Вестник Образования России - 20 лет Конституции Российской Федерации 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
    
Версия для печати Печать...

03.03.2014

3 декабря 2013 года в «Гимназии № 1409» прошло заседание Школьного журналистского салона по теме: «20 лет Конституции Российской Федерации». Гостями заседания были: член Совета Федерации ФС РФ, заместитель председателя Комитета Совета Федерации ФС РФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Бокова Людмила Николаевна и депутат Государственной Думы ФС РФ, заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию Мануйлова Ирина Викторовна.

Прокоплюк Юлия (9 «А» класс):

- Сегодня на уроках обществознания мы проходим историю Конституции, в связи с этим меня очень заинтересовал следующий вопрос: почему же в течение двадцатого века так часто менялся текст Конституции, почему нельзя было просто обойтись поправками, как например в США?

Бокова Людмила Николаевна:

- Действительно, в России процесс принятия основного документа государства шел сложно. Конституция РФ, которой в этом году исполняется уже 20 лет, - это пятая по счету Конституция. Вы, как люди грамотные, изучающие историю и обществознание, конечно, понимаете, что практически у каждой эпохи была своя Конституция. <…> Если вы посмотрите основные даты принятия тех или иных конституций, то они, конечно, будут совпадать с ключевыми историческими событиями. В чем же новизна той Конституции, которой в этом году исполнится ровно 20 лет? Конечно, и она была принята в достаточно сложный для страны период - распад огромной державы, Советского Союза, формирование новой демократической России. Именно в этот переломный момент было принято решение о создании Конституции. <…> Конституция была принята референдумом. В этом-то и есть ее новизна. Конституция стала основой для устройства того государства, в котором мы с вами живем. Дети, рожденные в 1992 году, нынешнее молодое поколение, - это уже сформировавшиеся люди. <…>

Фомина Мария (10 «В» класс):

- Я со своей семьей очень долго жила в Германии и приехала сюда довольно-таки недавно и, конечно же, приехав в Москву, я ощутила очень большую разницу и в менталитете, и в жизни людей. Меня интересует, есть ли принципиальные различия между конституциями двух стран - России и Германии. И если они есть, то в чем они проявляются?

Мануйлова Ирина Викторовна:

- Основные принципы  повторяются: принцип федерализма, принцип демократического государства, то что сегодня принято в Конституциях большинства развитых стран. Но специфика, вне всякого сомнения, есть, и этим мы и отличаемся друг от друга. И нельзя сказать, что это плохо, это хорошо. Другое дело - менталитет каждого народа, ты правильно подметила, что не просто к нему приспособиться. Не во всем мы, может быть, приветствуем отдельные черты, присущие российскому менталитету. Задача гражданского общества в том и состоит, чтобы в рамках гражданского общества исправлять те или иные принципы нашего жизнеустройства путем цивилизованных реформ и преобразований, сводить к минимуму те негативные явления, которые нас окружают. Это залог успешного развития, потому что, продолжая отвечать на предыдущий вопрос, конституция наша очень молодая. Она действительно свой потенциал не раскрыла даже на половину, и законотворческий процесс, который идет, он тоже не достаточно совершенен. Я думаю, что мы все имеем отношение к той критике, которую нередко можно услышать в адрес Федерального Собрания с точки зрения скорости принятия тех или иных нормативных актов. Но вместе с тем мы понимаем, что та поспешность, которая, может быть, иногда кажется не совсем оправданной, она ведь вызвана необходимостью. Необходимостью тех изменений, которых ждет от нас общество, необходимостью, от которой в конечном итоге зависит успешность развития государства и каждого гражданина в России.

Бокова Людмила Николаевна:

- Конституции обычно отражают основы устройства государства и, если мы с вами обратим внимание, самый основной критерий – это форма управления государством. В России принцип федерализма в этом отношении заложен, три ветви власти сформированы. Это тоже отражено в Конституции. Если мы будем сравнивать Конституции разных стран, то Конституция РФ окажется гораздо ближе к Конституции Франции. Французская Конституция, заложенная таким интереснейшим политическим деятелем, как Шарль Де Голль, и Конституция РФ очень близки по государственной форме управления. <…> Процесс формирования Конституций очень увлекателен. Приведу пример. В одной из латиноамериканских республик не только отражено в Конституции, какая форма правления, но и вид самих парламентов говорит о том, как они сотрудничают, как взаимодействуют. То есть, две палаты и здание напоминает две чаши: одна чаша открытая, другая закрытая. То есть там тоже формируется такой паритет отношений между палатами. И я считаю, что это является очень большой заслугой и, подчеркну, этого нет ни в одной Конституции мира. У нас есть такая интересная статья под номером 19. Она гласит о паритетной демократии и гендерном равенстве. У нас женщины и мужчины имеют равные возможности реализовывать себя во всех сферах деятельности. Буквально на днях я была на глобальном женском форуме в Брюсселе, и мы там обсуждали вопросы гендерной политики. И я услышала, что многие страны к этому только подходят, к тому чтобы статья была принята поправкой в конституции страны. А мы уже живем с этой статьей. Это заслуга женщин Франции и России, они при принятии Конституции включили эту статью как обязательную. Конституция не только отражает ментальность, она отражает принципы, то есть форму правления, форму территориального устройства и те правовые основы возможностей развития внутри страны для каждого человека.

Токарев Дмитрий (9 «А» класс):

- Мы сейчас по истории проходим очень интересный период в истории СССР – период сталинизма. И я заметил один нонсенс – именно в этот момент, в конце тридцатых годов была принята Конституция СССР, которая считалась одной из самых демократичных в мире: «свобода слова», «свобода печати», «ежегодные отпуска», но, как вы, наверное, знаете, именно с этого года начались массовые репрессии, террор. Мне стало интересно, как государству удалось обойти Конституцию, при чем именно в тот момент, когда она была принята. Мне очень хочется узнать Ваше мнение по этому вопросу.

Бокова Людмила Николаевна:

- Вопрос действительно интересный. Я порядка 12 лет проработала преподавателем истории в гимназии. И, как только мы подходили к сталинской эпохе, всегда был очень живой и неподдельный интерес к этим историческим моментам и, скажем так, казусам.. Принято считать, что Конституция 1936 года была на тот момент среди мировых конституций действительно прогрессивной в плане наполняемости правами, которые там были прописаны. Мы с вами прекрасно понимаем, что в плоскости истории, уже внутри страны, не всё можно было реализовывать, хотя и можно было, но исходя из чего – из той конъюнктуры, которая была принята, то есть из идеологии. Например, говорить можно было всё, что угодно, но в рамках принятой идеологии. Это отвечает традициям конституции 1936 года? Формально, да. Существуют разные мнения, в том числе и на исторические события, но мне кажется, что надо не эпоху в целом оценивать, а конкретные действия и поступки. Понятно, что основной принцип и Конституции 1936 года, и современной Конституции – это свобода. Что значит свобода? Сложный вопрос, да? Я всегда говорила, что моя свобода заканчивается там, где начинается ваша свобода. И ваша свобода заканчивается там, где начинается моя свобода. Это связано с принципом справедливости? Да. И в Конституция любые права и любые наши возможности закладываются в понимании этого явления. Нужно всегда помнить, что ты свободен внутри – это абсолютная свобода, и есть относительная свобода, то есть там, где я понимаю, что есть границы, границы моих возможностей. Поэтому в 1936 году было такое понимание свободы.

Рябцев Андрей (8 «А» класс):

- В ходе изучения обществознания, я узнал, что в России существует и президентская, и парламентская республика и, как мы здесь уже сказали, у нас смешанная республика. У меня такой вопрос, а чем для России она полезна? Почему была выбрана именно эта форма правления?

Мануйлова Ирина Викторовна:

- На самом деле и парламент, и президент обладают достаточными полномочиями, они в праве принять решение и наложить вето, которым президент пользуется, вы знаете, но так же такое право есть и у парламента. Поэтому, действительно, не зря же говорят, две головы лучше, чем одна. Отчасти это дань той русской традиции единовластия, которая на Руси существовала на протяжении многих столетий. Вместе с тем, мы с вами понимаем, что демократия предполагает максимальное участие каждого гражданина в управлении собственным государством и решении всех ключевых вопросов. Поэтому парламент сегодня, вот так, как он сложился, действительно опирается на Конституцию, он опирается на те федеральные законы, которые приняты в отношении парламента. Но вместе с тем, выходя на функцию контроля, он тем самым обеспечивает реализацию полноты власти, в том числе и президентской власти, в интересах каждого гражданина России. Президент, обладая собственными полномочиями, является гарантом Конституции, в первую очередь, и это самый важный пункт его полномочий. Продолжая ответ на предыдущий вопрос, всегда ли то, что прописано в основном законе, реально подтверждено на уровне федеральных законов, а самое главное, соблюдается всеми участниками гражданского общества: возможность полномочий президентских как раз и реализует это право – наложить вето на принятое парламентом решение, если оно противоречит Конституции. Я бы не стала забывать о полномочиях конституционного суда, которому в России сегодня тоже уделяется достаточно много внимания. Если законодательная власть, исполнительная власть апеллирует к конституционному суду, даже отдельные граждане апеллируют к нему, получая по тем или иным вопросам положительное заключение, значит обязанность парламента исправить ситуацию с точки зрения законодательства, устранив те нарушения, которые были выявлены и предъявлены конституционным судом.

Бокова Людмила Николаевна:

- Нужно посмотреть наполняемость функционала наших трех ветвей власти. Мы должны учитывать, что они должны быть независимы друг от друга, это правильно. Они по-разному формируются, у них разные функциональные обязанности. Исходя из того, что у нас все-таки республика, то, соответственно, и порядок формирования ветвей точно так же это отражает. Давайте обратим внимание на то, что президент в России - это выборная должность. Выбирается она путем всенародного тайного голосования. Мы сами выбираем, мы оказываем свое доверие той кандидатуре, которая представлена на выборах. <…> В 1992 году всеобщие выборы происходили в верхнюю палату парламента, и получилось дублирование – там выбирают, здесь выбирают и эта многовыборность тоже ни к чему хорошему, на самом деле, не привела. Потом было принято решение, что Верхняя плата все-таки будет формироваться из представителей субъектов: один представитель – глава региона субъекта, второй – глава законодательной власти. Сегодня немного по-другому происходит. Было принято решение, что это должны быть представители от этих властей. Члены Совета Федерации будут точно так же со своими представителями на выборах, то есть будет рейтинг своеобразный. Тоже очень интересная конструкция. В этом году мы уже с ней столкнулись, то есть первые представители уже вошли в состав Совета Федерации именно по такой системе. Посмотрим, что из этого получится. И нижняя палата парламента – это Государственная Дума. Она формируется по принципу составления партийных списков. Там не все субъекты Российской Федерации, в отличие от Совета Федерации, могут быть представлены, но все политические партии, прошедшие систему выборов. Здесь совершенно иная ситуация порядка формирования. Независимы они друг от друга? Практически, да. Такая структура сформировала эту независимость. У Федерального Собрания есть три основные функции – это функция контролирующая, функция представительская и функция законотворческая. И здесь тоже этот принцип независимости играет нам на пользу и отличает нас в этом отношении. То есть у президента есть право вето, у Совета Федерации есть право отклонить законопроект и отправить на рассмотрение с созданием согласительной комиссии в Государственную Думу. Но и у каждого из представителей власти есть право законотворческой инициативы. У парламента, к слову о том, что мы все-таки смешанная форма, есть такое понятие, как высказать недоверие к работе правительства. Это недоверие может привести к роспуску правительства. То есть тот кабинет министров, который на сегодняшний день по тем или иным причинам обоснован, не заставляет нас думать о том, что политика ведется в стране неправильно и не реализуется основной государственный функционал. Республика отражена в порядке формирования – то есть субъекты представлены у нас в парламенте. Их видят и слышат. И в то же время, такой принцип независимости формы работы действительно в данном случае представлен. И смешанность этого принципа, особенно в законотворчестве, очень хорошо и ярко себя позиционирует.

Баращук Алла (6 «Г» класс):

- Я тоже участвовала в конкурсе рассказов, посвященном 20-летию Конституции Российской Федерации, и при переходе во Всероссийский тур этого конкурса задумалась над вопросами и Конституции, и законов, и работы законодателей. Мне интересно, а как чаще всего строится ваш рабочий день?

Бокова Людмила Николаевна:

- Расскажу на примере одного случая из жизни. Я состою в очень интересной международной организации — Парламентская ассамблея причерноморских государств. Очередное заседание у нас проходило на территории Румынии. Мы оперативно вылетели, отработали, но в этот же день я была вынуждена вернуться обратно, потому что у нас было назначено заседание палаты, которые проводятся не так часто, и на которых присутствие обязательно. Вылетая из Бухареста в 6 часов вечера, я должна была быть в 2 часа ночи быть в Москве и к 9 — уже попасть в Совет Федерации на заседание палаты. Всё было заранее запланировано и рассчитано. И буквально перед отлетом из Бухареста звонят из комитета: «У нас ЧП. Законопроект не проходит». А это значит, что, в соответствии с конституционным законодательством, мы должны подготовить заключение на отклонение этого законопроекта и на заседании обязательно свою позицию озвучить. То есть, я должна была это заключение подготовить в полете: основательно обдумать и очень взвешено изложить позицию. Отработав день в Бухаресте, в 2 часа ночи я прилетела в Москву, в 3 часа — села за компьютер, к 5 часам подготовила заключение по законопроекту, в 8 часов у нас уже было срочное заседание комитета в Совете Федерации, а в 9 часов мы пошли на заседание палаты, отклонили законопроект, в 4 час вечера у нас заседание закончилось, и только в 6 вечера я пришла домой, только после этого уснула.

Мануйлова Ирина Викторовна:

- Я тогда не пример приведу, а просто опишу месяц работы. Чтоб вам было интересно и понятно. Первая неделя — комитетская, это значит, что у меня будут обязательно две поездки в регионы, потому что я возглавляю партийный проект модернизации образования, и для этого мне необходимо выехать на места и посмотреть, что в рамках этого проекта было сделано за прошедшие три года, пообщаться с людьми, выйти в коллективы, школы и так далее. Помимо этого нужно подготовить заседания комитета, провести экспертный совет по общему и дополнительному образованию, который я возглавляю. При необходимости параллельно нужно отработать вопросы и в рабочих группах. Например, это небезызвестная вам группа по школьной форме или группа для поступления детей-сирот. Группы постоянно меняются, но ты все время какую-то группу ведешь. Неделя заканчивается. На выходные я улетаю к себе в регион, я представляю Новосибирскую область, и вся моя семья — и муж, и дети — живут там. В пятницу улетела. В субботу у меня в регионе обязательно проходят мероприятия, в которых я принимаю участие. Воскресенье — день, который я обязательно посвящаю семье. В воскресенье вечером я вылетаю сюда. Следующие две недели – пленарные заседания: вторник, четверг и пятница — три дня, когда ты из зала не уйдешь, с утра до вечера ты находишься в здании Госдумы. В понедельник — день рабочих групп. Четверг, как правило, дополнительные заседания комитета и встречи. И последняя неделя месяца — региональная. Это время, которое я полностью провожу в своем регионе. За период своих полномочий раз в полгода я должна обязательно встретиться со своими избирателями на территории. У меня 5 городов: самый крупный – Новосибирск – 1,8 млн. жителей, города Бердск, Искитим, Куйбышев, Черепаново, плюс 31 район. Территория по протяженности 650 километров. Учитывая наши дороги, можете себе представить, сколько времени и сил это занимает. Допустим, последняя поездка у меня была такой — в понедельник я еду в Карасук, во вторник — в Купино, во вторник вечером возвращаюсь обратно, в среду приезжаю в близлежащий район – Коченёво. В четверг у нас заседание законодательного собрания, в этот же день у меня встреча с представителями регионального отделения партии «Единая Россия». Параллельно проходят мероприятия с работниками дополнительного образования, в пятницу соответственно у меня выезд в город Искитим, Искитимский район, благо, что этот район в 70 километрах от Новосибирска (по нашим меркам — достаточно близко). Сельский район — это всегда сельские школы, всегда встречи с депутатами поселковых советов, поэтому это дни, когда выезжаешь в 6 утра и возвращаешься домой после 11 вечера. Ну и, наконец, суббота — в связи с проведением празднования в честь Дня матери проходил Съезд женщин, на котором нужно было участвовать в работе секций и на пленарных заседаниях. Воскресенье все-таки я позволила себе полдня посвятить семье, но 1 декабря был днем всероссийского приема в приемной партии Дмитрия Анатольевича Медведева, поэтому 1 декабря, естественно, еще и день избирателей. Вечером самолет и сюда, в Москву. Примерно так проходит каждый месяц. Время идет настолько быстро, что эти два года моей депутатской деятельности пролетели совершенно незаметно.

< Пред.
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017