Вестник Образования России - Л.Н. БОКОВА: «МЕНЯ ПРИЯТНО УДИВИЛО ТО, ЧТО ЗНАЮТ НАШИ СТАРШЕКЛАССНИКИ О КОНСТИТУЦИИ» 
 
Вестник Образования России
Вестник Образования России
СБОРНИК ПРИКАЗОВ И ИНСТРУКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

   
   
 
ГЛАВНАЯ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ
ШКОЛЬНЫЙ САЛОН
КОНКУРСЫ И ВЫСТАВКИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ЖУРНАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ЖУРНАЛА
 
 
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА
РЕДАКЦИЯ
ПОДПИСКА
ПАРТНЕРЫ
ЗОЛОТОЙ ЗНАК
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
 
 
 
    
Версия для печати Печать...

16.01.2014

Накануне празднования 20-летия Конституции Российской Федерации выпускающий редактор «Библиотечки журнала «Вестник образования России» С.А. Костылева встретилась с членом Комитета Совета Федерации ФС РФ по науке, образованию, культуре и информационной политике Людмилой Николаевной Боковой и побеседовала с ней об открытом уроке, посвященном Основному закону страны, который Людмила Николаевна провела 2 сентября 2013 года в старших классах «Гимназии № 1» г. Балашова Саратовской области.

–  Людмила Николаевна, расскажите, как строился Ваш урок, посвященный 20-летию Конституции РФ?

– Целевой аудиторией урока были выпускные 11 классы – это учащиеся, которые через год будут стоять на пороге новой жизни. Хотелось услышать про их жизненные ценности, поделиться своим примером, а также настроить ребят на определенный разговор. Мною была выбрана тема «Конституция РФ и гражданское общество», и я начала свой урок с вопросов, что ребята знают о Конституции нашей страны. Признаюсь, меня поразили знания школьников: они сами рассказали, что такое Конституция, какие права и свободы человека и гражданина в ней отражены, рассказали об основах общественного строя.
На уроке я акцентировала внимание ребят на понятии «гражданское общество». Дети четко определили, что это очень сложная структура, назвали элементы гражданского общества, назвали свои права и обязанности как учащиеся, как единицы гражданского общества в сфере образования. Прозвучали разные ответы, к сожалению, не до конца, как мне показалось, раскрывшие сущность этого сложного понятия. 

Тем не менее ребята сделали следующий вывод: гражданское общество, с их слов, – это некий посредник между человеком и государством.  Получается, что гражданское общество является неким инструментом, который соединяет две структуры – общество и власть. Мне было приятно, что школьники самостоятельно пришли к подобному выводу, что они умеют рассуждать и анализировать.   

Дальше ученики пришли к не менее интересным заключениям, что гражданское общество помогает бороться с невежеством, бескультурьем, жестокостью. Приятно, что эти слова прозвучал из уст молодых людей, стоящих на пороге большой жизни. Интересно, что они не забыли и про то, что и в их детско-юношеской среде встречаются примеры подобного поведения. И они являются тому противниками. Не должно быть таких проявлений внутри их среды, межнациональных конфликтов и противостояний, говорили ребята. 

Мы также поговорили на тему того, что каждый из них должен сделать, чтобы наше гражданское общество развивалось. Нужно быть реальным участником событий: участвовать  в различных акциях, уважать взрослых, хорошо учиться, подавлять в себе хамское поведение. Это как раз и будет реальное, активно развитие гражданского общества. Ребята согласились с данным утверждением и привели примеры, в каких акциях они уже приняли участие. Это мероприятия по охране окружающей среды, а также поездки и помощь детскому дому.

Кроме вопроса о гражданском обществе, на что еще вы хотели обратить внимание учащихся на уроке?   

– Мы поговорили об одном из ярчайших, на мой взгляд, понятий Конституции – солидарности. Я привела свой пример солидарного поведения, когда водитель маршрутного автобуса, увидев, что на остановке стоит всего один человек, проехал мимо. И пассажиры, возмутившись равнодушием водителя, попросили его остановиться, а сами вышли из автобуса. Дальше я попросила ребят привести свои примеры на простом, бытовом уровне. Было понятно, что школьники прекрасно понимают, что за солидарным поведением стоит дело, которое мы делаем вместе ради какой-то цели.

Как Вы считаете, какое отношение к Конституции должно сформироваться у современных школьников?

– Хотелось бы, чтобы дети не относились к этому документу как к простому листу бумаги. Это основной закон государства, и мой урок был направлен на то, чтобы учащиеся поняли, что мы шаг за шагом должны реализовывать тезисы, прописанные в нем. Это история нашей страны, наши права, которые мы можем реализовывать, должны их защищать и пользоваться ими.

Детям понравился урок?

У нас состоялось очень живое общение. Ребята делились своими впечатлениями, мыслями. В конце они предложили мне, чтобы я поддержала и по возможности приняла участие в тех акциях, которые они вновь будут в этом году реализовывать: это экологические мероприятия, акции на поддержку детей-сирот, детей с ограниченными возможностями.  Считаю, что это отличный итог нашей беседы.

– Как Вы думаете, на какие положения Конституции учителям особенно стоит обратить внимание на уроках истории, обществознания, правоведения?

– Понимаю, что вы говорите о старшеклассниках. Но думаю, что основы Конституции следует изучать уже в начальной школе. Пусть эти занятия будут даваться в игровой форме. Мне действительно хотелось бы, чтобы основные принципы, на которых держится наша Конституция, были понятны детям. Вот в данном уроке мы заострили внимание на таком понятии, как солидарность. А в  Конституции таких базовых принципов и тезисов предостаточно. И каждое нужно объяснить и прокомментировать. Что значит «многоконфессиональное государство», «многонациональный народ», «свобода совести», как мы это понимаем, какие существуют механизмы реализации и т. д. И, конечно же, нужно знать правовое название нашей страны по Конституции: ведь здесь каждый термин наполнен определенным смыслом. Кроме того, дети должны иметь представление о структуре власти, принципе разделения властей. Чтобы опять-таки не создавался миф, что Конституция – это просто сборник ничего не значащих суждений.

То есть у нас основы Конституции преподаются не достаточно полно?

– Лучше, когда есть система, которая постоянно работает. Одни знания должны поэтапно наслаиваться на другие. В начальной школе это могут быть общие понятия, элементарные представления о государстве, в котором мы живем. И от учителя в большинстве своем зависит то, что именно усвоят дети. 
А вот в европейских странах законодательным основам страны уделяется достаточно много внимания. В первом классе дети уже практически наизусть цитируют основной закон своей страны.

В декабре, накануне Дня Конституции, еще будут проводиться какие-то занятия?

– В школах традиционно проводятся классные часы, посвященные Дню Конституции. Когда я работала в образовательном учреждении, то старалась такие часы проводить в игровой форме, чтобы заинтересовать школьников, создать определенную атмосферу. Мне хорошо запомнился урок, который так и назывался «Ваши права». В игровой форме мы пытались разобраться в правовых основах, заложенных в Конституции. Ребята разбирали различные правовые ситуации, пытались их решить. Это было интересно.

Конституции РФ – 20 лет. Как эта, пятая по счету Конституция, повлияла на Вашу судьбу?

– Жить в государстве, свободном, демократическом, где есть огромные возможности выбора своего жизненного пути, с одной стороны, может быть, и не просто и ко многому тебя обязывает. Ты должен максимально оценивать свои силы для того, чтобы достичь определенных результатов и в личностном, и в профессиональном росте.  И самое главное – это умение этими возможностями пользоваться, т.е. выбрать свой правильный путь и идти по нему. Мне интересно жить в наше время, во времена нынешней Конституции и выбирать возможности для реализации выбранного пути.

Расскажите, пожалуйста, об экскурсиях для школьников, которые проводятся в Совете Федерации ФС РФ?

– Экскурсии проводятся регулярно. Для Совета Федерации ФС РФ стало доброй традицией, что сюда приходят талантливые учащиеся, победители различных олимпиад. Отбираются дети, которые хорошо проявили себя в каких-то сферах. Ребята приезжают и из Москвы, и из регионов. Я сама из своей области возила талантливых ребят в Госдуму и Совет Федерации. У меня, к примеру, был ребенок из очень маленького села, который целенаправленно хотел войти в такую группу учеников. Он  настойчиво к этому шел, ответственно собирал материалы для портфолио. Очень трогательный ребенок.  

– А какова роль сенатора в системе государственной власти в соответствии с Конституцией РФ?

– Так как мы являемся верхней палатой парламента, мы уполномочены рассматривать те законопроекты, которые приняты Государственной Думой (нижней палатой). У нас есть право отклонения законопроекта либо его одобрение. От нас многое зависит, потому что именно с нашей площадки закон идет на подпись к Президенту страны. Кроме того, к компетенции Совета Федерации (верхней палаты парламента) относятся: утверждение границ между субъектами Федерации; утверждение Указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопроса об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами государственной территории; назначение выборов Президента России и отрешение его от должности; назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов; назначение на должность и освобождение от нее Генерального прокурора России. В верхней палате Парламента представлены все регионы России: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Какие мероприятия предполагаются в канун 20-летия Конституции в Совете ФедерацииФС РФ?

Безусловно, будет проведен анализ той деятельности,которую мы реализуем. Снимается фильм о Совете Федерации ФСРФ. Он будет популярным и доступнымдля массовой аудитории.
Кроме того, совместно с Минобрнауки России мы подводим итоги конкурса для учащихся на тему 20-летия Конституции. Мы были и инициаторами конкурса, и в то же время вошли в состав жюри. Лучшие работы будут отмечены, и эти ребята, думаю, непременно придут к нам в Совет Федерации ФС РФ. Очень хотелось бы пообщаться с ними лично.

< Пред.   След. >
 

 

 

 
 
Адрес: 119017, г. Москва, НПБ им. К.Д. Ушинского РАО, Б. Толмачёвский пер., д. 3, к. 26; Тел: (495) 959-52-36 Тел/факс: (495) 978-40-33
 
   

Вестник Образования России © 2017