- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-ПОРТФОЛИО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
 
ГЛАВНАЯ
СРОЧНО В НОМЕР!
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
  ГЛАВНАЯ arrow ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ arrow ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-ПОРТФОЛИО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
    
Версия для печати Печать...

16.01.2014

Статья С.В. Панюковой, д.п.н., профессора, лауреата премии Правительства РФ в области образования, профессора кафедры прикладной математики Рязанского государственного радиотехнического университета, эксперта Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России.

Редакция журнала «Вестник образования России» представляет одного из ведущих авторов и разработчиков в области теории и практики информационного образования – Панюкову Светлану Валерьевну, лауреата премии Правительства РФ в области образования, д.п.н., профессора кафедры дистанционных образовательных технологий Рязанского государственного радиотехнического университета.

Тема докторской диссертации: «Теоретические основы разработки и использования средств информационных и коммуникационных технологий в личностно ориентированном обучении», специальность: 13.00.02. – теория и методика обучения и воспитания (создание и использование средств обучения).

С 2012 года – научный руководитель ИТ-проекта создания и развития социальной сети для ведения веб-портфолио 4portfolio.ru. С 2013 года – руководитель проекта «Организационно-методическое обеспечение создания и ведения электронного портфолио студентов и преподавателей в социальных сетях», поддержанного грантом РГНФ.

Результатами исследовательской и научно-методической деятельности являются свыше ста научных публикаций – монографий, учебников, учебных пособий, статей, тезисов выступлений на различных конференциях.

Материал, предоставленный С.В. Панюковой, раскрывает возможности комбинации технологии портфолио и социальной сети, которая с успехом может быть использована в деятельности образовательных организаций.

Глобальная компьютерная сеть считается великим изобретением ХХ века. Интернет постепенно превратился в огромное, уникальное киберпространство. Следует признать тот факт, что использование интернет-технологий формирует открытую образовательную среду, изменяет приоритеты в системе образования, трансформирует устоявшиеся взгляды на процессы обучения и преподавания. Особое влияние на развитие открытого образовательного пространства оказывают веб-технологии второго поколения. Сервисы веб 2.0 или социальные сетевые сервисы обеспечивают информационное взаимодействие пользователей сети. С каждым годом все большей популярностью пользуются такие социальные сети, как Одноклассники, Вконтакте, Facebook и другие. Но мир не стоит на месте, функциональные возможности существующих сетей совершенствуются, появляются новые сервисы, которые удобно  использовать в учебном заведении. Ответом на новые вызовы, следующим закономерным этапом развития технологии портфолио стало появление его новой формы, которая получила название веб-портфолио (webfolio). Педагоги активно осваивают новые технологии, пытают понять их место и роль в образовательном процессе и в процессе развития личности ребенка. Ведениевеб-портфолио в социальной сети обеспечивает доступ к персональной информации вне зависимости от места работы или учебы, что позволит избежать ненужных трат времени и усилий для неоднократного сбора и представления одной и той же информации на сайте школы, вуза, организации. Работы по написанию методического обеспечения создания и ведения электронного портфолио в социальной сети поддержаны грантом РГНФ.

В качестве примера использования облачных технологий (веб 2.0) в школе и вузе рассмотрим социальную сеть 4portfolio.ru. Сеть предназначена для создания и ведения веб-портфолио обучаемого и педагога. Что же означает это новое понятие? Веб-портфолио представляет собой комбинацию возможностей технологии портфолио и социальной сети. Покажем возможности ее применения для организации дистанционного взаимодействия между участниками учебного процесса.

Веб-портфолио пользователя в социальной сети 4portfolio.ru содержит следующие закладки: «Профиль»,  «Материалы для портфолио»,  «Портфолио»,  «Сообщества».

В закладке «Профиль» есть возможность собрать личную информацию о себе, о семье и увлечениях в свободное от учебы время. Профиль разбит на несколько отдельных блоков, чтобы было удобно  размещать ту или иную информацию в своем портфолио.

В закладке «Материалы для портфолио» накапливается и хранится самая разная информация: резюме, записные книжки, планы, записи для ведения блогов и прочее. Очень удобно использовать эту закладку в качестве копилки файлов в «облаках» и в качестве дистанционного черновика при написании докладов, рефератов, контрольных работ. У каждого пользователя сайта есть свой «тайный уголок», всегда закрытая от посторонних информация, которая размещается в «Материалах для портфолио». Здесь можно хранить файлы, коллекции рисунков, графиков, чертежей, схем, проектов и творческих работ в текстовом, графическом, мультимедийном формате; коллекции ссылок. Если есть желание  продемонстрировать работу учителям и одноклассникам, то следует  разместить материалы на страничке портфолио и открыть к ней доступ.

Закладка «Портфолио» содержит в себе четыре раздела: «Личное портфолио», «Портфолио достижений», «Портфолио отзывов» и «Портфолио документов». Разделы портфолио пользователя представлены на рисунке.

В социальной сети 4portfolio.ru ученики и учителя получают инструменты для представления основных индивидуальных достижений в виде страничек сайта-портфолио. На сайте ученики создают свой виртуальный мир, размещают интерактивный контент. Они заполняют портфолио достижений, размещают не только грамоты и дипломы, благодарности и отзывы, но и сочинения, эссе, контрольные работы, рефераты, доклады, отчеты. Можно систематизировать на страничках новости и сообщения в форумах и блогах, результаты наблюдения за природными явлениями или поведением других людей, приводить анализ их мыслей или поступков.

Приведем примеры содержания страничек портфолио, которые предназначены для использования в учебном процессе.

  • Описание литературного персонажа или исторической личности, ответы на вопросы контрольной работы. На странички рекомендуется вставлять картинки, фотографии, видеоролики и пр.
  • Обучаемые делятся историями о практике, об изученных курсах, о летних каникулах, используя портал в качестве он-лайн хранилища фото, видео, текста.
  •  Отчет  о лабораторной работе, пересказ главы, эссе или тестовое сообщение.
  •  Систематизация новостей и сообщений в форумах и блогах, результаты наблюдения за природными явлениями или поведением других людей, анализ их мыслей.

Ученик, который располагает свои работы на страничках сайта-портфолио, имеет возможность получения помощи, консультации и подсказки учителей и друзей, возможность творить себя и свой мир. Эти инструменты зачастую более эффективны, чем стандартные способы учебного взаимодействия. Всегда есть возможность вернуться к пройденному материалу, даже после завершения изучения темы или раздела.

Закладка «Сообщества» отправляет пользователя на страничку социальной сети для общения с друзьями или представителями сообщества по интересам. В сети 4portfolio.ru под сообщество выделяется специальный мини сайт, который включает в себя первую страничку сообщества, список участников, тематические разделы, странички сообщества, копилку файлов любого формата, форум.

Сетевые сообщества становятся новой формой профессионального взаимодействия. Рекомендуем создавать профессиональные и учебные сообщества. Рассмотрим особенности использования разного рода сообществ в профессиональной деятельности педагога.

В рамках профессиональных сообществ учителя из разных городов и стран дистанционно общаются друг с другом, обсуждают актуальные вопросы, обмениваются методическими разработками и повышают профессиональный уровень. Здесь же есть инструменты для поиска открытых для просмотра страниц других пользователей и интересных тем для дискуссий. Таким образом в социальной сети учитывается потребность каждой личности в общении.

В обучении удобно использовать функционал сети для создания сообщества класса, группы, кружка, школы. Обучаемые представляют в сообщество свои работы в виде странички портфолио для обсуждения, просматривают работы друг друга и комментируют. Такая открытость стимулирует обучаемых. Они  более ответственно подходят к написанию рефератов, эссе, проявляют чудеса креативности. Сетевые сообщества помогают ученикам, учителям и родителям общаться дистанционно после уроков. Дети привыкают к тому, что их работы могут стать предметом общественных обсуждений, учатся отстаивать свою точку зрения, выслушивать критику. Средства телекоммуникаций помогают организовать проектную деятельность учеников из разных школ и городов. Сообщества  класса или учебной группы удобно создавать для изучения каждого предмета. Пример названия сообщества: «Изучаем историю. 10-й «А» класс, школа 28, г. Омск». Название сообщества можно редактировать и на следующий год уже указать не 10-й, а 11-й класс.

На первый взгляд общение в социальных сетях в неурочное время увеличивает нагрузку на педагога. Возможность общения педагога и обучаемого в виртуальном мире усиливает степень вовлеченности всех участников в образовательный процесс и серьезно повышает учебную  мотивацию. Например, у ученика теперь есть возможность отправить учителю сочинение или реферат в электронном виде. Учитель проверяет работу в удобное время и пишет свои комментарии. 

Не стоит забывать и о рефлексии. Доступ к работам одноклассников и их активное обсуждение приводит к тому, что ребенок сравнивает и оценивает собственные достижения, пишет свои мысли, делится планами. Веб-портфолио ученика  может стать эффективным инструментом для личностного развития и совершенствования.

Веб-портфолио могут вести ученики и учителя. Веб-портфолио педагога обеспечивает не только представление его успехов и достижений, создание собственного сайта с неограниченным количеством страниц, но и дистанционное взаимодействие с учениками и родителями. Средства информатизации и коммуникации являются катализатором совершенствования форм и методов обучения. Меняется роль и место учителя в учебном процессе. Педагог уже не является  главным носителем учебной информации. Он становится скорее гидом по миру знаний, мудрым помощником в освоении  виртуального пространства. Это обстоятельство усиливает требования к уровню ИКТ-компетентности учителя. Педагоги учатся грамотно применять богатый арсенал новых технологий в учебном процессе, эффективно использовать его для общения и взаимодействия с обучаемыми, родителями и коллегами.

Хотелось бы акцентировать внимание на безопасности персональных данных детей. Полный контроль за безопасностью персональных данных ребенка обеспечивается при выделении для учебного заведения собственной социальной мини сети. Это дополнительная опция. Она позволит расширить возможности сайта школы, обеспечить  внутреннее информационное пространство для общения между учениками, родителями, учителями,  пространство, в которое закрыт доступ посторонним. Здесь же размещаются веб-портфолио учеников, учителей, классов, сообщества педагогов и обучаемых.  На уровень школы или вуза передаются очень важные права - права администрирования учетных записей и модерации сообщений, контроля за действиями пользователей. В этом случае усиливается контроль за безопасностью персональных данных обучаемых. Другие социальные сети не имеют таких инструментов.

В заключение отметим, что социальные сервисы можно и нужно использовать в учебном процессе. Их роль и место еще нужно осмыслить и понять. В настоящий момент можно констатировать, что развитие технологии веб 2.0, появление новых инструментов для сбора и систематизации информации в «облаках», для дистанционного взаимодействия позволяет приобретать знания более простым и понятным для юного поколения способом. Разработка удобных и легко настраиваемых инструментов сети обеспечивает формирование личного виртуального пространства для каждого пользователя, возможность самопредставления своих успехов и достижений, вступления в различные сетевые сообщества для обмена информацией. И если дальше развивать эту мысль, то следует отметить, что постепенное наполнение каждым пользователем персонального интернет-пространства будет способствовать формированию единого информационного пространства общества для информационного взаимодействия, демонстрации достижений, расширения возможности обмена мнениями и идеями, профессионального и личностного роста и развития. 

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

© 2017