Вестник Образования России - И.В. МАНУЙЛОВА: «ПРИОРИТЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СТАЛА ЗАБОТА О ПЕДАГОГЕ» 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
  ГЛАВНАЯ arrow ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ arrow И.В. МАНУЙЛОВА: «ПРИОРИТЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СТАЛА ЗАБОТА О ПЕДАГОГЕ»
    
Версия для печати Печать...

16.01.2014

На вопросы о реализации комплексных программ модернизации региональных систем образования и о здоровьесберегающих технологиях, как одном из направлений данных программ, отвечает заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию, депутат Государственной Думы ФС РФИрина Викторовна Мануйлова.

Ирина Викторовна, расскажите, какие изменения в сфере реализации комплексных программ модернизации региональных систем образования произошли за последние три года?

– 120 млрд рублей, выделенные на модернизацию региональных систем образования, – это серьезный шаг вперед, который заставил субъекты Российской Федерации подтянуться. Работа ведется в основном в двух направлениях: во-первых, доведение уровня заработной платы работников образования до средней по региону, и, во-вторых, – капитальные ремонты образовательных организаций.

В каких-то субъектах Российской Федерации проект был реализован более успешно, в каких-то – менее, но позитивные изменения произошли во всех без исключения регионах. Во всех уголках России можно увидеть сегодня новые современные школы, и  не только в мегаполисах, но и в малых городах, районных центрах, и в небольших поселениях. Когда в  селе появляется новая школа, с современной инфраструктурой, со спортивным залом, с новыми мастерскими и  оборудованными в соответствии с требованиями ФГОС учебными классами, в которых установлены  интерактивные доски и веб-камеры, школа, в которой каждый ребенок имеет возможность действительно получить образование в соответствии с требованиями стандарта, это дорогого стоит. Потому что многие из этих детей живут в неблагоустроенных домах, и для них такая школа – это «окно в мир».  От того, насколько  мы сумеем предоставить нашим детям, особенно проживающим в сельской местности, возможность обучаться в современных школах, зависит решение главной задачи проекта модернизации: качественное образование действительно станет общедоступным или это останется лишь формальной строчкой в новом законе об образовании.

Сейчас много разговоров идет об открытости, как одном из факторов модернизации системы образования: введение электронных дневников и журналов, разработка сайтов для каждой образовательной организации. Насколько быстро происходит модернизация сельских школ именно в этом направлении?

– К сожалению, не так быстро, как хотелось бы. Оборудование в школах есть, но скорость интернета составляет, в лучшем случае, 512 Кбит, а для организации дистанционного обучения, эффективной работы на уроке в режиме онлайн  скорость должна быть не менее 2 Гбит. Сегодня более половины  территории России из-за технических проблем системы связи не удовлетворяют  этим требованиям. Это большая часть восточной территории России, хотя в любом регионе можно найти сельские школы, в которых низкая скорость интернета не позволяет использовать такой важный ресурс в полной мере. Использование  электронного дневника и журнала позволяет установить принципиально новые коммуникационные связи для всех участников системы образования. К сожалению, «не обошлось без ложки дегтя» – сегодня не обеспечено правовое поле применения электронных документов, надзорные  органы при проверках учитывают только традиционные классные журналы. Поэтому учитель вынужден выполнять  двойную нагрузку, заполняя  как  электронный, так и традиционный классного журнала. Фактически мы посягаем на самый дорогой ресурс для учителя – на его время. Надеюсь, что в ближайшее время  этот вопрос будет решен. Электронный журнал и электронный дневник используется практически во всех школах России, но даже там, где замечательные технические условия для их применения, возникает немало других сложных ситуаций. Не случайно и в интернете, и на страницах наиболее популярных педагогических  изданий можно найти немало критических статей по этому вопросу. Но и материалов, в которых отдельные учителя и педагогические коллективы делятся успешным опытом работы с этими ресурсами, тоже немало.
.
По новому закону «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится образовательным уровнем что, соответственно, повлечет за собой изменения в системе образования, как федеральной, так и региональных. Каких изменений ждать, на что они будут в большей степени направлены?

– То, что дошкольное образование стало уровнем общего образования – это, на мой взгляд, большой шаг вперед в развитии российской системы образования. Продолжительность общего образования в России меньше, чем  в ведущих странах Европы и мира, а включение  дошкольной ступени увеличивает продолжительность общего образования. Главное, что  для дошкольного уровня устанавливается федеральный государственный стандарт образования, который предполагает единые требования к условиям организации учебно-воспитательного процесса во всех дошкольных  учреждениях, независимо от его места расположения, формы собственности. Стандарт – это некая единая обязательная для всех планка требований, гарантирующая соответствующий уровень качества образования каждому ребенку.
В сфере дошкольного образования в настоящее время наиболее острыми являются две проблемы: первая - доступность дошкольного образования. Проект «Детские сады – детям» был запущен в 2013 году, на условиях софинансирования регионы получили из федерального бюджета дополнительно 50 млрд рублей  на строительство, реконструкцию и введение дополнительных мест в дошкольных учреждениях. Более 300тысяч дополнительных мест были открыты в детских садах благодаря  проекту, реализация которого будет продолжаться ещё два года.
Но мало построить детский сад, очень важно подготовить педагогические кадры для работы в нем. Согласно требованиям дошкольного стандарта, педагогические работники дошкольного учреждения должны иметь высшее профессиональное образование, но в настоящее время 50 % педагогических работников дошкольных учреждений имеют среднее профессиональное образование.  Следовательно, нужно организовать  массовую  переподготовку этих педагогических работников, а также реформировать  систему  подготовки новых  педагогов для работы во вновь открываемых учреждениях.

– Подготовка и переподготовка кадров – важный элемент комплексных программ модернизации региональных систем образования. Тем более, что за последние пару лет в образовательной среде произошло много ключевых изменений: это и закон «Об образовании в Российской Федерации», и ФГОСы, и профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Какое внимание уделяется данному вопросу?
Реформа педагогического образования – один из важнейших вопросов, который стоит в плане работы Комитета по образованию на ближайший период. Подготовкой педагогических кадров в нашей стране занимаются педагогические вузы и классические университеты. На данном этапе необходимо принципиально пересмотреть программу подготовки педагога, в которой особое место должна занимать  психолого-педагогическая составляющая. Без нее специалист, имеющий высшее образование в области математики, физики, истории, вряд ли сможет стать хорошим школьным учителем. Педагогом в сфере высшего образования – возможно, а вот учителем – нет. Потому что учителю приходится учитывать возрастные и психологические особенности детей, что требует филигранной педагогической техники,  которой можно и нужно научить будущего педагога. Я убеждена, что начинающий педагог состоится только тогда, когда одновременно с теоретической он  получит хорошую практическую подготовку. В течение последних 10 лет произошло уменьшение часов, отведенных на педагогическую практику, что совершенно неоправданно. Изменения должны коснуться и самой педагогической практики. У нас во всех регионах есть немало замечательных школ, которые могут стать площадками для организации педагогической практики. Современная школа очень сильно отличается от школы 10-летней давности. Это другие условия и возможности организации учебного процесса,  это совершенно другой уровень требований к квалификации педагога,  это совершенно другие возможности  личностного, профессионального и карьерного роста учителя. Студенты должны приходить на практику не пассивными слушателями, а активными участниками,  реализующими свои собственные педагогические проекты.
Сегодня  приоритетом государственной политики стала забота о педагоге, государство  ставит эту профессию в число самых важных и самых нужных. Но пока преждевременно говорить о том, что учительская профессия стала престижной. Подготовка и переподготовка кадров, вне всякого сомнения, также  требует  системных изменений. Потому что, с одной стороны, есть проблема недостатка педагогических работников, особенно в сельских школах, с другой стороны -  необходимо улучшить качество подготовки этих специалистов. А для этого требуется внятная концепция педагогического образования в России и соответствующая программа подготовки педагогов. Этих документов пока нет, но первые шаги в этом направлении мы, наконец-то, сделали. 
Министерством образования и науки подготовлен проект Концепции поддержки развития педагогического образования, создан Координационный совет по разработке комплексной программы  обновления кадров для общеобразовательных организаций.

– На Ваш взгляд, готовы ли преподаватели переучиваться, учиться чему-то новому, потому что есть такое мнение, что стандарт – это нечто, навязанное сверху, что-то далекое: разработанное в столице и не имеющее отношения к регионам?

– Стандарт, действительно, направлен на то, чтобы заставлять. Его предназначение – заставить органы исполнительной власти в сфере образования всех уровней  в каждой школе создать условия для получения качественного образования. Инструменты для этого заложены в самом стандарте, потому что под «условиями получения образования» подразумевается набор необходимого оборудования, набор необходимых условий с точки зрения организации учебно-воспитательного процесса, в том числе и уровень квалификации педагогов. Готовы ли сегодня все 100 % учителей к работе в таких новых условиях? Нет, не готовы. Но большая часть педагогов готова учиться, готова повышать свою квалификацию, чтобы соответствовать этим новым требованиям. При этом не надо рисовать радужную картину, потому что одного желания мало. Нужно обеспечить это желание реальными возможностями. Еще не во всех школах созданы современные условия, и мало кто из учителей может позволить себе работать с нагрузкой в 18 часов. Многие по-прежнему работают с нагрузкой более 30 часов, а в таких условиях ни о каких инновациях думать уже не хочется. Это убивает творческое начало даже у талантливого педагога. Поэтому разумная учительская нагрузка, современные условия оснащения учебного процесса, освобождение от бесконечного количества отчетности, которой сегодня завалены и школы, и вузы (вузовские преподаватели начинают жаловаться на то, что у них уже нет времени поработать со студентами),  качественные курсы повышения квалификации, которые отвечают индивидуальному запросу учителя – вот те необходимые условия, которые позволят нашим учителям работать в соответствии требованиями нового стандарта.

– Закон написан юридическим языком, нет ли идеи создать рабочую группу из специалистов, которые бы проводили тренинги или разъясняли сложные положения, ведь, чтобы начать модернизировать систему образования, нужно, чтобы у всех ее участников были ясные представления о целях данного процесса?

– Что касается нового закона, нужно выразить благодарность Министерству образования и науки Российской Федерации, на официальном сайте которого организован очень доступный ресурс в виде ответов на любой запрос. Любой гражданин может получить квалифицированный ответ по любому интересующему вопросу. Министерство образования и науки Российской Федерации провело серию выездных семинаров в субъектах Российской Федерации по разъяснению практики  применения нового закона. Комитет Государственной Думы ФС РФ по образованию  в июне 2013 года провел семинар для руководителей органов законодательной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по введению в действие Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Отдельные вопросы практики применения закона продолжают обсуждаться и сейчас, 11 декабря 2013 года прошли парламентские слушания по теме: «Совершенствование нормативного правового обеспечения дошкольного образования»,  в октябре 2013 года состоялось тематическое заседание Комитета, где рассматривались вопросы нормативно-правового регулирования  среднего профессионального образования. И впредь наиболее важные вопросы, связанные с практикой применения отдельных положений этого закона будут обсуждаться на площадке Государственной Думы ФС РФ в форме парламентских слушаний, круглых столов и  тематических заседаний  Комитета по образованию.

– Сейчас очень популярна тема семейного образования. Как оно влияет на модернизацию региональных систем образования? Кому такой вид образования более выгоден: городам-миллионникам или маленьким региональным поселениям?

- Оно не выгодно ни тем, ни другим.  Семейное образование интересно в первую очередь тем семьям, которые считают, что для своего ребенка они вполне могут организовать обучение самостоятельно, обеспечив максимально индивидуальную образовательную траекторию. Это не зависит от того, где проживает данный ребенок: в крупном городе либо в сельской местности. Но в условиях мегаполисов больше возможностей для получения услуг дополнительного образования: разнообразные студии, музыкальные школы, спортивные секции, которых здесь  гораздо больше, чем в сельской местности. Семейное образование нередко реализуется в семьях, которые по религиозным убеждениям не готовы отдавать своих детей в массовую школу. Механизм реализации  права на получение образования в семье регламентируется сегодня соответствующими рекомендациями Минобрнауки. Важно что, ребенок, в силу ряда причин находящийся на семейном обучении, в любой момент имеет право выйти в общеобразовательное учреждение и продолжить свое образование в очной форме. Он имеет право, завершив определенную ступень, обратиться с заявлением в образовательную организацию с просьбой провести итоговую аттестацию, и после прохождения необходимой процедуры, сдать ГИА, ЕГЭ и получить документ государственного образца.
И хотя слово «экстернат» в новом законе не используется, но фактически для каждого маленького гражданина появляется возможность  получать образование не только в условиях общеобразовательной организации или в условиях  семейного образования, но и в смешанной форме.

– Хотелось бы еще несколько вопросов задать о здоровьесберегающих технологиях, как одном из направлений комплексных программ модернизации региональных систем образования. Необходимо ли педагогу владеть основами психологии, дефектологии, например, для своевременного выявления симптомов переутомляемости у ребенка и для обсуждения возникающих проблем со специалистами данного профиля? 

– Проблема подготовки специалистов уже была затронута. Это как раз относится к получению каждым педагогом по психологии, по общей педагогике, по дидактике необходимого  уровня подготовки, ввиду того, что сегодня школа принимает на обучение разных детей.  К сожалению, детей с ограниченными возможностями здоровья в классах становится вся больше, и для этого есть целый ряд объективных причин.
Совершенно особой технологии обучения требуют дети с гиперактивностью. Если учитель не умеет по внешним признакам определить особенности психотипа каждого ребенка, не умеет подобрать для него оптимальные методы обучения и формы организации учебной деятельности, то маловероятно, что процесс обучения  будет успешен и эффективен. А ведь мы говорим о массовой школе, где наполняемость класса в 25 человек предполагает управление этим микроколлективом так, чтобы каждый из учеников развивался, в соответствии со своими потенциальными возможностями. А еще необходимо обеспечить достижение  каждым ребенком заданных результатов обучения.
Учитель, который не владеет педагогическими техниками и методиками обучения, не способен управлять учебно-воспитательным процессом в классе, не способен организовать проведение урока. Нужно также хорошо представлять себе характеристику всего класса в целом. Если у учителя есть необходимый уровень психолого-педагогической подготовки, тогда, работая совместно с психологом школы, который проводит соответствующее обследование, дает соответствующие рекомендации, педагог легко может выполнить эти рекомендации. Если у него такой подготовки не будет, вряд ли он сумеет это сделать.
Медицинские работники образовательных организаций находятся в ведомстве Министерства образования и науки Российской Федерации или Министерства здравоохранения Российской Федерации? Нет ли у этих двух ведомств расхождений по поводу работы специалиста данной сферы?

– Дело в том, что, принимая два закона: закон «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» и «Об образовании в Российской Федерации» медицинские работники сегодня должны принадлежать своему ведомству, т. е. относиться к учреждениям здравоохранения, тем самым защищаются права данных работников, гарантируется качество помощи, которую они оказывают детям. На практике все не так просто. Дело в том, что практически в любом населенном пункте наблюдается недостаток медицинских работников. Это означает, что медицинская сестра обслуживает одновременно несколько школ или несколько детских садов. Но для того, чтобы делать процесс обучения безопасным, медицинский работник должен присутствовать в учреждении на протяжении всего образовательного процесса. Это особенно важно в детском саду: медсестра должна находиться в данной образовательной организации от момента приема детей до момента ухода последнего ребенка. Никакая скорая помощь не заменит того ежедневного присутствия медицинского работника, который следит за организацией воспитания, за санитарным состоянием учреждения, работает с родителями, воспитателями. Это очень хрупкая и ранимая система. Я не уверена, что решение о передаче медицинских работников в ведение Министерства здравоохранения Российской Федерации является сегодня оптимальным с точки зрения сохранения здоровья наших маленьких граждан. Есть регионы, в которых принято решение сохранить медицинский персонал в штате дошкольных образовательных учреждений.

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017