Вестник Образования России - 22 августа 2014 г. в Рязани состоялась Всероссийская конференция учителей русского языка, посвященная роли преподобного Сергия Радонежского в современной России 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
    
Версия для печати Печать...

01.09.2014

«Мы прикоснулись к живительному источнику»

Накануне нового учебного года в Рязани состоялась Всероссийская конференция учителей русского языка, посвященная роли преподобного Сергия Радонежского в современной России.  

Губернатор Рязанской области Олег Ковалев, выступая 22 августа на открытии конференции, подчеркнул, что в эти дни на рязанской земле проходят масштабные торжества в честь 700-летия святого. Основатель Троицкой лавры, идейный вдохновитель Куликовской битвы, преподобный Сергий внес огромный вклад в становление государственности и укрепление мира и согласия на Руси.

Переславль-Рязанский был одним из городов, где святой побывал с миротворческой миссией. Благодаря его авторитету и дипломатическим усилиям была преодолена вражда между московским и рязанским князьями Дмитрием и Олегом. «Сергий Радонежский был наставником и учителем для всех русских людей. В наши дни, когда мы стремимся продолжить лучшие традиции Отечества,  воспитывать молодежь  на основе уважения к истории и культуре России, особая роль в этой работе принадлежит вам, педагогам-филологам», – сказал губернатор.

«Я очень рад, что у нас есть возможность встречаться друг с другом, в том числе на таких площадках, как эта конференция, – приветствовал собравшихся Александр Страдзе, директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки. – Дело, которым занимается учитель, сегодня, как и во все времена, – самое важное дело на земле».

Александр Эдуардович рассказал о новациях, которые ожидаются в 2014-2015 учебном году. Так, в одиннадцатых классах школ вводится итоговое сочинение. Сочинение будет проводиться  в декабре, а его результаты – рассматриваться как основной критерий допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. Общее направление тематики сочинений будет формироваться советом при Министерстве образования и науки под председательством Натальи Солженицыной.

Кроме того, сейчас разрабатываются меры по совершенствованию методик преподавания русского языка и литературы с использованием возможностей музеев и библиотек. Александр Страдзе привел пример обновленной Рязанской областной научной библиотеки имени Горького, где проходило открытие конференции, и выразил уверенность, что в таких интересных и необычных образовательных пространствах и сам предмет русского языка и литературы может быть раскрыт более глубоко.

Вопросам преподавания и продвижения русского языка было посвящено выступление Маргариты Русецкой, и.о. ректора Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина. В 2013 году был создан Совет по русскому языку при Правительстве РФ, а в 2014 году запущена Программа продвижения русского языка и образования на русском языке. Конференция учителей русского языка в Рязани – одно из ключевых мероприятий этой Программы, ведь продвижение русского языка за рубежом невозможно без повышения его роли и статуса в самой России.

1 сентября 2014 года в рамках Программы запускается дистанционный портал «Образование на русском». Иностранцы смогут учить на нем русский язык «с нуля», находясь в любой точке мира. Потенциальные абитуриенты российских вузов – заниматься подготовительном факультете. Педагоги, преподающие русский как иностранный – повышать свою квалификацию. Учителя русского языка в самой России тоже смогут приобрести дополнительные компетенции, например, для работы с детьми иностранцев, трудовых мигрантов.

И, наконец, портал будет служить для продвижения российских образовательных программ. Россия вошла в число двадцати стран с лучшими системами образования в мире, так что нам по-прежнему есть чем гордиться, подчеркнула Маргарита Николаевна.

Портал «Образование на русском» создается под брендом Института Пушкина. «Именно поэтому для нас так важна сегодняшняя встреча с вами. На рязанской земле высадился целый научно-педагогический десант, чтобы мы могли вместе обсуждать проблемы русского языка, продвигать русский язык», – сказала Маргарита Русецкая.

Свое приветствие направил учителям и Митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин. «Весьма замечательно, что Всероссийская конференция учителей русского языка и литературы посвящена вопросу о месте и значении преподобного Сергия Радонежского в современной России, которая переживает сложный этап своего развития. Немаловажную роль в успешном ответе на возникающие вызовы и угрозы отводится русскому учительству – носителю духовных и нравственных традиций нашего народа» – говорится в приветствии, которое зачитал протоиерей Сергий Рыбаков, Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Рязанской Епархии.

Дела исторические и дела сегодняшние

После торжественного открытия конференции началось пленарное заседание. Профессор Московского государственного строительного университета Сергей Мезенцев представил доклад «Преподобный Сергий Радонежский: мистический опыт на службе Отечеству». А Владимир Аннушкин, профессор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, свое выступление назвал «Языковая личность Сергия Радонежского».

Этот доклад оказался особенно ярким. «Корректно ли говорить о личности святого преподобного Сергия Радонежского, жившего 700 лет до нас, в терминах современной филологии?» – это был не единственный вопрос, который докладчик в пылу полемики задавал аудитории. И сам же отвечал: «Очевидно, что сложность поставленной задачи связана с тем, что от «языковой личности» Сергия Радонежского нам не оставлено никаких текстов, нет достоверных записей разговоров. Тем не менее, влияние личности преподобного, его слов и поступков на русского человека столь велико, что сомневаться в наличии материала исследования не приходится».

Если первые два доклада были посвящены историческим событиям, то третье выступление касалось дел сегодняшних. Профессиональное сообщество педагогов – Ассоциацию учителей литературы и русского языка, созданную в ноябре 2013 года, представила председатель Координационного совета этой ассоциации Людмила Дудова. «Возвращение литературе и русскому языку того особого статуса, который эти предметы заслуживают, восстановление доверия и восхищения к русскому слову» – вот цели, которые ставит перед собой Ассоциация. Сейчас разрабатывается концепция школьного филологического образования, и Людмила Васильевна пригласила делегатов конференции к участию в этой работе и более тесному взаимодействию.

Древнерусские тексты поднимают грамотность

Во второй половине дня работа конференции продолжилась в форме круглых столов.

Доцент Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Ольга Горбич поделилась опытом формирования универсальных учебных действий на уроках

русского языка при работе с текстом по картине на евангельский сюжет. В качестве примера Ольга Ивановна привела известное полотно Ивана Крамского «Христос в пустыне» (1871). Это произведение всегда, с момента своего создания, воспринималась неоднозначно, вызывая разноречивые мнения и дискуссии. Художник воплотил в нем свои представления о Христе как воплощении совести и долга, свои мысли о выборе жизненного пути человека – все это сегодня более чем актуально. В ходе урока школьники приобщаются к ценностям общечеловеческой и национальной культуры, учатся делать выводы, выделять главную и второстепенную информацию.

Православная художественная проза – сравнительно новое направление в современной литературе, хотя уже появляются и православные детективы, и фантастика, и фэнтези. Этому малоизученному пока явлению, отражающему духовные искания российского общества начала XXI века, посвятил свой доклад Иван Леонов, доцент Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина: «Это не проповедь, не публицистика, а именно художественный текст, в котором даны интересные сюжетные коллизии, психологически тонкие образы героев, неординарные характеры и острые злободневные конфликты».

Алексей Соловьев, и.о. секретаря Ученого совета Николо-Угрешской православной духовной семинарии рассказал об основах иконографии, канонических сюжетах, символах на примере образа преподобного Сергия Радонежского. Для учителей русского языка эта информация оказалась интересной и востребованной, особенно учитывая, что некоторые из них преподают еще и курс «Основы православной культуры».

Но больше всего положительных – даже, пожалуй, восторженных откликов  коллег –  получило выступление Заслуженного учителя РФ Ольги Зайцевой. Ольга Николаевна –   учитель московской общеобразовательной школы № 2097, много лет возглавляет команду Москвы на Всероссийских олимпиадах школьников по русскому языку. По ее словам, качественно поднять уровень подготовки ребят удалось за счет изучения истории языка. Сегодня в преподавании русского языка в школе не хватает системного подхода, считает она: «Фонетический разбор, морфемный разбор – разбор ради разбора, а не для того, чтобы выяснить истоки слова, увидеть «огонек» этого слова,  первообразное его значение. Изучение истории языка вполне по силам школьникам, это дает понимание, как формировался язык, откуда появились беглые гласные, появилась масса правил, которые на самом деле объясняются закономерностями развития русского языка». В качестве прецедентных текстов лучше брать знаковые для своего времени произведения – такие, как, например, «Житие Сергия Радонежского», написанное Епифанием Премудрым в XIV веке.

А то, что древнерусские тексты и сегодня могут быть предметом изучения, доказала сама жизнь. В ходе обсуждений круглого стола Татьяна Ковшова, учитель Туломской средней школы Мурманской области, рассказала, что у нее есть найденная детьми в старом доме молитва о Полтавской битве, написанная двумя священниками 300 лет назад. Сейчас Татьяна Анатольевна ищет методику, по которой с детьми можно было бы изучать этот текст.

Информация о работе круглых столов будет неполной, если не упомянуть активное участие «принимающей стороны» – Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. Его представители выполняли функции модераторов, а зачастую и содокладчиков. Настоящим гимном родному краю стало яркое выступление профессора Рязанского государственного университета Петра Акульшина. Впечатляет даже простое перечисление имен, которые называл Петр Владимирович: мореплаватель и ученый Василий Головнин, генерал Михаил Скобелев,  географ и путешественники Семенов-Тянь-Шанский, композитор, автор музыки Гимна России  Александр Александров, автор марша «Прощание славянки» Василий Агапкин. А еще Константин Циолковский, Иван Павлов, Сергей Есенин… Все они – сыны рязанской земли.

«На мой взгляд, на Рязанской земле русский человек, особенно учитель, должен побывать обязательно, – считает первый заместитель министра образования Рязанской области Ольга Щетинкина. – Здесь столько корней, столько всего яркого, настоящего! Богатство и зернистость русского языка, которыми восхищался Гоголь, здесь можно прочувствовать, проследить на конкретных личностях, увидеть в природе, в людях. Не зря говорят, что Рязань – это центр русскости, который формировался в течение многих веков».

В гостях у «суровых рязанцев»

В том, что в Рязани бережно относятся к исторической памяти и умеют беречь и ценить память своих великих земляков, учителя могли убедиться в ходе обширной культурной программы, которую подготовило для них Правительство Рязанской области.

Вечером первого дня конференции для участников была организована экскурсия в Константиново, на родину Сергея Есенина, где сейчас разворачивается большой музейный проект. На следующий день, 23 августа, желающие могли принять участие в праздничной литургии в честь преподобного Сергия, которая проходила в Свято-Троицком мужском монастыре – именно в этом месте останавливался игумен, когда в 1385 году прибыл уговаривать «суровейшего рязанца» князя Олега на мир с Москвой.

В программу конференции было включено и посещение дома-музея первого русского нобелевского лауреата Ивана Павлова – все остались в восторге и от самого дома, в котором сохранилась аутентичная атмосфера русской городской усадьбы XIX века, и от интереснейшего рассказа экскурсовода.

Затем делегация учителей побывала в рязанском Кремле, а во второй половине дня – в расположенном совсем рядом лицее № 4, основанном в 1939 году. Первый выпуск «Школы у Кремля», два десятых класса, «А» и «Б», был в 1941 году. Выпускники практически в полном составе ушли на фронт и погибли, защищая Москву. Лицей хранит память о  них, так же как и героях Первой мировой войны.

Сегодня лицей ведет подготовку по двум профильным направлениям – гуманитарно-языковому и физико-математическому (кстати,  по словам сотрудников Министерства образования Рязанской области, лучше всех пишут сочинения именно «физики»), входит в число 500 лучших школ России и имеет множество других регалий. Но, наверное, лучшей рекомендацией стало выступление учеников и выпускников лицея с творческими номерами. Особенно тронуло всех стихотворение, посвященное лицею, которое написал  выпускник 2013 года Александр Дронов.

Прощай, лицей! Ты был не домом нам,

Ведь все дома однажды мы покинем.

Ты был семьей, семья – священный храм,

Он вечен в нас, как вечен ты отныне

Участники конференции побывали на мастер-классах лучших педагогов лицея – Народного учителя РФ Зинаиды Климентовской, Заслуженного учителя РФ Елены Клочковой, Почетного работника образования РФ Елены Орловой, Почетного работника образования РФ Инги Войтенко и Отличника народного просвещения РФ Ларисы Родиной.

Красивым финалом Всероссийской конференции учителей русского языка, посвященной роли преподобного Сергия Радонежского в современной России, стало вечернее представление под стенами древнего Рязанского Кремля – делегаты побывали на нем по приглашению губернатора Рязанской области Олега Ковалева. Музыкальный спектакль-притча «Духовный покровитель объединения земель русских» в честь 700-летия преподобного Сергия Радонежского, завершившийся торжественным «Славься» Михаила Глинки, никого не оставил равнодушным.

«Мы открыли для себя и Рязань, и всю Россию», – говорили учителя, которые съехались на конференцию со всех уголков Российской Федерации, это 196 делегатов, представлявших 42 региона страны.

«Я 33 года проработала в школе и стала ощущать эмоциональное выгорание, – говорит учитель из Костромы Людмила Пеклецова. – Участие в этой конференции реанимировало мою душу, такое ощущение, что мы прикоснулись к живительному источнику великого русского языка! Очень благодарны организаторам – Правительству Рязанской области, Государственному институту русского языка им. А.С. Пушкина за возможность побывать на рязанской земле, пообщаться и с учеными, и с лучшими учителями России. Очень понравилось выступление Ольги Николаевны Зайцевой. И особенно яркое впечатление произвел Владимир Иванович Аннушкин, профессор Института Пушкина. Поразила его чистая, красивая русская речь, артистизм, народный русский характер!»

Любовь Ротаряну, доцент Института развития образования из Мурманска, считает, что конференция запомнилась убедительностью духовно-нравственного аспекта: «Когда мы с учителями обсуждаем такие моменты, то видим два полюса. Один – это пресловутый анализ текста,  который все забивает и не оставляет времени на воспитание детей. Второй – как однажды мне сказал один учитель: «мы не можем научить нравственности на уроке литературы, мы можем научить говорить о нравственности», и это некое фарисейство. А на этой конференции мы как раз убедились, что можно говорить о нравственности и можно формировать нравственность, потому что в основе такие факты и такие тексты, которые убеждают своей этической и эстетической ценностью. Правильно, что для определения мировоззренческих вещей у ребенка приоритетна семья. Но показывать хотя бы возможность выбора, открывать такие сокровища – это, конечно, право учителя и, наверное, долг учителя. Учитель действительно посредник, но посредник высококвалифицированный, умный и убежденный.

И, конечно, Рязанскую землю мы открыли для себя. Мы с северного края и то, что можно так содержательно и во всех смыслах комфортно проводить время – это тоже для нас открытие. Приятно, что Министерство образования и науки сделало учителям такой подарок к началу нового учебного года. Будет что рассказать коллегам».

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017