша образовательная система состоит из пяти модулей: дошкольное, начальное, основное, полное среднее и дополнительное образование. Система дополнительного образования – выполнение социального заказа микрорайона Северное Бутово. Школа ориентирована на построение индивидуального образовательного маршрута ребенка, личностно-ориентированный подход к обучению, развитию, воспитанию.

Из-за отсутствия в близлежащем районе учреждений дополнительного образования и дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях стало актуальным создание в школе блока работы с будущими первоклассниками. Дошкольное развитие представлено в виде групп раннего эстетического развития и программ развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Планета знаний».

В начальной школе активно функционирует авторская программа «Музей и культура», разработанная нашим учителем. За счет школьного компонента с первого года работы школы ведется третий двигательный час в начальной школе «Музыка и движение», функционирует этнографическая программа изучения истории русского быта, языка и культуры на базе школьного этнографического музея «Колесо истории», и программа «Умники и умницы», направленная на развитие познавательных и творческих способностей детей. Все это позволяет школе быть востребованной и привлекательной для родителей.

Для работы с одаренными детьми и поддержки основного образования работает широкая система элективных курсов, предметных кружков, факультативов - всего свыше 20.

В течение ряда последних лет в старших классах школа работает по индивидуальному учебному плану (ИУП). Введение его вобразовательный процесс с 10 класса было настоящим велением времени. В рамках ИУП ученик сам определяет для себя те дисциплины, которые он будет изучать на повышенном уровне и которые освоит только на базовом.

Сотрудничество с Высшей школой Экономики можно считать наиболее плодотворным: школа является базовой школой данного вуза. В нем обучается уже около 60 выпускников школы на семи факультетах. В основном на бюджетном отделении. Это стало возможным благодаря тому, что три вузовских педагога ведут в профильной социально-экономической группе занятия по высшей математике, экономике, русскому языку, учащиеся получают углубленные знания по английскому языку в рамках дополнительного образования.

— Расскажите подробнее, что дает сегодня школа обучающемуся дополнительно к стандарту образования? Что реализуется по дополнительному образованию?

Благодаря тому, что наша школа большая, а в большой школе всегда большие возможности, у нас хорошо развита сеть дополнительного образования. Платное дополнительное образование дает возможность материально поддерживать педагогов, стимулировать их труд. В большой школе при большем финансировании есть возможность привлекать в систему дополнительного образования профессионалов, а большое количество детей позволяет создать много разных направленностей.

В школе за 10 лет созданы четыре музея. Три из них сертифицированы: Военно-патриотический музей «Память» (развернута экспозиция «Суворовское наследие»), этнографический музей «Колесо истории», который уже упоминался, театральный – «Театральная гостиная».

Сеть дополнительного образования включает в себя девять направлений, более 50 кружков и студий. Четыре творческих коллектива имеют звание «Образцовый детский коллектив»: «Вдохновение» – ансамбль блокфлейтистов, «Любавушка» – ансамбль русской народной песни, «ФАРС» – театральная студия, «Арабеск» – балетная студия. С момента образования школы действует патриотический клуб «Ратник». Члены клуба занимаются поисковой работой, восстановлением памятников погибшим воинам, участвуют в проведении вахт памяти, в поисках останков наших солдат и их захоронении. В школе работают общественные объединения. Мы имеем широкий спектр сотрудничества как в городе, так и в стране и за рубежом. Основными подходами в организации воспитательного процесса являются принципы гуманистического воспитания.

Важной частью системы воспитательной работы является формирование и укрепление традиций школы. К традициям школы при этом мы относим не только мероприятия, циклично повторяющиеся и приуроченные к календарным датам, но и традиции, родившиеся в стенах школы:

  Час встречи со школой вчерашних выпускников 1 сентября в 21.00;
  Посвящение в первоклассники;
  Посвящение в гимназисты;
  День рождения школы 26 ноября;
  «Папа, мама, я - спортивная семья»;
  КВН между учителями и учащимися;
  Однодневный субботний выезд на природу учительским коллективом или экскурсионная поездка;
  «Алло, мы ищем семейные таланты!»;
  День рождения школьного Зимнего сада;
  Традиционные русские балы по окончании начальной школы;
  Масленица;
  Вахта памяти клуба «Ратник»;
  «Московская Завалинка» – вечерние встречи за чаем с интересными людьми, родителями;
  Ежегодная трудовая практика по благоустройству школьной территории;
  Ежегодный апрельский Фестиваль дополнительного образования и др.

— Одна из составляющих образовательной организации - учитель. Как вам удается сформировать имидж учителя в вашем учреждении? Каким, на Ваш взгляд, должен быть учитель сегодня?

— Во все времена в образе учителя аккумулировался нравственно-этический идеал эпохи, национальные, религиозные и культурные традиции, которые должны быть переданы последующим поколениям. С течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом (учеником, родителем, самим учителем) к личности учителя. Остается открытым вопрос, какие качества учителя должны быть постоянными, не зависящими от времени, а какие должны быть динамичными, «подвижными», необходимыми учителю-педагогу в связи с требованием времени.

В школе всегда были учителя-предметники и учителя-воспитатели; одни идут с предметом к детям, а другие с детьми идут к предмету. Это и есть сотрудничество. Воспитывая сотрудничеством сотрудничество, мы воспитываем коллективизм и целеустремленность. В сотрудничестве, если вдуматься, глубинно совпадают цели и средства, обучение и воспитание. Педагогика направлена на одно — дать ребенку уверенность в том, что он добьется успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отстал и заметил свое отставание. В процессе общения с учителем как с личностью и идет процесс нравственного роста, обучения и научения. Важный момент этого взаимодействия – восприятие ученика как личности с ее достоинствами и недостатками, поскольку особенное влияние на развитие ребенка оказывают окружающие его люди, среди которых едва ли не первое место занимает учитель. Педагог должен обладать инновационным мышлением, уметь адаптироваться к социальным запросам общества. Но в то же время миссия учителя - формировать общество будущего, давать ему нравственные ориентиры. Иными словами - служить обществу, в то же время, создавая его.

Педагогическая методика – совокупность методов обучения чему-нибудь, метод - способ практического осуществления чего-нибудь...Чего?! Когда я начинала работать в школе, искала ответ в умных журналах и книгах. Я хотела понять, как это делают другие. Изучала методики, но нередко обнаруживала, что всё это очередные способы вколачивания знаний в головы учеников. А рядом были опытные педагоги-практики: «Если хочешь стать учителем, нужно не копировать, а искать, создавать своё». Педагогика насквозь субъективна. Практически невозможно отделить применяемые педагогические методики от личности самого педагога. Методика должна естественно вытекать из неповторимого сочетания индивидуальных способностей учителя, его достоинств и недостатков. Если можно вести уроки «по Шаталову», значит можно писать картины «по Левитану»? Но кто из вас пойдёт на выставку копий? А почему урок не плагиат? Невозможно создать систему, приемлемую для всех. Истина конкретна!

В любой точной науке действует принцип: при одинаковых условиях - одинаковый результат. В педагогике применение этого принципа невозможно из-за невозможности обеспечить одинаковые условия. Каждый ученик, как и учитель, индивидуален, к тому же постоянно меняется, поэтому шаблонные методы могут дать самый неожиданный результат. Я до сих пор иногда не могу объяснить самой себе, почему один урок получился, а другой нет. Педагогика

- это лишь частью наука, и ничуть не меньше в ней от искусства. В каждом учителе три составляющих: психолог, артист и предметник. Психолог чувствует своих учеников, их настроение, состояние, эмоциональный настрой, артист должен прожить, выстрадать ту проблему, которую он хочет вместе с учениками освоить на уроке, предметник должен дать необходимый объём знаний. Какая из этих составляющих главнее - каждый решает сам, вырабатывая свой имидж, но в настоящем учителе, как "в воспитании, нет главного и второстепенного, как нет главного среди многих лепестков, создающих красоту цветка" (В.А. Сухомлинский).

Мы стараемся не давать знания детям, а вместе с ними искать способы добывания знаний. И разные знания нельзя добывать одним способом! Значит, не может быть одного метода, одной универсальной методики! В идеале, наверное, метод должен меняться на каждом уроке, каждому конкретному ученику подходит свой, – значит надо комбинировать, интегрировать, экспериментировать. Если я скажу, что освоила все методы, которые способна использовать - уходить мне надо из школы - как же я могу учить добывать знания других, если сама перестала их добывать и учиться! Истинный учитель это тот, кто ставит перед собой задачу, решает ее и определяет новые цели. Обучая других, обязательно и самому нужно постоянно учиться. И еще...

Учитель, прежде всего, должен быть требователен к себе. Он должен любить то, чем занимается сам и увлекать этим школьников, хорошо понимая при этом, что он никогда не научит знанию своего предмета всех одинаково. Разные дети, разные способности и, порой, кому-то не преодолеть ту планку трудности, определенную учителем для большинства одноклассников. Вот тут-то и должен сработать индивидуальный подход в обучении, позволивший каждому на уровне своих способностей использовать свои возможности для получения знаний и их оценки.

Мы мечтаем, чтобы идеи новой педагогики распространились как можно шире, но мы против принудительного и повсеместного внедрения их — против того, чтобы одних учителей ставили в пример другим, чтобы кого-то хвалили за применение нового, а другого кого-то осуждали за то, что он учит по-своему. Мы хотим, чтобы среди учителей было как можно больше творческих, созидающих, ищущих, сомневающихся, остро чувствующих необходимость перемен, направленных на самоусовершенствование.

Наш коллектив отличает от многих других одна особенность. В нем более 40 учительских династий, а это почти треть педагогического коллектива, что само по себе является одной из новых школьных традиций. Издана школьная книга об учительских династиях, а четырем учительским династиям посвятили свои статьи городской альманах «Учительские династии Москвы», «Учительская газета», энциклопедия «Кто есть кто в образовании». Династии Илюхиных и Виницких стали героями телевизионного сюжета Первого государственного канала телевидения. Во все времена в образе учителя аккумулировался нравственно-этический идеал эпохи, национальные, религиозные и культурные традиции, которые должны быть переданы последующим поколениям.

— Безусловно, система образования меняется. Появляются новые технологии, например, цифровые, они уже сегодня пришли в школу и успешно используются. А как должен измениться учитель?

— С течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом (учеником, родителем, самим учителем) к личности учителя. Остается открытым вопрос: какие качества учителя должны быть постоянными, то есть не зависящими от времени, а какие должны быть динамичными, «подвижными», то есть необходимыми учителю-педагогу в связи с требованием времени. В век информации, когда есть телевизор, сотовые телефоны, компьютеры, интернет, главной задачей учителя становится не просто научить чему-то, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного, ее использования. Учитель в первую очередь должен быть создателем среды, побуждающей к учебе. Мы должны вовлекать детей в общий труд учения, вызывая у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития. При этом не забывать о том, что результат учения всегда равен произведению способностей на старательность. Если старательность равна нулю, то и все произведение обращается в нуль. Учитель современной школы - это учитель, открытый ко всему новому, глубоко владеющий психолого-педагогическими знаниями и понимающий особенности развития школьников, способный внести деятельностный и мыследеятельностный компонент в содержание образования, воспитывающий личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, воспитывающий личность, способную самостоятельно принимать решения в различного рода учебных и жизненных ситуациях, в том числе и проблемных, заботящийся о здоровье школьников и создающий условия для его поддержания, способный к постоянному саморазвитию, обучающий детей в условиях сотрудничества, компетентный в ИКТ (не пользование, а владение ИКТ), готовый к постановке новых профессиональных рубежей, способный к построению своей методической системы обучения, способный помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми, способный тесно взаимодействовать с семьей, обладающий умением вовлекать ее в жизнь класса, школы,

понимающий значимость в жизни ребенка поддержания его наклонностей и интересов во внеурочной деятельности способный сформировать мотивацию к дальнейшему обучению,

стремящийся обеспечить изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем, способный научить изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать свои интересы и осознавать возможности их удовлетворения и развития

— Каким Вы видите выпускника 21 века?

  • Конкурентоспособный,
  • инициативный, изобретательный, осваивающий новое,
  • творчески мыслящий, и способный выражать собственные мысли,
  • находящий нестандартные решения,
  • стремящийся к духовному росту и здоровому образу жизни,
  • имеющий интерес к учебе и знаниям, стремящийся к освоению нового,
  • готовый к получению профессионального образования,
  • способный принимать решения в различного рода учебных и жизненных ситуациях, в том числе и проблемных, и умеющий оказать помощь другому,
  • осознающий возможность удовлетворения и развития своих интересов,
  • способный формировать свой стиль мышления и коммуникации с окружающими,
  • осваивающий различные способы и средства деятельности,
  • способный освоить различные пути понимания и переживания знаний в изменяющемся мире,
  • способный приобщаться к современной коммуникационной культуре и овладевать различными способами мышления, посредством которых люди на протяжении многих веков строили мировые цивилизации.

— Ваше учреждение функционирует уже 11 лет, Вы приобрели большой интересный опыт. Как Вы считаете, достигнутые Вами результаты могут быть повторены, ретранслированы на другие образовательные организации? Если да, то, как Вами это осуществляется?

— Наша школа довольно хорошо известна в городе. Нас знают во многих регионах России. Мы открыты для ретрансляции нашего опыта и уже на протяжении многих лет делимся накопленным опытом с коллегами. К нам приезжают на стажировку из Липецка и Ижевска, Тулы и Волгограда и других городов, мы встречаем ежегодно зарубежные делегации, коллективы руководителей из регионов, участников различных конкурсов, которые прибывают в наш город. Нам есть чем поделиться и мы с радостью это делаем, ибо, «Отдавая – приобретаешь». Я глубоко убеждена, что когда человек искренне чем-то делится, кому-то помогает, это энергетически к нему возвращается через других людей. Мы принимаем в школе немало людей, которые могут напрямую связаться с нами, которые едут по линии московского института развития образования. Встречаемся с учителями, когда проходят всероссийский конкурс педагогического мастерства «Мой лучший урок».

— В преддверии нового учебного года, что Вы можете пожелать своим коллегам?

— Трудно встретить педагогический коллектив, который бы не мечтал о высокой оценке своего труда со стороны руководителей, педагогической общественности, родителей и детей. Вряд ли среди этих коллективов есть такие, которые не понимают, что за подобной высокой признательностью стоит огромный многолетний труд всех без исключения работников школы. Всех вместе и каждого в отдельности. Можно уповать на время, в которое мы живём, кризисную ситуацию в стране, низкий уровень подготовки педагогов в высшей школе, низкую заработную плату и многое другое, но это все окажется на менее уважаемой чаше весов, если на другую из них положить Любовь к человеку (и к ребёнку в частности), уважение к самому себе, как к педагогу и личности, Веру в будущее для своих единомышленников, друзей и близких, Надежду и уверенность, что ваш труд будет вознагражден благодарностью и успехами детей.

— Какое наставление я даю своим молодым коллегам в начале педагогического пути?

— Входи в класс с улыбкой. При встрече – загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно. Будь всегда выдержан, терпелив, уравновешен. Не принуждай ученика быть хорошим, не переделывай его, просто создай ему условия, чтобы он сам стремился к этому. Помни о том, что ученику должно быть интересно на уроке. Только тогда он становится внимательным. Стремись к тому, чтобы твои уроки не были проведенными «по трафарету». Пусть на них совершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски. Пусть каждый ученик с первых школьных шагов становится маленьким исследователем. Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, оказаться рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимо твое плечо, твои знания, твой опыт. Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого. Учи преодолевать трудности. Именно в трудности развиваются способности, необходимые в жизни для их преодоления. Умей определить планку трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной. Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми. Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он всегда был открыт для тебя. Стань ему другом и наставником. Умей радоваться всем успехам своих учеников и сопереживать их неудачам. Не бойся признаться в своем незнании чего-либо. Поверь в ребенка. Стремись дать ему крылья. Он должен уметь летать.

  • Не будь авторитарным. Помни, урок - это частичка его жизни. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, развитую, раскованную, способную творить.
  • Не бойся извиниться, если ты оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив к их ошибкам.
  • В общении с родителями своих учеников помни, что их дети - самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.
  • Каждая встреча для родителей с учителем должна стать полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.
  • Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни, среди них никогда не должно быть особого места для «любимчиков». Постарайся в каждом ребенке (он неповторим!) найти искорки огня, который всегда можно зажечь.
  • Учи беречь нашу планету, заботиться о близких, беречь и чтить родителей.
  • Заботься об экологии не только на земле, но и постоянно думай о сохранении экологии души твоих учеников.

С первых дней деятельности школы коллектив уделяет большое внимание экологическому воспитанию. Экологическое воспитаниеучащихся (по сути, нравственное воспитание) - это любовь к Родине. Любить природу - значит беречь ее, больше узнавать о ней, о законах ее развития.

Мы выстраиваем концепцию своей работы с учетом экологического образования, причем во всем многообразии его форм, на всех уровнях воздействия.

Ежегодно весной в музее великого художника Рериха в Москве в течение одной минуты звучит Колокол мира. Смысл этого ритуала в том, что в эту минуту люди должны задуматься о своем месте на Земле. Со школьного двора мы учим своих учеников заботиться о земле, на которой живем. Учим своим примером, включаясь в трудовую деятельность и включая в нее своих школьников. То, что создано своими руками - ценится особо. И мы это сегодня видим. У нас один из красивейших школьных дворов города Москвы, один из самых богатых школьных Зимних садов. И все это бережно поддерживается всем нашим школьным коллективом. А знаете, как начинал функционировать наш Зимний сад? Сначала он распахивал двери по расписанию в присутствии дежурного учителя. Затем стали дежурить сами дети. Потом мы сняли дежурство и перестали закрывать дверь на ключ. Затем убрали все двери и сделали вход в сад доступным для всех в любое время. И все в нем бережно сохраняется.

Для того, чтобы уберечь свою живую планету от разрушения, истощения, гибели, надо жить на ней по экологическим законам. Этим законам мы и обучаем своих учеников. От нашего внутреннего мира, устремлений души и сердца зависят те нити, которые мы протягиваем сами и учим протягивать своих учеников к Природному Дому. Будем ли мы добрыми людьми, умными созидателями, пассивными наблюдателями или разрушителями - это наш выбор. И это тоже экология. Только Экология Человеческой души. Для сохранения Природного Дома эта экология сегодня одна из самых главных. Экология бесконечна, как жизнь, а жизнь постоянно задает вопросы и учит людей отвечать на них.

Будущий успех школы в первую очередь зависит от самого коллектива педагогов, его лидеров и руководителей. Если это именно так понимается педагогами школы, то можно начинать трудный, многострадальный, но, с другой стороны творческий и прекрасный путь построения Новой школы. Наш коллектив стоит в самом начале этого пути. Фундамент, стены и крышу нам подарили строители, а вот дальше мы строим сами. Строим коллектив школы (коллектив детей и взрослых), а это фундамент; строим содержание своей жизнедеятельности, а это стены; строим свои отношения, а это атмосфера школы, и мечтаем, что никогда мы не построим крышу, потому что конца у такого строительства быть не может!

Мы сегодня много говорим о новой школе. Строим Школу Будущего. И это правильно. Меняется время, условия, система. Только не система человеческих ценностей: отношение к природе, к Родине, к матери, к своей истории, к людям, которые живут рядом с тобой и думают о твоем будущем. А значит и в Новой Школе должно быть первостепенное место этим человеческим ценностям.

Наши ответы должны быть всегда только правильными, ибо чаще всего задают их дети, которые должны верить своему Учителю, помогающему им сохранить жизнь на планете, мир на земле, любовь в сердце, доброту в душе...

Ибо лично от человека зависят красота, прочность и богатство Мира с общим солнцем, что всех согревает, с землей, которая всех кормит, с водой, что утоляет жажду, и воздухом, которым дышит все живое.

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

© 2017